"Наши права и обязанности"
план-конспект по окружающему миру на тему

Семенова Людмила Анатольевна

Цель: познакомить детей с историей возникновения международного сотрудничества в защиту прав человека , с основным документом- Всеобщей декларацией прав человека, его назначением; закрепить знания ребят об их правах и обязанностях; уточнить знания детей о праве каждого человека на образование; помочь им понять, что образование чрезвычайно важно для каждого человека и получать образование очень полезно и интересно; формировать представление о свободном времени и его использовании человеком; помочь ребятам осознать свое право на отдых; закрепить у детей представление о семье как о людях, которые любят и заботятся друг о друге; способствовать социально-нравственному развитию; прививать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_gruppa.docx841.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Наши права и обязанности» в подготовительной группе

Цель: познакомить детей с историей возникновения международного сотрудничества в защиту прав человека , с основным документом- Всеобщей декларацией прав человека, его назначением; закрепить знания ребят об их правах и обязанностях; уточнить знания детей о праве каждого человека на образование; помочь им понять, что образование чрезвычайно важно для каждого человека и получать образование очень полезно и интересно; формировать представление о свободном времени и его использовании человеком; помочь ребятам осознать свое право на отдых; закрепить у детей представление о семье как о людях, которые любят и заботятся друг о друге; способствовать социально-нравственному развитию; прививать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать.

Материалы: дидактический набор «Права детей» ,документ- всеобщая Декларация Прав Человека, Конвенция  Прав  ребенка, лепестки  «Цветика-семицветика»,цветные карандаши, бумага для рисования,глобус,кукла ,песня в записи «Мама для мамонтенка».

Воспитатель: Семенова Людмила Анатольевна

- Ребята, мы живем на  огромной планете ,которая называется Земля(предлагаю детям посмотреть на глобус). Наше государство- Россия. И все люди, живущие в нем, россияне. Но вы уже знаете ,что что есть и другие страны и в каждой стране живет свой народ. Давайте вспомним, какие это страны и народы.(Ответы детей)

-У каждого народа есть свои законы ,по которым они живут и нарушать их нельзя никому. Эти законы устанавливают для себя  сами люди. Они не просто их придумывают, а разрабатывают очень долгое время, иногда в течение многих столетий. Люди рождаются, умирают, а законы остаются. Их приходится менять, потому что меняется время и меняются люди. Меняются условия, в которых  они живут .Но всегда эти изменения должны быть направлены на то, чтобы человеку жилось лучше, а не хуже.

-В каждом государстве свои законы, но все они адресованы любому человеку- гражданину или гостю страны. Законы определяют, что он должен делать обязательно, а чего делать нельзя.

Ребенок:-“Без прав на свете жить не сможем,

Всегда и везде нам право поможет,

Как хорошо, что есть права,

Они великой силой обладают”

-Давайте поиграем в игру «Знаешь ли ты свои права?»(показ картинок из дидактического материала, дети называют нарисованное право)

C:\Users\лу\Desktop\IMG_7884.JPG

-А теперь давайте обсудим права литературных героев:

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», зайка из сказки «Ледяная избушка»)

В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его Работнике Балде»).

В какой сказке совершён такой вид преступления, как похищение детей? («Гуси-лебеди»)

-Молодцы! Вы хорошо знаете свои права .Все люди на Земле хотят жить в мире. И поэтому договорились между собой о правилах поведения и взаимоотношениях друг с другом. И все это записали в книге, которая называется « Всеобщая Декларация Прав Человека». Они записали в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, для того, чтобы все знали и уважали эти права. Так появился у людей важный документ, обязательный для всех,живущих на Земле.(показ документа)

-А потом взрослые подумали, что у детей есть свои права и обязанности, и написали такой же важный документ и назвали его « Декларация прав ребенка». Стали защищать эти права, не допускать ,чтобы кто-то нарушал их, заботились о том, чтобы каждому ребенку хорошо жилось на Земле, чтобы он мог отдыхать, играть, учиться.

-Скажите мне, пожалуйста, кем бы вы хотели работать, когда вырастете?

-Почему вы выбрали именно эту профессию?

-Вот Майя хочет стать парикмахером, а ты могла бы ,Майя, начать работать завтра?(Нет)

-Конечно, чтобы заниматься любимым делом, работать по выбранной вами профессии, необходимо получить образование. Сейчас вы ходите в детский сад, потом пойдете в школу, затем выберете понравившуюся профессию и пойдете учиться дальше, чтобы потом устроиться на работу. Государство приняло закон ,чтобы защищать права детей на образование. Школьное образование является обязательным для всех. Ну а дальше- все зависит от желаний и способностей каждого.

Скажите, что лежит у меня на столе. Перечислите, пожалуйста (книги, тетради…)

Как одним словом это называется? (Школьные принадлежности…)

Кому они нужны?

Кто учит детей?

Чтение стихотворения «Как хорошо уметь читать».

Сегодня мы познакомились с еще одним правом ребенка:

«Дети имеют право на бесплатное образование».

C:\Users\лу\Desktop\IMG_7930.JPG

C:\Users\лу\Desktop\IMG_7193.JPG

-Ребята, посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, что могло с ним случиться? (Ответы детей).

-С ребенком случилась беда. Этот мальчик пока не может посещать школу. Когда ребенок болеет и не может долгое время ходить в школу, учитель должен приходить домой к больному ребенку и проводить уроки. Это обучение называется индивидуальное обучение.

