Урок по окружающему миру в 2 классе
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме

«Окружающий мир» по теме "Природное сообщество - поле".

Цель урока :создать условия для изучения сообщества поля как искусственной экосистемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по окружающему миру43.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта 

«Природное сообщество – поле».

Дата проведения

13 мая 2014 года.

Тема

Природное сообщество – поле

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока

Создать условия для изучения сообщества поля как искусственной экосистемы

Задачи

Образовательные:

 1)формировать представление о природном сообществе поле как искусственной экосистеме;

 2)дать представление о связи между живыми организмами внутри экосистемы поля;

 3) объяснить  роль человека как создателя искусственной экосистемы.

Воспитательные:

 1)способствовать принятию ценности природного мира;

 2)формировать основы экологического сознания, грамотности и культуры учащихся;

 3)способствовать освоению элементарных норм адекватного природоохранительного поведения.

 Развивающие:

1)осваивать начальные навыки исследовательской деятельности;

2)развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

3)создать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, наблюдательности.

Основное содержание темы

-искусственная экосистема – поле;

-связь живых организмов внутри экосистемы – поле.

Используемые приемы, методы, технологии обучения

технология системно-деятельностного подхода;

практикум;

исследования;

интеллектуальная игра;

технология развития критического мышления (кластер);

работа в группах;

здоровьесберегающие технологии;

информационно-коммуникативные технологии;

технология уровневой дифференциации.

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты

Личностные:

принимают  и осваивают социальную роль обучающегося;

осознают собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

развивают навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, самостоятельность.

Предметные:

понимают необходимость изучения окружающего мира;

умеют выражать свое отношение к прочитанному,  услышанному, увиденному;

умеют пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Регулятивные:

принимают  учебную задачу;

анализируют  и самостоятельно заполняют  таблицы; 

безошибочно применяют усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных  учебных задач;

умеют  рефлексировать свои действия.

Познавательные:

устанавливают связи между живыми организмами внутри экосистемы поля;

объясняют роль человека как создателя искусственной экосистемы;

 умеют классифицировать, сравнивать, обобщать информацию и рассказать о ней.

Коммуникативные:

проявляют интерес к общению;

формируют умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;

делают выводы;

демонстрируют элементарные нормы адекватного природоохранительного поведения.

Ресурсы

Основные:

учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» 2 кл., рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 кл.,

Дополнительные: мультимедийные презентации Power Point  «Поле. № 1», «Поле. № 2», «Экосистемы», «Поле и его обитатели»

Оборудование:

интерактивная доска SMART Board,

компьютер,

 проектор.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.

Приемы деятельности учителя

Опрос по изученному материалу;

постановка проблемных вопросов, рассказ;

организация просмотра мультимедийных презентаций;

организация сообщений, помощь выступающим ученикам;

диалог, обмен мнениями по поводу усвоения новой темы;

подведение итогов.

Этапы урока

Этап урока,

его цель

Использование ИКТ

(презентация)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к учебной деятельности.

 Цель:

создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу.

Мультимедийная

презентация «Экосистемы»

Слайд 2

Приветствует учеников.

-Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.

- Я прошу поднять руку тех, кто хотел бы стать моим помощником на уроке окружающего мира.

- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других.

Мотивирует работу учащихся.

(на примере слайда)

-Мы продолжаем знакомство с биосферой. Эту всемирную экосистему составляют более мелкие экосистемы. Ни в одной экосистеме нет ничего лишнего. Каждая естественная экосистема существует без посторонней помощи. Круговорот веществ в ней замкнут. Обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни. Все обитающие в экосистеме живые организмы называют сообществом. Цепочки из поедающих друг друга живых организмов называют цепями питания.

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание.

Просматривают слайд 1.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливать на успешную деятельность.

2.

Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

 Цель: 1)актуализировать учебные знания, необходимые для восприятия нового материала.

2)актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

3)зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности

4)проверить знания по теме «Природное сообщество - луг»

Мультимедийная

презентация «Экосистемы»

Слайд 3

Слайд 4

Организует проверку домашнего задания с помощью воображаемой экскурсии, проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Предлагаю совершить экскурсию на луг.

- Распределите  обитателей луга по столбцам: производители-потребители-разрушители.

Организует проверку.

- Составьте схему «Состав почвы».

Организует проверку.

Загадывает загадку, подводит к теме предстоящего урока.

-А сейчас я загадаю загадку, которая поможет догадаться о теме предстоящего урока.

- Меня бьют, ворочают, режут,

А я молчу да всем добром плачу.

Ученики по очереди работают на интерактивной доске. Появляются разные мнения

Распределяют обитателей луга на три группы.

Составляют схему (кластер).

Отгадывают загадку.

(Пахотная земля, поле)

Регулятивные:

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности,

выдвигать гипотезы.

Познавательные:

развивать операции  мышления (сходство и различие объектов, классифицировать объекты по существенному признаку).

Коммуникативные:

формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

3.

