Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Истории летописи "
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру 2 класс  "История летописи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: № 104                                                                                           Методист: Сачкова Т.А.

Класс: 4 м                                                                                                   Студент: Васьков Кирилл  41 группа

Кабинет: 213

Учитель: Шатилова Т.А.

Окружающий мир. УМК «Перспектива». 4 класс.

Тема «По страницам летописи.»

Тип урока: урок комбинированный

Цель: повторить, что такое летопись, путешествие по страницам летописи, рассмотреть на какой территории жили древние племена, образ их жизни

Планируемые результаты:

I. личностные:

– познавательный интерес к новому учебному материалу

- развитие  умения работать в парах

- осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории

        

II. предметные:

– познакомить с народами проживающие на данных территориях

- показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись

- характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике

Оборудование: учебник, презентация, рабочая тетрадь.

Понятия: Археология, Поляне, Вятичи, Дреговичи

Этапы, методы и приемы

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент

1 мин

Здравствуйте, меня зовут Кирилл Сергеевич, сегодня я  буду проводить у вас урок истории. Садитесь.

Приветствие

Приветствовать учителя

2.Мотивационный

-диалог

-работа с презентацией

3.Постановка и решение учебной задачи

- словесный  диалог

4.Физминутка

Работа с учебником

практический

Беседа

Практический

5.Закрепление

5 мин

5мин

3 мин

10 мин

6 мин

Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Для того, чтобы повторить предыдущую тему, мы с вами разгадаем кроссворд. (вопросы: 1- как фамилия выдающегося российского археолога; 2 - имя ученого, изучавшего древний народ более двух тысяч лет назад; 3- редкостный талант А.П. Окладникова - находить древние…; 4 - историческая наука, которая позволяет заглянуть в то время, когда письменности еще не было; 5 - Великий степной коридор из Азии в …; 6 - древний народ, о котором более двух тысяч лет назад писал Геродот; 7 -вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников; 8 - с 7 по 3 век до н.э. скифы господствовали в Северном… ) Ответы: Окладников, Геродот, памятники, археология, Европа, скифы, раскопки, Причерноморье.

 

Молодцы, хорошо. А теперь скажите мне, какое слово у нас получилось красным цветом? (летопись)

Правильно, а как вы думаете почему именно это слово? (наша следующая тема связана с летописью) хорошо, предыдущий ваш урок назывался путешествуем с археологами, а как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (по страницам летописи)

Ребята, как вы считаете, какие цели мы будем преследовать? (повторить, что такое летопись, путешествие по страницам летописи, рассмотреть на какой территории жили древние племена, образ их жизни) Хорошо.

Итак, а сейчас я предлагаю вам побывать в Киево-Печерском монастыре, где некогда жил и писал свою Повесть временных лет летописец Нестор. Посмотрите на слайд, как выглядит этот монастырь, а сейчас обратите внимание на рисунок на странице 12. Это барельеф в Киево-Печерской лавре. На нем изображен монах Антоний, который в 1051 году основал этот монастырь. А рядом - монах Нестор-летописец. Все вместе мы совершим сейчас мысленное путешествие по страницам его летописи. Кто знает, что такое летопись? (это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.) Летопись Нестора привело нас на просторы Восточно-Европейской равнины, где издревле жили разные народы.  

Откройте учебники на странице 13,  на этой странице представлена карта расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины. Ребята, скажите, что обозначает территория, выделенная розовым цветом?  Зеленым? Светло зеленым? Назовите, название племен, которые встретились вам на карте?  (словене, кривичи, вятичи, северяне, дреговичи, древляне, волыняне, радимичи) Название славянских племен словно рождены той землей, где они поселились. Летописец так и говорит: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели». Посмотрите на карту: одни славяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», а как вы думаете, почему они так назвались? (потому что там были плодородные поля). Другие «сели в лесах», среди деревьев, и потому прозвались древлянами. Третьи расположились на дрягве, на болоте, и назвались дреговичами. Четвертые, поселились на берегах реки Полоты, и назвали себя полочанами. А вот название славянского племени северян некоторые ученые объясняют тем, что они и впрямь жили севернее какого-то другого племени. Славяне же, что поселились у озера Ильмень, среди балтийских и финских племен, просто оставили себе свое имя - словене. Три славянских племени сохранили в своих названиях имена родоначальников. Кривичи, жившие в верховьях Волги, Двины, Днепра, считали, что ведут свой род от Крива. Предками же радимичей  и вятичей, по преданию, были братья Радим и Вятко.

