Расцвет изобразительного искусства и литературы (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Расцвет изобразительного искусства и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Школа: 104              

Класс: 4-М

Кабинет: 314

Учитель: Т. И. Чебыкина

Методист: Т. А. Сачкова

        Студент: Лизанец Олеся, 34 группа

Подпись:____________

Тема урока: «Расцвет изобразительного искусства и литературы»

(По программе: «Школа России»)

Тип урока: комбинированный урок

Цель: научить определять объекты изобразительного искусства и познакомить с русскими писателями;

Планируемые результаты:

 

- Предметные: обобщение и систематизация знаний о театре и музыке; знакомство с произведениями живописи; русскими писателями.

- Метапредметные:

- регулятивные: расширить знания детей об искусстве; о его расцвете;

- коммуникативные: принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; принимать участие в работе.

- Личностные:  

- приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям;

- формировать  нравственные и эстетические качества личности учащихся, способствующие формированию целостного мировоззрения;

Понятия: расцвет, изобразительное искусство, живопись, художник, литература

Оборудование: Проектор, компьютер, презентация, доска, учебник.

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

1 мин.

Здравствуйте ребята! Садитесь.

        

Словесный метод: беседа

Приветствуют  учителя.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения.

Мотивационный, подготовка к основному этапу урока.

5 мин.

Ребята, посмотрите небольшой ролик. Знакомый ролик, не так ли? Кто выступает в этом балете? (Майя Плесецкая) Как называется балет? («Спящая красавица»). Молодцы. Ребята, прослушайте мелодию. Как думаете, кто является автором? Верно, это Ф. И. Шаляпин («Борис Годунов»). Вам было задано домашнее задание: сделать №6 из рабочей тетради, т. е. подготовить устное сообщение о Фёдоре Ивановиче Шаляпине, верно? Есть те, кто хочет выступить? И так, Ф.И.Ш. – певец, Родился 13 фев. 1873 г. в Казани. С юных лет обладал уникальными вокальными данными. Пел в хоре, подрабатывал в оперном театре, пытался играть и в драматической труппе.

Ребята, а вы знаете что такое «труппа»? Труппа - творческая группа актёров, певцов, музыкантов.

Прославился Шаляпин 18 декабря 1890 г. на сцене Городского театра в Уфе — он исполнил партию Стольника в опере польского композитора С. Монюшко «Галька». С этого момента он путешествовал по городам и оперным труппам. Его голос (бас) подходил для классических партий русского оперного репертуара. В 1918 г. певцу присвоили звание народного артиста Республики.

В 1922 г. Шаляпин уехал из страны. Он был первым русским певцом, который получил мировое признание. Умер 12 апреля 1938 г. в Париже.

Ребята, посмотрите на портрет Шаляпина. Каким он был человеком, судя по изображению? (Добрый целеустремлённый взгляд и улыбка свидетельствуют о его доброте и воле. Поза уверенного в себе человека).    

Словесный метод: беседа по вопросам.

Словесный метод: монолог учащегося

Словесный метод: монолог учителя

Наглядный метод: изображения на слайде

Работа с понятием.

Работа с понятием

Словесный метод: монолог учителя

Думают.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Слушают учителя.

Регулятивные:

Определять план выполнения заданий.

Постановка учебной задачи:

- определение темы;

- постановка цели;

 

3 мин.

Кто из отечественных художников вам больше всего запомнился по прошлым годам обучения? (Шишкин, Айвазовский) Чем занимается художник? Верно, пишет картины. Что такое «изобразительное искусство»? Вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. А что же такое «расцвет»? Это высшая степень развития. Подъём. Ребята, откройте стр. 64. прочитайте тему. Кто с уверенностью может сказать, что такое литература? Это письменный вид искусства. Чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке? Цель нашего урока  -  научиться определять объекты изобразительного искусства и познакомиться с русскими писателями.

Словесный метод: беседа по вопросам.

Проблемно-поисковый метод.

Работа с понятием.

Слушают. Отвечают на вопросы.

Смотрят на слайд.

Отвечают на вопросы.

 Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Усвоение новых знаний и способов действий.

10 мин

Так, когда же произошёл расцвет изобразительного искусства? Ответить на этот вопрос поможет учебник. У1, прочитай пожалуйста первые 2 абзаца на стр. 64.

Теперь можем сказать, когда произошёл расцвет искусства? (в 18-19 веке)

Ребята, внимательно посмотрите на слайд и послушайте стихотворение.

ТУЧА
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

На каком предмете вы сталкивались с этим стихотворением? Вы узнали автора? (Александр Сергеевич Пушкин).

