"Мудрый выбор" урок окружающего мира в 4 классе
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок составлен на основе принципов системно-деятельностного подхода в обучении. Урок способствует формированию у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Учащиеся научатся объяснять значение преемственности в государственных поступках княгини Ольги и князя Владимира; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мудрый выбор | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Конспект урока по окружающему миру
по теме: «Мудрый выбор»
4 класс
Автор разработки:
Митина Людмила Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
города Липецка
г. Липецк
2017 год
Учебно-методический комплект «Перспектива» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая
Тема урока: «Мудрый выбор» (4 класс)
Тип урока: Урок рефлексии
Цели урока
Предметные:
1) находить место изученных событий на «ленте времени»;
2) соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; 3) характеризовать выдающихся людей разных эпох как носителей базовых национальных ценностей;
4) выявлять архитектурные особенности храмов и памятников;
5) различать памятные даты и праздники в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и укрепления духовно-нравственных связей между соотечественниками.
Метапредметные:
1) самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;
преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей;
2) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
3) планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
4) использовать навыки сотрудничества и взаимопомощи в ходе коллективного общения и взаимодействия со сверстниками.
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
2)уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории, осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
3) наблюдение и описывание проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо страны.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся объяснять значение преемственности в государственных поступках княгини Ольги и князя Владимира; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира; получат опыт организации индивидуальной, совместной учебной и рефлексивной деятельности.
Ход урока.
1.Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.
- Сегодняшний урок окружающего мира мы начнём с таких слов: «Степень культуры каждого народа определяется отношением к своему прошлому».
- Почему необходимо изучать страницы прошлого своей страны и мира в целом?
Из опыта предшественников учёные понимают, в каком направлении двигаться. Не зная прошлого невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Не зная истории, человечество ходило бы по замкнутому кругу, повторяя ошибки предков.
- Какая наука помогает нам изучать и расследовать события прошлого? (История)
- Кого мы считаем отцом истории и почему? (Древнегреческого историка и путешественника Геродота, который жил в 484г. до н.э. Он создал 1 историческую книгу, описал народы, жившие вдоль рек Дон и Дунай).
- Какая историческая наука помогает поисками вещественных исторических источников? (Археология)
- Назовите известных вам археологов. Немецкий ученый Генрих Шлиман – открыл древний город Троя. Выдающийся российский археолог Окладников.
2 Актуализация и пробное учебное действие.
- В изучении, какого большого раздела на уроках окружающего мира нам помогают эти науки? (Путешествие по реке времени).
- Действительно, события в жизни идут друг за другом, как волны по реке. Вот почему для наглядности историю можно представить как бег волн по реке времени. В такой реке есть плавное течение и бурные водовороты, мели и таинственные омуты. Такова история человечества, любого государства, народа, человека.
- Где мы отмечаем важные исторические события? (На реке времени).
- Что мы принимаем за единицу измерения на реке времени? (Век).
- От какого события ведём отсчёт лет? (От Рождества Христова).
- Выберите из названий первых пяти изученных тем, в которой говорится о крутом ключевом повороте в истории нашего Отечества, изменившем сознание, жизнь людей и развитие государства . («Мудрый выбор»)
- Кто сделал мудрый выбор и в чём он заключался? (Чтобы Древняя Русь встала вровень с соседними странами, князь Владимир решил просветить народ через веру).
- Значит тема нашего урока: «Мудрый выбор».
- А какую цель перед собой поставим на уроке?
- Вспомнить, обобщить изученный материал, выполнить работу самостоятельно, поработать над пробелами в знаниях, исправить ошибки, поработать с творческим заданием.
- С чего начнём нашу работу? (С повторения необходимых нам знаний).
- Мы уже сказали, что Геродот составил 1 историческую книгу.
- А кто составил первую рукописную книгу по истории нашего Отечества и как она называется? Монах Киево-Печерского монастыря – летописец Нестор. День памяти 9 ноября.
- Как назывались такие рукописные книги о событиях древней истории? (Летописи)
- Почему их так называли, как были изложены сведения? (По летам).
