Урок по окружающему миру в 2 классе
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме
«Окружающий мир» по теме "Природное сообщество - поле".
Цель урока :создать условия для изучения сообщества поля как искусственной экосистемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по окружающему миру | 43.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
«Природное сообщество – поле».
Дата проведения | 13 мая 2014 года. |
Тема | Природное сообщество – поле |
Тип урока | Урок первичного предъявления новых знаний |
Цель урока | Создать условия для изучения сообщества поля как искусственной экосистемы |
Задачи | Образовательные: 1)формировать представление о природном сообществе поле как искусственной экосистеме; 2)дать представление о связи между живыми организмами внутри экосистемы поля; 3) объяснить роль человека как создателя искусственной экосистемы. Воспитательные: 1)способствовать принятию ценности природного мира; 2)формировать основы экологического сознания, грамотности и культуры учащихся; 3)способствовать освоению элементарных норм адекватного природоохранительного поведения. Развивающие: 1)осваивать начальные навыки исследовательской деятельности; 2)развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; 3)создать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, наблюдательности. |
Основное содержание темы | -искусственная экосистема – поле; -связь живых организмов внутри экосистемы – поле. |
Используемые приемы, методы, технологии обучения | технология системно-деятельностного подхода; практикум; исследования; интеллектуальная игра; технология развития критического мышления (кластер); работа в группах; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникативные технологии; технология уровневой дифференциации. |
Формы урока | фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Планируемые результаты | Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; осознают собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; развивают навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, самостоятельность. Предметные: понимают необходимость изучения окружающего мира; умеют выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному; умеют пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации. Регулятивные: принимают учебную задачу; анализируют и самостоятельно заполняют таблицы; безошибочно применяют усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умеют рефлексировать свои действия. Познавательные: устанавливают связи между живыми организмами внутри экосистемы поля; объясняют роль человека как создателя искусственной экосистемы; умеют классифицировать, сравнивать, обобщать информацию и рассказать о ней. Коммуникативные: проявляют интерес к общению; формируют умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; делают выводы; демонстрируют элементарные нормы адекватного природоохранительного поведения. |
Ресурсы | Основные: учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» 2 кл., рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 кл., Дополнительные: мультимедийные презентации Power Point «Поле. № 1», «Поле. № 2», «Экосистемы», «Поле и его обитатели» Оборудование: интерактивная доска SMART Board, компьютер, проектор. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка. |
Приемы деятельности учителя | Опрос по изученному материалу; постановка проблемных вопросов, рассказ; организация просмотра мультимедийных презентаций; организация сообщений, помощь выступающим ученикам; диалог, обмен мнениями по поводу усвоения новой темы; подведение итогов. |
Этапы урока
№ | Этап урока, его цель | Использование ИКТ (презентация) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к учебной деятельности. Цель: создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу. | Мультимедийная презентация «Экосистемы» Слайд 2 | Приветствует учеников. -Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением. - Я прошу поднять руку тех, кто хотел бы стать моим помощником на уроке окружающего мира. - Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других. Мотивирует работу учащихся. (на примере слайда) -Мы продолжаем знакомство с биосферой. Эту всемирную экосистему составляют более мелкие экосистемы. Ни в одной экосистеме нет ничего лишнего. Каждая естественная экосистема существует без посторонней помощи. Круговорот веществ в ней замкнут. Обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни. Все обитающие в экосистеме живые организмы называют сообществом. Цепочки из поедающих друг друга живых организмов называют цепями питания. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание. Просматривают слайд 1. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность. |
2. | Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности Цель: 1)актуализировать учебные знания, необходимые для восприятия нового материала. 2)актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. 3)зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности 4)проверить знания по теме «Природное сообщество - луг» | Мультимедийная презентация «Экосистемы» Слайд 3 Слайд 4 | Организует проверку домашнего задания с помощью воображаемой экскурсии, проводит параллель с ранее изученным материалом. - Предлагаю совершить экскурсию на луг. - Распределите обитателей луга по столбцам: производители-потребители-разрушители. Организует проверку. - Составьте схему «Состав почвы». Организует проверку. Загадывает загадку, подводит к теме предстоящего урока. -А сейчас я загадаю загадку, которая поможет догадаться о теме предстоящего урока. - Меня бьют, ворочают, режут, А я молчу да всем добром плачу. | Ученики по очереди работают на интерактивной доске. Появляются разные мнения Распределяют обитателей луга на три группы. Составляют схему (кластер). Отгадывают загадку. (Пахотная земля, поле) | Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности, выдвигать гипотезы. Познавательные: развивать операции мышления (сходство и различие объектов, классифицировать объекты по существенному признаку). Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее. |
