Размножение и развитие животных (окружающий мир , 3 класс «Школа России» )
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

·     Сценарий урока (учебного занятия) по теме: Размножение и развитие животных. Урок для 3 класса по программе "Школа России".        

  Учебный материал  даётся не в готовом виде, а развивающего характера. Ученики должны самостоятельно определить тему занятия. Учебную деятельность на уроке формируют фронтальная, групповая и индивидуальные формы работы.

     На уроке  реализованы принципы наглядности, научности , доступности , принцип связи обучения с жизнью.

       Работа в группах позволяет организовать взаимодействие учащихся между собой, создать условия для само- и взаимообучения детей.

 На этапе рефлексии ученики сами оценивают свою работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработала: учительница начальных классов «Средней общеобразовательной школы  №32 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Набережные Челны Садыкова Земфира Салиховна

Тема урока:   Размножение и развитие животных (окружающий мир , 3 класс «Школа России» )

Цель: познакомиться с особенностями развития и размножения животных

Задачи: формировать в рамках урока универсальные учебные действия

Личностные УУД :

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

-  умение определять своё отношение к миру.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

1. Общеучебные универсальные действия:

- формулирование темы урока;

- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения.

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

- синтез как составление целого из частей;

- выбор оснований для сравнения;

- подведение под понятия, распознавание объектов;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;

- выдвижение гипотез.

3. Постановка и решение проблемы:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

 Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

● технология проблемно - диалогического обучения

● технология продуктивного чтения

● технология оценки учебных успехов

● технология групповой работы

Тип урока: урок изучения новых знаний

Ход урока:

1. Мотивация к учебной  деятельности.

А) Вспомните, что вы узнали  на предыдущих уроках  о животном мире? (фронтальный опрос) (6 ученикам раздать тест по прошлой теме)

-Как называется наука о животных?

-На какие  группы  делятся  животные?  Перечислите группы животных.

-Давайте вспомним, на какие группы по способу питания разделили учёные зоологи всех представителей царства животных?

- Как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?

-Какое доброе слово можно сказать о хищниках?

-Как связаны живые существа между собой?

-С чего начинаются цепи питания?

Б) -А сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему.

-Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте положим головы на руки и закроем глаза. Представим мы попали в 2008 год. Вам по 1 годику. Какими хорошенькими и смешными вы были в маленьком возрасте. Кто смог представить?

-Как называют маленьких детей? (ребенок)

2. Создание проблемной  ситуации и формулирование проблемы  учениками.

Работа в группах:

У человека – ребенок;

у лисы – лисенок;

у кошки – котенок;

у утки – утенок?;

у бабочки – ?;

у кузнечика – ?

(Выслушиваются ответы детей по группам.)

- Версий много, а какие же из них правильные, мы узнаем чуть позже.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Тема нашего урока: “Развитие и размножение животных”

- Мы  познакомимся  с развитием и размножением животных

4. Открытие  новых знаний.

А) Размножение и развитие насекомых.

 - У вас на столе лежат листки, вам нужно в парах попробовать разложить картинки в правильной последовательности развития бабочки.

- А сейчас проверим, откройте учебники на с. 100-101 и прочитайте текст «Размножение и развитие насекомых». (про себя)

- Поднимите руку ученики, которые верно расставили картинки.

- Молодцы, проверим: с чего начинается развитие бабочки, что происходит далее с личинкой… Также развиваются пчелы, мухи, комары.

- О каком еще насекомом говорится в тексте? (кузнечике)

- Расскажите о развитии кузнечика.  Также развиваются тараканы и саранча.

- Итак, вы узнали про два способа развития насекомых. В чем же их различие?

- Вернемся к первому заданию, что надо было вписать возле бабочки и кузнечика.

Б) Размножение и развитие  рыб, земноводных и пресмыкающихся.

Отгадайте загадку:

Быстро плавали в реке,

Оказались на крючке.

Тут не до улыбки!

Кто же это? (рыбки)

- Рыбы мечут, мы едим! Что это? (икра)

- Что появляется из икры? (мальки) А из мальков?

Рыбы откладывают икру, из нее появляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Период, когда рыбы мечут икру, называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах буквально ползут по дну. После нереста многие погибают.

- Как вы думаете, а лягушки откладывают икру?

- На с.102 прочитайте текст о развитии и размножении рыб, земноводных и пресмыкающихся. (3 ученика)

- Как развиваются земноводные?

- Кто такие пресмыкающиеся? Зачитайте, как они размножаются (читает 1 ученик)

В) Размножение и развитие птиц.

- Откуда появляются птенцы?

- Это известно всем. А что появилось раньше яйцо или курица? (если ответят яйцо, как  же оно появится без курицы)

- Это вопрос, на который много лет не могут ответить даже профессора. Хотя появилась версия, послушайте: Джон Брукфилд, специалист по эволюционной генетике из Ноттингемского университета, следующим образом обосновывает эту точку зрения: "В процессе жизни животного генетический материал сохраняется неизменным. Следовательно, первая птица, которая постепенно превратилась в того, кто является современной курицей (видимо, это было еще в доисторические времена) , сначала существовала в виде эмбриона внутри яйца". Живой организм, скрытый в яичной скорлупе, имеет ту же ДНК, что и птица, которая из него в будущем вылупится. Из всего этого можно заключить, что в эволюционном смысле первым все-таки было яйцо. Вот так!

- Прочитайте о размножении и развитии птиц на с.102-103 (жужжащим чтением)

- Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время.

Г) Размножение и развитие зверей.

- Выступление ученика

- Как развиваются звери? (Детеныш- взрослое животное)

5.Закрепление .  Работа в группах.

(На листке заполнить таблицу, приклеить  маленькие листочки: бабочки, рыбы, земноводные, птицы, звери, яйцо, икра, детеныш и т.д.)

Группы животных

Размножение и развитие

Проверка : выступление командиров

6. Рефлексия

Тест

( раздать листки, дети должны составить слово из правильных ответов)

1. Кто выкармливает детёнышей молоком?

а) птицы     и) звери     б) рыбы

2.Какое слово пропущено:

икринка---------………----------рыба

а) личинка     т) малёк     б) головастик

3.Какое животное относится к рыбам?

а) дельфин     б) бегемот     о) карп

4. Когда охота запрещена?

а) зимой      г) весной      б) осенью

напиши ответы в таблице

№ вопроса

1

2

3

4

Ответы

Правильные ответы составили слово ИТОГ.

- Подведем итог урока.

– Какие из животных откладывают яйца?    (Насекомые, пресмыкающиеся, птицы)

– Кто три раза родится? (Насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое)

 – Чем отличается размножение зверей от других животных? (Звери рождают детенышей)

– Сравните размножение рыб и земноводных (Откладывают икру )

– Сравните размножение пресмыкающихся и птиц (Откладывают яйца )

7. Итог урока

- Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок?

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Д/З- с.               Перечитать, ответить на вопросы «Проверь себя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 3 класс "Размножение и развитие животных" УМК "Школа России"

Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Размножение и развитие животных". Вначале урока - стихотворение, которое даёт положительный, эмоциональный настрой на урок. С помощью загадок и наводящих вопр...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Размножение и развитие животных" (Программа "Школа России")

Урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Размножение и развитие животных" с использованием различных современных технологий: ИКТ,  диалоговых, здоровьесберегающих. Насыщен различными ЭОР....

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

Проект урока по окружающему миру. Тема : "Разнообразие животного мира" 2 класс "Школа России"

Урок построен , используя технологию критического мышления...