Конспект урока "Как образуется почва" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сметанина Екатерина Илдусовна

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Как образуется почва". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.03_kak_obrazuetsya_pochva.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: Как образуется почва

Цели урока:  закрепить знания о составе почвы; сформировать представление об образовании почвы в природе под воздействием определённых факторов; развивать речь, память, внимание, наблюдательность;  логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе;  вызывать у учащихся ощущение причастности к природе

Планируемые результаты:

  • Предметные: сформировать понятие «почва» познакомить с ее образованием; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; учить ставить новую учебную задачу, в сотрудничестве с учителем;

  • Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе навыки взаимодействия в коллективе; воспитывать чувство любви к природе; формирование положительного отношения к окружающему миру; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: 

- для   учителя: учебник, рабочая тетрадь, презентация  

- для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.

Этап урока

Методы,

приемы

Хронометраж

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный. Актуализация знаний.

Словесный: инструктаж к проверочной работе

5 мин.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Давайте закрепим по ней знания.

Откройте тетрадь для проверочных работ на с. 27 – 28.

Работаем в группах. Время ограничено. При выполнении заданий можно пользоваться учебником.

  1. Соедини стрелками названия горных пород. (с.5-8)
  2. Отметь минералы, которые входят в состав горной породы гранит.
  3. Отметь горючие полезные ископаемые. (с.16-21)
  4. Отметь полезные ископаемые в строительстве и применяемые для получения металлов. (с.16-21)
  5. Условные обозначения полезных ископаемых (с.17-18)

- Сдаём тетради.

Закреплять знания по пройденному разделу

Работать в группах

Выполнять задания

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

2.Постановка учебной задачи

Словесный: слушание сказки

Словесный: определение темы и целей урока

Практический: работа с учебником

Словесный: изучение темы

Практический: работа со словарем

Словесный: актуализация знаний

Словесный: беседа

25 мин.

Послушайте внимательно сказку и ответьте на вопрос: «Кто такой?»

Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу кто ты.

 И слышу голосок:

 − Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьев!

 Я подумал и твердо сказал:

 − Дятел!

 − Вот и не угадал! Еще ем я ос и шмелей!

 − Ага! Ты птица осоед!

 − Не осоед! Еще я ем гусениц и личинок.

 − Гусениц и личинок любят дрозды.

 − А я не дрозд! Еще я грызу сброшенные лосями рога.

 − Тогда ты, наверное, лесная мышь.

 − И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем мышей!

 − Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

 − То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

 − Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в темную ель, откуда слышался голосок.

 − Покажусь, только ты признай себя побежденным.

Догадались?

− Рано! – ответил я.

 − Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.

 − Может, ты цапля?

 − Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

 − Похоже ты куница.

 − Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды, грибы.

Догадались, кто такой? Почему? Слушаем дальше.

 − Я рассердился и крикнул: «Скорей всего ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупа забралась на елку!»

 − Сдаешься? – спросил голосок.

 Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку!

− Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей. Чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

 Сегодня на уроке мы с вами  поговорим о цепях питания, которые помогут нам в изучении  темы: «Как образуется почва»

 - Какие цели поставим перед собой?

Чтение уч.с.31 -32

- Что такое почва?

- Что является основой образования почвы?

- В результате чего идёт образование почвы?

- Образование почвы это длительный процесс. Почва в природе образуется очень медленно 20см за 1000 лет.

- Давайте еще раз повторим, что такое пищевая цепь?  Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду.

- А если бы животное питалось только насекомыми? Как бы его назвали? (Насекомоядное.)

- Только животными? (Хищное.)

- Только растениями? (Растительноядное.)

- А чем питается белка? (Всем.)

- Значит, как назовем ее? (Всеядная.) Такая взаимосвязь называется «цепь питания», в которой каждое звено зависит от другого.

- Какое время года наступило?

- Как почва изменилась с наступлением весны? Как реагирует на весенние изменения живая и неживая природа?

