Конспект урока "Ухо не только орган слуха. Ухо - орган равновесия" (4 класс)
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Решетова Анна Александровна

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uho_ne_tolko_organ_sluha._uho_-_organ_ravnovesiya.4kl.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: № 95                                                                                                   Методист: Горячёва С. А.

Класс: 4-7                                                                                                           Студентка: Решетова Аня, 34 группа

Кабинет: 314

Учитель: Селихова Ф. М.

Дата: 22.03.2016

Тема: «Ухо не только орган слуха. Ухо - орган равновесия»

Цели: познакомить детей со строением и значением органа слуха.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Изучить строение органа слуха;

- Понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха.

- Узнать, как беречь слух.

          Личностные:

           - Проявлять интерес к изучению новый темы;

           - Развивать умение формулировать свои мысли.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: Окружающий мир: 4 класс, 2 часть О. Н. Федотовой., презентация, лист бумаги, стакан с водой.


Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учеников

УУД

Орг. Момент.

1 мин

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна. Сегодня урок окружающего мира  буду вести у вас я. Садитесь.

Проверять готовность к уроку.

Л: слушать учителя и выполняют его указания

Актуализация опорных знаний.

Метод: словесный

Приём: беседа.

5 мин

Давайте вспомним тему, которую вы проходили на прошлом уроке. Как она называлась? («Взгляд» на глаз) Верно. А сейчас на слайде вы видите вопросы, на которые вам нужно ответить, за каждый правильный ответ вы получите жетон:

  1. Назови основную функцию глаза.
  2. Опишите строение глаза.
  3. Как ты думаешь, почему нужно выполнять правила гигиены органа зрения, и какие правила ты выполняешь?

Слушать учителя,  отвечать на заданные вопросы.

К: выражать своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Мотивационный.

Метод: практический.

Приём: игра.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

6 мин

Знания ваши меня порадовали, а сейчас проверю вашу сообразительность. 

Игра « Узнай с закрытыми глазами».Предлагаю всем закрыть глаза. Что вы слышите? Отвечайте на мои вопросы, хорошо подумав.

1. Хлопок.

2. Шуршание бумаги.

3. Пение птицы.

4. Звонок колокольчика.

Докажите, почему вы так решили?

Какой орган нам помог выполнить это задание? (уши)

Звуки окружают нас повсюду. И у нас есть замечательные органы - наши уши! Это они улавливают звуки, обрабатывают их и посылают звуковые сигналы нашему мозгу.

Как вы думаете, как будет называться наша тема? А, чтобы узнать точное название откройте стр.57. Прочитайте тему нашего урока. Какие цели мы перед собой поставим? (1.Познакомиться со строением уха.2.Понять, какую роль в организме человека ещё играет орган слуха.3.Запомнить, как беречь слух.)

Играть в игру.

Отвечать  на вопросы.

Выявлять тему урока и цель.

П: узнавать новой темы при взаимодействии с детьми.

Решение частных задач.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

Метод: практический.

Приём: опыт.

10 мин

Обратимся к иллюстрации учебника стр. 58.

То, что мы обычно видим и называем ухом – это только одна из его частей. Ухо состоит из трех частей. НАРУЖНОЕ УХО – это ушная раковина вместе со слуховым проходом.

Благодаря своей слегка конусообразной форме ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в  СЛУХОВОЙ ПРОХОД, который заканчивается БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ. Она представляет собой кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на бapaбaне.

Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать. Вы, конечно, знаете, что звук может вызывать колебания. Помните праздничный салют 9 мая? В момент выстрелов все оконные стёкла дрожат (вибрируют). Вибрируя, барабанная перепонка передает звук в СРЕДНЕЕ УХО, которое находиться в глубине черепа. А там через самые маленькие косточки в теле человека — молоточек, стремечко и наковальню  передает звук во внутреннее ухо — УЛИТКЕ.

Улитка заполнена жидкостью, а её внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам. Мозг расшифровывает эти сигналы. Они там превращаются в слова.  В результате вы слышите то, о чём я рассказываю.

Давайте проведем опыт « Как будет лучше слышна музыка?». Для этого вам нужно сделать кулек из бумаги, так чтобы на узком конце кулька осталась дырочка. Затем осторожно, чтобы не повредить ухо, приставить узкий конец получившегося конуса.  (включает музыку так, чтобы сила звука была слабой. Дети проверяют качество восприятия звуков и делают вывод: при использовании воронки слабые звуки слышны лучше). А теперь давайте вытащим кулек и послушаем просто. Каким способом было лучше слышно музыку.

Выполним задание  в тетради: стр. 28  №  59. Проверьте у своего соседа правильность выполнения работы.

Слушать.

Выполнять задание. Проверять.

П: изучать новый материал.

К: уметь обмениваться мнениями;

слушать другого ученика;

П: уметь работать в соответствии с заданием.

Физ. Мин.

2 мин

Массаж ушной раковины.

а) Осторожно растереть пальцами уши.

б) Потереть возвышение за ухом верх – вниз в) Загнуть ушную раковину вперед

Повторять.

