Рабочая программа 3 класс "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Тараканчикова Оксана Геннадьевна

Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_3kl._2016.doc376 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

                       /Анофрикова В.А ./

Протокол №     от

«       » августа          2016г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская   СОШ»

/______________/ Анфиногенова И.А

 «     » августа 2016 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ « Ерышовская   СОШ »

 /______________/  Березкина Л.А.

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

Рабочая программа

по курсу «Окружающий мир»  3 класс

 

    Учитель: Тараканчикова О.Г.

                                                             

                                                    2016- 2017 учебный год


2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа курса «Окружающий мир» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 - 4 классы», Сборника рабочих программ  «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г.  к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.. М.: «Просвещение», 2015г

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: 

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

        В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

        В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.

            Место курса «Окружающий мир» в учебном плане:

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой  начального общего образования МОУ «Ерышовская СОШ».

Данная программа рассчитана на 1 год – 3 класс. Общее число учебных часов в 3 классе – 68часа (2 ч в неделю, 34 учебные недели)

3. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир»

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе являются формирование следующих знаний и умений:

К концу изучения блока «Окружающий мир» обучающиеся научатся:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

К концу изучения блока «Окружающий мир» обучающиеся получат возможность научиться:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определлтеля; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приемами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Название темы

К-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

Практикум: к/р, п/р, л/р, диктант, сочинение, изложение , экскурсия.

«Как устроен мир»

6

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Проверочная работа №1 по теме «Как устроен мир»

Практическая работа № 1  «Моделирование влияния человека на природу»

«Эта удивительная природа»

18

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе»

Практическая работа №3

«Исследуем продукты на содержание крахмала в продуктах.

Практическая работа № 4 «Расширение воздуха»

Практическая работа №5

«Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра»

Практическая работа № 6 «Исследуем состав почвы»

Практическая работа № 7

«Рассматривание живых и гербарных растений»

Практическая работа № 8

«Органы растений, их сравнение»

Практическая работа № 9

«Изучаем способы распространения плодов»

Практическая работа №10

«Моделирование цепей питания» 

Практическая работа № 11

«Моделирование этапов развития бабочки и  лягушки»

Проверочная работа №2  по теме «Эта удивительная природа»

«Мы и наше здоровье»

10

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практическая работа № 12

«Исследуем нашу кожу»

Практическая работа № 13

«Учимся измерять пульс»

Практическая работа №14 «Моделирование строения организма человека»

Проверочная работа №3 по теме «Мы и наше здоровье».

«Наша безопасность»

7

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Практическая работа №15

«Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды»

Проверочная работа №4 по теме «Наша безопасность»

«Чему учит экономика»

12

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практическая работа№16 «Исследуем полезные ископаемые»

Практическая работа №17

«Учимся сравнивать и описывать культурные растения»

Проверочная работа №5 по теме «Чему учит экономика».

«Путешествия по городам и странам»

15

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа №18 «Страны – соседи России и их столицы»

Проверочная работа №6 по теме «Путешествия».

Проверочная работа №7  «Проверим себя и оценим свои достижения за втрое полугодие»

                    Итого:

68час

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН предмета «Окружающий мир» 3 класс

№ п/п

Тема урока

                       Планируемые результаты

Материально- техническое обеспечение

Дата проведения

Количество часов

Предметные

Метапредметные

 Личностные

Как устроен мир (6ч)

1

Природа

Экскурсия «Что нас окружает?»

Познакомятся с разнообразием природы;

- выделять признаки живых существ;

-раскрывать ценность природы для людей.

-знать, чем человек отличается от других живых существ;

-различать внешность человека и его внутренний мир;

-перечислять ступеньки познания человеком окружающего (восприятие, память, мышление, воображение).

-называть людей, которые могут служить примером душевной щедрости, благородного служения Отечеству и другим людям.

-определять место человека в окружающем мире;

-характеризовать семью, народ, государство как части общества;

- описывать по фотографиям достоприме-

чательности разных стран. обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

-изображать экологические связи с помощью моделей. -устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятель-ностью и состоянием окружающей среды;

-приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу;

-объяснять, что такое ответственное отношение к природе.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять целевые установки урока. -определять цель проекта, его этапы и сроки;

- овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

-научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой;

-сравнивать объекты природы по известным признакам;

-доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно.                         - извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию;

-моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички;

- внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе);

анализировать проявления   - распределять обязанности по проекту (в парах, в группах, в классах), определять свои обязанности (свой вклад в общую работу).

 -сопоставлять формы правления в государствах мира, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов современном мире;

-сравнивать окружающую среду разных организмов;

-анализировать текст и схемы учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком;

-классифицировать экологические связи. -сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу;

-использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием

Коммуникативные УУД:

-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

-формулировать выводы из изученного материала;

-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.   -выбирать форму работы и способ оформления результатов проекта в соответствии с характером и объемом.

Формирование личного отношения к окружающему миру;

-осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни.

-осознавать ценность каждого человека в обществе;

-проявлять интерес и уважение к жизни разных народов, стран, к государственному устройству своей страны.

-осознавать необходимость бережного отношения к природе;

-осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

           

Учебник.  

 Рабочая  тетрадь.

1

 2

Человек

                    1

 3

Проект «Богатства, отданные людям»

ПК.Д.

Картинки

                     1

4

Общество

ПК.

картинки

1

5

Что такое экология

Проверочная работа №1по теме « Как устроен мир»

Текст работы

1

6

Природа в опасности!

Практическая работа № 1

«Моделирование влияния человека на природу»

Р.Т.

