Окружающий мир 3 класс "Размножение и развитие животных" УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

ШКУРАТОВА    ЖАННА    АЛЕКСЕЕВНА

Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Размножение и развитие животных". Вначале урока - стихотворение, которое даёт положительный, эмоциональный настрой на урок. С помощью загадок и наводящих вопросов, учащиеся отгадывают группу животных, дают краткую характеристику им. Работая в парах по соотнесению животного к группе, создаётся проблемная ситуация. Сформулировав проблему, определяем тему и цели работы над ней. Открытие новых знаний происходили через различные методы: подводящий диалог, частично-поисковую деятельность, выведение алгоритма, пошаговое заполнение таблицы. в качестве закрепления использованы задания, связанные с работой в учебнике и тетради на печатной основе. Совместное подведение итога урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Урок окружающего мира         3  класс          УМК  «Школа России»

Тема «Размножение и развитие животных»

Цели урока:

Образовательные: создать условия для ознакомления обучающихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, или рептилий, птиц, зверей, или млекопитающих; расширить знаний обучающихся о многообразии животного мира.

Развивающие: развивать у обучающихся самостоятельность мышления; учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах; развивать познавательный интерес, любовь к предмету.

Воспитательные: прививать любовь к родной природе;

воспитывать бережное отношение к детёнышам животных.         

                               ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок, урок начинается.

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения

к себе и окружающим вас людям.  Садитесь.

II. Активизация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

1.Беседа о группах животных

Домашние ласкаются,         

А дикие кусаются.         

Они повсюду и везде:         

На суше, в небе и в воде,

Лесные есть, болотные.

Зовём мы их… (животные).

- Как называется наука о животных?

- Учёные – зоологи делят царство животных на большое число групп. Сейчас мы с вами вспомним некоторые из них.

1)   Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …
(муха)

- К какой группе животных она относится?

- Назовите ещё представителей этой группы

    - Перечислите их признаки

2) – Как называется группа животных, тело которых покрыто чешуёй, передвигаются с помощью плавников?  

- С помощью чего они дышат?

3) Выпуча глаза сидит,

Не по-русски говорит,

Родилась в воде,

А живёт на земле… (лягушка )

-К какой группе животных она относится?

-Назовите представителей этой группы?

-Почему их называют земноводными?

4)- Как называются животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем?

-Почему их называют « пресмыкающимися»?

- Назовите представителей этой группы

5)- Как называют группу животных, тело которых покрыто шерстью?

– Перечислите их признаки.

     - Какие вы ещё знаете группы животных?

2.Работа с раздаточным материалом. Работа в парах

-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите синий конверт. Раскройте его, достаньте содержимое. Вы видите скрепленные между собой два вида карточек: одни прямоугольные на зелёной бумаге – это название групп животных, другие – это животные, представители этих групп.

- Слева, посередине стола, положите названия групп в том порядке, как у меня на экране. Справа, работая в паре, положите представителя группы. Приступайте.

- Давайте проверим.

-Какие карточки оказались лишними? Почему?

-Как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем решать?

III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока

    Тема урока «Размножение и развитие животных»

На уроке я помогу вам продолжить знакомиться с жизнью разных животных, и мы узнаем, как размножаются и развиваются: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, или рептилии, птицы, звери, или млекопитающими. Работая в парах и индивидуально, с учебником и рабочей тетрадью, будете учиться выделять главное, обобщать, делать выводы, систематизировать, выполнять взаимопроверку и самопроверку. Будьте внимательны и доброжелательны друг к другу.

- Поставьте цель перед собой и проговорите её вслух, используя одну из фраз:

Думаю, что на уроке я узнаю…

Я хочу узнать…

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Давайте вспомним, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребёнок. Продолжите:

у людей – ребёнок,

у кошки – котёнок,

у лисы – … (лисёнок);        

у утки – … (утёнок);        

у бабочки – … (гусеница);        

у рыбы – … (малёк);

у кузнечика – … (личинка);

у змеи – … (змейка).

-Всё ли мы знаем о животных?

-Я предлагаю вам рассмотреть размножение и развитие животных, результаты работы поэтапно  занести в таблицу.

Группа животных

Размножение

Развитие

1)Беседа о размножении и развитии насекомых

Расту червяком.         

Питаюсь листком,        

Потом засыпаю,         

Себя обмотаю,         

Не ем, не гляжу,

Неподвижно вишу,

Но теплой весной

Я вновь оживаю

И, как птичка, порхаю. (Бабочка.)

-К какой группе животных относятся бабочки?

-С размножением и развитием насекомых познакомимся на примере бабочки-крапивницы.

-Используя загадку, составим этапы развития бабочки.

Расту червяком,

Питаюсь листком.

-О каком червяке идет речь?

Потом засыпаю,

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,

Неподвижно вишу.

-Что происходит с гусеницей?

Но теплой весной

Я вновь оживаю

И, как птичка, порхаю.

-Что произошло с куколкой?

-В какое время года это произошло?

-Не все бабочки проводят зиму куколками. У нашей бабочки-крапивницы весь этап развития происходит за лето. А зимой она прячется в щёлках.

-А как появляются гусеницы?

-Взрослая бабочка откладывает яйца на листьях крапивы. Таблица

Насекомые

Откладывают яйца

Яйцо – личинка – куколка -взрослое насекомое (бабочка)

    -Давайте сверим свои доводы с научными, для этого откроем учебник на 100 странице. Найдите в учебнике и прочитайте:

-С чего начинается развитие бабочки?