3. | Постановка учебной задачи Цель: 1)организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшее затруднение в учебной деятельности; 2)согласовать тему и цель урока; 3)узнать, что такое искусственные экосистемы, какое природное сообщество образуется на поле. | Мультимедийная презентация «Экосистемы» Слайд 5 Слайд 6 | Организует работу по классификации. -Вы замечательно справляетесь с ролью экскурсоводов. -Подготовьтесь, пожалуйста, к следующей экскурсии. -Распределите эти экосистемы на 2 группы: лес, озеро, луг, пруд, поле, аквариум. Организует проверку. -Назовите тему нашей экскурсии. -Вы можете продолжить экскурсию? Почему? -Определите цель урока. | Учащиеся группируют понятия. (Могут возникнуть разные точки зрения.) Проверяют выполнение задания по слайду 5. Называют тему экскурсии: искусственные экосистемы. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. | Мультимедийная презентация «Поле. №1» Мультимедийная презентация «Экосистемы» Слайд 7 | -Итак, тема урока «Природное сообщество – поле». -Давайте посмотрим презентацию «Поле. № 1», она наглядно поможет нам увидеть все, что касается экосистемы поле. Организует показ мультимедийной презентации «Поле. № 1». -Рассмотрим следующий слайд. Совместное составление плана исследования. -Назовите названия культурных растений поля. -Назовите названия сорных растений (сорняков) поля. -Назовите названия животных-вредителей поля. | Просматривают презентацию «Поле. №1». Составляют схему (кластер): обитатели сельскохозяйственного поля. | Коммуникативные: развивать умение работать в статичных группах, проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания. Познавательные: уметь доказывать; выдвигать гипотезы и их обоснование; формулировать проблемы. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: уметь действовать по плану и планировать свою деятельность. |
5. | Физкультминутка | Физминутка «Выросли деревья в поле» (учитель произносит текст физминутки и показывает соответствующие движения) -Выросли деревья в поле.
Вправо-влево, взад-вперед – Он их вертит, он их крутит.
| Потягивания – руки в стороны
Дети машут руками Наклоны вперед. Наклоны вправо-влево, вперед-назад Вращение туловищем Дети садятся за столы | ||
6. | Реализация построенного проекта Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи; при построении нового знания использовать действие со схемами (кластером). | Мультимедийная презентация «Поле и его обитатели» | Организует работу с учебником. -Ребята, найдите дополнительную информацию об обитателях сельскохозяйственного поля. Организует работу в группах. -Давайте разделимся на две группы. 1 группа ищет информацию о культурных растениях поля, 2 группа – о животных поля. 1 группа должна составить схему «Виды полевых культурных растений»; 2 группа – схему «животные поля». Организует показ презентации «Поле и его обитатели». | Работают с информацией учебника (стр.133-136), ищут нужные сведения. Работают в группах. Выступает докладчик от каждой группы . Проверяют схемы по слайдам презентации «Поле и его обитатели». | Познавательные: выводить следствия, построение рассуждений. Коммуникативные: объяснять свою точку зрения. Регулятивные: контролировать собственную учебную деятельность. Личностные: ориентироваться на успех в учебной деятельности. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: 1)проверить свое умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном; 2)проверить умение решать проблемную задачу, отбирать информацию. | Мультимедийная презентация «Экосистемы» Слайд 8
| Организует работу с рабочей тетрадью «Окружающий мир» -Письменно выполните задание, выделив действия, в которых принимает участие человек. | Письменно выполняют задание в рабочих тетрадях с печатной основой «Окружающий мир» (стр. 39) Проверяют по слайду 8. | Личностные: проявлять учебно – познавательный интерес к материалу. Регулятивные: планировать действия, корректировать ответы. Познавательные: редактировать тексты, корректировать ответы. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
8. | Включение в систему знаний и повторение Цель: тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным материалом. | Мультимедийная презентация «Экосистемы» Слайд 9 Мультимедийная презентация «Поле. № 2» | Проводит работу по закреплению и повторению полученных знаний (по слайду 9). -Вставьте в предложения текста пропущенные слова. Организует просмотр мультимедийной презентации «Поле. № 2». | В текст на слайде вставляют пропущенные слова, высказывают и аргументируют свою точку зрения. Просматривают мультимедийную презентацию «Поле. № 2» , комментируют увиденное. | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием. Коммуникативные: оформлять мысли в устной форме. |
9. | Рефлексия деятельности Цель: 1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2)оценить собственную деятельность; 3)зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. | Организует фиксирование содержания. Активизирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Отмечает степень вовлеченности учащихся на уроке. - Итак, подведем итог урока, нам поможет это сделать мини - тест. -Прочитайте вопрос, выберите ответ (работа с индивидуальными разрезными карточками) Тест 1.Назови сорные растения поля: а) сорго, просо, гречиха. б) осот, василек, одуванчик. в) клевер, тимофеевка, лютик. 2.Что произойдет с полем, которое забросил человек? а) там будут расти сорняки. б) там вырастет лес. в) будет пустыня. 3.На этом уроке я: а) учился договариваться с ребятами в команде. б) узнал про искусственные экосистемы. в) был помощником учительницы. -Ребята, оцените свои ответы на уроке и выставьте свою отметку в рабочей тетради на месте «Оценка за урок». | Выполняют задание – тест. Проверяют их в рабочих группах. Самооценивают свои знания. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Личностные: выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. | |
10 | Домашнее задание | Сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения. | Записывают задание в дневник. (учебник, стр. 133-136, подготовить сообщения) |
Сценарий открытого урока окружающего мира во 2 классе.