1

Эта удивительная природа (18ч)

 7

Тела, вещества, частицы

Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе»

-раскрывать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

-приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ. -ставить опыты, используя лабораторное оборудование                                 -исследовать с помощью опытов свойства воздуха и воды                                     -моделировать круговорот воды в природе -обнаруживать  взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать  и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе                    - наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента                              - исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента                               -приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя                                  -обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.              -объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи                      ---объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе;

- приводить примеры растений из Красной книги России                                 -знать классификацию животных и их групповые признаки, уметь относить животное к определённой группе                                   -научатся классифицировать животных по типу пищи.   - составлять цепи питания,  находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края                        -научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе.

Регулятивные УУД:

-понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять.

- планировать свои действия в течение урока.

-умение выполнять задания в соответствии с целью

- Определять цель и этапы работы

Познавательные УУД:

- классифицировать тела  и вещества;

-выдвигать предложения (гипотезы) и доказывать их; -анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;

- извлекать из текста информацию в соответствии с заданием.

-анализировать схемы и применять их для объяснения свойств воды;

-доказывать предложения, отвечать на итоговые вопросы

-различать три состояния воды;

- моделировать круговорот воды в природе;

-анализировать рисунок-схему

-извлекать из текста информацию в соответствии с заданием;

-моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды;

-рассказывать о загрязнении воды с помощью модели

-моделировать в  виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение

-анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

-анализировать  схему связей почвы и растения;

-на основе схемы моделировать связи почвы и растений.

-доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны;

-классифицировать растения из предложенного списка.

-выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; роль листьев, стебля и корня в питании растений;

-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

-наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

-выявлять роль животных в размножении и развитии растений

- актуализировать сведения, полученные в  1-2 кассах, об исчезающих и редких растений, Красной книге, правилах

-Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп.

-Анализировать схемы питания,

работать с терминологическим словариком.

- Совместно со взрослыми делать фотографии, находить материалы о природе родного края.

- контролировать  и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную

-Моделировать стадии

размножения различных животных, работать со словарём терминов.

- Находить дополнительную информацию из различных источников.

С помощью атласа-определителя и электронного приложения  определять животных, занесенных

 в Красную книгу

- формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе,

поиск информации из различных источников

-Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах.

- узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности.

- Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником.

Коммуникативные УУД:

-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;

 -формулировать выводы из изученного материала и оценивать достижения на уроке

 -высказывать предложения, делать выводы.

-высказывать предложения о состояниях воды в природе;

-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя

- высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду;

-высказывать предложения о причинах разрушения горных пород в природе;

-готовить рассказ на основе наблюдений;

-высказывать предложения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновать их;

- подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

- Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми;

- Приводить примеры животных по типу питания, обсуждать материалы книги о божьих коровках,

распределять обязанности в работе над проектом.

-Обсуждать рассказ « история с пиявкой», рассказывать о животных по самостоятельно

подготовленному  сообщению

-Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве.

-Давать характеристику разным группам по способам размножения.

- Рассказывать о факторах отрицательного воздействия  человека на животных, обсуждать меры

 по охране животных

-обсуждать  материал рассказа «Кому нужен мухомор».

- строить понятные для партнёра высказывания

-Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев.

-проявлять интерес к познанию природы.    -формирование образа  «Я» тесно связано с миром природы, культурой окружающих людей   -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

-воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.    -ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.        -ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям                        -понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.              -определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать  способность к решению моральных проблем

 -ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.                         -формировать представление о взаимосвязи в природе и воспитывать  бережное отношение и правильное поведение в природе.

ПК. 

картинки

Р.Т.

                    1

 8

Разнообразие веществ

Практическая работа №3

«Исследуем продукты на содержание крахмала в продуктах».

ПК.

Картинки

Р.Т.

                    1

 9

Воздух и его охрана

Практическая работа № 4 «Расширение воздуха»

ПК. Д. Картинки Фотографии

                    1

 10

Вода

Практическая работа №5

«Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра»

ПК.

Картинки

Р.Т.

                   1

 11

Превращения и круговорот воды

ПК.

Картинки

Тест

                   1

 12

Берегите воду!

ПК.

Картинки

Карточки

                   1

13

Как разрушаются камни

ПК.Пр. Картинки

                    1

14

Что такое почва

Практическая работа № 6 «Исследуем состав почвы»

ПК. 

Картинки

Р.Т.

                    1

15

Разнообразие растений

Практическая работа № 7

«Рассматривание живых и гербарных растений»

 ПК. 

Картинки

Р.Т.

                    1

 16

Солнце, растения и мы с вами

Практическая работа № 8

«Органы растений, их сравнение»

ПК.Пр.

Картинки

Кроссворд  

                    1

 17

Размножение и развитие растений

Практическая работа № 9

«Изучаем способы распространения плодов»

ПК. Пр.

Картинки

 

                    1

 18

Охрана растений

ПК.Д.

Образцы трав

Атлас

                    1

 19

Разнообразие животных

ПК,

Картинки

Таблицы  

Атлас

                 1

 20

Кто что ест?

Практическая работа №10

«Моделирование цепей питания» Разнообразие природы родного края.

ПК.

Карточки

Картинки

Модели

                  1

 21

Размножение и развитие животных

Практическая работа № 11

«Моделирование этапов развития бабочки и  лягушки»

ПК.Пр.

Картинки

Рисунки  

Модели

                   1

 22

Охрана животных

ПК.Пр.

Картинки

Рисунки  

                   1

 23

В царстве грибов

ПК.Пр.

Картинки

Рисунки

Атлас

                    1

 24

Великий круговорот жизни Проверочная работа №2  по теме «Эта удивительная природа»

ПК.Пр.

Картинки  

Плакаты

Текст работы

                    1

Мы и наше здоровье (10ч)

25

Организм человека

-Рассказывать об органах чувств по плану                           - Объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи                       - Объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку                       - объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания                                      --Объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем.

-измерять пульс - Закаливать организм, предупреждать болезни               - формулировать правила ЗОЖ, научатся их выполнять                                 - выполнять тесты с выбором ответа

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения.

Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.

