"Наши права и обязанности"
план-конспект по окружающему миру на тему
Цель: познакомить детей с историей возникновения международного сотрудничества в защиту прав человека , с основным документом- Всеобщей декларацией прав человека, его назначением; закрепить знания ребят об их правах и обязанностях; уточнить знания детей о праве каждого человека на образование; помочь им понять, что образование чрезвычайно важно для каждого человека и получать образование очень полезно и интересно; формировать представление о свободном времени и его использовании человеком; помочь ребятам осознать свое право на отдых; закрепить у детей представление о семье как о людях, которые любят и заботятся друг о друге; способствовать социально-нравственному развитию; прививать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovitelnaya_gruppa.docx | 841.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект «Наши права и обязанности» в подготовительной группе
Цель: познакомить детей с историей возникновения международного сотрудничества в защиту прав человека , с основным документом- Всеобщей декларацией прав человека, его назначением; закрепить знания ребят об их правах и обязанностях; уточнить знания детей о праве каждого человека на образование; помочь им понять, что образование чрезвычайно важно для каждого человека и получать образование очень полезно и интересно; формировать представление о свободном времени и его использовании человеком; помочь ребятам осознать свое право на отдых; закрепить у детей представление о семье как о людях, которые любят и заботятся друг о друге; способствовать социально-нравственному развитию; прививать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать.
Материалы: дидактический набор «Права детей» ,документ- всеобщая Декларация Прав Человека, Конвенция Прав ребенка, лепестки «Цветика-семицветика»,цветные карандаши, бумага для рисования,глобус,кукла ,песня в записи «Мама для мамонтенка».
Воспитатель: Семенова Людмила Анатольевна
- Ребята, мы живем на огромной планете ,которая называется Земля(предлагаю детям посмотреть на глобус). Наше государство- Россия. И все люди, живущие в нем, россияне. Но вы уже знаете ,что что есть и другие страны и в каждой стране живет свой народ. Давайте вспомним, какие это страны и народы.(Ответы детей)
-У каждого народа есть свои законы ,по которым они живут и нарушать их нельзя никому. Эти законы устанавливают для себя сами люди. Они не просто их придумывают, а разрабатывают очень долгое время, иногда в течение многих столетий. Люди рождаются, умирают, а законы остаются. Их приходится менять, потому что меняется время и меняются люди. Меняются условия, в которых они живут .Но всегда эти изменения должны быть направлены на то, чтобы человеку жилось лучше, а не хуже.
-В каждом государстве свои законы, но все они адресованы любому человеку- гражданину или гостю страны. Законы определяют, что он должен делать обязательно, а чего делать нельзя.
Ребенок:-“Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают”
-Давайте поиграем в игру «Знаешь ли ты свои права?»(показ картинок из дидактического материала, дети называют нарисованное право)
-А теперь давайте обсудим права литературных героев:
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», зайка из сказки «Ледяная избушка»)
В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его Работнике Балде»).
В какой сказке совершён такой вид преступления, как похищение детей? («Гуси-лебеди»)
-Молодцы! Вы хорошо знаете свои права .Все люди на Земле хотят жить в мире. И поэтому договорились между собой о правилах поведения и взаимоотношениях друг с другом. И все это записали в книге, которая называется « Всеобщая Декларация Прав Человека». Они записали в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, для того, чтобы все знали и уважали эти права. Так появился у людей важный документ, обязательный для всех,живущих на Земле.(показ документа)
-А потом взрослые подумали, что у детей есть свои права и обязанности, и написали такой же важный документ и назвали его « Декларация прав ребенка». Стали защищать эти права, не допускать ,чтобы кто-то нарушал их, заботились о том, чтобы каждому ребенку хорошо жилось на Земле, чтобы он мог отдыхать, играть, учиться.
-Скажите мне, пожалуйста, кем бы вы хотели работать, когда вырастете?
-Почему вы выбрали именно эту профессию?
-Вот Майя хочет стать парикмахером, а ты могла бы ,Майя, начать работать завтра?(Нет)
-Конечно, чтобы заниматься любимым делом, работать по выбранной вами профессии, необходимо получить образование. Сейчас вы ходите в детский сад, потом пойдете в школу, затем выберете понравившуюся профессию и пойдете учиться дальше, чтобы потом устроиться на работу. Государство приняло закон ,чтобы защищать права детей на образование. Школьное образование является обязательным для всех. Ну а дальше- все зависит от желаний и способностей каждого.
Скажите, что лежит у меня на столе. Перечислите, пожалуйста (книги, тетради…)
Как одним словом это называется? (Школьные принадлежности…)
Кому они нужны?
Кто учит детей?
Чтение стихотворения «Как хорошо уметь читать».
Сегодня мы познакомились с еще одним правом ребенка:
«Дети имеют право на бесплатное образование».
-Ребята, посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, что могло с ним случиться? (Ответы детей).
