открытый урок по окружающему миру "Полезные ископаемые"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Иванова Ирина Григорьевна

 

Урок по теме: Кладовые Земли (полезные ископаемые).

 

Цель: Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного процесса.

Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископаемыми, расширение представления об их использовании, начать формирование умений определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: Кладовые Земли (полезные ископаемые).

Цель: Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного процесса.

Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископаемыми, расширение представления об их использовании, начать формирование умений определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

ХОД УРОКА

1.Организация урока.

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

  М. Пришвин

Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.

-Как они называются? ( полезные ископаемые).Слайд 1 «Полезные ископаемые»

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? ( в твёрдом, жидком и газообразном).Слайд 2 «В твердом, жидком, газообразном»

 - Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Россия занимает 1-е место в мире по добыче полезных ископаемых.

2. Операционно-содержательный этап. 

Коллективная работа.

Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое "недра"?

Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью.. Слайд 3 «Недра Земли»

Скажите, что означает выражение "разработка недр"?

Д.  Добыча полезных ископаемых.

У.  Ребята, как добывают полезные ископаемые?

У.  Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

Д.  Когда человек спускается в шахту.

У.  Как вы думаете, почему?

Д.  В шахте может произойти обвал.

У.  Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Слайд 4 «Шахтеры»

Попробуем выполнить работу шахтера и поработаем группами -бригадами

Подойдите возьмите образцы полезных ископаемых.

 -Отгадайте загадки: ( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.)

 1.Он очень прочен и упруг,

 Строителям -надёжный друг:

 Дома, ступени, постаменты

 Красивы будут и заметны. (Гранит)

 2. На кухне у мамы

 Помощник отличный.

 Он синим цветком

 Расцветает от спички. (Газ)

 3.Без неё не побежит

 Ни такси, ни мотоцикл,

 Не поднимется ракета

 Отгадайте, что же это? (Нефть)

 4. Оно варилось долго

 В доменной печи,

 На славу получились

 Ножницы, ключи. (Железная Руда)

 5.Если встретишь на дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу-

 Она понадобится сразу. (Глина)

 6.Покрыают им дороги,

 Улицы в селении,

 А ещё он есть в цементе.

 Сам он удобрение. (Известняк)

 7.Он чёрный, блестящий,

 Людям помощник настоящий.

 От него кругом светло,

 Помогает плавить стали,

 Делать краски и эмали. (Уголь).

Работа в группах

У.А как называют тех людей, которые занимаются поисками полезных ископаемых

Д.Геологи     Слайд 5 «Геологи»

- А почему они ископаемые? И почему полезные? Попробуем ответить в конце урока.

- Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

 Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая

 2) отваливая землю, делать углубления

- Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

 -Выражение «полезные ископаемые» состоит из слов «польза» и «копать»?

 -Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»? ( копать с пользой).

Практическая работа учащихся. Попробуем поработать геологами  Слайд 6 «Виды полезных ископаемых) Работа в группах, создание и защита проекта.

Строительство: гранит, песок, глина, известняк. (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли. (гранит)

2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.(  Глина)

3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________. (известняк)

Топливо (каменный уголь, торф, нефть,газ).  (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)

1.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. (каменный уголь)

2.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. (торф)

3.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.

Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. (Нефть)

4.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.( Природный газ )

Металлы: железная руда, золото.

1.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду. (Железная руда )

2. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в  Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления  дорогостоящих украшений (Золото).

Картинный диктант

-Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? ( это учёные, которые занимаются открытием чего-то нового). Слайд  6 Исследователи

 –А можем ли мы назвать себя исследователями?

 -Так что же будет предметом нашего исследования? ( Полезные ископаемые)

 –Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будут полезные ископаемые

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

 -Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

 Название полезного ископаемого________________________

 Твёрдое или жидкое _________ _________________________

 Цвет _______________________________________________

 Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

 Прозрачное или непрозрачное __________________________

 Горючее или негорючее ________________________________

 Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

 – Давайте проверим, как вы выполнили работу.

-Каждый командир подготовил презентацию про своё полезное ископаемое и мы сейчас посмотрим что ещё добили наши исследователи и дополним их рассказ своим исследованием.

 – Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

Проблема: «Необходимы нам полезные ископаемые ?»

Предметы исследования: полезные ископаемые.

Предположения: 1) да, необходимы; 2) нет.

 Игра «А что у вас?»

Задание: К иллюстрациям объетов (кухня, народное хозяйство, строительство) прикрепить образец полезного ископаемого.

 Представьте, как изменится наша жизнь, если вдруг исчезнут все полезные ископаемые:

I группа – на кухне

II группа – в строительстве

III - в народном хозяйстве

4. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа.Тест

 – А теперь, из следователей превращаемся в геологов, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

 – Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

 1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

 1) врачи;

 2) геологи;

 3) строители.

 2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

 1) песок, глина;

 2) гранит, торф;

 3) каменный уголь, поваренная соль.

 3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

 1) оловянная и медные руды;

 2) каменный уголь, природный газ;

 3) графит, сера.

 4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 1) мрамор, гранит;

 2) природный газ, нефть;

 3) золото,

 5.3ачем мы собираем металлолом?

 1) мы сохраняем запасы руды;

 2) очищаем территорию от мусора;

 3) участвуем в соревновании между классами.

 – Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

Возьмите красный карандаш, и там где верный ответ нарисуйте себе красную звездочку.Если звездочек будет 5 значить получаете «5», если 4 значить «4»

На доске правильные ответы.

       

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли.

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.

_______________________________________

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________.

Я  геолог

1.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. _________________________________

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

2.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. _______________________________

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

3.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.

Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. ________________.

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

4.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.

_________________________________

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

1.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

2. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в  Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления  дорогостоящих украшений.

Карточка исследователя

Название полезного ископаемого________________________  Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

Самостоятельная  работа.

 1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

 1) врачи;

 2) геологи;

 3) строители.

 2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

 1) песок, глина;

 2) гранит, торф;

 3) каменный уголь, поваренная соль.

 3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

 1) оловянная и медные руды;

 2) каменный уголь, природный газ;

 3) графит, сера.

 4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 1) мрамор, гранит;

 2) природный газ, нефть;

 3) золото,

 5.3ачем  собирают  металлолом?

 1) мы сохраняем запасы руды;

 2) очищаем территорию от мусора;

 3) участвуем в соревновании между классами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему:«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»

Открытый урок по окружающему миру, способствует формированию у детей представления о разнообразии полезных ископаемых. На уроке перед учащимися, ставится какая -  либо проблема, вопрос, отв...

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Полезные ископаемые"

Урок по окружающему миру  проводился в 3 классе по УМК "Школа России" под редакцией А.А.Плешакова. На уроке применяются групповая, игровая технологии, ставится проблемный вопрос....

Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс

Открытый урок по окружающему миру"Полезные ископаемые твоего края" 4 класс...

Открытый урок по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые и их значение в жизни человека" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс.

Вам представлена  разработка открытого урока по предмету окружающий  мир, для третьего класса ,  УМК "Перспективная начальная школа". В данную разработку входят: конспект урок...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...

Открытый урок по Окружающему миру по теме "Полезные ископаемые", 3 класс (УМК "Школа России")

Методические материалы включают в себя: Технологическую карту урока окружающего мира "Полезные ископаемые" (3 класс), презентацию к уроку и самоанализ урока....