Конспект урока по окружающему миру, раздел история "По страницам летописи"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Самойлова Галина Андреевна

Конспект урока по УМК "Песпектива" разработан по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_stranitsam_letopisi_4_klass.docx25.83 КБ
Файл po_s_ranitsam_letopisi_4_klass.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Этап

Время

Содержание

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

1 мин

Здравствуйте, меня зовут Галина Андреевна, сегодня я  буду проводить у вас урок истории. Садитесь.

Приветствие

Мотивационный

Постановка Учебной задачи

Основной период

Физминутка

5 мин

10 мин

2 мин

10 мин

5 мин

Для начала давайте мы с вами вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Для того, чтобы повторить предыдущую тему, мы с вами разгадаем кроссворд. (вопросы: 1- как фамилия выдающегося российского археолога; 2 - имя ученого, изучавшего древний народ более двух тысяч лет назад; 3- редкостный талант А.П. Окладникова - находить древние…; 4 - историческая наука, которая позволяет заглянуть в то время, когда письменности еще не было; 5 - Великий степной коридор из Азии в …; 6 - древний народ, о котором более двух тысяч лет назад писал Геродот; 7 -вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников; 8 - с 7 по 3 век до н.э. скифы господствовали в Северном… ) Ответы: Окладников, Геродот, памятники, археология, Европа, скифы, раскопки, Причерноморье.

Молодцы, хорошо. А теперь скажите мне, какое слово у нас получилось красным цветом? (летопись)

Правильно, а как вы думаете почему именно это слово? (наша следующая тема связана с летописью) хорошо, предыдущий ваш урок назывался путешествуем с археологами, а как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (по страницам летописи)

Ребята, как вы считаете, какие цели мы будем преследовать? (повторить, что такое летопись, путешествие по страницам летописи, рассмотреть на какой территории жили древние племена, образ их жизни) Хорошо.

Итак, а сейчас я предлагаю вам побывать в Киево-Печерском монастыре, где некогда жил и писал свою Повесть временных лет летописец Нестор. Посмотрите н а слайд, как выглядит этот монастырь, а сейчас обратите внимание на рисунок на странице 12. Это барельеф в Киево-Печерской лавре. На нем изображен монах Антоний, который в 1051 году основал этот монастырь. А рядом - монах Нестор-летописец. Все вместе мы совершим сейчас мысленное путешествие по страницам его летописи. Кто знает, что такое летопись? (это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.) летопись Нестора приведет нас на просторы Восточно-Европейской равнины, где издревле жили разные народы.  Откройте учебники на странице 13,  на этой странице представлена карта расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины. Ребята, скажите, что обозначает территория, выделенная розовым цветом?  Зеленым? Светло зеленым? Назовите, название племен, которые встретились вам на карте?  (словене, кривичи, вятичи, северяне, дреговичи, древляне, волыняне, радимичи) Название славянских племен словно рождены той землей, где они поселились. Летописец так и говорит: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели». Посмотрите на карту: одни славяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», а как вы думаете, почему они так назвались? (потому что там были плодородные поля). Другие «сели в лесах», среди деревьев, и потому прозвались древлянами. Третьи расположились на дрягве, на болоте, и назвались дреговичами. Четвертые, поселились на берегах реки Полоты, и назвали себя полочанами. А вот название славянского племени северян некоторые ученые объясняют тем, что они и впрямь жили севернее какого-то другого племени. Славяне же, что поселились у озера Ильмень, среди балтийских и финских племен, просто оставили себе свое имя - словене. Три славянских племени сохранили в своих названиях имена родоначальников. Кривичи, жившие в верховьях Волги, Двины, Днепра, считали, что ведут свой род от Крива. Предками же радимичей  и вятичей, по преданию, были братья Радим и Вятко.

Ребята, как вы думаете, у всех этих племен были одинаковые условия для жизни? А одевались они одинаково? Сейчас мы с вами рассмотрим женские украшения разных племен, ваша задача определить, чем они похожи и чем отличаются. Работаем в парах, когда будите, готовы, покажите готовность работать в паре «домиком».  Ребята, а теперь откройте страницу  номер 14 и прочитайте текст «в мире жить - с миром жить». Будьте готовы ответить на мои вопросы.

  1. Как между собой жили славянские племена?
  2. Как образовалась древнерусская народность?
  3. Какие народы называли братскими?

Молодцы ребята, вы хорошо поработали. А вы знаете какие народы проживают на Южном Урале? К концу ХVIII века Южный Урал был заселен проживавшими рядом русскими, татарами, башкирами, чувашами, казахами, нагайбаками и другими народами. На  слайдах представлены костюмы  этих народов. А самые первые племена, заселившие Южный Урал назывались: Андроновцы и Черкаскульцы.