Постановка учебной задачи

Цель:

1)организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшее затруднение в учебной деятельности;

2)согласовать тему и цель урока;

3)узнать, что такое искусственные экосистемы, какое природное сообщество образуется на поле.

Мультимедийная

презентация «Экосистемы»

Слайд 5

Слайд 6

Организует работу по классификации.

-Вы замечательно справляетесь с ролью экскурсоводов.  

-Подготовьтесь, пожалуйста, к следующей экскурсии.

-Распределите эти экосистемы  на 2 группы: лес, озеро, луг, пруд, поле, аквариум.

Организует проверку.

-Назовите тему нашей экскурсии.

-Вы можете продолжить экскурсию? Почему?

-Определите цель урока.

Учащиеся группируют понятия.

 (Могут возникнуть разные точки зрения.)

Проверяют выполнение задания по слайду 5.

Называют тему экскурсии: искусственные экосистемы. 

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные: 

уметь формулировать цель и учебную задачу урока, самостоятельно создавать  способы решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные:

уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные:

уметь оформлять мысли в устной форме.

4.

Построение проекта выхода из затруднения

 Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Мультимедийная презентация «Поле. №1»

Мультимедийная презентация «Экосистемы»

Слайд 7

-Итак, тема урока  «Природное сообщество – поле».

-Давайте посмотрим презентацию «Поле. № 1», она наглядно поможет нам увидеть все, что касается экосистемы поле.

Организует показ мультимедийной презентации «Поле. № 1».

-Рассмотрим следующий слайд.

Совместное составление плана исследования.

-Назовите названия культурных растений поля.

-Назовите названия сорных  растений (сорняков) поля.

-Назовите названия животных-вредителей поля.

Просматривают  презентацию «Поле. №1».

Составляют  схему (кластер): обитатели сельскохозяйственного поля.

Коммуникативные: развивать умение работать в статичных группах, проявлять

активность,

строить грамотно речевые  высказывания.

Познавательные: уметь доказывать; выдвигать  гипотезы и их обоснование; формулировать проблемы.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

уметь действовать по плану и планировать свою деятельность.

5.

Физкультминутка

Физминутка «Выросли деревья в поле»

(учитель произносит текст физминутки  и показывает соответствующие  движения)

-Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!


Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.


Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,


Даже толстые стволы
Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?


Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.

Потягивания – руки в стороны


Потягивания руки вверх.


Дети машут руками

Наклоны вперед.

Наклоны вправо-влево, вперед-назад

Вращение туловищем

Дети садятся за столы                                                    

6.

Реализация построенного проекта

Цель:

 зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;

 при построении нового знания использовать действие со схемами  (кластером).

Мультимедийная презентация «Поле и его обитатели»

Организует работу с учебником.

-Ребята, найдите дополнительную информацию об обитателях сельскохозяйственного поля.

Организует работу в группах.

-Давайте разделимся на две группы.

1 группа ищет информацию о культурных растениях поля,

2 группа – о животных  поля.

1  группа должна составить   схему «Виды полевых культурных растений»;

2 группа – схему «животные поля».

Организует показ презентации «Поле и его обитатели».

Работают  с информацией учебника (стр.133-136),

 ищут  нужные сведения.

 Работают  в группах.

Выступает докладчик от каждой группы .

Проверяют  схемы по слайдам презентации «Поле и его обитатели».

Познавательные:

выводить следствия, построение рассуждений.

Коммуникативные:

объяснять свою точку зрения.

Регулятивные:

контролировать собственную учебную деятельность.

Личностные:

ориентироваться на успех в учебной деятельности.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой Цель:

 1)проверить свое умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном;

2)проверить умение решать проблемную задачу, отбирать информацию.

Мультимедийная презентация «Экосистемы»

Слайд 8

        

Организует работу с рабочей тетрадью «Окружающий мир»

-Письменно выполните задание, выделив действия, в которых принимает участие человек.

Письменно выполняют задание в рабочих тетрадях  с печатной основой  «Окружающий мир» (стр. 39)

Проверяют  по слайду 8.

Личностные:

проявлять учебно – познавательный интерес к материалу.

Регулятивные:

планировать действия, корректировать ответы.

Познавательные:

редактировать тексты, корректировать ответы.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия.

8.

Включение в систему знаний и повторение

Цель:

тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным материалом.

Мультимедийная презентация «Экосистемы»

Слайд 9

Мультимедийная презентация «Поле. № 2»

Проводит работу по закреплению и повторению полученных знаний (по слайду 9).

-Вставьте в предложения текста пропущенные слова.

Организует просмотр мультимедийной презентации «Поле. № 2».

В текст на слайде вставляют пропущенные слова, высказывают и аргументируют свою точку зрения.

Просматривают мультимедийную презентацию «Поле. № 2» , комментируют увиденное.

Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием.

Коммуникативные:

оформлять мысли в устной форме.

9.

Рефлексия деятельности

 Цель: 1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2)оценить собственную деятельность; 3)зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания.

Активизирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Отмечает степень вовлеченности учащихся на уроке.