Ход урока.
I. Вводная часть.
1.Организационный момент.
а) Приветствия.
б) Работа со слайдом 1.
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
а) Проверка домашнего задания.
-Предлагаю совершить экскурсию на луг.
- Распределите обитателей луга по столбцам: производители-потребители-разрушители.
Работа со слайдом 2.
(ответы детей)
б) Работа со слайдом 3.
- Составьте схему «Состав почвы».
(проверка работы)
в) Загадывание загадки.
-А сейчас я загадаю загадку, которая поможет догадаться о теме предстоящего урока.
- Меня бьют, ворочают, режут,
А я молчу да всем добром плачу.
3. Постановка учебной задачи.
-Вы замечательно справляетесь с ролью экскурсоводов.
-Подготовьтесь, пожалуйста, к следующей экскурсии.
-Распределите эти экосистемы на 2 группы: лес, озеро, луг, пруд, поле, аквариум - слайд № 4.
Работа по классификации понятий.
(проверка работы)- слайд №5
-Назовите тему нашей экскурсии.
(Искусственные экосистемы).
-Вы можете продолжить экскурсию? Почему?
-Определите цель урока.
(Изучение сообщества поля как искусственной экосистемы)
II. Изучение новой темы.
1. Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, тема урока «Природное сообщество – поле».
- Давайте посмотрим мульмедийную презентацию «Поле. № 1», она наглядно поможет нам увидеть все, что касается экосистемы поле.
(учитель комментирует по ходу просмотра)
Работа со слайдом № 6.
Совместное составление плана исследования.
-Назовите названия культурных растений поля.
-Назовите названия сорных растений (сорняков) поля.
-Назовите названия животных-вредителей поля.
2.Физминутка «Выросли деревья в поле».
(учитель произносит текст физминутки и показывает соответствующие движения)
-Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
3. Реализация построенного проекта.
(Работа с учебником.)
-Ребята, найдите дополнительную информацию об обитателях сельскохозяйственного поля.
(Организация работы в группах.)
-Давайте разделимся на две группы.
1 группа ищет информацию о культурных растениях поля,
2 группа – о животных поля.
1 группа должна составить схему «Виды полевых культурных растений»;
2 группа – схему «животные поля».
(Проверка схем по мультимедийной презентации «Поле и его обитатели»).
4. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа в рабочей тетради «Окружающий мир» (стр.39)
-Письменно выполните задание, выделив действия, в которых принимает участие человек.
(Проверка выполнения задания по слайду № 7.)
5. Включение в систему знаний и повторение.
а) Закрепление и повторение полученных знаний (по слайду 8)
-Вставьте в предложения текста пропущенные слова.
б) Просмотр мультимедийной презентации «Поле. № 2».
(Учащиеся комментируют увиденное в презентации).
III. Итоги урока.
1.Рефлексия деятельности.
-Итак, подведем итог урока, нам поможет это сделать мини - тест.
-Прочитайте вопрос, выберите ответ (работа с индивидуальными разрезными карточками)
Тест
1.Назови сорные растения поля:
а) сорго, просо, гречиха.
б) осот, василек, одуванчик.
в) клевер, тимофеевка, лютик.
2.Что произойдет с полем, которое забросил человек?
а) там будут расти сорняки.
б) там вырастет лес.
в) будет пустыня.
3.На этом уроке я:
а) учился договариваться с ребятами в команде.
б) узнал про искусственные экосистемы.
в) был помощником учительницы.
( Проверка ответов)
2.Самооценка учащихся за урок.
- Ребята, оцените свои ответы на уроке и выставьте свою отметку в рабочей тетради на месте «Оценка за урок».
3. Домашнее задание.
-Запишите задание в дневник.
(учебник, стр. 133-136, подготовить сообщения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...