Конспект урока "Как образуется почва" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Как образуется почва". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.03_kak_obrazuetsya_pochva.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: Как образуется почва
Цели урока: закрепить знания о составе почвы; сформировать представление об образовании почвы в природе под воздействием определённых факторов; развивать речь, память, внимание, наблюдательность; логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе; вызывать у учащихся ощущение причастности к природе
Планируемые результаты:
- Предметные: сформировать понятие «почва» познакомить с ее образованием; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; учить ставить новую учебную задачу, в сотрудничестве с учителем;
- Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе навыки взаимодействия в коллективе; воспитывать чувство любви к природе; формирование положительного отношения к окружающему миру; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- для учителя: учебник, рабочая тетрадь, презентация
- для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.
Этап урока Методы, приемы | Хронометраж | Содержание урока | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивационный. Актуализация знаний. Словесный: инструктаж к проверочной работе | 5 мин. | - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Давайте закрепим по ней знания. Откройте тетрадь для проверочных работ на с. 27 – 28. Работаем в группах. Время ограничено. При выполнении заданий можно пользоваться учебником.
- Сдаём тетради. | Закреплять знания по пройденному разделу Работать в группах Выполнять задания | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
2.Постановка учебной задачи Словесный: слушание сказки Словесный: определение темы и целей урока Практический: работа с учебником Словесный: изучение темы Практический: работа со словарем Словесный: актуализация знаний Словесный: беседа | 25 мин. | Послушайте внимательно сказку и ответьте на вопрос: «Кто такой?» Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу кто ты. И слышу голосок: − Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьев! Я подумал и твердо сказал: − Дятел! − Вот и не угадал! Еще ем я ос и шмелей! − Ага! Ты птица осоед! − Не осоед! Еще я ем гусениц и личинок. − Гусениц и личинок любят дрозды. − А я не дрозд! Еще я грызу сброшенные лосями рога. − Тогда ты, наверное, лесная мышь. − И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем мышей! − Мышей? Тогда ты, конечно, кошка. − То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал. − Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в темную ель, откуда слышался голосок. − Покажусь, только ты признай себя побежденным. Догадались? − Рано! – ответил я. − Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу. − Может, ты цапля? − Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. − Похоже ты куница. − Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды, грибы. Догадались, кто такой? Почему? Слушаем дальше. − Я рассердился и крикнул: «Скорей всего ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупа забралась на елку!» − Сдаешься? – спросил голосок. Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку! − Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей. Чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Сегодня на уроке мы с вами поговорим о цепях питания, которые помогут нам в изучении темы: «Как образуется почва» - Какие цели поставим перед собой? Чтение уч.с.31 -32 - Что такое почва? - Что является основой образования почвы? - В результате чего идёт образование почвы? - Образование почвы это длительный процесс. Почва в природе образуется очень медленно 20см за 1000 лет. - Давайте еще раз повторим, что такое пищевая цепь? Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. - А если бы животное питалось только насекомыми? Как бы его назвали? (Насекомоядное.) - Только животными? (Хищное.) - Только растениями? (Растительноядное.) - А чем питается белка? (Всем.) - Значит, как назовем ее? (Всеядная.) Такая взаимосвязь называется «цепь питания», в которой каждое звено зависит от другого. - Какое время года наступило? - Как почва изменилась с наступлением весны? Как реагирует на весенние изменения живая и неживая природа? | Слушать сказку - Узнать, как образуется почва, какое участие в образовании почвы принимают растения и животные Находить материал в учебнике - Почва – это самый верхний слой земли, на котором растут растения. - Основа образования почвы – горные породы Земли. Нет горных пород – нет почвы - Образование почвы идет в результате разрушения горных пород (выветривания) под воздействием всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы вместе взятые, действуя друг на друга, образуют почву. Нет воды и воздуха – не будет почвы, нет живых организмов – не будет почвы - Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Определять животных Определять изменения почвы | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила сотрудничества. Развивать чувства доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценке и учета характера сделанных ошибок. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять контроль по результату. |
3.Динамическая пауза | 2 мин. | Выполнение движений под видеофрагмент | ||
4.Решение частных задач Практический: работа с учебником Практический: работа в парах, работа с иллюстрацией Практический: поиск информации в учебнике и словаре Практический: составление цепи питания Практический: работа в группах | 10 мин. | - Найдите в тексте ответ на вопрос: К какой природе относится почва? Докажите. Работа в парах - Рассмотрите рисунок на с.33. Назовите соседу на парте животных, которых можно увидеть в почве. А сосед расскажет тебе, каких из этих животных он видел в природе. - Чем питаются животные почвы? На этот вопрос можно ответить с помощью учебника. - Прочитайте пищевую цепь. Сможете объяснить, почему компоненты цепи не смогут существовать друг с другом? - Что такое цель питания? Если вы затрудняетесь, где можно получить информацию? Прочитайте значение в словаре в конце учебника. - Попробуем составить сами цепи питания по плану. 1. Растение 2. Растительноядные животные 3. Хищные животные В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. Разделитесь на 5 групп. Попробуйте составить цепи питания в: Поле: рожь – мышь – змея Огород: капуста – слизни – жаба Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка Водоем: водоросли – карась – щука Перегной (растительные остатки, прелые листья) – дождевой червь – медведка, крот – ёж, корни растений – личинки жуков, медведка, корни растений – личинка хруща – землеройка. Проверим работу. | Искать ответ на вопрос Работать в паре Работать с иллюстрацией Отвечать на вопросы Читать пищевую цепь Определять, что такое цепь питания Читать значение слова в словаре Составлять цели питания | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Оценивать уровень владения тем или иным действием. |
5.Итоги урока. Рефлексия Словесный: беседа Подведение итогов | 3 мин. | - Какую тему рассматривали на уроке? - Какие цели ставили? Добились их? - Что такое почва? Как она образуется? - Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные? - Как образуется цепь питания? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы бы хотели поделиться дома? - Какое задание понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? - Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. | Подводить итоги урока. Оценивать свою деятельность на уроке. | Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме: Слушание и работа с детскими книгами. «А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»
Цели урока:Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения.Учить находить в тексте нужные отрывки и ответы на вопросы.Развивыть монологическую речь учащихся.Прививать чувство сострадания,...
Конспект урока математики 2 класс. УМК « Начальная школа XXI века» Тема: Умножение и деление чисел на 2 и на 3
урок обобщения и систематизации знанийЦели: 1) Закрепить знание табличного умножения и деления на 2 и на 3.Развивать вычислительные навыки учащихся.2) Продолжить обучение решению задач с использование...
Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся начальной школы средствами здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, здоровьеукрепляющих приёмов обучения и воспитания
Актуальноссть проблемы здоровьесбережения, виды здоровьесберегающих технологий, предупреждение утомляемости на уроках, приёмы и методы создания благоприятного климата, формирование ценностного отношен...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие ф...
Конспект урока математики. 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"
Конспект открытого урока по математике в первом классе . Тема: «Проверяем, верно ли…» по программе «Начальная школа XXI века». Подготовила: Точилина Н.В., учитель начальных классов первой квалификацио...
Конспекты изобразительного искусства 4 класс "Перспективная начальная школа"
Разработан конспект по изобразительному искусству 4 класс "ПНШ" и так же презентация....