Слушать сказку

- Узнать, как образуется почва, какое участие в образовании почвы принимают растения и животные

Находить материал в учебнике

- Почва – это самый верхний слой земли, на котором растут растения.

- Основа образования почвы – горные породы Земли. Нет горных пород – нет почвы

- Образование почвы идет в результате разрушения горных пород (выветривания) под воздействием всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы вместе взятые, действуя друг на друга, образуют почву. Нет воды и воздуха – не будет почвы, нет живых организмов – не будет почвы

- Цепи питания – это связи всего живого по питанию.

Определять животных

Определять изменения почвы

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила сотрудничества. Развивать чувства доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценке и учета характера сделанных ошибок. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять контроль по результату.

3.Динамическая пауза

2 мин.

Выполнение движений под видеофрагмент

4.Решение частных задач

Практический: работа с учебником

Практический: работа в парах, работа с иллюстрацией

Практический: поиск информации в учебнике и словаре

Практический: составление цепи питания

Практический: работа в группах

10 мин.

- Найдите в тексте ответ на вопрос: К какой природе относится почва? Докажите.

Работа в парах

- Рассмотрите рисунок на с.33. Назовите соседу на парте животных, которых можно увидеть в почве. А сосед расскажет тебе, каких из этих животных он видел в природе.

- Чем питаются животные почвы? На этот вопрос можно ответить с помощью учебника.

- Прочитайте пищевую цепь. Сможете объяснить, почему компоненты цепи не смогут существовать друг с другом?

- Что такое цель питания? Если вы затрудняетесь, где можно получить информацию? Прочитайте значение в словаре в конце учебника.

- Попробуем составить сами цепи питания по плану.

1. Растение

2. Растительноядные животные

3. Хищные животные

В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов.

Разделитесь на 5 групп. Попробуйте составить цепи питания в:

Поле: рожь – мышь – змея

Огород: капуста – слизни – жаба

Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка

Водоем: водоросли – карась – щука

Перегной (растительные остатки, прелые листья) – дождевой червь – медведка, крот – ёж,  корни растений – личинки жуков, медведка, корни растений – личинка хруща – землеройка.

Проверим работу.

Искать ответ на вопрос

Работать в паре

Работать с иллюстрацией

Отвечать на вопросы

Читать пищевую цепь

Определять, что такое цепь питания

Читать значение слова в словаре

Составлять цели питания

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Оценивать уровень владения тем или иным действием.

5.Итоги урока. Рефлексия

Словесный: беседа

Подведение итогов

3 мин.

- Какую тему рассматривали на уроке?

- Какие цели ставили? Добились их?

- Что такое почва? Как она образуется?

- Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные?

- Как образуется цепь питания?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы бы хотели поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Подводить итоги урока.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме: Слушание и работа с детскими книгами. «А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»

Цели урока:Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения.Учить находить в тексте нужные отрывки и ответы на вопросы.Развивыть монологическую речь учащихся.Прививать чувство сострадания,...

Конспект урока математики 2 класс. УМК « Начальная школа XXI века» Тема: Умножение и деление чисел на 2 и на 3

урок обобщения и систематизации знанийЦели: 1) Закрепить знание табличного умножения и деления на 2 и на 3.Развивать вычислительные навыки учащихся.2) Продолжить обучение решению задач с использование...

Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся начальной школы средствами здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, здоровьеукрепляющих приёмов обучения и воспитания

Актуальноссть проблемы здоровьесбережения, виды здоровьесберегающих технологий, предупреждение утомляемости на уроках, приёмы и методы создания благоприятного климата, формирование ценностного отношен...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие ф...

Конспект урока математики. 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

Конспект открытого урока по математике в первом классе . Тема: «Проверяем, верно ли…» по программе «Начальная школа XXI века». Подготовила: Точилина Н.В., учитель начальных классов первой квалификацио...

Конспекты изобразительного искусства 4 класс "Перспективная начальная школа"

Разработан конспект по изобразительному искусству 4 класс "ПНШ" и так же презентация....