Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Тема урока: «Природные богатства и труд людей - основа экономики»
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений, научить по хвое определять породу дерева.
Предметные результаты:
- Дать понятия: природные богатства, полезные ископаемые, умственный труд, физический труд, вода, воздух, почва, растение, животное;
- Познакомить: с классификацией природных богатств, с планом изучения природных богатств, со значением природных богатств, с трудом людей;
- Формировать навыки: различий природных богатств, различий труда
- Установить взаимосвязь между природными богатствами и трудом людей;
Личностные результаты:
- Воспитывать чувство прекрасного;
- Воспитывать бережное отношение к объектам природы,
- Воспитывать бережное отношение к труду;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: «Окружающий мир» А. А. Плешаков учебник и рабочая тетрадь, для 3 класса 2част Москва: «Просвещение» 2011г., презентация.
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Организационный момент | 2 мин. | Доброе утро! Меня зовут Елизавета Алексеевна и сегодня я, проведу у вас урок окружающего мира. | приветствовать учителя; | К: настрой на урок; |
2. | Актуализация знаний. Словесный: ответы на вопросы. | 5 мин. | С какой темой на прошлом уроке познакомились? (Что такое экономика.) – Вспомним, что такое экономика? (Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.) – Для чего нужна экономика? (Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей.) – Какие бывают потребности? Демонстрирует схему:
– Какова основная цель экономики? (Обеспечение жизнедеятельности человека – главная цель экономики.) На доске: «Все во имя человека, все для блага человека». – Как вы понимаете эту фразу? (Ответы учащихся: «Я считаю…») – На прошлом уроке вы, работая в группах, наблюдали за различными предметами, которые человек употребляет в обиходе ежедневно, это ложки, кружки, платки, книги. В своих работах вы описали, какой путь прошли эти предметы, чтобы появиться, у всех путь был одинаков. – Напомните его. Вывод: предметы, для изготовления которых потребовались природные богатства, капитал, труд людей, и есть экономические продукты. | слушать учителя; анализировать стихотворение; отвечать на вопросы; строить речевые высказывания; | Р: принимать и выполнять учебную задачу; Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; П: строить речевые высказывания в устной форме |
3. | Изучение нового материала Словес.: ответы на вопросы. Наглядный: Работа с иллюстрацией | 10 мин. | 1. Природные богатства. – Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. Назовите природные богатства. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.) – Раскроем, какое значение для экономики они имеют. – Одним из природных богатств вы назвали воздух. – Нужен ли воздух? Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки. – Откройте учебник (с. 42), посмотрите, как выглядят ветряные мельницы. Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики. – Посмотрим, а была бы жизнь без воды. – Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике? Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую. Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика. – Природным богатством вы назвали почву. – Что такое почва? Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания. Вывод: итак, вы видите, что земля – наша кормилица. – Назовите полезные ископаемые. (Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д. В нашей стране еще много залежей полезных ископаемых.) – Посмотрим, где используются полезные ископаемые. Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна. Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике. - От какого слово произошло слово «ископаемые»? (От слова «копать».) - Почему они полезные? (Приносят пользу людям.) - Прочитайте в учебнике первый абзац текста с. 46. - Что такое полезные ископаемые? (Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.) -Назовите жидкое полезное ископаемое. - Назовите газообразное полезное ископаемое. - Все полезные ископаемые делятся на три группы. Горючие Рудные (Металлические) Нерудные (Строительные) - Приведите несколько примеров полезных ископаемых для каждой группы. Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ. Рудные: медная руда, железная руда. Нерудные: известняк, глина, песок, гранит. - Для чего добывают полезные ископаемые. - Прочитайте в учебнике текст на с. 47. - Для чего добывают полезные ископаемые? (Для использования в экономике.) Как добывают полезные ископаемые. - Прочитайте в учебник е текст на с. 48. - Как называются места, где залегают полезные ископаемые? - Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых. - Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49. - Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.) - Какое полезное ископаемое добывают в карьере? (Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.) Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас – с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают. - Какие полезные ископаемые добывают из скважин?( Нефть, газ.) - Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее? - Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? - А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?(Сбором металлолома.) – Какую же роль в экономике играет растительность? Что дает растение для экономики? Растительность – один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги. Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары. – Какова роль животного мира для экономики? Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, – из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности. Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных. 2. Без капитала нет экономики. Работа по учебнику (с. 44). – Вторым фактором развития экономики является капитал – это здания заводов, фабрик, ферм, складов. Это автомобильные и железные дороги, это станки и оборудование | Ставить цель Определять тему урока Отвечать на вопросы. | П: осуществлять поиск необходимой информации; П: строить речевые высказывания в устной форме;
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Р: принимать и сохранять учебную задачу; |
4. | Закрепление изученного. Практическая работа. Словесный: Ответы на вопросы. Физминутка | 20 мин. | . 3. Труд людей – основа экономики. Работа по учебнику (с. 44). – Откройте учебник и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удается производить все больше новых товаров?». (Благодаря труду людей.) – Последним фактором («китом») в экономике является труд. Труд людей необходим для того, чтобы добывать природные богатства, труд нужен, чтобы создавать капитал. Труд требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд людей самых разных профессий. И не только труд физический, но и умственный. Успех труда людей зависит во многом от их образования. Современной экономике требуется все больше образовательных людей. Например, умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства. Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности. Копилка интересных фактов (сообщение учителя). • Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в России превышает 20 млн человек. Каждые 5–7 лет требуется переобучать работников в связи с тем, что прогресс в области науки, техники, технологии требует от них новых знаний. В течение 20 лет удваивается количество профессий. | строить высказывания; Отвечать на вопросы, пользуясь подсказками Слушать рассказ учителя | Л: строят предметную модель описанной ситуации; Л: ориентация в нравственном смысле поступков как своих, так и окружающих людей; Л: учебный интерес к новому учебному материал П: строить речевое высказывани |
5. | Итог урока. | 5 мин. | -Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? – Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров и услуг? | отвевать на вопросы; подводить итог | Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни |
6. | Рефлексия. | 5 мин. | - Понравилось ли вам занятие? Поднимите зелёные карандаш, если вам было легко, жёлтый, если вам было легко, но не всё и красный, если вам было трудно. | Самоанализ; делать выводы. | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...