Для того чтобы закрепить, то о чём мы с вами сегодня говорили, давайте ответим на несколько вопросов:

1)        Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец? (Откуда есть пошла Русская земля? Какие народы её населяли? Как они друг с другом ладили?)

2)        Как назывались балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины? (весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва)

3)        Чем можно объяснить названия древних славянских племён? («Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели»)

4)        Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими? (жили рядом, объединялись в семьи, рождали детей)

5)        Какие коренные жители жили на Южном Урале? (башкиры и татары)

Ответы на вопросы

Разгадывают слово и отвечают на вопросы.

К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

Слушать рассказ учителя

Работать по учебнику

Отвечать на заданные вопросы учителя

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П:узнавание  новой темы при взаимодействии с детьми.

К: уметь обмениваться мнениями; слушать  другого – ученика;

П: Умение работать по учебнику. Умение сравнивать, высказывать своё мнение.

Итог

Рефлексия

Домашнее задание

5 мин

Читаем вопросы в учебнике на странице 15 и отвечаем. Кто хочет прочитать вывод нашей темы.

Поднимите руку, кому понравился урок! Поднимите руку, кто узнал что-то новое!

С.12-15, рабочая тетрадь упр 1,2.

Обобщать. Подводить итоги. Отвечать, наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Тема «по страницам летописи»

Тип урока: открытие нового знания

Планируемые результаты:

Предметные: показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике; знать фрагменты Повести временных лет, посвящённые вопросу о многообразии славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-Европейской равнине; определять по карте взаимное расположение племенных территорий; иметь представление об археологических находках, дополняющих сведения письменных источников о племенном многообразии населения Восточно-Европейской равнины в древности.

Личностные: осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории (на основе рассказа летописца Нестора)

Метапредметные: характеризовать связь значений  славянских этнонимов с особенностями мест их обитания, с именами предполагаемых родоначальников племен; сравнивать между собой женские височные украшения, находить общее и различное.

Понятия: летопись, Славяне.

Оборудование: учебник, презентация.

Автор: Самойлова Г.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5 6 7

Слайд 2

1 о к л а д н и к о в 2 3 4 5 6 7

Слайд 3

1 о к л а д н и к о в 2 г е р о д о т 3 4 5 6 7

Слайд 4

1 о к л а д н и к о в 2 г е р о д о т 3 4 5 п а м я т н и к и 6 7

Слайд 5

1 о к л а д н и к о в 2 г е р о д о т 3 4 5 п а м я т н и к и а р х е о л о г и я 6 7

Слайд 6

1 о к л а д н и к о в 2 г е р о д о т 3 4 5 п а м я т н и к и а р х е о л о г и я е в р о п а 6 7

Слайд 7

1 о к л а д н и к о в 2 г е р о д о т 3 4 5 п а м я т н и к и а р х е о л о г и я е в р о п а 6 7 с к и ф ы

Слайд 8

1 о к л а д н и к о в 2 г е р о д о т 3 4 5 п а м я т н и к и а р х е о л о г и я е в р о п а 6 7 с к и ф ы р а с к о п к и

Слайд 9

1 о к л а д н и к о в 2 г е р о д о т 3 4 5 п а м я т н и к и а р х е о л о г и я е в р о п а 6 7 с к и ф ы р а с к о п к и п р и ч е р н о м о р ь е

Слайд 10

Нестор Антоний

Слайд 11

Киево – Печерская лавра

Слайд 13

Поляне Древляне Дреговичи Полочане Северяне Словене Кривичи Радимичи Вятичи

Слайд 14

Украшения дреговичей Украшения радимичей

Слайд 15

Т А Т А Р Ы

Слайд 16

Т А Т А Р Ы

Слайд 17

Б А Ш К И Р Ы

Слайд 18

Б А Ш К И Р Ы

Слайд 19

РУССКИЕ КАЗАКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Истории летописи "

Конспект урока по окружающему миру 2 класс  "История летописи"...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Страницы истории XIX века"

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: формирование представлений учащихся о жизни в России в XIX веке.Образовательные:-сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке.-познакомить с ...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Страницы истории 1920-1930-х годов»(УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Страницы истории XIX» (УМК Школа России)

Цель деятельности учителя: формирование представлении учащихся об историческом периоде Отечественной войны 1812 года.Планируемы результаты:предметные:       - рассказыват...

Конспект урока по окружающему миру по теме «Страницы истории 1920-1930 годов» (УМК Школа России), 4 класс.

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страницы истории 1920-1930 годов", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР; формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920...