Окружающий мир А.А. Плешаков 2 класс "Пожар!"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Иванова Надежда Георгиевна

Конспект урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешаков 2 класс соответствует ФГОС. Основные понятия  и термины: пожарная безопасность, эвакуация, план эвакуации, безопасный путь, пожарная тревога и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_pozhar_2_klass.docx434.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ  ЯЗЫКОВ»

Г. НОВОЧЕБОКСАРСКА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Тема: «Пожар!»

Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков

УМК «Школа России»

                                                                                                      Учитель МБОУ «СОШ № 5»  

                                                                                                      Иванова Надежда Георгиевна

                                                                                                       

Новочебоксарск 2017 г.

Тема «Пожар!» (по мотивам сказки  С. Маршака «Кошкин дом»)

Предмет: окружающий мир

Учебник: «Окружающий мир» А.А. Плешаков

УМК «Школа России»

Класс: 2

Цель: познакомить с основными правилами противопожарной безопасности, причинами возникновения пожара

Задачи:

- научить вызывать пожарных по телефону

- научить правильным действиям при возникновении пожара и предотвращать его

- коррекция и развитие  связной устной речи; коррекция внимания, мышления посредством упражнений
- учить переключать внимание со сказочной ситуации на реальные события;

- воспитывать самостоятельность и умение работать в парах

- формировать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки

- воспитывать чувство долга и ответственности не  только за свою жизнь, но и жизнь слабых, беспомощных рядом.

Планируемые результаты: учащихся запомнят правила предупреждения пожара; научатся вызывать пожарных по телефону; обсуждать рассказ; делать выводы из изученного материала.

Личностные результаты: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.

УУД

Метапредметные результаты:

Регулятивные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в равных ситуациях.

Познавательные: научатся понимать учебную задачу урока, получат возможность научиться строить небольшие сообщения в устной форме, обобщать собственное представление.

Коммуникативные: научатся вступать в речевое общение; получат возможность научиться адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.

Основные понятия и термины: Пожар, причина возникновения пожара, эвакуация, безопасный путь, пожарная тревога.

Образовательные ресурсы: Окружающий мир. А.А. Плешаков. Часть 2. М: Просвещение 2012.

Оборудование: учебник « Окружающий мир» А.А. Плешаков; раздаточный материал: памятки, раскраски «Причины пожара», рисунок – плакат «Кто прав?», лабиринт «Эвакуация»; план  эвакуации из школы; игрушечный телефон, ватно-марлевые повязки. звукозапись  «Пожарная тревога»

Ход урока.

Оргмомент.

Мы урок начнём с разминки,

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись,

Вправо-влево повернулись

И друг другу улыбнулись,

Раз, два, три, четыре, пять –

Урок пора нам начинать.

Речевая гимнастика:

  • Дыхательное упражнение:

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел —
Стал он тонкий и худой.

  • Атикуляционная гимнастика

Тили-бом! Тили –бом!

Загорелся Кошкин дом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила,

Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом!

-Кто узнал сказку? Кто автор? (Самуил Маршак «Кошкин дом»)

- Почему загорелся Кошкин дом?

  • Чтение скороговорки: (кто лучше проговорит скороговорку)

«Уголёк из печки скок и поджёг половичок»

- Все ли слова понятны

Как вы понимаете фразу «Уголёк из печки скок»?

- Что такое половичок? (Плетеный, тканый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, расстилаемый на полу  для вытирания обуви от уличной пыли и грязи при входе в чистое помещение или впитывать воду от талого снега)

-Кто лучше проговорит скороговорку?

Сначала прочитайте скороговорку не торопясь, потом чуть быстрее, быстро.         

Подготовка к теме урока

- Был ли кто-нибудь рядом с печкой, когда выскочил уголёк? (Никого не было, никто не контролировал)

-Можно ли оставлять костер без присмотра?

- Что надо сделать, если увидели уголёк или маленький огонёк? (растоптать, залить водой или засыпать землёй). Где можно найти землю в квартире? (на подоконнике в цветочном горшке).

Прочитайте продолжение сказки. Что случилось дальше?

«Еще одно мгновенье -
И легкий огонёк
Сосновые поленья
Окутал, обволок  (окутатьобволочь - плотно окружить, охватить, покрыть собой)
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел»

- Автор с чем сравнивает огонь?

Как летит рой пчел?

-Как называется, когда всё в доме горит, полыхает?

- в словаре сообщает, что Пожар-это неконтролируемое горение, который уничтожает или повреждает  ценности, создаёт опасность для жизни людей.

Работа по теме урока

- Как называется тема нашего урока?

- Какую задачу будем решать на уроке?

- Послушайте продолжение сказки

Кошка:

Дом от пламени спасите,
Наши вещи выносите,

Кресла, стулья, зеркала -
Все сгорит у нас дотла ...
Попроси-ка их, Василий,
Чтобы мебель выносили!

- Правильно ли ведёт себя Кошка?

- Что ценнее всего у человека?

- Что надо сделать самым первым? (Вызвать пожарных по телефону)

- Тушить пожар – дело взрослых, но вызвать пожарных  может любой ребенок.

Работа в парах

В пожарную часть поступили вызовы. Ваша задача - определить, правильно ли вызывали пожарных?

  1. Лида: «Ой,  у нас тут всё горит! Приезжайте, пожалуйста, быстрее!»

Ответ: ______

  1. Коля: «Здравствуйте! Меня зовут Коля Петров. Я учусь во втором классе школы № 5. Родителей нет дома, поэтому вам звоню я. У нас начался пожар. Приезжайте на Сиреневую улицу».

