Технологическая карта урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Создать условия для изучения свойств полезных ископаемых, их использовании. Способствовать формированию необходимости бережного отношения к природе, интереса к профессии людей, добывающих полезные ископаемые. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_poleznye_iskopaemye_potselueva_m.i.docx | 255.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру
Класс:3
Система обучения: Перспективная начальная школа
Тип урока: комбинированный
Тема урока | Свойства полезных ископаемых. |
Цель урока | Создать условия для изучения свойств полезных ископаемых, их использовании. Способствовать формированию необходимости бережного отношения к природе, интереса к профессии людей, добывающих полезные ископаемые.
|
Планируемые результаты | |
Личностные | Развивают навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, самостоятельность: прививать любовь к окружающему миру. |
Предметные | Понимают необходимость изучения окружающего мира; умение выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации. |
Метапредметные (УУД) | |
Регулятивные | Принимают учебную задачу, анализируют и самостоятельно заполняют таблицы; безошибочно применяют усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умеют рефлексировать свои действия. |
Познавательные | В ходе опытов выявляют свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; вовлекают обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу. |
Коммуникативные | Проявляют интерес к общению, формируют умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, делают выводы. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, русский язык. |
Литература | Учебник окружающий мир О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова – М.: Академкнига/Учебник, 2013 |
Реализация построенного проекта Цель: организация построения нового знания | Итак, первый пункт нашей работы это - Знакомство с новыми словами. Ребята, посмотри на доску, человек какой профессии занимается изучением природных богатств? Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус: ГЕ + , КОЛОС ,+ Г. (ГЕО- земля, ЛОГОС- учение, от греч.) (слайд № 12) -Какое слово получили? -Кто же такой геолог? Чем он занимается? Ответить нам поможет небольшой видеофрагмент, из которого вы узнаете, кто такой геолог и чем он занимается.(слайд № 13,14) Ребята, геолог— это специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. -Мы с вами будем самыми настоящими геологами, а что же мы с вами будем изучать, отгадайте загадки: 1)Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (Известняк)(слайд № 15)
2)Он очень прочен и упруг, С известняком он родственник Бывает серый, красный, желтый, белый В метро, дворцах он превосходный. (Мрамор) (слайд № 16) 3)Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.( Песок) (слайд № 17) 4)Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (Глина) (слайд № 18) -Назовите, какие отгадки мы с вами назвали? Значит, что мы будем изучать на уроке? (Известняк, мрамор, песок, глина) (слайд № 19) -У нас будет 4 группы геологов, которые будут изучать определенное полезное ископаемое. Прежде чем, мы приступим к работе, мы немножко отдохнем и выполним физминутку: Встаньте, пожалуйста, ребята и повторяйте движения под музыку. Мы геологами станем Да? – да! ( хлопок над головой). Будут все гордится нами. Да? – да! ( хлопок над головой). Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками) Ее мы обойдем (топают ногами), Ее мы проплывем (плывут), Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели. Да? – да! ( хлопок над головой). (слайд №20) -Молодцы, теперь приступаем к плану нашей работы. Для начала развернемся каждый к своей группе, 1 парта повернется ко 2, 3 к 4 и т.д и получите задания с определенным полезным ископаемым. -Теперь у нас с вами 4 группы геологов. Вам предстоит пройти определенные задания, для этого вы должны работать сообща, проявлять смекалку и быстроту действий. Давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать при работе в группе. 1.Работать сообща; 2.Выслушивать каждого члена группы; 3.Не перебивать; 4.Выбрать отвечающего от группы. -Молодцы! Соблюдая все эти правила, вы сможете продуктивно поработать в своих группах. -Итак, первое задание. Каждая группа получает определенное полезное ископаемое. (слайд №21) -Вместо пропусков вставить подходящие по смыслу слова. 1. _______ - кристаллически-зернистая метаморфическая карбонатная порода. Благодаря тесному сцеплению зерен кальцита между собой порода хорошо полируется. В технике и строительстве _______ называют любую карбонатную породу, удовлетворительно поддающуюся полировке. (Мрамор) (слайд № 22) 2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством. (Глина) (слайд № 23) 3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________. (Известняк) (слайд № 24) 4. _____ — осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен _______ пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца. (Песок) (слайд № 25) Если группы готовы, покажите свою готовность (Дети берутся за руки и поднимают руки вверх, показывая готовность) Слушаем отвечающих, и задаем вопросы, если что-то не понятно. Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с заданием! -Теперь я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки. Вам нужно заполнить информацию о своем полезном ископаемом. Название полезного ископаемого________________ Твёрдое или жидкое ___________________________ Цвет ___________________________ Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ Прозрачное или непрозрачное __________________________ Горючее или негорючее ___________________________ Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)__________________ – Давайте проверим, как вы выполнили работу. -Один отвечающий выходит и зачитывает получившиеся ответы. – Молодцы! После каждого выступления, добавляет учитель: (-Известняк в Алтайском крае добывают в Горно- Алтайске и Манжероке (обжигают, получают известь) - Мрамор- в Ороктойском месторождении (среднее течение Катуни), им отделана станция метро в Москве Таганская. -Песок и глина- повсюду. Недалеко от Славгорода, между Славгородом и Яровым есть карьер, где добывают песок и глину.) -Какой вывод мы можем сделать? -Какая была цель? -Что узнали? -Как можем мы оберегать природу и ее полезные ископаемые? А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили информацию о полезных ископаемых. Узнай полезное ископаемое по описанию: (слайд № 26) Молодцы! Поднимите руку те, кто ни разу не ошибся? Кто допустил 1-2 ошибки? --А сейчас мы с вами узнаем, кто у нас самый эрудированный! Прочитайте задачи на слайде подумайте в группе и ответьте на этот вопрос. (слайд № 27) Молодцы, ребята! Очень умные и творческие геологи! А теперь последнее испытание для вас. – Теперь, вы отправляетесь в самостоятельный поиск. – Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы и выберите правильный ответ. 1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? 1) учителя; 2) геологи; 3) строители. 2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? 1) песок, глина; 2) гранит, нефть; 3) каменный уголь, уксус. 3. Какие из полезных ископаемых служат топливом? 1) оловянная и медные руды; 2) каменный уголь, природный газ; 3) графит, мрамор. 4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? 1) мрамор, гранит; 2) природный газ, нефть; 3) золото, 5.3ачем мы собираем металлолом? 1) мы сохраняем запасы руды; 2) очищаем территорию от мусора; 3) участвуем в соревновании между классами и школами. – Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. – А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки. (На доске правильные ответы. Озвучивание ответов группы) -Ребята, вы проявили смекалку, ответственность и отличную работу в группах. Вы успешно преодолели все испытания геолога! -И за вашу ответственность, творческую, поисковую и трудную работу я хочу вручить вам удостоверение геолога. Оно подтверждает, что вы перенесли все испытания достойно и отлично справились с ними! (слайд № 33)
| Слушают
Отгадывают ребус Смотрят видеофрагмент Отгадывают загадки Смотрят иллюстрации Отгадывают загадки Отвечают на вопросы учителя Выполняют физминутку Определяют план работы в группе Выстраивают алгоритм работы: Необходимо правильно распределить работу. -Будем выслушивать мнение каждого. -Следовать плану и следить за временем Выполнение задания Выступление в группах, оценивают, анализируют, обобщение Выполнение карточки Проверка работы Слушают учителя, дополняют Делают вывод, анализируют свою деятельность на уроке Делают вывод, обощают Выполняют самостоятельно задание по карточке, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт Проверка выполнения работы, обобщают, дополняют ответы Оценивают работу | Познавательные: логические: анализ, синтез, классификация Регулятивные:уметь организовывать свою деятельность и деятельность учащихся Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные:уметь действовать по алгоритму Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: уметь действовать по алгоритму Познавательные: логические: анализ, составление целого из частей, установление причинно-следственных связей Регулятивные: умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей Познавательные: уметь формулировать несложные выводы, основываясь на проведённом опыте |
Подведение итогов. Цель: дать оценку успешности достижения цели | -Достигли ли мы цель урока? -Какое испытание для вас оказалось сложным? -Как считаете, знания, полученные на сегодняшнем уроке, пригодятся в жизни? -Кто решил для себя выбрать профессию геологов? Специалистов такой профессии готовят в университетах. Но для вас это пока будущее. И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились. | Анализ проделанной работы | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
Рефлексия. Цель: оценивать свой вклад в общий результат деятельности | На удостоверении «Юных геологов» попрошу нарисовать смайлик, который соответствует вашему настроению. (слайд № 34) -Поднимите удостоверения те дети, которым на уроке было всё понятно. -А сейчас те дети, кто хочет больше узнать по этой теме. - А были у нас такие ребята, которые ничего не поняли? | Анализ проделанной работы | Регулятивные: оценивание результатов |
Домашнее задание | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения Учебник стр.25 задания №1,2 По желанию: Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом. Попробуйте выяснить, какие материалы (из изученных сегодня) были использованы для строительства нашей школы Спасибо за урок! (слайд № 35) | Записывают дом. задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по окружающему миру "Полезные ископаемые"
Урок по теме: Кладовые Земли (полезные ископаемые). Цель: Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного процесса.Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископа...
Урок по окружающему миру "Полезные ископаемые" 3 класс, программа "Планета знаний"
Представлен конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема «Полезные ископаемые» (песок , глина)...
Технологическая карта урока по окружающему миру « Полезные ископаемые» 3 класс
Тема: "Полезные ископаемые". Тип: урок-исследование...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Полезные ископаемые", 3 класс, программа "Планета знаний"
Тема урока: Полезные ископаемые....
Технологическая карта урока по окружающему миру для 3 класса на тему : «Полезные ископаемые»
Технологическая карта урока по окружающему миру для 3 класса на тему : «Полезные ископаемые»...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Почему надо беречь полезные ископаемые?" (УМК "Школа России", 3 класс, Плешаков)
Цель урока: формирования знаний о полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.Задачи урокаДидактические:повторить, что такое полезные ископаемые, го...