Следить за своей осанкой на уроке и вне его.

-формулировать выводы по теме урока.

- оценивать свои ответы и ответы одноклассников

-Оценивать правильность и неправильность ответов.

-Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Делать выводы из изученного материала

Познавательные УУД:

-Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу.

-характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле,

 работать с терминологическим словарём

-самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по  предложенному плану;

-использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы.

формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал  о правилах гигиены

-Сотрудничать со взрослыми, извлекать информацию о гигиене кожи.

-Находить упражнения для формирования правильной осанки

-Моделировать строение пищеварительной системы.

-практически определять наличие питательных веществ  в продуктах.

- составлять меню здорового питания;

-контролировать  и оценивать процесс и результат деятельности.

- Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять

 пульс у членов своей семьи.

-Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней.

-находить дополнительный материал о профилактике заболеваний.

- осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера;

-Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье

Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу.

Коммуникативные УУД:

- Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела.

- отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе  

- Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану.

- рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи.

-Подготовить рассказ об уходе за кожей

 работать со взрослыми, слушать собеседника .

- -Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания.

-Готовиться  к выполнению проекта.

Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми,

узнавать о взаимосвязи органов в организме

Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку.

-Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни.

-Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

- конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

.-Учиться оказывать первую помощь.- Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку

 соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Установка на выполнение  утренней гимнастики

 -Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания

-Проводить закаливание своего организма.

ПК.Пр.

Фотографии

таблица

                  1

26

Органы чувств

ПК.Пр.

                   1

27

Надежная защита организма

Практическая работа № 12

«Исследуем нашу кожу»

ПК.

Карточки

Р.Т.

                    1

28

Опора тела и движение

ПК.Пр. 

Картинки

Таблица

Карточки

                    1

29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

ПК.

Картинки

                  1

30

Дыхание и кровообращение

Практическая работа № 13

«Учимся измерять пульс»

ПК.Пр.

Картинки

Р.Т.  

                 1

31

Умей предупреждать болезни

Практическая работа №14 «Моделирование строения организма человека»

Картинки

Рисунки

                1

32

Здоровый образ жизни  

ПК. Пр.

               1

33

Проверочная работа №3 по теме «Мы и наше здоровье».

ПК. 

Картинки

Текст работы

               1

Текст работы

               1

Наша безопасность (7ч)

 34

Огонь, вода и газ

Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. - Соблюдать правила безопасного поведения пеше хода, велосипедиста, пассажира. - Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС

- Различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям - Правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях - Правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах  и общении с животными -Соблюдать  правила экологической безопасности в повседневной жизни.

-обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу урока,

формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников

Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

-Формирование адекватной оценки своих достижений

Познавательные УУД:

-моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры.

-работать с терминологическим словариком.

-Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

- изучать материалы учебника.

-выполнять тесты по теме,

моделировать свои действия в различных ситуациях;

-готовить сообщения --Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой.

-моделировать в виде схемы путь от школы домой. - Находить в Интернете  информацию о вооруженных силах страны

-Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест.

-Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях.

- анализировать по схеме загрязнения;

- приводить примеры цепей загрязнения;

-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм.

Коммуникативные УУД:

-Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода.

-Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр.

- Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации, ролевыми играми демонстрировать свои

знания правил. - Обсуждать, как помогают  знаки пешеходам. -обсуждать опасные места в доме и вне его

 работать со взрослыми, опрашивать  о мерах предосторожности. - Обсуждать рассказ « Опасные двойники»,

 рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными –

- обсуждать проблему экологической безопасности и меры  по  охране природы

Соблюдать правила безопасности  для сохранения здоровья.

-Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья. -

-Воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников. - Формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем. Соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни.

Фотографии

ПК. Картинки

Плакаты  

               1

 35

Чтобы путь был счастливым

ПК.Пр.

Таблица

                 1

 36

Дорожные знаки

ПК.Пр.

Картинки

Карточки

               1

 37

Проект «Кто нас защищает»

Карта

ПК.Пр.

Дорожные знаки

Карточки

                 1

 38

Опасные места

ПК. Пр.

Карточки

Рисунки  

                   1

 39

Природа и наша безопасность

Практическая работа №15

«Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды»

Картинки

Плакаты

                1

 40

Экологическая безопасность Проверочная работа №4 по теме «Наша безопасность»

Текст работы

1

                                                                                   Чему учит экономика        (12 ч) 

 41

Для чего нужна экономика

Раскрывать роль экономики в нашей жизни.

-объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги

- Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике.

-осознавать значение  природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

-Объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются

- Различать отрасли промышленности.

-обнаруживать взаимосвязи между ними.

-различать продукцию каждой отрасли промышленности.

-раскрывать роль экономики в жизни родного края;

-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

-понимать роль денег.

-объяснять, что такое деньги.

-различать денежные единицы некоторых стран

-объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны

-Объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяйство семьи.

- Обнаруживать  связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы.

- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности ч

Реглятивные УУД:

-работать со взрослыми;

-рассказывать о роли труда в создании товаров;

-прослеживать, какие товары иуслуги нужны семье.

-Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их.

- Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

- принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока

- формировать адекватную самооценку

- Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

-Актуализировать знания, полученные во  2 классе.

- Актуализировать полученные  знания

Познавательные УУД:

-различать товары и услуги, приводить примеры;

-добывать информацию  об услугах в родном городе;

- Раскрывать понятия

« экономика», «потребности», «товары»;

- прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для

 экономики

--Определять полезные ископаемые с помощью атласа.

-рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие полезные

ископаемые добывают у нас.

- исследовать растение и описать его по плану.

-Выявить связь растениеводства и промышленности. 

-Исследовать, какие продукты используются в семье.

-Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных.

-работать с терминологическим словарем.

-Выявлять связь животноводства и растениеводства.

