Конспект по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект по окружающему миру для 4 класса "Начало Российской империи" по программе "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiyskaya_imeriya.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Начало Российской империи.
Цели: формирование представлений о преобразованиях в жизни страны в эпоху Петра I; о создании отечественных армии и флота, науки и образования; познакомить с историей возникновения города Санкт-Петербурга.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать е наблюдательности при работе с иллюстрированным материалом; обучать учащихся формулировать тему урока, подводить итог; осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников;
Личностные: поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир» 4 класс. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива»;
- тетрадь на печатной основе;
- А.С.Пушкин. Поэма «Медный всадник» (отрывок);
- Презентация к уроку.
Этапы урока | Время | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
I.Орг.момент -словесный (ответы на вопросы) -прием: подводящий диалог | 2 мин | Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, четко говорим И тихонечко сидим. | Приветствуют учителя и друг друга, настраиваются на плодотворную и творческую работу. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
II.Мотивационный этап словесный (ответы на вопросы) -подводящий диалог | 7мин. | -С какой темой мы познакомились на прошлом урок? - В чем заключается подвиг Гермогена? - Как его слово повлияло на единение народов Руси против захватчиков? - Кто захватил русские города? ( Поляки, шведы). - Кто призвал русских людей постоять за родную землю? (Козьма Минин). - Где это произошло? ( В Нижнем Новгороде) - Что создали для борьбы с врагами? ( Народное ополчение). - Кого пригласили возглавить народное ополчение?( Во главе войска встал князь Дмитрий Пожарский). - Когда народное ополчение двинулось к Москве? ( Это было в 1612 г.) - С каким войском произошел бой около Москвы? ( С польским). - Как русский народ отблагодарил своих патриотов? ( Спустя два века на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник). - Кто был избран на престол в 1613 г.? (Михаил Федорович Романов). Итак, мы с вами узнали, что в связи с загадочной гибелью царевича Дмитрия в Московском царстве началась жестокая борьба за власть. Объявились самозванцы, выдававшие себя за царевича Дмитрия. В стране настало Смутное время, для борьбы с врагами создали народное ополчение, на престол был избран царь Михаил Романов. А к каким временам в истории нашей страны относятся эти события? (временам Московского государства) Сегодня мы познакомимся с периодом, когда нашей страной правил еще один государь. Послушайте, пожалуйста, отрывок из поэмы А.С. Пушкина. На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный челн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал он: Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. - О каком городе говорится в отрывке из поэмы? ( О Петербурге). - По приказу какого царя воздвигнут этот город? (По приказу Петра I) - Что вы знаете о Петре I? - Над какой темой мы будем сегодня работать? - А какие цели поставим перед собой? (узнать, кто такой Петр I, почему его называют Петр Великий). Правильно, сегодня мы познакомимся с царем Петром, узнаем, что нового получилось в жизни страны в его правлении. | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. | Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные: - использовать речевые средства для представления результата. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе. Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. |
III. Актуализация знаний и умений - работа с презентацией - рассказ | 6 мин 3мин. | - Рассмотрите изображения слепка. Как вы думаете, чья это ладонь здесь изображена? (изображена ладонь Петра I). Этот отпечаток в стальной форме хранится в Музее русского оружия в городе Туле. Сегодня мы поговорим о великом царе – первом императоре. Показываю портрет Петра I. Посмотрите внимательно на портрет. – Что можете сказать о человеке, изображенным на нем? (Что это мужественный, волевой человек. Взгляд его глаз как бы пронизывает нас, можно сказать, глаза проницательного, умного человека. Волевой подбородок). Правильно, мы видим волевого человека, который способен добиться поставленной цели, понимаем, что человек этот привык повелевать, привык, чтобы ему беспрекословно подчинялись и выполняли все его приказы. Современники так описывают Петра: «Не любил сидеть на месте, чаще всего был в движении. Ходил быстро, стремительно, шаги делал большие соответственно своему огромному росту (более 2 метров). При ходьбе широко размахивал руками. Его спутники едва поспевали за ним и вынуждены были бежать вприпрыжку». -Пётр с матерью вынуждены были переселиться в село Преображенское. Ради забавы ему построили крепость со стенами, башнями, рвом и подъёмным мостом. Для военных забав и потех из сверстников Петра были созданы 2 потешных полка – Семёновский и Преображенский. Потешные солдатики Петра с точностью настоящих солдат выполняли все команды своего маленького командира. Впоследствии составили два полка и стали настоящей опорой царю. | Отвечают на вопросы, строят предположения. Слушают рассказ. Отвечают на вопросы. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений. Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Регулятивные: -уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
IV.Постановка учебной задачи и ее решение - работа с учебником | 7 мин 10 мин | Работа по учебнику. Чтение статьи на с. 44-45. - Какая обстановка была в нашей стране после событий Смутного времени? (шла борьба за Смоленск и другие города, захваченные поляками). - Какие задачи стояли перед первыми царями династии Романовых? (задача – укрепление России). - Какие города были возвращены нам после выдворения польских захватчиков из страны? ( Смоленск и другие города). - Кто привил маленькому царевичу любовь к знаниям? ( дьяк Никита Зотов). - Какую книгу всегда носил с собой Петр? («Истории лицевые с прописьми – рассказы с рисунками о русской старине). - О каких подвигах рассказывал Никита Зотов мальчику? (рассказывал про дела отца, про царя Ивана Грозного, про князей Дмитрия Донского, Александра Невского). - Какие науки изучал царь за границей? (обучался математике, артиллерии, искусству сооружения крепостей и укрытий). - Какие заводы были основаны по приказу царя? (полотняные, суконные, чугунно-литейные, железоделательные) Какие города возводились на севере России? (Петрозаводск, Екатеринбург и другие). Чтение статьи на с. 46 - Какие задачи ставил перед собой Петр I на будущее? (планировал развивать науку, построить хорошие сухопутные дороги) - Какой титул принял в этом городе царь в 1721 г.? (титул императора, титул Петра Великого) Выполнение заданий в рабочей тетради. №2 с. 25. - После выполнения задания выполняется проверка в парах. № 3, с. 25. - Обозначь на схеме «Река времени» (с. 40-41) век, когда Санкт-Петербург стал столицей России. - Взаимопроверка. | Познавательные: -уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ. Коммуникативные: - использовать речевые средства для представления результата. Познавательные: -уметь находить ответы на вопросы в тексте Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. | |
V.Домашнее задание | 1 мин | 1. Учебник: с. 44-47, ответить на вопросы. 2. Рабочая тетрадь: № 1, с. 24. | Записывают домашнее задание. | |
VI.Рефлексия словесный (ответы на вопросы) | 5мин | - Какую задачу мы ставили на урок? - Мы ответили на эти вопросы? - Вы хотели бы узнать больше об этом человеке? - А где вы можете взять информацию? - Во сколько лет Петр был провозглашен царем? (В 10 лет). - Как назывался его игровой полк? ( Потешный). Что дала Петру I эта игра? (Игра переросла в серьёзное увлечение Петра военными науками). Ребята, свой урок я хочу закончить стихотворением о Петре I. Пилить, строгать любил. Тем паче, Любил пальбу и тарарам. Он даже тешился иначе, Чем было принято царям. Он строил новую обитель Из обветшалого двора. Он был единственный правитель, Кто ведал тяжесть топора. | Анализируют свою деятельность. | Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. Личностные: -способность к самооценке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...