Технологическая карта урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Поцелуева Марина Ивановна

Создать условия для изучения свойств полезных ископаемых, их использовании. Способствовать формированию необходимости бережного отношения к природе, интереса к  профессии людей, добывающих полезные ископаемые.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру

Класс:3        

Система обучения: Перспективная начальная школа

Тип урока: комбинированный

Тема урока

Свойства полезных ископаемых.

Цель урока

Создать условия для изучения свойств полезных ископаемых, их использовании. Способствовать формированию необходимости бережного отношения к природе, интереса к  профессии людей, добывающих полезные ископаемые.

 

Планируемые результаты

Личностные

Развивают  навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, самостоятельность: прививать любовь к окружающему миру.

Предметные

Понимают необходимость изучения окружающего мира; умение выражать свое отношение к прочитанному,  услышанному, увиденному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Метапредметные (УУД)

Регулятивные

Принимают  учебную задачу, анализируют  и самостоятельно заполняют  таблицы;  безошибочно применяют усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных  учебных задач; умеют  рефлексировать свои действия.

Познавательные

В ходе опытов выявляют свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком;  вовлекают обучающихся  с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.

Коммуникативные

Проявляют интерес к общению, формируют умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности, делают выводы.

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык.

Литература

Учебник окружающий мир О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова – М.: Академкнига/Учебник, 2013

Этапы урока,цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, включение в учебную деятельность

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки.
Настроенье каково?

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все поглядели.

В мире много интересного,

И порою неизвестного.

Давайте, будем начинать
Мир чудесный открывать!

Слушают учителя и настраиваются на работу

Личностные:  выражают позитивное отношение к предстоящей работе

Актуализация  и фиксирование индивидуального затруднения

Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, подготовка мышления

 

Ребята, посмотрите, пожалуйста,  видеоролик, но при этом будьте внимательны и наблюдательны.(Просмотр видео) (слайд №2)

-О чем был этот фрагмент?

-Обратить внимание на великолепие архитектуры.

-Как бы назвали фильм?

-Что понравилось?

-Как вы считаете, что использовали при строительстве этих сооружений?

-Вы ощутили восхищение? Находились в  гармонии с самим собой и с окружающим миром?  Красивые места  радовали ваш глаз и создавали хорошее настроение.        

Предполагаемые ответы:

- «Красивые места планеты»

-Очень красиво, радует глаз, поднимается настроение, хочется там побывать.

Познавательные: логические: анализ, составление целого из частей, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: сотрудничество в сборе информации

Целеполагание

Цель: выявление затруднений и постановка цели

-Посмотрите на доску и прочитайте опорные слова.

-Вам что-нибудь известно о этих словах?  

 Опорные слова: полезные ископаемые, использование, свойства.(слайд №3)

- Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

-Тема нашего урока «Полезные ископаемые».(слайд №4)

-Выберите из перечисленного ниже то утверждение, которые вы можете взять для себя по этой теме:                      

-знаю все;

-знаю, но не все;(слайд №5)

-Что еще мы можем узнать о полезных ископаемых? (Чему я буду учиться?)

 -Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать свойства полезных ископаемых)

-Необходимы ли знания по этой теме?

 -Где мы ими можем воспользоваться?

-Что и кто поможет достичь нашей цели? (учитель, учащиеся, учебник).  

-Что называют полезными ископаемыми? (слайд №6)

-Для чего необходимы полезные ископаемые? (слайд №7)

-Где производится добыча полезных ископаемых? (слайд №8)

-Что называют месторождением? (слайд №9)

Читают

Отвечают

 Отвечают

Учатся  ставить цель и задачи

 

Регулятивные: принятие учебно-познавательной задачи и её        сохранение,

Планирование предстоящей деятельности

Цель: составление плана действий

-Спланируем нашу деятельность.                                

-Посмотрите на доску  и определите, в правильном ли порядке стоит последовательность? А в каком порядке мы будем работать?

1-Работа в микрогруппах.

2-Знакомство с новыми словами.

3- Выступление групп.

4-Поиск информации.

5-Деление на группы.

6-Практическая работа

7-Подведение итогов

(слайд №10)

-Какая ступенька в плане будет первая?

-Вторая?

-Третья? и т.д.

-Верно, молодцы!

Посмотрите на слайд,  нас с вами получилась лесенка успеха, с помощью которой мы будем соблюдать алгоритм работы.

1 Знакомство с новыми словами

2 Деление на группы

3 Работа в микрогруппах

4 Поиск информации

5 Практическая работа

6Выступление групп

7 Подведение итогов

(слайд №11)

Учатся  планировать учебную деятельность, действовать по плану

Регулятивные: планирование учебной деятельности

Регулятивные: организовывать свою деятельность и деятельность учащихся

Реализация построенного проекта

Цель: организация построения  нового знания

Итак, первый пункт нашей работы это - Знакомство с новыми словами.