И вы, наверное, много о нём знаете? Сейчас вы со своим соседом должны вспомнить несколько фактов об А. С. П.Итак, 2 минуты вам на подготовку. Вы готовы? Давайте послушаем вас. Первая пара отвечает.

Итак, А.С.П.(1799-1837) – великий русский поэт, драматург. У Пушкина была большая семья. Посмотрите на картину. Есть предположения, кто её мог написать? (Попов И.Н. "А.С. Пушкин в семейном кругу"). Он проводил много времени у своей бабушки (слайд). В 1817 году окончил  Императорский Царскосельский лицей (. В 1830 году Пушкин женился на Наталье Гончаровой (слайд). А в 1837 трагически погиб в результате дуэли с Дантесом. Ребята, а кто-нибудь из вас был в Санкт-Петербурге в музее А.С.П. на берегу речки Мойка? Кто-нибудь знает историю этого музея? Единственная в Петербурге квартира А. С. Пушкина посвящена последнему, самому драматичному, периоду жизни поэта. Пушкин и его семья поселились здесь в сентябре 1836 г. Здесь же, спустя четыре месяца, — 10 февраля 1837 года — поэт скончался, смертельно раненный на дуэли с Дантесом. В музее представлены: письменный стол и кресло в кабинете Пушкина, локон его волос, посмертная маска, украшения жены, портреты детей, диван, на котором умер поэт. Ребята, вы никогда не задумывались об оставшихся в живых родственниках Пушкина? Как вы думаете, есть потомки у Пушкина, которые живы и по сей день? Таким образом, двое из четырех детей великого поэта продолжили род. Нам интересно, сколько детей было у Пушкина? Но еще более занимательны вопросы о том, сколько у него было внуков и правнуков и где сегодня живут его потомки. Оказывается, что около пятидесяти дальних родственников проживают в России. Среди них Татьяна Лукаш, прабабушка которой являлась внучкой Александра Сергеевича. Последний прямой потомок рода Пушкина по мужской линии, носящий эту фамилию, – Александр Александрович, приходящийся праправнуком писателя. Он живет в Бельгии. Также потомки великого поэта живут и в США, и в Германии, и в Англии.

Словесный метод: беседа по вопросам, чтение учебника.

Словесный метод: изображения на слайде

Словесный метод: монолог учителя

Словесный метод: беседа по вопросам.

Словесный метод:

диалог со сверстником

Словесный метод: диалог в парах

Словесный метод: монолог учителя

Словесный метод: учебный диалог

Словесный метод: рассказ учителя

Читают по цепочке.

Отвечают на вопросы.

Следят за читающим.

Слушают стихотворение и определяют автора.

Определяют автора стихотворения

Вспоминают факты о Пушкине.

Рассказывают факты.

Слушают учителя

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопросы о музее А. С. Пушкина в Петербурге

Слушают рассказ учителя.

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Физ. минутка

1 мин

Учитель: нам пора отдохнуть.

Все ребята дружно встали.

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

На носочках потянулись.

(Прогнуться назад, руки положить на голову)

Как пружинки мы присели.

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть).

Учитель показывает движения

Повторяют движения, которые показывает учитель.

Первичная проверка понимания.

12 мин

Давайте ещё раз посмотрим на портрет Пушкина. Есть предположения, кто его мог написать? Кто является автором картины? (Тропинин Василий, 1827 русский живописец, мастер портретов). А теперь посмотрим на изображения на слайде и в ваших учебниках. Какая картина изображена на первой иллюстрации в учебнике? Верно. Рассмотрите внимательно каждую картину, затем запомните автора и название каждой из них. Итак, закройте учебники и посмотрите на слайд. Как называется картина и кто её автор? Кто запомнил поднимите руку. (Г. Г. Мясоедов «Урок пряжи». Эта картина написана в 1859 и находится в Тюменском музее изобразительных искусств. Написана на холсте маслом.  Мясоедов - русский художник, мастер живописи, создатель почтовых марок.). Посмотрите на следующую картину. Запомнили ли вы как она называется и кто является её автором? Верно, это .... Шишкин «Музей в берёзовом лесу». Жанр картины - пейзаж. Написана она в 1883. Располагается в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Написана на холсте маслом. Много ли вы знаете о ...Шишкине? ...Шишкин русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик. Академик, профессор (1873), руководитель Академии художеств. Теперь взгляните на следующую картину. Верно, это Перов «Тройка». Сегодня эта картина находится в Третьяковской галерее, в Москве. Работа написана в 1866 г. и стала мощным и громким обличением, протестом против использования детского труда, безжалостного отношения к детям. Слышали ли вы когда-нибудь об этом художнике? В. Г. Перов - русский живописец, Прозвище «Перов», которое впоследствии стало официальной фамилией художника, было дано ему в детстве за успехи в каллиграфии.