Откройте ваши раб.тет. на стр. 8 .

Ребята, как вы думаете, у всех этих племен были одинаковые условия для жизни? А одевались они одинаково?

Рассмотрите  женские украшения разных племен, ваша задача определить, чем они похожи и чем отличаются. Работаем в парах, когда будите, готовы, покажите готовность работать в паре «домиком».  

Ребята, а теперь откройте страницу  номер 14 и прочитайте текст «в мире жить - с миром жить». Будьте готовы ответить на мои вопросы.

  1. Как между собой жили славянские племена?
  2. Как образовалась древнерусская народность?
  3. Какие народы называли братскими?

Молодцы ребята, вы хорошо поработали. А вы знаете какие народы проживают на Южном Урале? К концу ХVIII века Южный Урал был заселен проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, казахами, нагайбаками и другими народами. На  слайдах представлены костюмы  этих народов. А самые первые племена, заселившие Южный Урал назывались: Андроновцы и Черкаскульцы.

Для того чтобы закрепить, то о чём мы с вами сегодня говорили, давайте ответим на несколько вопросов:

1)        Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец? (Откуда есть пошла Русская земля? Какие народы её населяли? Как они друг с другом ладили?)

2)        Чем можно объяснить названия древних славянских племён? («Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели»)

3)        Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими? (жили рядом, объединялись в семьи, рождали детей)

4)        Какие коренные жители жили на Южном Урале? (башкиры и татары)

Загадывание кроссворда

Задавать вопросы

 

рассказ

Задание по учебнику

Работа с картой

Задание в тетради

Задавать вопросы

Задание по учебнику

Задавать вопросы

Отвечать на вопросы

Разгадывать слово и отвечать на вопросы.

Предположить тему урока

Слушать рассказ учителя

Работать по карте в учебнике

Отвечать на заданные вопросы учителя

Выполнять задание в тетради

Анализировать народы

Работаем в парах

Работа с текстом

Отвечать на вопросы

Закреплять полученные знания

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П:узнавание  новой темы при взаимодействии с детьми.

К: уметь обмениваться мнениями; слушать  другого – ученика;

К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

П: Уметь работать по учебнику. Уметь сравнивать, высказывать своё мнение.

Р: -планировать свои действия в соответствие с задачей и условиями её реализации.

П: дополняют и расширяют знания; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя,

П: Уметь работать по учебнику. Уметь сравнивать, высказывать своё мнение.

К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

6.Итог

7.Рефлексия

8.Домашнее задание

5 мин

5 мин

Читаем вопросы в учебнике на странице 15 и отвечаем. Кто хочет прочитать вывод нашей темы.

Оцените себя по лестнице успеха

Поднимите руку, кто поставил себя на самую верхнюю ступеньку!

 

Поднимите руку, кто поставил себя на среднюю ступеньку!

Поднимите руку, кто поставил себя на нажнбб ступеньку!

Уч. с. 12-15 раб.тет. с 9 №2

Обсуждение вопросов

Обобщать. Подводить итоги.

Отвечать, наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Р:- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, раздел история "По страницам летописи"

Конспект урока по УМК "Песпектива" разработан по ФГОС....

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Страницы истории Отечества" (УМК "Школа России")

Тип урока: " обобщение и систематизация знаний по теме " Страницы всемирной истории" 4 класс. Урок составлен в соответствии новых требований ведения урока...

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Из истории имён", 3 класс, УМК "Школа 21 века", ФГОС

План-конспект урока "Из истории имён", задания для исследовательской деятельности учеников, задания для работы на уроке, презентация к уроку, задания для работы на интерактивной доске, фото урока....

Конспект урока по окружающему миру: «Страницы истории 1920-1930 годов», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...

Конспект урока по окружающему миру "Начало истории человечества." (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о первобытных людяхПланируемые результатыПредметные: уметь работать с учебником и дополнительной информацией, знать основные отличия пе...

Конспект урока по окружающему миру "Страницы истории XIX века" (4 класс)

Цели деятельности учителя: формировать представления учащихся о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результатыПредметные:-знать о истории XIX в.  ;-уметь запомнить...