Размножение и развитие животных (окружающий мир , 3 класс «Школа России» )
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
· Сценарий урока (учебного занятия) по теме: Размножение и развитие животных. Урок для 3 класса по программе "Школа России".
Учебный материал даётся не в готовом виде, а развивающего характера. Ученики должны самостоятельно определить тему занятия. Учебную деятельность на уроке формируют фронтальная, групповая и индивидуальные формы работы.
На уроке реализованы принципы наглядности, научности , доступности , принцип связи обучения с жизнью.
Работа в группах позволяет организовать взаимодействие учащихся между собой, создать условия для само- и взаимообучения детей.
На этапе рефлексии ученики сами оценивают свою работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработала: учительница начальных классов «Средней общеобразовательной школы №32 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Набережные Челны Садыкова Земфира Салиховна
Тема урока: Размножение и развитие животных (окружающий мир , 3 класс «Школа России» )
Цель: познакомиться с особенностями развития и размножения животных
Задачи: формировать в рамках урока универсальные учебные действия
Личностные УУД :
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- умение определять своё отношение к миру.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
1. Общеучебные универсальные действия:
- формулирование темы урока;
- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения.
2.Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
- синтез как составление целого из частей;
- выбор оснований для сравнения;
- подведение под понятия, распознавание объектов;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- выдвижение гипотез.
3. Постановка и решение проблемы:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
● технология проблемно - диалогического обучения
● технология продуктивного чтения
● технология оценки учебных успехов
● технология групповой работы
Тип урока: урок изучения новых знаний
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
А) Вспомните, что вы узнали на предыдущих уроках о животном мире? (фронтальный опрос) (6 ученикам раздать тест по прошлой теме)
-Как называется наука о животных?
-На какие группы делятся животные? Перечислите группы животных.
-Давайте вспомним, на какие группы по способу питания разделили учёные зоологи всех представителей царства животных?
- Как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?
-Какое доброе слово можно сказать о хищниках?
-Как связаны живые существа между собой?
-С чего начинаются цепи питания?
Б) -А сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему.
-Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте положим головы на руки и закроем глаза. Представим мы попали в 2008 год. Вам по 1 годику. Какими хорошенькими и смешными вы были в маленьком возрасте. Кто смог представить?
-Как называют маленьких детей? (ребенок)
2. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками.
Работа в группах:
У человека – ребенок;
у лисы – лисенок;
у кошки – котенок;
у утки – утенок?;
у бабочки – ?;
у кузнечика – ?
(Выслушиваются ответы детей по группам.)
- Версий много, а какие же из них правильные, мы узнаем чуть позже.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Тема нашего урока: “Развитие и размножение животных”
- Мы познакомимся с развитием и размножением животных
4. Открытие новых знаний.
А) Размножение и развитие насекомых.
- У вас на столе лежат листки, вам нужно в парах попробовать разложить картинки в правильной последовательности развития бабочки.
- А сейчас проверим, откройте учебники на с. 100-101 и прочитайте текст «Размножение и развитие насекомых». (про себя)
- Поднимите руку ученики, которые верно расставили картинки.
- Молодцы, проверим: с чего начинается развитие бабочки, что происходит далее с личинкой… Также развиваются пчелы, мухи, комары.
- О каком еще насекомом говорится в тексте? (кузнечике)
- Расскажите о развитии кузнечика. Также развиваются тараканы и саранча.
- Итак, вы узнали про два способа развития насекомых. В чем же их различие?
- Вернемся к первому заданию, что надо было вписать возле бабочки и кузнечика.
Б) Размножение и развитие рыб, земноводных и пресмыкающихся.
Отгадайте загадку:
Быстро плавали в реке,
Оказались на крючке.
Тут не до улыбки!
Кто же это? (рыбки)
- Рыбы мечут, мы едим! Что это? (икра)
- Что появляется из икры? (мальки) А из мальков?
Рыбы откладывают икру, из нее появляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Период, когда рыбы мечут икру, называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах буквально ползут по дну. После нереста многие погибают.
- Как вы думаете, а лягушки откладывают икру?
- На с.102 прочитайте текст о развитии и размножении рыб, земноводных и пресмыкающихся. (3 ученика)
- Как развиваются земноводные?
- Кто такие пресмыкающиеся? Зачитайте, как они размножаются (читает 1 ученик)
В) Размножение и развитие птиц.
- Откуда появляются птенцы?
- Это известно всем. А что появилось раньше яйцо или курица? (если ответят яйцо, как же оно появится без курицы)
- Это вопрос, на который много лет не могут ответить даже профессора. Хотя появилась версия, послушайте: Джон Брукфилд, специалист по эволюционной генетике из Ноттингемского университета, следующим образом обосновывает эту точку зрения: "В процессе жизни животного генетический материал сохраняется неизменным. Следовательно, первая птица, которая постепенно превратилась в того, кто является современной курицей (видимо, это было еще в доисторические времена) , сначала существовала в виде эмбриона внутри яйца". Живой организм, скрытый в яичной скорлупе, имеет ту же ДНК, что и птица, которая из него в будущем вылупится. Из всего этого можно заключить, что в эволюционном смысле первым все-таки было яйцо. Вот так!
- Прочитайте о размножении и развитии птиц на с.102-103 (жужжащим чтением)
- Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время.
Г) Размножение и развитие зверей.
- Выступление ученика
- Как развиваются звери? (Детеныш- взрослое животное)
5.Закрепление . Работа в группах.
(На листке заполнить таблицу, приклеить маленькие листочки: бабочки, рыбы, земноводные, птицы, звери, яйцо, икра, детеныш и т.д.)
Группы животных | Размножение и развитие |
Проверка : выступление командиров
6. Рефлексия
Тест
( раздать листки, дети должны составить слово из правильных ответов)
1. Кто выкармливает детёнышей молоком?
а) птицы и) звери б) рыбы
2.Какое слово пропущено:
икринка---------………----------рыба
а) личинка т) малёк б) головастик
3.Какое животное относится к рыбам?
а) дельфин б) бегемот о) карп
4. Когда охота запрещена?
а) зимой г) весной б) осенью
напиши ответы в таблице
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ответы |
Правильные ответы составили слово ИТОГ.
- Подведем итог урока.
– Какие из животных откладывают яйца? (Насекомые, пресмыкающиеся, птицы)
– Кто три раза родится? (Насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое)
– Чем отличается размножение зверей от других животных? (Звери рождают детенышей)
– Сравните размножение рыб и земноводных (Откладывают икру )
– Сравните размножение пресмыкающихся и птиц (Откладывают яйца )
7. Итог урока
- Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок?
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Д/З- с. Перечитать, ответить на вопросы «Проверь себя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир 3 класс "Размножение и развитие животных" УМК "Школа России"
Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Размножение и развитие животных". Вначале урока - стихотворение, которое даёт положительный, эмоциональный настрой на урок. С помощью загадок и наводящих вопр...
Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Размножение и развитие животных" (Программа "Школа России")
Урок по окружающему миру в 3 классе на тему "Размножение и развитие животных" с использованием различных современных технологий: ИКТ, диалоговых, здоровьесберегающих. Насыщен различными ЭОР....
Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....
Презентация к уроку окружающего мира 3 класс Школа России " Размножение и развитие животных"
Стадии развития божьей коровки...
Проект урока по окружающему миру. Тема : "Разнообразие животного мира" 2 класс "Школа России"
Урок построен , используя технологию критического мышления...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ, 3 класс Школа России
рабочая программа...