2.Мотивационный
-диалог -работа с презентацией
3.Постановка и решение учебной задачи
- словесный диалог
4.Физминутка
Работа с учебником
практический
Беседа
Практический
5.Закрепление | 5 мин
5мин
3 мин
10 мин
6 мин | Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Для того, чтобы повторить предыдущую тему, мы с вами разгадаем кроссворд. (вопросы: 1- как фамилия выдающегося российского археолога; 2 - имя ученого, изучавшего древний народ более двух тысяч лет назад; 3- редкостный талант А.П. Окладникова - находить древние…; 4 - историческая наука, которая позволяет заглянуть в то время, когда письменности еще не было; 5 - Великий степной коридор из Азии в …; 6 - древний народ, о котором более двух тысяч лет назад писал Геродот; 7 -вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников; 8 - с 7 по 3 век до н.э. скифы господствовали в Северном… ) Ответы: Окладников, Геродот, памятники, археология, Европа, скифы, раскопки, Причерноморье.
Молодцы, хорошо. А теперь скажите мне, какое слово у нас получилось красным цветом? (летопись) Правильно, а как вы думаете почему именно это слово? (наша следующая тема связана с летописью) хорошо, предыдущий ваш урок назывался путешествуем с археологами, а как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (по страницам летописи) Ребята, как вы считаете, какие цели мы будем преследовать? (повторить, что такое летопись, путешествие по страницам летописи, рассмотреть на какой территории жили древние племена, образ их жизни) Хорошо. Итак, а сейчас я предлагаю вам побывать в Киево-Печерском монастыре, где некогда жил и писал свою Повесть временных лет летописец Нестор. Посмотрите на слайд, как выглядит этот монастырь, а сейчас обратите внимание на рисунок на странице 12. Это барельеф в Киево-Печерской лавре. На нем изображен монах Антоний, который в 1051 году основал этот монастырь. А рядом - монах Нестор-летописец. Все вместе мы совершим сейчас мысленное путешествие по страницам его летописи. Кто знает, что такое летопись? (это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.) Летопись Нестора привело нас на просторы Восточно-Европейской равнины, где издревле жили разные народы.
Откройте учебники на странице 13, на этой странице представлена карта расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины. Ребята, скажите, что обозначает территория, выделенная розовым цветом? Зеленым? Светло зеленым? Назовите, название племен, которые встретились вам на карте? (словене, кривичи, вятичи, северяне, дреговичи, древляне, волыняне, радимичи) Название славянских племен словно рождены той землей, где они поселились. Летописец так и говорит: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели». Посмотрите на карту: одни славяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», а как вы думаете, почему они так назвались? (потому что там были плодородные поля). Другие «сели в лесах», среди деревьев, и потому прозвались древлянами. Третьи расположились на дрягве, на болоте, и назвались дреговичами. Четвертые, поселились на берегах реки Полоты, и назвали себя полочанами. А вот название славянского племени северян некоторые ученые объясняют тем, что они и впрямь жили севернее какого-то другого племени. Славяне же, что поселились у озера Ильмень, среди балтийских и финских племен, просто оставили себе свое имя - словене. Три славянских племени сохранили в своих названиях имена родоначальников. Кривичи, жившие в верховьях Волги, Двины, Днепра, считали, что ведут свой род от Крива. Предками же радимичей и вятичей, по преданию, были братья Радим и Вятко. Откройте ваши раб.тет. на стр. 8 . Ребята, как вы думаете, у всех этих племен были одинаковые условия для жизни? А одевались они одинаково?
Рассмотрите женские украшения разных племен, ваша задача определить, чем они похожи и чем отличаются. Работаем в парах, когда будите, готовы, покажите готовность работать в паре «домиком». Ребята, а теперь откройте страницу номер 14 и прочитайте текст «в мире жить - с миром жить». Будьте готовы ответить на мои вопросы. - Как между собой жили славянские племена?
- Как образовалась древнерусская народность?
- Какие народы называли братскими?
Молодцы ребята, вы хорошо поработали. А вы знаете какие народы проживают на Южном Урале? К концу ХVIII века Южный Урал был заселен проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, казахами, нагайбаками и другими народами. На слайдах представлены костюмы этих народов. А самые первые племена, заселившие Южный Урал назывались: Андроновцы и Черкаскульцы.
Для того чтобы закрепить, то о чём мы с вами сегодня говорили, давайте ответим на несколько вопросов: 1) Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец? (Откуда есть пошла Русская земля? Какие народы её населяли? Как они друг с другом ладили?) 2) Чем можно объяснить названия древних славянских племён? («Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели») 3) Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими? (жили рядом, объединялись в семьи, рождали детей) 4) Какие коренные жители жили на Южном Урале? (башкиры и татары) |
Загадывание кроссворда
Задавать вопросы
рассказ
Задание по учебнику Работа с картой
Задание в тетради
Задавать вопросы
Задание по учебнику
Задавать вопросы |
Отвечать на вопросы
Разгадывать слово и отвечать на вопросы.
Предположить тему урока
Слушать рассказ учителя
Работать по карте в учебнике
Отвечать на заданные вопросы учителя
Выполнять задание в тетради
Анализировать народы
Работаем в парах
Работа с текстом Отвечать на вопросы
Закреплять полученные знания |
К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П:узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.
К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого – ученика;
К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
П: Уметь работать по учебнику. Уметь сравнивать, высказывать своё мнение.
Р: -планировать свои действия в соответствие с задачей и условиями её реализации.
П: дополняют и расширяют знания; извлекают необходимую информацию из рассказа учителя,
П: Уметь работать по учебнику. Уметь сравнивать, высказывать своё мнение.
К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
|