Ребята, посмотри на доску, человек какой профессии занимается изучением природных богатств? Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г. (ГЕО- земля, ЛОГОС- учение, от греч.) (слайд № 12)

-Какое слово получили?

-Кто же такой геолог? Чем он занимается?

Ответить нам поможет небольшой видеофрагмент, из которого вы узнаете,  кто такой геолог и чем он занимается.(слайд № 13,14)

Ребята, геолог— это специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

-Мы с вами будем самыми настоящими геологами, а что же мы с вами будем изучать, отгадайте загадки:

 1)Покрывают им дороги,                                  

Улицы в селении,                                          

 А еще он есть в цементе,                                

 Сам он – удобрение. (Известняк)(слайд № 15)

        

        

2)Он очень прочен и упруг,                            

С известняком он родственник                                  

 Бывает серый, красный, желтый, белый        

В метро, дворцах

он превосходный. (Мрамор) (слайд № 16)

C:\Users\Поцелуев Алексей\Desktop\Мрамор-камень.jpg

3)Он очень нужен детворе,                        

  Он на дорожках во дворе.                                            

Он и на стройке и на пляже,                      

 И он в стекле расплавлен даже.( Песок)               C:\Users\Поцелуев Алексей\Desktop\shcheben_pesok_kaluga.jpg 

(слайд № 17)

4)Если встретить  на дороге,                  

 То увязнут сильно ноги.                              

  А сделать миску или вазу-                            

Она понадобится сразу. (Глина)

C:\Users\Поцелуев Алексей\Desktop\руки-в-глине-716247.jpg

(слайд № 18)

-Назовите, какие отгадки мы с вами назвали? Значит, что мы будем изучать на уроке? (Известняк, мрамор, песок, глина) (слайд № 19)

-У нас будет 4 группы геологов, которые будут изучать определенное полезное ископаемое.

Прежде чем,  мы приступим к работе, мы  немножко отдохнем и выполним физминутку: Встаньте, пожалуйста, ребята и повторяйте движения под музыку.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).  (слайд №20)

-Молодцы, теперь приступаем к плану нашей работы.

Для начала развернемся каждый к своей группе, 1 парта повернется ко 2, 3 к 4 и т.д и получите задания с определенным полезным ископаемым.

-Теперь у нас с вами 4 группы геологов. Вам предстоит пройти определенные задания, для этого вы должны работать сообща, проявлять смекалку и быстроту действий.

Давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать при работе в группе.

1.Работать сообща;

2.Выслушивать каждого члена группы;

3.Не перебивать;

4.Выбрать отвечающего от группы.

-Молодцы! Соблюдая все эти правила, вы сможете продуктивно поработать в своих группах.

-Итак, первое задание.

Каждая группа получает определенное полезное ископаемое. (слайд №21) 

-Вместо пропусков вставить подходящие по смыслу слова.

1.  _______ - кристаллически-зернистая метаморфическая карбонатная порода. Благодаря тесному сцеплению зерен кальцита между собой порода хорошо полируется. В технике и строительстве _______ называют любую карбонатную породу, удовлетворительно поддающуюся полировке. (Мрамор) (слайд № 22)

2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством. (Глина) (слайд № 23)

3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________. (Известняк) (слайд № 24)

4. _____ — осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен _______ пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца. (Песок) (слайд № 25)

Если группы готовы, покажите свою готовность (Дети берутся за руки и поднимают руки вверх, показывая готовность)

Слушаем отвечающих,  и задаем вопросы, если что-то не понятно.

Молодцы, ребята! Очень хорошо справились с заданием!

-Теперь я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки. Вам нужно заполнить информацию о своем полезном ископаемом.

 Название полезного ископаемого________________

 Твёрдое или жидкое ___________________________

 Цвет ___________________________

 Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ 

 Прозрачное или непрозрачное __________________________

 Горючее или негорючее ___________________________

 Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)__________________ 

 – Давайте проверим, как вы выполнили работу.

-Один отвечающий выходит и зачитывает получившиеся ответы.

 – Молодцы!

После каждого выступления, добавляет учитель:

(-Известняк в Алтайском крае добывают  в Горно- Алтайске и Манжероке (обжигают, получают известь)

- Мрамор- в Ороктойском месторождении (среднее течение Катуни), им отделана станция метро в Москве Таганская.

-Песок и глина- повсюду. Недалеко от Славгорода, между Славгородом и Яровым есть карьер, где добывают песок и глину.)

-Какой вывод мы можем сделать?

-Какая была цель?

-Что узнали?

-Как можем мы оберегать природу и ее полезные ископаемые?

А сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили информацию о полезных ископаемых.