-Рассмотрите развитие кузнечика. Что вы заметили?

-С чего начинается развитие?

-Что появляется из яйца?

-На что похожа маленькая личинка? Таблица

Яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик)

     2)О размножении и поэтапном развитии рыб.

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка)

-Рассмотрим размножение и развитие рыб.

-Посмотрите на рисунок 101 страницы учебника и подумайте, как размножаются рыбы?

-Кто появляется из икринок?

- В какое время года самки мечут икру? Таблица

Рыбы

Мечут икру

Икра – малёк - рыба

   3)О размножении и поэтапном развитии земноводных.

-Кто был весной около реки, озера?

-Что вы там слышали?

-Как вы думаете, что они там делают?

-Через несколько дней из икринок выходят головастики, которые больше похожи на маленьких рыбок, чем на взрослых земноводных.

-Где живут головастики?

-В кого они постепенно превращаются?

-Давайте повторим этапы развития земноводных. Таблица

Земноводные

Мечут икру

Икра – головастик - лягушка

 - Что общего в развитии рыб и земноводных? (Откладывают икру в воду.)

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

                4) О размножении и поэтапном развитии пресмыкающихся.

Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост потеряет -
Другой вырастает. (Ящерица)

-Ящерица – это представитель какой группы животных? Давайте рассмотрим размножение и развитие пресмыкающихся. Обращаемся к рисунку на 101 странице учебника.

-Как размножаются ящерицы?

-Самка откладывает яйца в течение года один или несколько раз, в самые разнообразные, но всегда укромные места – в норы, трещины, под камни и коряги, в дупла деревьев и т. д. В большинстве случаев, отложив яйца, ящерицы уже не возвращаются к ним. Только некоторые среди них проявляют заботу о потомстве. Желтопузик. Самки этого вида не только охраняют кладку, но и ухаживают за ней – периодически переворачивают, очищают от мусора.

-Что дальше происходит?

-Они постепенно растут и превращаются во взрослых животных. Таблица

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Яйцо – детёныш – взрослое животное

                     5) О размножении и поэтапном развитии птиц.

Это кто под нашей крышей
Маленький слепил домишко?
Из окошка уже слышен
Чей-то звонкий голосишко. (Ласточка)

-Ласточка – это представитель, какой группы животных? Рассмотрим размножение и развитие птиц.

-Весной птицы строят гнёзда. Для чего?

-Кто знает, какими появляются птенцы у утки?

-А у других птиц, какими появляются птенцы?

-В кого превращается птенец? Таблица

Птицы

Откладывают яйца

Яйцо – птенец – взрослая птица

                   6) О размножении и поэтапном развитии зверей.

Хвост пушистый бережёт
И зверюшек  стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лису)

- Лиса – это представитель, какой группы животных? Рассмотрим размножение зверей.

-Обратимся к учебнику, страница 103.

-Как размножаются звери?

-В какое время года рождаются детёныши у большинства млекопитающих? Таблица

Группа животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Откладывают яйца

Яйцо – личинка – куколка - взрослое насекомое (бабочка)

Яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик)

Рыбы

Мечут икру

Икра – малёк - рыба

Земноводные

Мечут икру

Икра – головастик - лягушка

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Яйцо – детёныш – взрослое животное

Птицы

Откладывают яйца

Яйцо – птенец – взрослая птица

Звери или млекопитающие

Рождают детёнышей

Детёныш – взрослое животное

   – Сравните размножение и развитие рыб и земноводных.

–Сравните размножение и развитие земноводных и пресмыкающихся.

–Чем отличается размножение зверей от размножения других животных?

V. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа. Самопроверка. Взаимопроверка

1)Работа в Рабочей тетради стр. 60 № 2 Самопроверка

2) Работа в Рабочей тетради стр. 61 № 3 Взаимопроверка

VI. Рефлексия учебной деятельности

-Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке?

-Какими способами размножаются животные?

-Какие группы животных откладывают яйца?

-У кого рождаются детёныши?

-У кого способ размножения – откладывание икры?

Я очень довольна вашей работой на уроке. Всем ставлю оценку «5»

Теперь сами оцените свою работу на уроке по критериям: Получил удовольствие, Узнал что-то новое, Испытывал трудности, Удивился.

           Домашнее задание:

-В качестве домашнего задания я предлагаю вам нарисовать животное и подписать этапы его размножения и развития.

-Прочитать статью «Размножение и развитие животных» в учебнике (с. 100–105).

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь ...
Все это называется природа
Давайте же с природою дружить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"...

Урок окружающего мира в 3 классе «Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени».

Урок по технологии педагогических мастерских.(http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node14.html)Окружающий мир УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)3 класс.Тема: «Размножение и развитие растен...

Окружающий мир 3 класс "Размножение и развитие растений"

Окружающий мир 3 класс А.А.Плешаков "Размножение и развитие растений"...

самостоятельная работа по окружающему миру для 3 класса "Размножение и развитие растений"

самостоятельная работа по окружающему миру в 3 классе по теме "Размножение и развитие растений"...

Разработка урока по окружающему миру для 3 класса "Размножение и развитие растений"

Разработка урока по окружающему миру для 3 класса  "Размножение и развитие растений"с применением новых образовательных технологий...