--Раскрывать роль денег в экономике.

-Характеризовать виды обмена товарами.

 -Находить информацию  об истории денег в других источниках.

-собирать информацию об экономике родного края

--Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами.

 -формулировать выводы по теме урока,

-- моделировать доходы  и расходы государства в виде математических задач

- Выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного,                                                                                                                                                                                                                                       моделировать  семейный бюджет

--Раскрывать взаимосвязь экономики и  экологии.

-Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе

Коммуникативные:

-отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. 

- Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города

- строить монологическое высказывание

--Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством.

-Рассказывать о роли выращивания культурных растений

--осуществлять  сотрудничество с учителем и со сверстниками.

- Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья.

- Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе.

- сравнение монет разных стран

- Рассказывать о семейном бюджете, его доходах и расходах, обсуждать , какие расходы первостепенные.

-Раскрывать взаимосвязь экономики и  экологии.

-Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе

--Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая

экспертиза.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно  оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм

-Воспитывать чувство гордости за свою Родину, почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий.

- воспитывать бережное отношение к природным богатствам

-уважительное отношение к людям рабочих профессий

-Формировать установку на выполнение моральных норм.

-Определять границы собственного знания и незнания.

- мотивация учебной деятельности;

-принимать мнение других членов коллектива.

- Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию

- экологическая культура: ценностное отношение  к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

ПК. Пр.

Фотографии  

Картинки

Схема

                  1

 42

Природные богатства и труд людей – основа экономики

ПК. Пр.

Картинки  

                 1

 43

Полезные ископаемые

Практическая работа№16 «Исследуем полезные ископаемые»

ПК. Пр.

Р.Т.

Образцы пол. ископаемых

                   1

 44

Растениеводство

Практическая работа №17

«Учимся сравнивать и описывать культурные растения»

ПК. Картинки

Р.Т.

                 1

 45

Животноводство

 ПК. Пр.  

Картинки

Рисунки

                 1

 46

Какая бывает промышленность

ПК. Пр.

Картинки

Рисунки

Карточки

                1

47

Проект «Экономика родного края»

Картинки

1

48

Что такое деньги

ПК.Пр.

картинки

1

49

Государственный бюджет

Картинки

схемы

1

50

Семейный бюджет

ПК.

картинки 

1

51

Экономика и экология 

1

52

Проверочная работа №5 по теме «Чему учит экономика».

1

Путешествия по городам и странам  (15 ч)

 53

Золотое кольцо России– слава и гордость страны. Сергиев – Посад.

-Находить на карте город Сергиев – Посад

-осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.

-Находить на карте город Переславль – Залесский.

-Находить на карте город Ростов Золотого кольца России

-приводить примеры достопримечательностей  городов.

-находить и показывать на карте изученные страны и их столицы.

- Рассказывать о странах по физической и политической картам

- Ценить памятники истории и культуры

- выполнять предложенные задания

Регулятивные УУД:

Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему.

- Понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять.

--формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

–Формировать адекватную самооценку.

-Принимать мнение других членов группы

-Адекватно оценивать своих товарищей.

-Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения и товарищей по группе.

- умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему.

-формирование адекватной оценки своих достижений

Познавательные УУД:

С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов,

- прослеживать маршрут путешествия по карте;

-моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры

--С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах.

- работать с терминологическим словарем.

- Соотносить государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран.

- находить в Интернете материал о странах, работать со взрослыми, выяснять сведения о товарах стран Бенилюкса.

- Составлять вопросы к викторине, находить интересные факты о странах Европы

-выяснять материал  о памятниках стран.

--Находить в дополнительной литературе сведения о знаменитых памятниках стран.

-Описывать по фотографиям  памятники.

- Самостоятельно  выполнять предложенные задания, применяя полученные знания.

Коммуникативные УУД:

-Рассказывать о достопримечательностях городов городов  Золотого кольца.

Европы

-прослеживать маршрут путешествия по карте.

- презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

-обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения.

-Работать в группе, готовить сообщения о государствах на основе материалов учебника.

-Работать со взрослыми, выяснять, какие материалы и из каких стран в магазинах городов

-Работать в группе, изучать страны центра Европы.  

-Описывать достопримечательности, готовить сообщения о странах.

-Выступать от группы.

-Распределять материал на несколько сообщений между членами группы.

-готовить сообщения о городах и памятниках архитектуры, описывать достопримечательности.

- Обсуждать цели  международного туризма, работать с картой,  рассказывать о достопримечательностях.

- Выполнять тесты с выбором ответа

Воспитывать чувство гордости за свою страну,

сопричастности к её историческому прошлому.

-Формировать внутреннюю позицию школьника,

гражданина своей страны.

--Формировать чувство гордости за свою страну

- принимать мнение других членов коллектива.

- Формировать позицию человека,

 жителя общего дома – Земля.

-Определять границы собственного знания и незнания,

 принимать мнение других членов коллектива.

-Формировать ориентацию на выполнение моральных

 норм, способность к решению моральных проблем

ПК.

Картинки

Рисунки

Фотографии

Физическая карта

                1

 54

Золотое кольцо России. Переславль – Залесский

ПК.

Картинки

Физическая карта

                1

 55

Золотое кольцо России. Ростов.

ПК Пр.

Картинки  

Физическая карта

                 1

 56

Проект «Музей путешествий»

ПК. Пр.

Схема

Картинки

                  1

 57

Наши ближайшие соседи

Практическая работа №18 «Страны – соседи России и их столицы»

ПК. Пр.

Картинки

Рисунки

Текст работы

                1

 58

На севере Европы

ПК Пр.,Д.

Картинки

Фотографии

Карточки

              1

 59

Что такое Бенилюкс

ПК.

Карта  Картинки

Рисунки

                 1

 60

В центре Европы

ПК. Пр.

Карта  

Картинки

Рисунки

               1

 61

По Франции и Великобритании (Франция)

ПК. Пр.