Узнай полезное ископаемое по описанию: (слайд № 26) 

Молодцы! Поднимите руку те, кто ни разу не ошибся? Кто допустил 1-2 ошибки?

--А сейчас мы с вами узнаем, кто у нас самый эрудированный! Прочитайте задачи на слайде подумайте в группе и ответьте на этот вопрос. (слайд № 27)

Молодцы, ребята! Очень умные и творческие геологи! А теперь последнее испытание для вас.

– Теперь, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

 – Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы и выберите правильный ответ.

 1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

 1) учителя;

 2) геологи;

 3) строители.

 2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

 1) песок, глина;

 2) гранит, нефть;

 3) каменный уголь, уксус.

 3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

 1) оловянная и медные руды;

 2) каменный уголь, природный газ;

 3) графит, мрамор.

 4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 1) мрамор, гранит;

 2) природный газ, нефть;

 3) золото,

 5.3ачем мы собираем металлолом?

 1) мы сохраняем запасы руды;

 2) очищаем территорию от мусора;

 3) участвуем в соревновании между классами и школами.

 – Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

(На доске правильные ответы. Озвучивание ответов группы)

-Ребята, вы проявили смекалку, ответственность и отличную работу в группах.  Вы успешно преодолели все испытания геолога!

-И за вашу ответственность, творческую, поисковую и трудную работу  я хочу вручить вам удостоверение геолога. Оно подтверждает, что вы перенесли все испытания достойно и отлично справились с ними! (слайд № 33)

       C:\Users\Поцелуев Алексей\Desktop\117155053_geolog.jpg

Слушают

 

Отгадывают ребус

Смотрят видеофрагмент

Отгадывают загадки

Смотрят иллюстрации

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют физминутку

Определяют план работы в группе

Выстраивают алгоритм работы: Необходимо правильно распределить работу.

 -Будем выслушивать мнение каждого.

 -Следовать плану и следить за временем

Выполнение задания

Выступление в группах, оценивают, анализируют, обобщение

Выполнение  карточки

Проверка работы

Слушают учителя, дополняют

Делают вывод, анализируют свою деятельность на уроке

Делают вывод, обощают

Выполняют

самостоятельно задание по карточке, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт

Проверка выполнения работы, обобщают, дополняют ответы

Оценивают работу

Познавательные: логические: анализ, синтез, классификация

Регулятивные:уметь организовывать свою деятельность и деятельность учащихся

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:уметь действовать по алгоритму

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: уметь действовать по алгоритму

Познавательные: логические: анализ, составление целого из частей, установление причинно-следственных связей

Регулятивные: умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей

Познавательные:

уметь формулировать несложные выводы, основываясь на проведённом опыте

Подведение итогов.

Цель:

дать оценку успешности достижения цели

-Достигли ли мы цель урока?

-Какое испытание для вас оказалось сложным?

-Как считаете, знания, полученные на сегодняшнем уроке,  пригодятся в жизни?

-Кто решил для себя выбрать профессию геологов? Специалистов такой профессии готовят в университетах. Но для вас это пока будущее.

И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми  вы прекрасно справились.

Анализ проделанной работы

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.

Рефлексия.

 Цель:

оценивать свой вклад в общий результат деятельности

На удостоверении «Юных геологов» попрошу нарисовать смайлик, который соответствует вашему настроению. (слайд № 34)

-Поднимите удостоверения те дети, которым на уроке было всё понятно.

-А сейчас те дети, кто хочет больше узнать по этой теме.

- А были у нас такие ребята, которые ничего не поняли?

Анализ проделанной работы

Регулятивные: оценивание результатов

Домашнее задание 

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Учебник стр.25 задания №1,2

По желанию:

Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.

Попробуйте выяснить, какие материалы (из изученных сегодня)  были использованы для строительства нашей школы

Спасибо за урок! (слайд № 35)

Записывают дом. задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по окружающему миру "Полезные ископаемые"

Урок по теме: Кладовые Земли (полезные ископаемые). Цель: Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного процесса.Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископа...

Урок по окружающему миру "Полезные ископаемые" 3 класс, программа "Планета знаний"

Представлен  конспект урока  по окружающему миру (3 класс). Тема «Полезные ископаемые» (песок , глина)...

Технологическая карта урока по окружающему миру « Полезные ископаемые» 3 класс

Тема: "Полезные ископаемые". Тип: урок-исследование...

Технологическая карта урока по окружающему миру для 3 класса на тему : «Полезные ископаемые»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 3 класса на тему : «Полезные ископаемые»...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Почему надо беречь полезные ископаемые?" (УМК "Школа России", 3 класс, Плешаков)

Цель урока: формирования знаний о полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.Задачи урокаДидактические:повторить, что такое полезные ископаемые, го...