"Как зимовали наши предки". 3 класс, УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
"Как зимовали наши предки". 3 класс, УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как зимовали наши предки | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающий мир
Тема: Как зимовали наши предки
Цели и задачи:
-создать условия для формирования целостного представления у детей знаний о занятиях и обычаях наших предков зимой;
-воспитывать уважение к делам наших предков и старинным обычаям.
Планируемые результаты
Личностные:
-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;
- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
- развивать воображение;
- формировать общее представление об обычаях наших предков;
- воспитывать у детей чувство ответственности.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник 3 класс "Окружающий мир" 2 часть (Поглазова О.Т.) учебная презентация, вещи (прялка, ложки, полотенца), предметы для гадания.
Этапы урока. Методы. Приемы. | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент. Мотивационный этап. Словесный: слово учителя | 3 мин | Говорить друг другу: «Здравствуй», значит желать здоровья. В природе есть солнце. Оно светит, греет, всех нас любит. Так пусть же поскорее каждый его лучик заглянет к нам в класс и придаст нам сил, здоровья, уверенности в своих знаниях. | Проверять готовность к уроку. Приветствовать учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Постановка учебной задачи, целеполагание. Словесный: слово учителя Словесный: ответы на вопросы | 5 мин Сл.1 Сл.2 Сл.3 | Зиму в народе называют ласково зимушка – зима, матушка зима, чародейка, белолицая красавица. Послушайте стихотворение П.Вяземского: Здравствуй, в белом сарафане Из серебряной парчи, На тебе горят алмазы, словно яркие лучи. Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица душа, Белоснежная лебедка, Здравствуй, матушка-зима. -Какие изменения в неживой природе происходят зимой? (Отметить погоду) -Как изменилась жизнь животных зимой? Давайте вспомним, чем занимались наши предки летом и осенью? (Косили траву, заготавливали сено). В августе начиналась уборка хлебов. (Срезали колосья, жали, вязали в снопы, обмолачивали колосья цепами, мололи на мельнице.) Очень тяжела была работа крестьян. Как она называлась? (Страдой). А какие обычаи, как вы думаете, были у наших предков зимой? Чем они занимались? Как вы думаете, какая тема урока? Какие цели поставим? | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Отвечать на вопросы. Формулировать тему урока. Определять цели урока. | К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи. Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; Р: целеполагание; |
3. Решение частных задач Словесный: слово учителя Словесный: ответы на вопросы Словесный: ответы на вопросы Динамическая пауза Словесный: слово учителя Словесный: ответы на вопросы Практический: работа с учебником Словесный: ответы на вопросы | 5 мин Сл.4 Сл.5 4 мин 3 мин 5 мин 5 мин Сл.6 Сл. 7-11 5 мин Сл.11-16 | Наши предки очень ждали зиму. Зимой устанавливался санный путь, по которому можно дрова и сено привезти). 22 декабря. Чем интересен этот день? (День Солнцеворота) Радовались, что день будет прибавляться. Говорили: На солнцеворот медведь в берлоге поворачивается на другой бок. После солнцеворота хоть на воробьиный скок да прибудет дня. В этот день пекли круглый хлеб, выдавливая в середине солнечный круг с лучами. Ночью жгли костры, встречали первые солнечные лучи, помогая закличками. Радовались тому, что можно немного передохнуть после тяжелых летних и осенних сельских работ. Говорили: «Зима за морозы, а мужик за праздники». Святки это двухнедельные новогодние празднества, которые исстари отмечали наши предки. Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья и радости. Самым веселым на святки было колядование, или колядки. А начинались они в рождественский сочельник, т. е. в ночь с 24 декабря на 25 (по старому стилю). -А что такое Коляда? Что такое колядки? (Коляда – дохристианский славянский праздник, связанный с зимним и солнцестоянием и Новым годом - теперь вытесненный Рождеством и Святками.) Следует отметить, что самыми первыми начинали колядовать дети, а взрослые колядовали обычно после полудня. Интересно, что в некоторых местностях на юге колядовали только мужчины. Севернее - также девушки и дети. Кроме славления колядки сопровождались ряжением в маски и костюмы, чтобы быть неузнаваемыми. Рядились в животных: коз, медведей, лошадей. Любили рядиться цыганами. Парни наряжались барынями, девушки - удалыми гусарами. Всюду чувствовалось веселье! Участники обряда колядования распевали песни, ходили по домам, желали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами - это была жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, собранная еда коллективно поедалась. Физминутка: «Что делали зимой» Что делали зимой, Дай, дружок, мне ответ. Слушай внимательно, Отвечай «да» иль «нет»! В снежки играли