Карта  

Картинки

Рисунки

               1

 62

По Франции и Великобритании (Великобритания)

ПК. Пр.

Карта  

Картинки

Рисунки

                  1

 63

На юге Европы

ПК. Пр.

Карта  

Картинки

Рисунки

                1

 64

По заметным местам мира

ПК. Пр.

Карта  

                1

 65

По заметным местам мира

Проверочная работа №6 по теме «Путешествия».

ПК. Пр.

Картинки

Рисунки

Текст работы

              1

 66

Проверим себя и оценим свои достижения за втрое полугодие.

Проверочная работа №7

Текст работы

Картинки

Рисунки

                1

67

КВН «Моя Россия»

1

 68

Повторение пройденного

6.ЛИТЕРАТУРА

Учебные пособия: (для УМК «Школа России».)

1. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 3 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2015.

2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2-х ч. 3 класс. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014.

3. Окружающий мир. Тесты. 3 класс / Плешаков А.А., Гара Н.н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2014.

4. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2008.

         5. Зелёные страницы. Книга для учащихся.  /Плешаков А.А. –М.: Просвещение, 2008.

Учебно-методическая литература:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  • Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие с эл.приложением. автор Жукова Т.А. – М.: Планета, 2015
  •  Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс. /Плешаков А.А.Соловьёва А.Е./. - М.:Просвещение, 2012
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе./М.Ю.Демидова. С.В.Иванов/. –М.:Просвещение, 2010
  • Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя. –М.:Просвещение, 2010
  • Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя./А.Б.Воронцов/. –М.:Просвещение, 2011
  • Развитие исследовательских умений младших школьников./Н.Б.Шумакова/. –М.:Просвещение, 2011
  • Планируемые результаты начального общего образования. /Л.Л.Алексеева/.–М.:Просвещение, 2010

ИКТ-средства

 -Компьютер

-CD диски

-диск ЭП Рабочие программы. Начальная школа. УМК «Школа России» 2 класс

       -диск ЭП «Окружающий мир» 2 класс / Шейкина С.А. – М.: Планета, 2013

       - ЭТр. «Окружающий мир» 2 класс

-Презентации с интернета

-Личные презентации

-Наглядные пособия

*таблицы   *карточки  *картинки *рисунки

Средства обучения:

  • наглядные пособия:
  • средства фиксации окружающего мира
  • фото
  • Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
  • набор энциклопедий для младших школьников /школьная библиотека/
  • измерительные приборы
  •  раздаточный материал

ПРИЛОЖЕНИЯ

Средства обучения:

  • наглядные пособия:
  • натуральные живые пособия – комнатные растения;
  • гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  • изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи и др.;
  • географические и исторические карты;
  • предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
  • мультимедийное оборудование
  •  компьютер
  • средства фиксации окружающего мира
  • фото- и видеокамера
  • Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
  • набор энциклопедий для младших школьников
  • измерительные приборы
  •  весы
  •  термометры
  •  сантиметровые линейки
  •  мензурки
  • посуда
  •  раздаточный материал
  • экскурсионное снаряжение
  • складные лупы
  •  компасы
  •  бинокль
  •  рулетки

Контрольно-измерительные материалы

по предмету

«Окружающий мир»

3  класс

 

                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.

           Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и эффективность применяемых методов и приёмов обучения.

           Для учащихся проверка важна: она служит своего рода подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей;

сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.

           В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт знаний.

           Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

          Целью составленных мной проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса по учебнику А. А. Плешакова.

          Время проведения проверочных работ – 10-15 минут. Но учитель может регулировать это время, исходя из возможностей своего класса, чтобы избежать нервозной обстановки. А для итоговой работы следует отвести целый урок, так как учащемуся нужно сосредоточиться, чтобы вспомнить всё, что он узнал в течение учебного года по русскому языку.

ТЕСТЫ

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» - 97-100%

«4» - 77-96%

«3» - 50-76%

«2» - менее 50%

Тест №1 по теме

«Как устроен мир?»

Учащийся ………………………………………………………………………………………………

1.Подчеркни названия природных объектов:

Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глина, птица, облака,  

     тетрадь, дерево, дом.

2.К неживой природе относятся:

 Человек, животные, растения, грибы, микробы;

 Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

 Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

3.К живой природе относятся:

 Человек, животные, растения, грибы, микробы;

 Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

 Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

 они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

 они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут,

     умирают;

 они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу,

    умирают.

5.Животные – это:

 звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;

 птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;

 птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.

6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

 из-за пожаров и стихийных бедствий;

 из-за изменения климата на Земле;

 из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

12.К внутреннему миру человека относятся:

 мечты, рост, возраст, характер, вес;

 знания, настроение, характер, мысли, мечты;

 руки, глаза, причёска, возраст, настроение.

13.Соедини линиями понятия и соответствующие им определения:

способность думать                                                                   воображение                                                                

способность хранить информацию                                             мышление

способность представлять себе то, чего нет                             восприятие

способность получать информацию об окружающем                  память

14.Любое государство имеет:

 свою территорию, государственные границы, государственный язык,

     столицу;

 свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции,

     государственный язык, свою территорию;

 государственные границы, национальные традиции,

     язык, свою территорию.

 15.Подчеркни то, что составляет окружающую среду для сосны:

Воздух, цапля, солнце, почва, кенгуру, лесная мышь, рыбы, чайка, дятел., вода.

7.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

 прозрачные;

 бесцветные;

 чистые.

8.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?

 от использования воды в быту;

 от использования воды в производстве;

 от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

9.Что люди делают для спасения живой природы?

 создают заповедники, ботанические сады;

 создают бульвары и скверы;

 создают фермы, пасеки и птицефермы.

10.Что такое заповедники?

 заповедники – это участки земли, где вся природа находится под

     строгой охраной;

 заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со

     всего мира;

  заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие

     зверей, птиц и насекомых.