- Какие вопросы Нестор поставил в «Повести временных лет», которые волнуют нас до сих пор? «Откуда есть пошла земля Русская? Какие народы её населяли? Как они ладили друг с другом?»
- С древности разные племена на территории нашей страны жили рядом, общались и даже роднились друг с другом, и так постепенно к 11-12 векам образовалась древнерусская народность, которая в дальнейшем дала начало трём братским народам.
- Как, когда и почему разноликие и разноязыкие племена стали объединяться в единое государство – древнюю Русь? (Благодаря «Днепровскому пути» - торговый путь «из варяг в греки» стали появляться города, которые были центрами грамотности и просвещения, создавалась древнерусская культура).
- Какое вещественное доказательство, найденное археологами, свидетельствует об этом? Об этом говорят берестяные грамоты – живые голоса Древней Руси.
- В каком городе они были найдены? (В Новгороде).
- Какой орган власти действовал в городе? (Вече – народное собрание)
- Какой важный вопрос был решён на одном из таких собраний? В каком году?
В 862 году в Новгород для управления приглашают скандинавского князя Рюрика.
- Отметим на реке времени дату начала княжения династии Рюрика.
- Как мы определяем век? (Определяем количество сотен в числе года и прибавляем единицу).
- Сколько веков управляла княжеская династия русскими землями? (Семь с половиной веков).
- Какой вклад внёс приемник Рюрика? (Князь Олег объединил южный и северный центры Руси и призвал к единству все племена под главенством Киева).
- В каком году? 882г
- В летописи записано: «И сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».
- Какому греческому слову соответствует это выражение? (Метрополия – от греческих слов «метер» – мать и «полис» – город).
- О чём в дальнейшем задумались правители Руси? (Русь станет сильной тогда, когда войдёт в семью европейских народов как равная)
- Как это можно сделать? Просветить народ через веру, через крещение. И первой об этом задумалась княгиня Ольга. Её называли «начальницей веры» и «корнем православия» в Русской земле.
- Поэтому как её называет летописец? ( «Зарёй перед светом»)
- Когда мы отмечаем день памяти великой киевской княгини Ольги? (24 июля)
- Кто вошёл в историю как креститель Руси? (Князь Владимир)
- Когда было Крещение Руси? (988г)
- Князь Владимир навсегда вошёл в историю как собиратель и защитник русских земель, объединил в одну семью народы с помощью православной веры. «Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив её», – говорит «Повесть временных лет». Князь Владимир прекратил междоусобицы, победил внешних противников, проложил дорогу к строительству сильного Российского государства.
- Какой образ подходит для князя Владимира? («Красное солнышко»)
- Когда мы отмечаем день его памяти? 28 июля – день памяти крестителя Древней Руси. С 2010 года – это День Крещения Руси.
- С принятием христианства славянская письменность утвердилась на Руси.
- Кого мы называем просветителями христианских народов? Монахи Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык главную книгу христиан.
- Какой праздник посвящён их подвигу и когда он празднуется? (24 мая День славянской письменности и культуры).
-Где находится самый величественный храм христианского мира и почему носит имя Святой Софии? «София» в переводе с греческого означает «мудрость». Мудрость – одно из качеств Христа, значит, именно в Его честь был назван храм.
- Где в Древней Руси возвели храмы Святой Софии? (В Киеве и Новгороде)
- Почему было принято такое решение? (В знак духовной связи с Византией и память о великом событии).
- Какой обычай возник на Руси? (Строить храмы).
- Но не только храмы строились на Руси, люди осознавали, что потомки должны помнить о людях, которые внесли свой вклад в историю и стали ставить памятники.
- С одним из таких памятников мы познакомились, путешествуя по Новгороду.
Памятник «Тысячелетия России»
- Где находятся памятники князю Владимиру?
В Москве 4 ноября 2016 открыт памятник князю Владимиру на Боровицкой площади. В правой руке он держит крест - оружие духовное, а в левой меч - победоносное оружие, готовое сразить врага Отчизны.
- Памятник является олицетворением духовного сплочения народа. Мы храним верность выбору князя Владимира. Дорожим миром и согласием в нашей многонациональной стране, вместе стремимся к её благу и процветанию, с уважением относимся к обычаям всех её народов, ко всем традиционным религиям России.
