Окружающий мир 3 класс "Размножение и развитие животных" УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Размножение и развитие животных". Вначале урока - стихотворение, которое даёт положительный, эмоциональный настрой на урок. С помощью загадок и наводящих вопросов, учащиеся отгадывают группу животных, дают краткую характеристику им. Работая в парах по соотнесению животного к группе, создаётся проблемная ситуация. Сформулировав проблему, определяем тему и цели работы над ней. Открытие новых знаний происходили через различные методы: подводящий диалог, частично-поисковую деятельность, выведение алгоритма, пошаговое заполнение таблицы. в качестве закрепления использованы задания, связанные с работой в учебнике и тетради на печатной основе. Совместное подведение итога урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass_razmnozhenie_i_razvitie_zhivotnykh.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»
Тема «Размножение и развитие животных»
Цели урока:
Образовательные: создать условия для ознакомления обучающихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, или рептилий, птиц, зверей, или млекопитающих; расширить знаний обучающихся о многообразии животного мира.
Развивающие: развивать у обучающихся самостоятельность мышления; учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах; развивать познавательный интерес, любовь к предмету.
Воспитательные: прививать любовь к родной природе;
воспитывать бережное отношение к детёнышам животных.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел звонок, урок начинается.
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения
к себе и окружающим вас людям. Садитесь.
II. Активизация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
1.Беседа о группах животных
Домашние ласкаются,
А дикие кусаются.
Они повсюду и везде:
На суше, в небе и в воде,
Лесные есть, болотные.
Зовём мы их… (животные).
- Как называется наука о животных?
- Учёные – зоологи делят царство животных на большое число групп. Сейчас мы с вами вспомним некоторые из них.
1) Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …(муха)
- К какой группе животных она относится?
- Назовите ещё представителей этой группы
- Перечислите их признаки
2) – Как называется группа животных, тело которых покрыто чешуёй, передвигаются с помощью плавников?
- С помощью чего они дышат?
3) Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле… (лягушка )
-К какой группе животных она относится?
-Назовите представителей этой группы?
-Почему их называют земноводными?
4)- Как называются животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем?
-Почему их называют « пресмыкающимися»?
- Назовите представителей этой группы
5)- Как называют группу животных, тело которых покрыто шерстью?
– Перечислите их признаки.
- Какие вы ещё знаете группы животных?
2.Работа с раздаточным материалом. Работа в парах
-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите синий конверт. Раскройте его, достаньте содержимое. Вы видите скрепленные между собой два вида карточек: одни прямоугольные на зелёной бумаге – это название групп животных, другие – это животные, представители этих групп.
- Слева, посередине стола, положите названия групп в том порядке, как у меня на экране. Справа, работая в паре, положите представителя группы. Приступайте.
- Давайте проверим.
-Какие карточки оказались лишними? Почему?
-Как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем решать?
III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока
Тема урока «Размножение и развитие животных»
На уроке я помогу вам продолжить знакомиться с жизнью разных животных, и мы узнаем, как размножаются и развиваются: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, или рептилии, птицы, звери, или млекопитающими. Работая в парах и индивидуально, с учебником и рабочей тетрадью, будете учиться выделять главное, обобщать, делать выводы, систематизировать, выполнять взаимопроверку и самопроверку. Будьте внимательны и доброжелательны друг к другу.
- Поставьте цель перед собой и проговорите её вслух, используя одну из фраз:
Думаю, что на уроке я узнаю…
Я хочу узнать…
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Давайте вспомним, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребёнок. Продолжите:
у людей – ребёнок,
у кошки – котёнок,
у лисы – … (лисёнок);
у утки – … (утёнок);
у бабочки – … (гусеница);
у рыбы – … (малёк);
у кузнечика – … (личинка);
у змеи – … (змейка).
-Всё ли мы знаем о животных?
-Я предлагаю вам рассмотреть размножение и развитие животных, результаты работы поэтапно занести в таблицу.
Группа животных | Размножение | Развитие |
1)Беседа о размножении и развитии насекомых
Расту червяком.
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно вишу,
Но теплой весной
Я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю. (Бабочка.)
-К какой группе животных относятся бабочки?
-С размножением и развитием насекомых познакомимся на примере бабочки-крапивницы.
-Используя загадку, составим этапы развития бабочки.
Расту червяком,
Питаюсь листком.
-О каком червяке идет речь?
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно вишу.
-Что происходит с гусеницей?
Но теплой весной
Я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю.
-Что произошло с куколкой?
-В какое время года это произошло?
-Не все бабочки проводят зиму куколками. У нашей бабочки-крапивницы весь этап развития происходит за лето. А зимой она прячется в щёлках.
-А как появляются гусеницы?
-Взрослая бабочка откладывает яйца на листьях крапивы. Таблица
Насекомые | Откладывают яйца | Яйцо – личинка – куколка -взрослое насекомое (бабочка) |
-Давайте сверим свои доводы с научными, для этого откроем учебник на 100 странице. Найдите в учебнике и прочитайте:
-С чего начинается развитие бабочки?
-Рассмотрите развитие кузнечика. Что вы заметили?
-С чего начинается развитие?
-Что появляется из яйца?