11.Подчеркни лишнее в каждом столбике:

дуб                              подосиновик                          комар

ёжик                           опята                                        крот

земляника                 олень                                        кит  

берёза                        боровик                                   кедр

16.Соедини линиями действия людей и соответствующие им результаты:

вырубка лесов ради древесины;

загрязнение воздуха;

истребление животных ради меха;

загрязнение водоёмов;

слив сточных вод;

исчезновение некоторых видов животных;

выбросы дыма от заводов

и фабрик.

17. Сведения о редких растениях и животных занесены:

 в Почётную книгу;

 в Красную книгу

     уменьшение количества

     лесов

Тест № 2 по теме

«Эта удивительная природа»

Учащийся ………………………………………………………………………………………………

1.Что называют телом?

 всё то, что сделано руками человека;

 любой предмет, любое живое существо;

 любое растение, насекомое, птицу или животное.

2.В какой строчке указаны только тела?

 кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;

 парта, доска, стол, стул, лампа;

 карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.

3.В какой строчке указаны только вещества?

 алюминий, железо, медь;

 алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;

 кусок сахара, капля росы, кристалл соли.

4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?

 вода, крахмал, соль, перец;

 кефир, ряженка, хлор, фтор;

 азот, кислород, углекислый газ.

5.В каких телах промежутки между частицами наибольшие?

 в твёрдых;

 в жидких;

 в газообразных.

6.Какие вещества входят в состав воздуха?

 водород, медь, цинк;

 кислород, азот, углекислый газ;

 хлор, фтор, йод.

7.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

 азот;

 кислород;                                             углекислый газ.

13. К какой природе можно отнести почву?

 к живой;

 к неживой;                

 неживая и живая природа в почве соединяются.

14. Из чего состоит почва?

 из микробов,  корней растений, различных животных, обитающих в

     почве;

 из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

 из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов,

     корней растений и различных животных, обитающих в почве.

15. Что растения получают из почвы?

 перегной, песок, глину;

 воздух, воду, соли;

 остатки растений и животных.

16. Что влияет на плодородие почвы?

 наличие в почве перегноя;

 наличие в почве воды;

 наличие в почве песка и глины.

17. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

 благодаря животным, обитающим в почве;

 благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;

 благодаря микробам, живущим в почве.

18. Как называется наука о растениях?

 ботаника;

 зоология;

 астрономия.

19. Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых – двумя чертами:

Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

8.Какими свойствами обладает воздух?

 голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет

     запаха;

 прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при

     охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

   с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих

       предметов, при резком изменении границы тепла и холода

      образуются ветры.

9. За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

 вода, превращаясь в лёд, расширяется;

 вода, превращаясь в лёд, сжимается;

 повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

10. Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал

      сухим?

 вода с поверхности пола испарилась;

 вода впиталась в поверхность пола;

 вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по

    классу.

11. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

 животные;

 растения;

 грибы и микробы.

12. За счёт чего в скалах и в камнях образуются трещины?

 за счёт нагревания скал и камней в тёплые солнечные дни;

 за счёт остывания скал и камней по ночам;

 за счёт неравномерного расширения и сжатия скал, камней.

20. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?

 наличие  воды и углекислого газа;

 наличие почвы и воздуха;

 наличие света, воды и углекислого газа.

21. Как называется наука о животных?

 ботаника;

 зоология;

 астрономия.

22. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

 азот;

 углекислый газ;

 кислород.

23. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

 коровы, бегемоты, жирафы;

 волки, лисы, кабаны;

 лоси, тюлени, киты.

24. Какое из указанных животных относится к рыбам?

 дельфин;

 бегемот;

 карп.

25. Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

 звери;

 птицы;

 рыбы.

Тест № 3 по теме

«Мы и наше здоровье»

Учащийся ………………………………………………………………………………………….

   

1.Зачем нужно знать свой организм?

Чтобы сохранять и укреплять здоровье;

Чтобы мыслить, говорить, трудиться;

Чтобы умело использовать свои возможности.

2.Как называется наука, изучающая строение тела человека?

Физиология;

Зоология;

Анатомия.

3.Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?

Глаза, лёгкие, желудок, кожа;

Сердце, головной мозг, почки;

Печень, селезёнка, уши, желчь.

4.Сколько органов чувств вы знаете?

7;

6;

5.

5.Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

Без кишечника;

Без головного мозга;

Без селезёнки.

6.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

Горбатый, бледный, хилый, низкий;

Стройный, сильный, ловкий, статный.

13.Для чего человеку нужна пища?

С пищей человек получает питательные вещества;

С пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

С пищей человек получает воду и витамины.

14.Где начинается пищеварение?

Во рту;

В желудке;

В кишечнике.

15.Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?

Благодаря крови;

Благодаря нервным волокнам;

Благодаря мышцам.

16.Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?

Кислород;

Углекислый газ;

Азот.

17. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?

В носу;

В бронхах;

В лёгких.

18.Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?

Через печень, кишечник, мочевой пузырь;

Через кожу, почки, лёгкие;

Через сердце, желудок, желчный пузырь.

7.Соедини линиями органы и их функции:

глаза                                                    орган осязания

уши                                                      орган вкуса

нос                                                       орган зрения

кожа                                                    орган обоняния

язык                                                     орган слуха

8.Какую роль играет жир, который выделяет кожа?

Делает кожу мягкой и упругой;

Делает кожу крепкой и сильной;

Делает кожу ловкой и стройной.

9.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?

Зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;

Мочалка, мыло, полотенце, крем;

Гуталин, обувная щётка, клей.

10.Какова роль скелета человека?

Защищает внутренние органы от повреждений;

Сокращаясь и расслабляясь, приводит в движение мышцы;

Является опорой тела.

11.Какой орган расположен внутри черепа?

Почки;

Головной мозг;

Селезёнка.

12.От чего зависит осанка человека?