-Ребята, а сейчас закройте глаза, закройте ладонями уши и посидите так несколько секунд.

-Как вы себя чувствуете? Ничего не видно, ничего не слышно, не очень комфортно? Да, грустно! Но есть дети, которые рождаются глухими, слепыми и не могут говорить. Эти дети- инвалиды.

-Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

C:\Users\лу\Desktop\IMG_7931.JPG

-К нам в группу приехала новая кукла. Её зовут Моник. Она из Франции. Немного говорит по-русски потому что готовилась к путешествию в нашу страну. Здравствуй, Моник!

C:\Users\лу\Desktop\IMG_7939.JPG

-Здравствуйте, ребята! Я так рада ,что приехала в вашу страну и в ваш детский сад. Меня послали к вам французские дети, чтобы узнать, есть ли у вас свободное время и как вы отдыхаете? Вы мне расскажете?(дети рассказывают ,как они любят отдыхать ,вспоминают свои любимые занятия)

-А вы любите петь песни и танцевать в свободное время?

Воспитатель  предлагает детям показать Моник ,как они умеют играть на музыкальных инструментах, как умеют петь ,танцевать.

C:\Users\лу\Desktop\IMG_6479.JPG

Воспитатель спрашивает у Моник, как используют своё свободное время французские дети. Кукла рассказывает, что они любят выращивать растения, слушать сказки, мастерить поделки из бумаги, ездить с родителями на море ,ходить в театры, музеи.

-И мы тоже любим всё это делать, правда, ребята? Вот оказывается, мы живем в разных странах, а любим почти одно и то же.

C:\Users\лу\Desktop\IMG_7404.JPG

C:\Users\лу\Desktop\IMG_7938.JPG

Кукла прощается с детьми, обещает приехать в гости еще и приглашает в гости к себе воФранцию.

-Да, ребята, отдыхать обязательно нужно. Все люди – и взрослые, и дети-отдыхают несколько  раз в день и обязательно спят ночью , и хорошо, если есть возможность полежать   в середине дня, тогда организм быстрее наберет силы  для последующей интересной деятельности.

-А сейчас немного отдохнем. Физминутка.

-Мы права свои все знаем (шагают)

Потому, что изучаем (« часики»)

И себя мы защитим,

и в обиду не дадим (« Силачи»)

Будем мы дружить с правами (руки в стороны)

Выполнять обязанности .

Для того, чтоб вместе с вами

Жить в тепле и радости! (руки вверх, потянуться, опустить).

C:\Users\лу\Desktop\IMG_7932.JPG

-Но ведь у вас есть не только права, но и обязанности, которые тоже необходимо соблюдать. Расскажите, как вы помогаете родителям.

Стихотворение Влады Перешивкиной « Как я маме помогаю»

Мама ушла на работу, а я

с папой вдвоём этот день проведу .

Может быть я посижу, полежу.

Может кататься на санках пойду?

Лучше лежать я не буду сейчас

Лучше я с папой заправлю кровать.

Лучше возьму пылесос, уберу .

Вещи отглажу и ужин сварю .

Взялись мы дружно за дело, в тот час,

и закипела работа у нас .

Мы потрудились и очень устали .

Только присели и мама пришла .

Что за порядок и чистота!

Бабушка к нам приходила с утра?

Мамочка, милая, это ведь мы

просто чуть - чуть тебе помогли!

Игра “Наши добрые дела”

На магнитной доске круг белого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют, приклеивают лепесток.(В конце игры подводится итог)

Воспитатель:-Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.

C:\Users\лу\Desktop\IMG_7940.JPG

Воспитатель:- Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

Воспитатель:- Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.

Воспитатель:- Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)

Воспитатель:-Для чего люди создают семью? (Ответы детей)

- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.

(Детям предлагаются пословицы.Задание: объяснить смысл пословиц)

1. “Родительское сердце - в детках”.

2. “Дети не в тягость, а в радость”.

3. “Семья сильна, когда над ней крыша одна”. (Рассуждения детей)

-Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.

Ребенок:-“Если дочка не упряма,

Если папа не сердит,

Если бабушка на маму,

Исподлобья не глядит,

Если добрые слова,

Слышишь с самого утра,

Значит папа, мама, я –

Кто? – хорошая семья-Попробуйте нарисовать символ вашей семьи (дети рисуют)C:\Users\лу\Desktop\IMG_7935.JPGC:\Users\лу\Desktop\IMG_7936.JPG

ирассказать, что он означает.

(Дети под мелодию “Мама для мамонтенка” рисуют символы)

(Затем дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными)

(Воспитатель предлагает детям из рисунков символов семьи сделать альбом)

Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

Подведение итога занятия.

Развитие интереса к правовой культуре дошкольников через различные виды деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: « Наши права и обязанности ». ( 2 класс ).

Материал класного часа знакомит ребят с Конвенцией о правах ребёнка....

Классный час "Наши права и обязанности"

Обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их пра...

классный час "«Наши права и обязанности»

Классный час-исследование, можно провести во-2-4 классах.цель: приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным ...

Классный час "Наши права и обязанности"

Сценарий классного часа, приложения...

Наши права и обязанности

Презентация на тему: "Наши права и обязанности"...

«Наши права и обязанности. Учимся думать о себе и о других»

На классном часе обощаются знания детей об основных правах ребёнка, разграничиваются понятия «права» и «обязанности», показано единство прав и обязанностей, воспитывается уважение к высказыв...

Сценарий тематической линейки "Наши права и обязанности".

Сценарий тематической линейки "Наши права и обязанности"....