- Итак, подведем итог урока, нам поможет это сделать мини - тест.

 -Прочитайте вопрос, выберите ответ (работа с индивидуальными разрезными карточками)

 Тест  

 1.Назови сорные растения поля: а) сорго, просо, гречиха.

б) осот, василек, одуванчик.

 в) клевер, тимофеевка, лютик.

2.Что произойдет с полем, которое забросил человек? 

а) там будут расти сорняки.

б) там вырастет лес.

в) будет пустыня.

 3.На этом уроке я:

а) учился договариваться с ребятами в команде.

б) узнал про искусственные экосистемы.

 в) был помощником учительницы.

-Ребята, оцените свои ответы на уроке и выставьте свою отметку в рабочей тетради на месте «Оценка за урок».

Выполняют задание – тест.

Проверяют их в рабочих группах.

Самооценивают свои знания.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контролировать  и оценивать  процесс и результаты деятельности,

уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Личностные:

выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

осуществлять итоговый контроль, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.

10

Домашнее задание

Сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения.

Записывают задание в дневник.

(учебник, стр. 133-136, подготовить сообщения)

Сценарий открытого урока окружающего мира во 2 классе.

Ход урока.

I. Вводная  часть.

1.Организационный момент.

а) Приветствия.

б) Работа со слайдом 1.

2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

а) Проверка домашнего задания.

-Предлагаю совершить экскурсию на луг.

- Распределите  обитателей луга по столбцам: производители-потребители-разрушители.

Работа со слайдом 2.

(ответы детей)

б) Работа со слайдом 3.

- Составьте схему «Состав почвы».

(проверка работы)

в) Загадывание загадки.

-А сейчас я загадаю загадку, которая поможет догадаться о теме предстоящего урока.

- Меня бьют, ворочают, режут,

А я молчу да всем добром плачу.

3. Постановка учебной задачи.

-Вы замечательно справляетесь с ролью экскурсоводов.  

-Подготовьтесь, пожалуйста, к следующей экскурсии.

-Распределите эти экосистемы  на 2 группы: лес, озеро, луг, пруд, поле, аквариум - слайд № 4.

Работа по классификации понятий.

(проверка работы)- слайд №5

-Назовите тему нашей экскурсии.

(Искусственные экосистемы).

-Вы можете продолжить экскурсию? Почему?

-Определите цель урока.

(Изучение сообщества поля как искусственной экосистемы)

II. Изучение новой темы.

1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Итак, тема урока  «Природное сообщество – поле».

- Давайте посмотрим  мульмедийную презентацию «Поле. № 1», она наглядно поможет нам увидеть все, что касается экосистемы поле.

(учитель комментирует по ходу просмотра)

Работа со слайдом № 6.

Совместное составление плана исследования.  

-Назовите названия культурных растений поля.

-Назовите названия сорных  растений (сорняков) поля.

-Назовите названия животных-вредителей поля.

2.Физминутка «Выросли деревья в поле».

(учитель произносит текст физминутки  и показывает соответствующие  движения)

-Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!

Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.


Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,


Даже толстые стволы
Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?


Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.

3. Реализация построенного проекта.

(Работа с учебником.)

-Ребята, найдите дополнительную информацию об обитателях сельскохозяйственного поля.

(Организация работы в группах.)

-Давайте разделимся на две группы.

1 группа ищет информацию о культурных растениях поля,

2 группа – о животных  поля.

1  группа должна составить   схему «Виды полевых культурных растений»;

2 группа – схему «животные поля».

(Проверка схем по мультимедийной презентации «Поле и его обитатели»).

4. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа в рабочей тетради «Окружающий мир» (стр.39)

-Письменно выполните задание, выделив действия, в которых принимает участие человек.

(Проверка выполнения задания по слайду № 7.)

5. Включение в систему знаний и повторение.

а) Закрепление и повторение полученных знаний (по слайду 8)

-Вставьте в предложения текста пропущенные слова.

б) Просмотр мультимедийной презентации «Поле. № 2».

(Учащиеся комментируют увиденное в презентации).

III. Итоги урока.

1.Рефлексия деятельности.

-Итак, подведем итог урока, нам поможет это сделать мини - тест.

 -Прочитайте вопрос, выберите ответ (работа с индивидуальными разрезными карточками)

 Тест  

 1.Назови сорные растения поля: 

а) сорго, просо, гречиха.

б) осот, василек, одуванчик.

в) клевер, тимофеевка, лютик.

2.Что произойдет с полем, которое забросил человек? 

а) там будут расти сорняки.

б) там вырастет лес.

в) будет пустыня.

 3.На этом уроке я:

а) учился договариваться с ребятами в команде.

б) узнал про искусственные экосистемы.

в) был помощником учительницы.

( Проверка ответов)

2.Самооценка учащихся за урок.

- Ребята, оцените свои ответы на уроке и выставьте свою отметку в рабочей тетради на месте «Оценка за урок». 

3. Домашнее задание.

-Запишите задание в дневник.

(учебник, стр. 133-136, подготовить сообщения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"

Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...