От скелета и мышц;

От связок и сухожилий;

От хрящей и костей.

19.Для образования почвы требуется:

Несколько дней;

Несколько лет;

Тысячи лет.

20.Подземная часть гриба называется:

Грибовница;

Грибница;

Грибок.

Тест № 4 по теме

За Ι полугодие

1.Что называют телом?

 Всё то, что сделано руками человека, называется телом.

Любой предмет, любое живое существо называется телом.

2.В какой строчке указаны только тела?

 Кастрюля, вода, сахар, дерево, мышь.

 Парта, рябина, тигр, камень, ручка.

3. В каких телах промежутки между частицами наибольшие?

 в твёрдых.

в жидких.

в газообразных.

4. Какие вещества входят в состав воздуха?

водород, медь, цинк.

кислород, азот, углекислый газ.

хлор, втор, йод.

5.Лёд и снег - это вода…

в твёрдом состоянии.

в жидком состоянии.

в газообразном состоянии.

6.Что происходит с водой при нагревании?

вода сжимается при нагревании.

вода расширяется при нагревании.

7. За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

 вода, превращаясь в лёд, расширяется.

 вода, превращаясь в лёд, сжимается.

8.Что растения получают из почвы?

 перегной, песок, глину.

 воздух, воду, соли.

остатки растений и животных. 

16. Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?

 в парках.

 в скверах.

 в ботанических садах

17. Какие животные занесены в Красную книгу?

 тигр, морж, фламинго, орёл-беркут.

корова, лошадь, гусь, петух

18.Какие из животных уже спасены?

 белка, заяц, кабан.

бобр, соболь, куница.

 лось, лиса, волк.

19. Из каких частей состоит гриб.

 ножка, шляпка, грибница.

стебель, шляпка, корешок.

20. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся…

 в заповедниках

 на приусадебных участках.

 в парках и скверах.

9. Как называется наука о растениях?

 ботаника.

 зоология.

 астрономия.

10. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?

наличие воды и углекислого газа.

 наличие почвы и воздуха.

 наличие света, воды и углекислого газа.

11. Какая из цепей питания указана правильно?

 сосна – дятел – жук-короед.

 слизни – капуста – жаба.

 рожь – мышь – змеи – орлы.

12. Какое животное не относится к рыбам?

 щука

 окунь

дельфин

13. Какое слово пропущено; икринка - …. -   взрослая рыба?

 личинка

 малёк

 головастик

14. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

весной.

 осенью.

зимой.

15. Какое слово пропущено: яйцо – личинка - …- бабочка?

 куколка.

 птенец.

икринка.

Тест № 5 по теме

«Наша безопасность»

Учащийся ………………………………………………………………………………………..

1.Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб.

01                                         газовая служба

03                                         пожарная охрана

04                                         скорая помощь

2.Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который вы не можете потушить самостоятельно?

Убежать;

Закричать, позвать на помощь;

Вызвать пожарников по телефону 01.

3.Если в подъезде дым, что нужно сделать?

Выйти и посмотреть, где и что горит;

Закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

Не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.

4.В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать, прежде всего?

Оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

Завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

Выйти из квартиры.

5.Что нужно сразу сделать, если почувствуешь в квартире запах газа?

Открыть окно;

Сразу из квартиры позвонить в газовую службу по телефону 04;

Зажечь спичку.

6.Переходя улицу, необходимо быть:

Сильным, смелым, стройным;

Собранным, внимательным, осторожным;

Умным, красивым, радостным.

13.Если застрял в лифте, нужно:

Нажать кнопку «Вызов»;

Плакать и кричать;

Попытаться выбраться из кабины самостоятельно.

14.Небезопасно гулять в одиночку с наступлением темноты, потому что:

Будет скучно;

Не будет видно дороги;

Может подстерегать преступник.

15.Чтобы уберечься от ударов молний, нельзя:

Прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;

Прятаться в зарослях кустарника;

Покидать открытое место.

16.Ядовитый гриб:

Белена;

Бледная поганка;

Дурман.

17.Чтобы защитить себя от загрязнённого воздуха:

Не стойте возле автомобиля с работающим двигателем;

Стойте возле людей, которые курят;

Ходите по главным улицам города с большим движением транспорта.

7.С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?

С 14 лет;

С 10 лет;

С 18 лет.

8.Как выглядят запрещающие знаки?

Знак в виде красного треугольника;

Знак в виде красного круга;

Знак в виде синего круга.

9.Какое из утверждений верное?

Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное

    движение на дорогах;

Самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать,

    где находится автозаправочная станция или больница;

Самые важные дорожные знаки – предупреждающие, так как они

    всегда предупредят водителя о любой опасности.

10.Чтобы уберечься от дыма, нужно:

Дышать через мокрое полотенце;

Спрятаться в шкаф;

Спрятаться под кровать.

11.Какие правила должен соблюдать пешеход?

Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;

Ходить по тротуарам и быстро перебегать дорогу;

Ждать транспорт на остановке близко от проезжей части.

12.Какие правила должен соблюдать пассажир?

Садиться в автомобиль со стороны проезжей части;

Разговаривать с водителем только во время движения;

Не высовывать в окно руку и тем более голову.

 «Чему учит экономика?»

Учащийся ………………………………………………………………………………………….

1.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

Врачи;

Геологи;

Строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

Песок, глина;

Гранит, торф;

Каменный уголь, поваренная соль.

3.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

Оловянная и медные руды;

Каменный уголь, природный газ;

Графит, сера.

4.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

Мрамор, гранит;

Природный газ, нефть;

Золото.

5.Зачем мы собираем металлолом?

Сохраняем запасы руды;

Очищаем территорию от мусора;

Участвуем в соревновании между классами.

6.Укажите строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства:

Полеводство, овцеводство, кактусоводство;

Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

Полеводство, овощеводство, оленеводство.