Решение частных задач.

Метод: словесный.

Приём: беседа.

Метод: наглядный.

Приём: опыт.

Метод: практический.

Приём: работа в парах.

11 мин

Встаньте и наклонитесь.

Теперь постойте на одной ноге.

Как вы думаете, какой орган помогает вам сохранить равновесие? (Ухо)

Вернемся снова к  рисунку учебника на стр. 58. Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы. Они, как и улитка заполнены жидкостью.  Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется, и мозг распознаёт, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

Сейчас в группах вы проведете опыт. Для этого вам понадобится стаканчик наполненный водой. Перемещаем воду по кругу, затем поставим стакан на стол. Что мы видим? (стакан находится в покое, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение)(стр. 60) То же самое происходит с нашими полукружными каналами, когда мы катаемся на карусели или кружимся на одном месте. Мы перестали кружиться, жидкость в полукружных каналах всё ещё движется. Волоски продолжают сообщать мозгу о движении, хотя мы уже стоим на месте. Мозг получает два противоречивых сообщения и не может точно определить о положение головы.  Вот почему после карусели у многих кружится голова. Когда жидкость в полукружных каналах останавливается, мозг получает правильную информацию, человек вновь обретает равновесие.

Давайте с вами проведем опыт, кто желает участвовать (1 человек)? Как тебя зовут? Остальные наблюдайте, после чего мы сделаем вывод. Вам нужно сделать с закрытыми глазами 10 шагов по прямой. Что мы видим? Отклонился ли от прямой?

Давайте проведем еще один опыт? Кто желает? Нужно сделать на месте с закрытыми глазами 50 шагов. Остальные наблюдают. Что мы увидели? Вот мы еще раз доказали наши выводы.

(Работа в тетради: стр. 30 №  62, 63. выполните задание, пользуясь учебником стр. 60, 1-й абзац)

Как вы думаете, уши нужно беречь? А что будет, если мы не будем их беречь? (слух будет ухудшаться). Давайте вы в парах составите одно правило на сохранение слуха. Теперь читайте по цепочке с первой парты. А остальные слушают. И делают вывод, подходит ли это правило или нет. А я составила вот такую вот памятку « Как нужно беречь слух?» Кто прочитает?

Работать по учебнику.

Наблюдать.

Выполнять задание в парах.

Слушать одноклассников.

К: уметь обмениваться мнениями;

слушать другого ученика;

П: уметь работать по учебнику.

Умение высказывать свое мнение

Закрепление изученного материала.

Метод: практический.

Приём: тест.

5 мин

А теперь я вам раздам тест. Вам нужно выбрать правильный ответ. Теперь обменяйтесь листочком с соседом по парте, на экране вы видите правильные ответы, если ответ не верный, ставьте рядом знак «-» , если верный «+», когда все проверили, оцените работу, как оценивать вы тоже видите на слайде. Кто все сделал, сдайте работу мне. Теперь поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки, молодцы ребята!

 Выполнять задания, проверять работу соседа.

П: уметь работать в соответствии с заданием.

Р: анализировать самостоятельную работу соседа по парте.

Информация о домашнем задании.

1 мин

В учебнике читать стр. 57 – стр. 61. Оформить памятку «Как нужно беречь слух?».

Рефлексия.

3 мин

Сейчас у вас на парте лежат карточки, там табличка. Вам нужно галочкой отметить тот вариант, который сейчас больше подходит вам.

Проверять и оценивать свои знания.

Р: анализиро-вать свою работу на уроке.

Итог урока.

Оценивание работы учащегося.

2 мин

1)Кто мне назовет, какая тема нашего сегодняшнего урока?

2)Какая была цель урока?

3)Достигли ли мы этой цели?

Отвечать на вопросы.

П: строить речевое высказывание

Р: осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ухо не только орган слуха

Конспект урока окружающего мира в 4  классеУМК «Начальная школа 21 века"Тип урока: урок открытия новых знаний....

Проверочный тест по теме "Орган зрения и орган слуха"

Проверочный тест по теме "Орган зрения и орган слуха"...

Конспект урока по окружающему миру. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: « Слух. Орган слуха - ухо», 4 класс.

Цели:Образовательные: -Формирование  у обучающихся потребности в работе с информацией, с различными источниками информации;- формирование умений  выбирать и работать со средствами ИТ;- позна...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Ухо-не только орган слуха" ПНШ

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Ухо-не только орган слуха".Конспект предусматривает проведение урока в форме заседания научного клуба"Мы и окружающий мир"...

технологическая карта урока "Язык не только орган вкуса"

технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе "Язык не только орган вкуса"...

Конспект урока по окружающему миру " Ухо не только орган слуха".

Данный конспект занятия можно использовать на уроке окружающего мира  в 4классе....

Технологическая карта урока окружающего мира "В ухе есть и орган равновесия" (4 класс) УМК "Перспективная начальная школа"

Цель урока: формирования знаний о том что в ухе есть и орган равновесия.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с анатомическим строением уха.2. Научить учащихся беречь орган слух...