- Мы делаем остановку в нашем путешествии по реке времени, вы много знаете, помните и успешно справитесь с самостоятельной работой.
- Задания представлены в форме тренировочных тестов по подготовке к Всероссийской проверочной работе по окружающему миру.
- Возьмите карточку № 1 и выполните самостоятельную работу.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
- Итак, сверьте свои работы с образцом на экране
- У кого верно? Поставьте «плюс»
- У кого ошибки? Поставьте «вопрос».
1. Установи соответствие между понятием и определением.
Понятие | Определение |
А. Вече Б.Метрополия В. Летопись Г. Берестяная грамота | 1Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам (летам) 2.Древнерусская грамота, выцарапанная на полоске из наружной части коры берёзы. 3.Народное собрание на городской площади как высший орган власти (на Руси X – XIV вв.) 4. Центр, столица государства. |
Ответы: А3, Б4, В1, Г2
2. Соотнеси дату и историческое событие
Дата | Историческое событие |
А. 862г. Б. 882г. В. 988г. | 1. Князь Олег объединил южный и северный центры Руси и стал княжить в Киеве. 2. Князь Владимир принимает крещение и обращает народ в христианскую веру. 3. В Новгород для управления приглашают скандинавского князя Рюрика. |
Ответы: А3, Б1, В2
Отметь на ленте времени дату крещения Руси, укажи век.
3. Укажи, в каком порядке отмечают эти события в течение года.
1. День памяти великой киевской княгини Ольги
2. День славянской культуры и письменности, День памяти создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия
3. День памяти великого князя Владимира – крестителя Древней Руси, День крещения Руси
4. Какие из этих достопримечательностей можно увидеть в Новгороде? Выпиши номера фотографий.
Ответ 1, 4.
На экране картинки с изображением памятника князю Владимиру в Москве,
памятник «Тысячелетия России», храм святой Софии в Новгороде и в Стамбуле.
- У кого возникли вопросы?
- У кого ответы совпали с образцом? Это значит, нет затруднений.
4.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.
- Итак, ошибки зафиксировали.
- Наши дальнейшие действия?
- Я предлагаю вам работать по следующему плану.
- У кого нет вопросов, вы будете выполнять самостоятельную работу с творческим заданием.
- У кого есть вопросы, мы на них ответим. А потом выполним другую самостоятельную работу.
- Чтобы правильно выполнить задание, куда мы должны обратиться? Материалу учебника, календарю памятных дат, к рабочей тетради.
5.Реализация построенного проекта.
- Приступаем к работе. Дети, у которых нет ошибок, выполняют работу с творческими заданиями. (См. приложение 1)
- У кого возникли вопросы? Подумаем, почему?
- В каком задании у тебя ошибка?
- Чтобы найти дату и понятие, необходимо обратиться к нужной теме. На экране указаны страницы, которые помогут вам быстро найти правильный ответ
- Откройте учебник и поработайте над исправлением допущенных ошибок.
6. Обобщение затруднений во внешней речи.
- Молодцы! Вы быстро сориентировались в материале повторения и хорошо поработали.
- Сделаем вывод.
- В чём возникало затруднение при выполнении самостоятельной работы?
- Что нужно делать?
- Как помочь себе, располагая события календаря памятных дат?
- Надеюсь, что при выполнении следующей самостоятельной работы вы не допустите ошибок.
- А теперь, когда вы повторили изученные даты, события и понятия, выполним самостоятельную работу № 2, и у вас обязательно всё получится.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Возьмите образец и проверьте свои работы.
- Ребята, которые выполняли творческие задания, выполните самопроверку.
- Отметим свои результаты.
- Расскажите о своей работе.
- Кому всё удалось? Молодцы!
- А если есть ошибки?
- Вы будете расстраиваться? Не расстраивайтесь. Повторите дома ещё раз изученные темы. Обратите внимание на даты и понятия, которые встретились в заданиях самостоятельной работы.
8.Включение в систему знаний и повторение.
- Какое влияние оказывает мудрый выбор князя Владимира на нашу жизнь? - В решении князя выразилось и стремление нашего народа к высоким идеалам добра, правды и справедливости, к братской сплочённости и солидарности со всем миром.
