Конспект урока окружающий мир по теме "Народный календарь"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Наумов Артем Андреевич

Конспект для 2 класса по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_._narodnyy_kalendar.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. УМК «Перспектива». 2 класс.

Тема «Народный календарь»

Цель: 

- формировать представление о народном календаре как сокровищнице опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней;                           -  учить детей соотносить народные приметы на погоду с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств, и с наблюдениями за живой и неживой природой.

Планируемые результаты:

I. личностные:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения  новой частной задачи;

- развитие  умения работать в   малых группах.

II. предметные:

– понимание важности народного календаря как сокровищницы опыта общения с природой и сотрудничества с ней.

Тип урока: урок открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Окр. мир» 2 кл. Плешаков, презентация, рабочая тетрадь.


                Этапы и методы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формируемые УУД

I.Организационный момент.

2 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут Артем Андреевич и сегодня урок окружающего мира, проведу у вас я!

- Пусть урок принесет нам всем радость общения.

- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

- Учитель читает стихотворение:

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный  календарь!

Смотрится отменно,

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

И нам напоминает!

-О чём это стихотворение? (О календаре)

-О чём мы можем узнать из календаря?

К: участвовать в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы;

II.Актуализация знаний

Практический метод.

Словесный метод.

Беседа.

5 мин

- Давайте проверим, хорошо ли мы его знаем.

- Блиц-опрос.

  1. Сколько месяцев в году?
  2. Какой месяц наступит после апреля?
  3. Сколько дней в неделе?      
  4. Какой день наступит после среды?
  5. Как ты узнаешь, какой сегодня месяц, число, день?
  6. Какие праздники мы можем увидеть в календаре?
  7. А каким цветом в календаре обозначаются праздники?

-А все ли отмечают праздник по календарям?

- Есть праздники, которые отмечаются только в узком семейном кругу.

-А вы можете рассказать о праздниках, которые празднуются только в твоей семье? (Ребята рассказывают о своём семейном календаре).

- Сведения об остальных календарях мы послушаем на следующем уроке.

- Можно ли по этим календарям определить погоду?

-А что нам помогает определить погоду на следующий день?

- Закроем глаза и слушаем запись.

Представим себе, что очутились в далёком прошлом. Нет у нас ни радио, ни телевидения, ни , газет, ни телефонов. Зато пред нами открытая книга природы. Как же планировать свой завтрашний день и узнать о том, какая будет погода, чтобы не попасть под дождь и град, метель и грозу, находясь вдали от родного дома?

Слушать отрывок.

Отгадывать загадку и формулировать тему урока.

Обобщать, систематизировать свои знания, подводить итог.

Р: -планировать свои действия в соответствие с задачей и условиями её реализации.

П: дополнять и расширяют знания; извлекать необходимую информацию из рассказа учителя,

III. Постановка учебной задачи и ее решения

5мин

-Как же, по-вашему, в древности определяли погоду? (По народным приметам)

-А можно ли из народных примет составить народный календарь?

-Какова же цель нашего урока? (Познакомиться с народным календарём).

Высказывать свое предположение.

Р:- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя.

Словесный метод. Диалог.

Практический.

Работа с рабочей тетрадью и учебником.

Работа в парах.

Домашнее задание.

Словесный метод.

Беседа.

6мин

-Какие народные приметы вы знаете?

-А можем ли разделить эти приметы на группы?

Вы назвали приметы о….

-А на какие группы мы можем разделить приметы?

а)  явления в мире неживой природы.

б)  растения

в)  поведение животных

Слайд

- Откройте учебник на стр. 45 найдите на этой странице народные приметы и запишите их в тетрадь.

- Я предлагаю вам сейчас выполнить задание в тетради на с. 30, задание 2.

- Это задание вы выполняете в парах.

- Проверка задания (дети зачитывают приметы, которые записали).

ВОПРОСЫ ПО РИСУНКАМ

Слайд

Посмотрите на рисунок.

-Есть ли у вас примета, которая относится к этой картинке?

Слайд

- Есть ли у вас примета, которая относится к этой картинке?

Слайд

- Есть ли у вас примета, которая относится к этой картинке?

- Дома это задание доделать, в каждую группу записать по одной примете.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.

В русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники.(слайд)

Браслет из мамонтовой кости считают древнейшим календарём наших предков. Поверхность древний мастер покрыл сложным орнаментом, Узор состоял из 30 знаков. Всего их 360 — столько дней насчитывал календарь двадцатитысячелетней давности.(слайд)

- Со временем менялись не только названия календарей, но и сами календари.

Посмотрите на современные календари. Вот настенный календарь, вот настенный и настольный календарь, настенный отрывной календарь, настольный.

В наше время существует большое множество разных календарей.

- А теперь попробуем нарисовать свой календарь.

Вы должны обдумать:

-Из какого материала он может быть сделан?

-Как вы будите отмечать дни недели?

-Какого размера он будет? (слайд)

Работать в парах.

Поиск информации.

Высказывать свое мнение.

Слушать задание на дом.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Л: - умение самостоятельно делать свой выбор;
- обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся

IV.Итог урока

Рефлексия

2мин

-Что нового узнали на уроке?

-Какую цель перед собой поставили?

-Достигли ли поставленной цели?

-Оцените свою работу на уроке.

Высказывать свое мнение.

Р:- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока на тему: Красные дни календаря

План-конспект урока на тему: Красные дни календаряКласс: 2 Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: сформировать у обучающихся представления о важнейших праздниках современного российского ...

Конспект урока окружающего мира "Народный календарь" для 2 класса.

Конспект урока ориентирован на учащихся 2-х классов общеобразовательных школ, чтобы познакомить учащихся с народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздникам; помочь детям усвоить новое поняти...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...