Конспект урока :«Первые русские князья» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Зубарева Анастасия Олеговна

 

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока:  « Первые русские князья»

Цели урока: формировать представление о первых князьях на Руси, развивать устную речь, воспитывать интерес к истории

 Планируемые результаты:

·        Предметные: знать первых русский князей, составление словесного портрета первых русских князей.

Личностные: делать выводы; строит речевые высказывания; планирует учебное сотрудничество; высказывает предположения; обсуждает проблемные вопросы.

·         

·        Личностные: чувство патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, познавательный интерес к истории своего государства;

Тип урока: открытие нового знания

 

 

Оборудование: Окружающий мир 2 часть 4класс УМК «Планета знаний»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока:  « Первые русские князья»

Цели урока: формировать представление о первых князьях на Руси, развивать устную речь, воспитывать интерес к истории

 Планируемые результаты:

  • Предметные: знать первых русский князей, составление словесного портрета первых русских князей.

Личностные: делать выводы; строит речевые высказывания; планирует учебное сотрудничество; высказывает предположения; обсуждает проблемные вопросы.

  • Личностные: чувство патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, познавательный интерес к истории своего государства;

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Окружающий мир 2 часть 4класс УМК «Планета знаний»

        

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

≈ 3

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

≈ 7

- Сегодня  на уроке мы отправимся в древнюю Русь и познакомимся с её первыми

   князьями. Тема урока «Первые русские князья».

Проверка домашнего задания.

    - Что мы проходили на прошлом уроке? 

( Исторические источники)

    - Вот о том, какие исторические источники существуют мы с вами и вспомним.  (окр.м.)

 ( Каждой группе заранее даются карточки с заданием №1,№2, №3)

     Найдите на столе карточку №1. И так 1-ая группа, о чём будет рассказывать?

    (Вещественные источники)

   - 2 –ая группа? (письменные источники)

   - 3 –ая группа? (устные источники)

    - Решайте, кто из группы будет отвечать. (Совещаются)

Вывод: теперь и мы с вами знаем источники, откуда ученые узнают о прошлом нашей Родины.

Строить грамматическое рассуждение

Делать вывод.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

3.

Решение частных задач

≈ 25

А) - Как вы думаете из какого источника мы  с вами узнаем о первых русских

     князьях? ( устного источника; из летописи )

     - Кто рассказал  нам о прошлом нашей Родины?

      (В Киево – Печерском монастыре жил мудрый образованный монах по имени

        Нестор. Он создал одну из первых древнерусских книг, в которой записал по

        годам все известные ему события , происходившие на русской земле на

        протяжении многих лет. Эти записи назывались летописи ( от слова «лето»

       что значит год.) Нестор назвал своё повествование «Повесть временных лет»)

 

Б) -- Уч. Древняя летопись нам сообщает, что первым князем на Руси был Рюрик.

      ( Показать первый слайд)

  Беляев Илья подготовил нам  сообщение о нём (выходит к доске)                  

   -  Что мы узнали о  сыне Рюрика? (он был очень мал)

  - Кто стал княжить  вместо  него? (его дядя Олег)

 

В)  - А сейчас послушаем о князе Олеге. (показать слайд)

     - Расскажет нам о нём Горшенин Максим. (выходит к доске)

    - В каком произведении  мы уже встречались с князем Олегом? (на уроке лит.

      чт.  в произведении « Песнь о вещем Олеге»)

    -Кто написал это произведение? (А.С. Пушкин)

  - Давайте зачитаем отрывки о князе Олеге из лит. Чт.

  - Возьмите  на столе карточки №2 .

  (один уч. из каждой группы зачитывает задание)

   - 1гр. Зачитать строки, где говорится что князь Олег – смелый и беспощадный.

      (Как ныне сбирается вещий Олег….)

   - 2гр. Зачитать строки предсказатела о подвигах Олега.

      (Запомни же ныне ты слово моё:….)

   -3гр. Зачитать строки  где говорится о любви князя к своему коню?

      ( Прощай мой товарищ, мой верный слуга,….)

   -Читая эти отрывки каким вы представляете себе Олега. (Он смелый ,

     беспощадный к врагам,  он много воевал и одержал побед и в тоже время он добрый,  любит своего коня, велит е нём заботится . хотя ему предсказали от него смерть)

Г) – После смерти Олега в Киеве стал править князь Игорь.(показать слайд)

     Послушайте, что нам сообщит о нем Саша Удовик.

 4. Физминутка.

 

    Д)   У князя  Игоря была  жена Ольга. Когда князь Игорь умер, Ольга стала

      управлять  княжеством (Слай об Ольге)

      - О княгине Ольге нам расскажет  Афанасьева Настя.

  Е). Сына княгини Ольги и Игоря  звали Святослав. ( Слайд о Святославе)

       Послушайте, что нам расскажет о нём Миша Лазарук.

5. – Ребята откройте учебник окр. мир на стр. 14 – 15.

       Здесь даны статьи о первых  князьях на Руси. Дома вы с ними познакомитесь.

   - Возьмите  на столе карточку №3.В них записаны задания для каждой группы.

   - 1гр. – В каком веке  жил князь Олег? Какой город стал при нём столицей?

      (в 9 в.  , Новгород и Киев объеденил в одно государство- Киевская Русь. Киев

      стал столицей.)

   - 2гр – Какую хитрость придумал князь Олег, чтобы захватить Царьград?.

      (Олег снарядил большой флот для походана Царьград. Когда они переплыли море он приказал поставить свои корабли на колёса и попутный ветер пригнал корабли Олега к Царьграду. И греки пообещали ему больше не притеснять русских купцов.)

   -3гр.  Рассказать, как погиб князь Игорь?

Вывод: Молодцы работали хорошо.

 

Слушать учителя

.

 

Узнавать новую информацию.

Проводить взаимоконтроль

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

 

≈10

- Продолжите фразы

  • На уроке я работал …
  • Своей работой на уроке я …
  • За урок я …
  • Материал урока мне был …
  • Задачи урока …

Обобщать информацию

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


Соедини имя князя и событие, связанное с ним.

Князь Рюрик

Князь, ставший впоследствии  родоначальником царской династии Рюриковичей..

Князь Олег

Собирал дань  древлян.

Князь Игорь

«Князь – воин»

Княгиня Ольга

Прибил щит на врата Царьграда

Князь Святослав

Коварный план.

 Рассказать о  вещественных источниках.

Рассказать о письменных источниках.

Рассказать об устных источниках.

Зачитать строки, где говорится что князь Олег – смелый и беспощадный.

(Как ныне сбирается вещий Олег….)

Зачитать строки предсказателя о подвигах Олега.

(Запомни же ныне ты слово моё:….)

Зачитать строки  где говорится о любви князя к своему коню?

      ( Прощай мой товарищ, мой верный слуга,….)

 – В каком веке  жил князь Олег? Какой город стал при нём столицей?

 -Какую хитрость придумал князь Олег, чтобы захватить Царьград?

 Рассказать, как погиб князь Игорь?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Урок "Первые русские князья"

Урок с применением ИКТ в технологии развития критического мышления (ТРКМ).  ИКТ используется на разных этапах урока как средство обучения  в единстве со словесными методами. Наглядный ...

Конспект урока "Первые русские князья"

Окружающий мир (4-й класс)  ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО  УМК «Планета знаний»  ГЛАВА I. Древнерусское государство.    Урок ОНЗ...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

Конспект урока "Первые русские князья: Игорь, Олег, Ольга,Святослав" (3 класс)

В данном архиве представлен урок с презентацией. На уроке используется групповая работа....