- Назовите христианские заповеди, которые служат основой нравственного выбора для каждого человека.
- Не убий! Не лги! Не желай богатства ближнего своего не завидуй. Почитай отца и мать, родивших тебя. Люби ближних, как самого себя. Будь милостив, и помилован будешь.
- «Я был зверь, а стал человек», - говорил князь Владимир. Вот расстояние между язычеством и христианством. И сегодня в нашей жизни столько бесчеловечного, что необходимо задуматься, переосмыслить свою жизнь вслед и за князем Владимиром от звериного перейти к человеческому.
9.Рефлексия деятельности на уроке.
- Вы отлично поработали, а теперь подведём итог.
- Какую цель мы ставили перед собой? Удалось нам её достичь?
- Выбери предложение, которое ты хотел бы продолжить.
У меня получилось…
Я смог…
Меня удивило…
Урок научил меня…
Я понял, что…
Я попробую…
Было трудно, но…
- Вы хорошо потрудились на уроке, повторили изученный материал, справились с самостоятельными работами, нашли ошибки и смогли исправить их.
- Я хочу подарить вам закладки с заповедями, чтобы они стали для вас путеводной звездой и оберегали от ошибок в жизни.
- Домашнее задание:
1. Где и когда в Липецке установили памятник славянской письменности.
2. Продолжите составлять «Календарь памятных дат».
Литература:
- Яценко И.Ф. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 416с. – (В помощь школьному учителю).
- Готовимся к всероссийской проверочной работе, Окружающий мир, Рабочая тетрадь, 4 класс, Демидова М.Ю., 2016.
Приложение 1
Работа повышенной сложности.
- Определите, в каком веке произошли эти исторические события. Запиши римскими цифрами.
Событие | Век |
1812г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном | |
1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос | |
1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками | |
1709г. Победа русской армии в Полтавском сражении под командованием Петра I над шведами | |
1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере |
- Восстанови последовательность исторических событий, пронумеруй в порядке следования.
а) Князь Олег объединил южный и северный центры Руси и стал княжить в Киеве.
б) В Киеве возводят храм Святой Софии.
в) Князь Владимир принимает крещение и обращает народ в христианскую веру.
г) В Новгород для управления приглашают скандинавского князя Рюрика.
2.Вставьте в текст пропущенные слова.
А) Скифы – это …(древний народ), о котором более двух тысяч лет назад написал … (Геродот). Скифы кочевали в степях… (Причерноморья), достигли границ… (Египта). Скифские курганы найдены на территории современных… (Краснодарского) и … (Ставропольского) краёв, в степях между… (Волгой) и … ( Уралом), близ Оренбурга. Скифские сокровища отличает… (звериный) стиль. Особенно великолепен образ…(золотого оленя). Этот образ с детства вдохновлял выдающегося российского археолога… (А.П.Окладникова).
Обозначьте век господства скифов на ленте времени.
Б) Одни славяне «сели по Днепру» и назвались…(поляне), потому что там были плодородные поля. Другие «сели в лесах» среди деревьев и прозвались …(древляне). Третьи расположились на дрягве. На болоте и назвались… (дреговичи). Н
а берегах реки Полоты поселились … (полочане). А севернее всех поселились … (северяне). Славяне, которые поселились на озере Ильмень, оставили себе свое имя - … (словене).
3.Запиши порядковый номер тех достопримечательностей, которые встречаются только в столице нашей Родины.
- Третьяковская галерея 3) Царь-Пушка
- Казанский собор 4) Медный всадник
__________________________
4.Приведи три примера достопримечательностей своего региона.
Ответ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5. Напиши что значит быть гражданином своей страны.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру (1 класс) на тему: Окружающий мир - живая и неживая природа
Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Окружающий мир- живая и неживая природа...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Технологическая карта урока окружающего мира.4 класс. "Мудрый выбор"
Плешаков А.А. 4 класс 2 часть...
Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.
Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....
Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс
Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс. Тема " Мудрый выбор"
Разработка открытого урока по окружающему миру по УМК "Перспектива"...