И наконец, следующая картина называется..? Её автора зовут..? (Николай Николаевич Гё, Портрет Шестовой с дочерью. Написана в 1859. Расположена эта работа в Москве, в Третьяковской галерее. Ребята, догадаетесь ли вы в каком жанре написана картина? (портрет). Русский живописец и рисовальщик, мастер портретов. Изредка выполнял также скульптурные работы.)  

Посмотрите на слайд. Кто изображён? Верно, это Антон Павлович Чехов. Какие вы знаете произведения этого автора? («Мальчики», «Каштанка») Ребята, объединитесь в микрогруппы. Откройте стр. 66. Сейчас я вам раздам карточки с заданиями по этому тексту. Итак,

все подгруппы получили карточки с заданием? Вы должны подготовить устный ответ на вопрос, затем выбрать из своей команды ученика или ученицу, которая в итоге представит ваш общий ответ. Приступим к работе. Время закончилось. Проверим вашу готовность. Есть желающие? Вы молодцы!  

Практический метод

Словесный метод:

Беседа по вопросам

Наглядный метод: изображения на слайде

Практический метод: задание учителя

Словесный метод: чтение за учителем, беседа по вопросам.

Словесный метод: монолог учителя.

Словесный метод: вопросная беседа

Словесный метод: рассказ учителя

Наглядный метод: изображения на слайде

Наглядный метод: изображения на слайде

Работа по группам с карточками.

Рассматривают картины в учебниках.

Запоминают их.

Распознают картины на слайде. Вспоминают автора и название.

Следят за чтением учителя

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят на слайд.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Смотрят на слайд.

Готовятся к ответу.

Коммуникативные:

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Рефлексия

2 мин

Есть ли у вас или любимое литературное произведение? А  любимая картина? Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили?

Что нового для себя вы узнали? Если вам было интересно на уроке, то поднимите правую руку и улыбнитесь, а если же напротив – неинтересно, то топните левой ногой. Отлично, мне тоже очень понравилось с вами работать.

Словесный метод: беседа по вопросам

Словесный метод.

Слушают и отвечают на вопросы

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание, задавать вопросы;

формулировать собственное мнение и позицию

Информация о домашнем задании

2 мин

Открываем дневники и записываем домашнее задание: стр. 67, устно ответить на вопросы под рубрикой «Проверим себя»

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Подведение итогов занятия.

4 мин.

Ребята, мы достигли нашей учебной цели?

Взгляните на слайд. По поднятой руке назовите автора и название картины (аналогично с другими картинами).

Мы научились определять объекты изобразительного искусства, различать картины?    Познакомились с некоторыми русскими писателями? С какими? Верно, А. С. Пушкин и А. П. Чехов.

Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы должны определить автора. Слушайте внимательно.

«Шли однажды через мостик…»

Шли однажды через мостик
Жирные китайцы,
Впереди них, задрав хвостик,
Торопились зайцы.
Вдруг китайцы закричали:
«Стой! Стреляй! Ах, ах!»
Зайцы выше хвост задрали
И попрятались в кустах.
Мораль сей басни так ясна:
Кто зайцев хочет кушать,
Тот, ежедневно встав от сна,
Папашу должен слушать.

Верно, это стихотворение написал Антон Павлович Чехов.

Спасибо за внимание, урок окончен. До свидания!

Словесный метод: беседа по вопросам

Наглядный метод: изображения на слайде

Словесный метод: монолог учителя

Отвечают на вопросы учителя по поднятой руке.

Называют авторов и названия картин.

Называют писателей.

Определяют автора стихотворения.Прощаются с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Красота осени в изобразительном искусстве и литературе (аппликация из листьев – портрет девушки).

Цель: научить составлять композицию из осенних листьев, повторить понятие - вид изобразительного искусства - портрет, передавать настроение в творческой работе.Оборудование: компьютер, картинки с изоб...

Расцвет изобразительного искусства и литературы

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру по теме "Расцвет изобразительного искусства и литературы"...

Конспект урока по окружающему миру "Расцвет изобразительного искусства и литературы", УМК "Перспектива" (4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о развитии изобразительного искусства и литературы России в XIX – в начале XX в; развитие чувства прекрасного, чувства достоинства за свою с...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Урок по окружающему миру в 4 классе "Расцвет изобразительного искусства и литературы России в 19 - начале 20 века"

1. Технологическая карта урока, с описанием применяемой технологии "Выбор"2. Маршрутный лист с заданиями к уроку 1,2 ( можно распечатать на листе А4 с двух сторон)3. презентация к уроку:1 сл...