-На что похожа маленькая личинка? Таблица
Яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик) |
2)О размножении и поэтапном развитии рыб.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)
-Рассмотрим размножение и развитие рыб.
-Посмотрите на рисунок 101 страницы учебника и подумайте, как размножаются рыбы?
-Кто появляется из икринок?
- В какое время года самки мечут икру? Таблица
Рыбы | Мечут икру | Икра – малёк - рыба |
3)О размножении и поэтапном развитии земноводных.
-Кто был весной около реки, озера?
-Что вы там слышали?
-Как вы думаете, что они там делают?
-Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые больше похожи на маленьких рыбок, чем на взрослых земноводных.
-Где живут головастики?
-В кого они постепенно превращаются?
-Давайте повторим этапы развития земноводных. Таблица
Земноводные | Мечут икру | Икра – головастик - лягушка |
- Что общего в развитии рыб и земноводных? (Откладывают икру в воду.)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись,
И за парты все уселись.
4) О размножении и поэтапном развитии пресмыкающихся.
Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост потеряет -
Другой вырастает. (Ящерица)
-Ящерица – это представитель какой группы животных? Давайте рассмотрим размножение и развитие пресмыкающихся. Обращаемся к рисунку на 101 странице учебника.
-Как размножаются ящерицы?
-Самка откладывает яйца в течение года один или несколько раз, в самые разнообразные, но всегда укромные места – в норы, трещины, под камни и коряги, в дупла деревьев и т. д. В большинстве случаев, отложив яйца, ящерицы уже не возвращаются к ним. Только некоторые среди них проявляют заботу о потомстве. Желтопузик. Самки этого вида не только охраняют кладку, но и ухаживают за ней – периодически переворачивают, очищают от мусора.
-Что дальше происходит?
-Они постепенно растут и превращаются во взрослых животных. Таблица
Пресмыкающиеся | Откладывают яйца | Яйцо – детёныш – взрослое животное |
5) О размножении и поэтапном развитии птиц.
Это кто под нашей крышей
Маленький слепил домишко?
Из окошка уже слышен
Чей-то звонкий голосишко. (Ласточка)
-Ласточка – это представитель, какой группы животных? Рассмотрим размножение и развитие птиц.
-Весной птицы строят гнёзда. Для чего?
-Кто знает, какими появляются птенцы у утки?
-А у других птиц, какими появляются птенцы?
-В кого превращается птенец? Таблица
Птицы | Откладывают яйца | Яйцо – птенец – взрослая птица |
6) О размножении и поэтапном развитии зверей.
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лису)
- Лиса – это представитель, какой группы животных? Рассмотрим размножение зверей.
-Обратимся к учебнику, страница 103.
-Как размножаются звери?
-В какое время года рождаются детёныши у большинства млекопитающих? Таблица
Группа животных | Размножение | Развитие |
Насекомые | Откладывают яйца | Яйцо – личинка – куколка - взрослое насекомое (бабочка) Яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик) |
Рыбы | Мечут икру | Икра – малёк - рыба |
Земноводные | Мечут икру | Икра – головастик - лягушка |
Пресмыкающиеся | Откладывают яйца | Яйцо – детёныш – взрослое животное |
Птицы | Откладывают яйца | Яйцо – птенец – взрослая птица |
Звери или млекопитающие | Рождают детёнышей | Детёныш – взрослое животное |
– Сравните размножение и развитие рыб и земноводных.
–Сравните размножение и развитие земноводных и пресмыкающихся.
–Чем отличается размножение зверей от размножения других животных?
V. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа. Самопроверка. Взаимопроверка
1)Работа в Рабочей тетради стр. 60 № 2 Самопроверка
2) Работа в Рабочей тетради стр. 61 № 3 Взаимопроверка
VI. Рефлексия учебной деятельности
-Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке?
-Какими способами размножаются животные?
-Какие группы животных откладывают яйца?
-У кого рождаются детёныши?
-У кого способ размножения – откладывание икры?
Я очень довольна вашей работой на уроке. Всем ставлю оценку «5»
Теперь сами оцените свою работу на уроке по критериям: Получил удовольствие, Узнал что-то новое, Испытывал трудности, Удивился.
Домашнее задание:
-В качестве домашнего задания я предлагаю вам нарисовать животное и подписать этапы его размножения и развития.
-Прочитать статью «Размножение и развитие животных» в учебнике (с. 100–105).
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь ...
Все это называется природа
Давайте же с природою дружить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"...
Урок окружающего мира в 3 классе «Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени».
Урок по технологии педагогических мастерских.(http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node14.html)Окружающий мир УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)3 класс.Тема: «Размножение и развитие растен...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Размножение и развитие животных"
Урок в 3 классе по программе "Школа России"...
Урок окружающего мира в 3 классе "Размножение и развитие животных"
Программа "Школа России"...
Окружающий мир 3 класс "Размножение и развитие растений"
Окружающий мир 3 класс А.А.Плешаков "Размножение и развитие растений"...
самостоятельная работа по окружающему миру для 3 класса "Размножение и развитие растений"
самостоятельная работа по окружающему миру в 3 классе по теме "Размножение и развитие растений"...
Разработка урока по окружающему миру для 3 класса "Размножение и развитие растений"
Разработка урока по окружающему миру для 3 класса "Размножение и развитие растений"с применением новых образовательных технологий...