Ответ: _______

  1. Матвей: «Здравствуйте, у нас в квартире по адресу Центральная улица дом 5, квартира 35, этаж 4, подъезд 2 загорелся телевизор. Взрослых нет дома. Вас вызывает Смирнов Матвей»

Ответ: _______

-Какой вывод сделаем?

Вывод: надо точно знать свой адрес

- К кому из детей смогут приехать пожарные? Почему? В чём ошиблись дети?

- Что такое ложный вызов? (ложный вызов – это обман или ошибочный вызов туда, где не нужны)

Тренировка. Игра «Примите вызов»:

«Здравствуйте, у нас в квартире по адресу Центральная улица дом 5, квартира 35, этаж 4, подъезд 2 загорелся телевизор. Взрослых нет дома. Вас вызывает _____________ »

Ф/минутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали        (дети встают, спины прямые),
Ножками потопали                       (топают ногами),
Ручками похлопали.                    (поднимают руки вверх).
Покрутились, повертелись          (упражнение выполняется с прямой спиной)
И за парты все уселись.

Итак, вызвали пожарных, что нужно сделать дальше?

Убегая из горящей комнаты, не забудь закрыть дверь и все окна, чтобы огонь не распространился по всей квартире. Если дверь дома закрыта, и выйти нет никакой возможности, кричи в окно, зови на помощь. Даже если вам очень страшно находиться в горящей квартире, не надо прятаться под кровать, в шкаф или другие тайные места, ведь пожарным будет очень трудно вас тогда найти и спасти. 

Эвакуация в школе

- Как узнать, что в школе пожар? (звучит пожарная тревога). Дети слушают запись пожарной тревоги.

- Что такое эвакуация?

Эвакуация – это организованный вывоз или вывод людей из опасного места.

- Как в школе узнать о пожаре? (Дать прослушать  сигнал пожарной тревоги)

Знаки эвакуации:

          Выход здесь                                             Налево

http://www.unfire01.ru/uploads/tx_labshop/%d0%bd%d0%b0%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bb_%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%b2%d0%be.jpghttp://ra-dizain.ru/d/97057/d/610010_x.png

                              Направо

Светящиеся знаки, светоотражающие значки | Светонакапливающие ...

Изучение плана эвакуации из школы.

Практическая работа

  • Завязывание  марлевой повязки? (работа в парах)
  • Игра лабиринт «Эвакуация» (Найти безопасные пути):
  1. самостоятельный поиск пути;
  2. объяснение у доски с помощью опорных слов: поворот налево, поворот направо, двигаться вверх, двигаться вниз

-При пожаре кто приходит на помощь? (пожарный) Но бывают и такие случаи, когда первыми на помощь приходят соседи, знакомые и даже простые похожие, которые шли мимо. И даже дети в этих ситуациях бывают героями.

Ф/минутка

Потрудились — отдохнем.
Встанем, очень глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять,
Руки плавно опустили,
Всем улыбку подарили.
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова.

Рефлексия  

  1. Внимательно рассмотрите плакат «Кто прав?» и приготовьте краткое  сообщение
  2. Самооценивание

-Кто научился вызывать пожарных по телефону – выбираем раскраску с телефоном.

-Кто сможет спасти себя и другого человека – выбираем раскраску с пожарным.

-Кто сможет предотвратить пожар – выбираем раскраску-лабиринт.        

ПАМЯТКА  «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ»

Для сохранения жизни себе и своим близким каждый человек должен знать

основные правила поведения при пожаре:

1. При запахе дыма немедленно звонить по телефону 01.

2. Если возможно, покиньте помещение, закрыв окна и двери; если нет—выходите на балкон, либо стойте возле окна.

3. Если очаг возгорания небольшой, попытайтесь справиться с ним самостоятельно: водой, песком, огнетушителем, любой плотной тканью, землей из цветочных горшков.

4. При небольшой задымленности в подъезде продвигайтесь к выходу на четвереньках, ползком, держась за стены, при этом, если возможно, прикройте органы дыхания тканью, если нет—задержите как можно дольше дыхание.  

                                                                                                                                     

ОЧЕНЬ ОПАСНО, поэтому НЕЛЬЗЯ:

1. Выходить в сильно задымленный коридор, подъезд, поскольку дым очень токсичен, а горячий воздух может обжечь легкие.

2. Разбивать и открывать в горящем помещении окна, т.к. при доступе свежего воздуха огонь разгорится еще сильнее.

3. Пользоваться во время пожара лифтом.

4. Спускаться вниз по лестничному маршу, держаться за перила — они нередко ведут в тупик.

5. Прыгать из окон. Каждый второй прыжок с 3 этажа и выше — смертелен.

6. Проходить сквозь горящее помещение, если нет уверенности, что вы сможете проскочить его за несколько секунд.

        

D:\КОРРЕКЦИЯ 7 ВИДА\2 класс\окруж мир\пожар раскраска\labirint-evakuacii.jpg

Литература

  1. Раскраски. Окружающий мир «Пожарная безопасность» С. Вахринцева Издательство «Страна Фантазий»
  2. «Лабиринты по пожарной безопасности» Управление гражданской защиты населения администрации г. Магнитогорска  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока во 2 классе. ТЕМА: ЗВЕРИ ЗИМОЙ. Окружающий мир А.А.Плешаков

Обобщение знаний детей о зимующих птицах, раскрытие причинно-следственные связи между живой и неживой природой,работа по бережному отношению к природе....

тест по окружающему миру( А.А.Плешаков) 3 класс

Тест по окружающему миру УМК "Школа России" .А.Плешаков....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.

Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...