13.Для корма домашним животным заготавливают:

Картофель, зерно, тимофеевку;

Арбузы, дыни, тыкву;

Василёк, подснежник, гиацинт.

14.Что такое бартер?

Процесс купли-продажи товара;

Прямой обмен одних товаров на другие;

Один из видов дохода.

15.Что использовалось раньше в качестве денег?

Телевизоры и чайники;

Морские раковины, шкурки пушных зверей;

Рисунки на бумаге.

16.Из чего складывается бюджет?

Из зарплаты и стипендии;

Из денег;

Из доходов и расходов.

17.Из чего складываются доходы государственного бюджета?

Из заработной платы граждан;

Из доходов предприятий и фирм;

Из налогов граждан и предприятий.

18.Что такое гонорар?

Бюджет;

Доход;

Расход

19.Выигрыш по лотерейному билету – это:

Доход;

Расход;

Не доход и не расход, так как не может быть запланирован.

7.Укажите строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры:

Картофель, подсолнечник, лён, земляника;

Кабачок, патиссон, огурец, капуста;

Овёс, рожь, ячмень, пшеница.

8.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:

Капуста, картофель, лён, овёс;

Лук, чеснок, перец, апельсин;

Яблоня, груша, черешня, малина.

9.Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?

Ткач, газосварщик, геолог;

Комбайнёр, овощевод, хлопкороб;

Инженер, механик, докер.

10.Что даёт животноводство людям?

Мясо, шерсть, пух, кожу;

Фрукты, овощи, злаковые культуры;

Хлопок, лён, кормовые травы.

11.Домашние сельскохозяйственные животные – это:

Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

Звери, птицы, земноводные, рыбы;

Птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.

12.Домашние птицы – это:

Фазаны, куропатки, страусы;

Павлины, орлы, беркуты;

Индейки, куры, гуси.

20.Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:

Услуги;

Товары;

Экономика.

21.Всё, что сделано руками человека, называется:

Труд;

Природные богатства;

Капитал.

22.Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:

Машинами и механизмами;

Электроэнергией;

Выплавкой стали.

23.Авторское вознаграждение – это:

Зарплата;

Налог;

Гонорар.

24.Наука экология помогает:

Делать экономику более безопасной для людей и природы;

Подсчитать экологический ущерб.

Тест № 7 по теме « Путешествие по странам».

Учащийся ………………………………………………………………………………………….

1.Отметь Скандинавские страны.

 Норвегия            

 Франция              

 Швеция              

 Дания

2.Какое название пропущено в одной из пар?

Финляндия — Хельсинки                          Осло

Швеция - ...........................                          Рейкьявик

Дания — Копенгаген                                    Стокгольм

3.В какой стране установлен памятник Г.Х. Андерсену?

в Швеции                

в Финляндии        

в Дании

4.Какие из этих стран составляют Бенилюкс?

 Люксембург            

Германия              

Италия                

Нидерланды

 Бельгия                  

Франция

5.Как называется столица Бельгии?

 Амстердам  

Стокгольм              

 Брюссель                

Люксембург

6.Символом какой страны стали тюльпаны?

Бельгии                Нидерланды                Люксембург    

 Финляндия

13.Символом какой страны стал Тадж-Махал?

Египта                      

Индии                        

США                      

Австралии

14.Из чего построен Тадж-Махал?

из дерева              

 из бетона              

 из мрамора

7.Какой город является столицей Германии?

Кёльн            

 Берлин              

 Берн                   

 Бремен

8.В какой стране установлен памятник И. Штраусу?

В Германии                    

 в Австрии      

в Швейцарии 

9.Отметь только то, что имеет отношение к Франции.

Париж          

 Лондон              

Сена          

Темза                    

 Лувр

10.Что НЕ является достопримечательностью Лондона?

Биг-Бен                        

Эйфелева башня                        

Тауэрский мост        

Букингемский дворец

11.Отметь только то, что имеет отношение к Греции?

Афины        

Рим            

Парфенон              

Колизей                

Корфу

12.В каком ряду названы только города Италии?

Рим, Афины, Венеция                    

 Рим, Родос, Крит

Рим, Венеция, Пиза

15.В какой стране построен театр крыша которого в виде парусов?

 в Бельгии            

 в Италии          

 в Великобритании          

 в Австралии

16.Египетские пирамиды — это гробницы:

 богатых людей              

 королей              

фараонов

17.Символом какой страны стала статуя Свободы?

 Франции              

 Германии                    

 США                  

 Дании

  

Тест № 8 по теме

«Что мы узнали и чему научились за год?»

Учащийся …………………………………………………………………………………………………..

1.Если в квартире возник пожар, необходимо:

Звонить по телефону 01;

Звонить по телефону 04;

Ждать, когда он сам погаснет.

2.Дорожные знаки в виде круга с красной каймой:

Предупреждающие;

Предписывающие;

Запрещающие.

3.Какой газ необходим для дыхания?

Азот;

Кислород;

Углекислый газ.

4.Сведения о редких растениях и животных занесены:

В Почётную книгу;

В Красную книгу.

5.Какая из цепей питания указана правильно?

Дерево    дятел    жук-короед;

Гусеница       растение      птица;

Рожь       мышь      змея       орёл.

6.Шахты строят для добычи:

Каменного угля;

Нефти;

Глины.

7.Для разведения рыб служит:

Ферма;

Прудовое хозяйство;

Пасека.

8.Тепловая электростанция сокращённо называется:

АЭС;

ГЭС;

ТЭС.

9.Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях, - это:

Стипендия;

Зарплата;

Пенсия.

10.Ярослав Мудрый основал город:

Ярославль;

Кострому;

Сергиев Посад.

11.Морскую границу с нашей страной имеют:

Норвегия и Исландия;

Монголия и Северная Корея;

США и Япония.

12.Эйфеливая башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся:

 В Италии;

 Во Франции;

 В Великобритании. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...