-С ребенком случилась беда. Этот мальчик пока не может посещать школу. Когда ребенок болеет и не может долгое время ходить в школу, учитель должен приходить домой к больному ребенку и проводить уроки. Это обучение называется индивидуальное обучение.
-Ребята, а сейчас закройте глаза, закройте ладонями уши и посидите так несколько секунд.
-Как вы себя чувствуете? Ничего не видно, ничего не слышно, не очень комфортно? Да, грустно! Но есть дети, которые рождаются глухими, слепыми и не могут говорить. Эти дети- инвалиды.
-Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
-К нам в группу приехала новая кукла. Её зовут Моник. Она из Франции. Немного говорит по-русски потому что готовилась к путешествию в нашу страну. Здравствуй, Моник!
-Здравствуйте, ребята! Я так рада ,что приехала в вашу страну и в ваш детский сад. Меня послали к вам французские дети, чтобы узнать, есть ли у вас свободное время и как вы отдыхаете? Вы мне расскажете?(дети рассказывают ,как они любят отдыхать ,вспоминают свои любимые занятия)
-А вы любите петь песни и танцевать в свободное время?
Воспитатель предлагает детям показать Моник ,как они умеют играть на музыкальных инструментах, как умеют петь ,танцевать.
Воспитатель спрашивает у Моник, как используют своё свободное время французские дети. Кукла рассказывает, что они любят выращивать растения, слушать сказки, мастерить поделки из бумаги, ездить с родителями на море ,ходить в театры, музеи.
-И мы тоже любим всё это делать, правда, ребята? Вот оказывается, мы живем в разных странах, а любим почти одно и то же.
Кукла прощается с детьми, обещает приехать в гости еще и приглашает в гости к себе воФранцию.
-Да, ребята, отдыхать обязательно нужно. Все люди – и взрослые, и дети-отдыхают несколько раз в день и обязательно спят ночью , и хорошо, если есть возможность полежать в середине дня, тогда организм быстрее наберет силы для последующей интересной деятельности.
-А сейчас немного отдохнем. Физминутка.
-Мы права свои все знаем (шагают)
Потому, что изучаем (« часики»)
И себя мы защитим,
и в обиду не дадим (« Силачи»)
Будем мы дружить с правами (руки в стороны)
Выполнять обязанности .
Для того, чтоб вместе с вами
Жить в тепле и радости! (руки вверх, потянуться, опустить).
-Но ведь у вас есть не только права, но и обязанности, которые тоже необходимо соблюдать. Расскажите, как вы помогаете родителям.
Стихотворение Влады Перешивкиной « Как я маме помогаю»
Мама ушла на работу, а я
с папой вдвоём этот день проведу .
Может быть я посижу, полежу.
Может кататься на санках пойду?
Лучше лежать я не буду сейчас
Лучше я с папой заправлю кровать.
Лучше возьму пылесос, уберу .
Вещи отглажу и ужин сварю .
Взялись мы дружно за дело, в тот час,
и закипела работа у нас .
Мы потрудились и очень устали .
Только присели и мама пришла .
Что за порядок и чистота!
Бабушка к нам приходила с утра?
Мамочка, милая, это ведь мы
просто чуть - чуть тебе помогли!
Игра “Наши добрые дела”
На магнитной доске круг белого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют, приклеивают лепесток.(В конце игры подводится итог)
Воспитатель:-Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.
Воспитатель:- Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.
Воспитатель:- Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.
Воспитатель:- Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)
Воспитатель:-Для чего люди создают семью? (Ответы детей)
- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.
(Детям предлагаются пословицы.Задание: объяснить смысл пословиц)
1. “Родительское сердце - в детках”.
2. “Дети не в тягость, а в радость”.
3. “Семья сильна, когда над ней крыша одна”. (Рассуждения детей)
-Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.
Ребенок:-“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья-Попробуйте нарисовать символ вашей семьи (дети рисуют)
ирассказать, что он означает.
(Дети под мелодию “Мама для мамонтенка” рисуют символы)
(Затем дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными)
(Воспитатель предлагает детям из рисунков символов семьи сделать альбом)
Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.
Подведение итога занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: « Наши права и обязанности ». ( 2 класс ).
Материал класного часа знакомит ребят с Конвенцией о правах ребёнка....
Классный час "Наши права и обязанности"
Обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их пра...
классный час "«Наши права и обязанности»
Классный час-исследование, можно провести во-2-4 классах.цель: приобретение учащимися знаний о правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным ...
Классный час "Наши права и обязанности"
Сценарий классного часа, приложения...
Наши права и обязанности
Презентация на тему: "Наши права и обязанности"...
«Наши права и обязанности. Учимся думать о себе и о других»
На классном часе обощаются знания детей об основных правах ребёнка, разграничиваются понятия «права» и «обязанности», показано единство прав и обязанностей, воспитывается уважение к высказыв...
Сценарий тематической линейки "Наши права и обязанности".
Сценарий тематической линейки "Наши права и обязанности"....