вы с друзьями? Грибы по лесу собирали сами? С горки на санках катались? В деревне в речке купались? По лесу на лыжах бродили? А много цветов находили? В саду своем грядки копали? А с Дедом Морозом плясали? Друзья, не устали еще отвечать? А через год зиму ждете опять? Покажите, как катались на лыжах, на коньках, как играли в снежки, как бегали. Гадания. Всегда хочется заглянуть вперед, узнать, что же нас ждет. Узнать, урожайным ли будет новый год, что их ждет – бедность или богатство. Предсказать судьбу можно посредством гаданий. Гадания были разные. В глубокую миску наливали воду и заговаривали: Ты, вода, не шуми, Посуду с водой несли на улицу и ставили на скамейку у крыльца. А утром смотрели, что получилось. Лед застыл ровнешенько – Будет жизнь прямешенькой. Лед поднимается буграми –И горе, и счастье будут с вами. -Приносили на святки в избу сноп пшеничный или охапку сена и зубами вытаскивали соломинку да травинку. Полный колос предвещал хороший урожай, а длинная травинка – хороший сенокос. -С годами интерес к гаданию сохранила только молодёжь, особенно девушки. На святках взрослые девицы ворожили. В какой стороне живёт суженый? – «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». В какую сторону покажет конец башмака, там и живёт суженый. Чтобы узнать свою судьбу, «ярый воск топили». По образовавшимся фигурам судили о своем жребии: похоже на церковь – к венчанию. Самым распространённым было подблюдное гадание. Самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой Но не только праздновали наши предки. Какими были заботы зимой наших предков? Откройте учебник на стр. 123. - Чем занимались мужчины? (Слайды. Рубили дрова, привозили сено, вырубали проруби. Шили обувь, чинили упряжь, телеги, готовили сохи и бороны для весенних работ. Мальчики помогали отцам. Ухаживали за лошадьми, делали нехитрую посуду, мебель, наличники, мастерили игрушки). - Чем занимались женщины? (Слайды. Носили воду, кормили семью, ухаживали за животными, пряли пряжу, ткали полотно, шили одежду, салфетки, полотенца, нянчились с малыми детьми. А девочки помогали им. Показать ученикам прялку, веретено, старинные игрушки, посуду) - Чем занимались наши предки в старину зимой? Как им помогали дети? -Как назывался старинный праздник, после которого начинает прибывать день? | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Слушать учителя. Выполняют физические упражнения. Высказывать предположения. Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Читать текст в учебнике Отвечать на вопросы | К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме; К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками; П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме; П: развитие умения анализировать познавательный объект; П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; |
4. Итог урока. Домашнее задание. Словесный: слово учителя | Сл.17 5 мин Сл.18 | Вот и подошел к концу наш урок. Лучики солнца заглянули в наш класс. Если вам понятно как наши предки зимовали, какие у них были праздники и заботы, если вам понравился урок, то выберите лучик с восклицательным знаком. Если остались вопросы, на которые вам хотелось бы найти ответы, возьмите лучик с вопросительным знаком. (На доске приклеить лучики). Наше солнышко готово! Пусть у вас будет такое же хорошее настроение, как у нашего солнышка. Ведь впереди Солнцеворот! Спасибо всем за хорошую работу на уроке. Домашнее задание - Откройте дневник, запишите домашнее задание. Читать, стр. 122– 125, вопросы № 1–3. | Отвечать на вопросы. Проводить самоанализ. Записывать домашнее задание. | Л: определяют личностный смысл изучения темы; Р: умение давать самооценку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки".
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе.Тема: «Как зимовали наши предки»( По учебнику О.Т.Поглазовой и В.Д.Шилина «Окружающий мир»)...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...
Фрагмент работы урока окружающего мира по теме "Как зимовали наши предки"
Ознакомление с данной статьей в учебнике рекомендую после вступительной беседы в начале урока. Данная работа предполагает получение нового материала самостоятельно в группах, используя зна...
Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме: "Наши предки - древесные жители", Образовательная система "Школа 2100", (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)
Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме "Наши предки - древесные жители", Образовательной системе "Школа 2100" , (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С....
Время: Одежда наших предков, 4 класс, УМК "Гармония" "Поглазова"
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Время: Одежда наших предков"....
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки" УМК "Гармония"
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки" УМК "Гармония". Архив содержит презентацию к уроку и конспект уроку. Рекомендую использовать в своей п...