Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Государственный бюджет"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Тема урока: Государственный бюджет
Технологическая карта окружающего мира по теме "Государственный бюджет" составлена по УМК "Школа России" А.А. Плешакова. Технология: системно-деятельностный метод обучения. Цель урока: познакомить с понятием государственный бюджет, научить решать экономические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема урока: Государственный бюджет
Класс: 3 «а»
Место урока в разделе: Чему учит экономика
Тип урока: урок открытия нового знания
Технология: системно - деятельностный метод обучения
Цель урока: познакомить с понятием государственный бюджет, научить решать экономические задачи.
Образовательные задачи: способствовать формированию понятий государственный бюджет, доходы и расходы, налоги, формировать умения переносить знания о бюджете в повседневные ситуации.
Предметные
понимать:
-определение понятий «бюджет», «доход», «расход», «налоги».
уметь:
- объяснять, что такое бюджет, из чего он состоит.;
-устанавливать взаимосвязь между доходами и расходами
- переносить знания о бюджете в повседневную жизнь..
использовать:
-полученные знания для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач.
Метапредметные:
регулятивные:
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-планировать учебную деятельность;
-удерживать учебную задачу в течение урока;
-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний; ориентироваться в учебнике;
-уметь отвечать на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,
-находить закономерности и строить логическое рассуждение,
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
коммуникативные:
-строить монологические высказывания
-работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
-учиться выступать перед классом.
Личностные:
- проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности
- проявлять первоначальные навыки адаптации в мире (производство, экономика, деньги)
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Основные понятия: бюджет, государственный бюджет, налогоплательщик, доходы, расходы
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | СЛАЙД 2 -Прочитайте девиз урока. -Как вы его понимаете? | Читают девиз, объясняют как его понимают: Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | - Какую тему изучали на прошлом уроке? - Насколько вы хорошо усвоили тему прошлого урока, мы сейчас проверим. СЛАЙД 3 - Вам нужно разгадать кроссворд, записывая слова по горизонтали. Если вы отгадаете все слова правильно, то прочитаете в выделенных клеточках слово по вертикали. Работать вы будете в парах. По окончанию работы, поднимем руки. - Какое ключевое слово получилось в кроссворде. - Назовите однокоренное имя прилагательное к слову государство. | Обучающие решают кроссворд самостоятельно, работают в паре, отгадывают ключевое слово в кроссворде - Бюджет - Государственный |
Постановка учебной задачи | - Какая тема нашего урока? - Какие вопросы у вас возникают? - Итак сегодня на уроке мы Узнаем что… Выясним для чего …. Определим какую роль играет государственный бюджет в жизни страны. | - Государственный бюджет - Что такое государственный бюджет? Из чего он складывается? и т.д. |
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) | Слайд 4 - Представьте себе кошелек, в который сначала складывают деньги, а потом из него вынимают, чтобы потратить на какие-либо нужды. - Как будут называться деньги, которые кладут в кошелек? - А вынимать из него? -- Что такое доходы и расходы? - Назовите тему нашего урока. Какие слова Вам непонятны? - Где можно найти значение слова? СЛАЙД 5 В Толковом словаре Ожегова вот такое толкование слова бюджет. - Давайте вернемся к началу урока и вспомним о кошельке. С чем можно сравнить кошелек? СЛАЙД 6 - Что такое Государственный бюджет? СЛАЙД 7 Государственный бюджет закладывается на год и утверждается в Государственной думе. Государство должно, заранее рассчитать какие доходы оно получит и на что может потратить. Давайте более подробно разбираться, откуда государство получает доходы и на что расходует деньги. Предлагаю вам провести расследование поиграть в игру. - Возьмите конверт и прочитайте что написано на карточке. - Вы граждане государства, что вы получили? - Обратите внимание на полоску. Разрежьте карточку на две части, большую часть оставьте себе, а меньшую принесите мне и положите в сумку. Эта сумка Государственный бюджет. - Какую часть вы вернули в бюджет? - А кто знает или заметил как называется та часть дохода, которую вы вернули государству? (ЧИТАЕМ В УЧЕБНИКЕ с. 67) - Чем пополнился бюджет государства? - Что такое налоги? СЛАЙД 8 - Из чего складываются доходы государственного бюджета? - Подумайте налоги платят добровольно или по принуждению? Почему? - Как называют человека, который платит налоги? Значит, когда вы возвращали налоги, вы кем были? -Ваши родители являются налогоплательщиками? За что они платят налоги в государственный бюджет? - Получив заработную плату или прибыль человек должен часть этого дохода заплатить государству. Владелец земельного участка или дома тоже должен заплатить налоги. Давайте заглянем в историю, оказывается. В России при Петре 1 был введён налог на бороды. Люди, желавшие носить бороду, обязаны были платить налог в казну и, чем длиннее борода, тем выше налог - Итак, налоги поступили в бюджет. - Чем платят налоги? - В старину налоги можно было платить зерном, продуктами питания, дом. животными, а сейчас налоги платят деньгами. - Доходы государства – это деньги, которые поступили в бюджет. - Кто понял, что такое доходы? - Деньги поступили в бюджет, что потом происходит с этими деньгами? - Давайте выясним, на что тратят доходы государства. Прочитаем материал учебника на с. 67 – 68 и заполним схему рабочего листа. - На что тратят деньги из бюджета? СЛАЙД 9 - Сделайте вывод. Расходы - это деньги, которые расходуются на образование, ….., ….. - Кто хорошо разобрался с расходами? | Обучающиеся называют как называются деньги, которые кладут в кошелек и тратят. Если вызывает затруднение, то обращаемся к учебнику с. 66, ЗАПИСЫВАЮТ - Доходы - Расходы - Доходы – деньги, которые поступают - Расходы – это деньги, которые тратят - Государственный бюджет - В толковом словаре - Читают толкование слова - С бюджетом (записывают на рабочем листе) - Бюджет государства Вынимают слова из конверта, читают, разрезают и кладут в сумку (БЮДЖЕТ) - Доход - Меньшую - Налоги - Деньгами. Записывают на рабочем листе - Из налогов граждан и предприятий - По принуждению. Не все люди будут платить налоги. - НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК
- Деньгами Поднимают руку - Тратят или расходуют |
Физминутка | Расходы - приседаем, а доходы подпрыгиваем. Государство продаёт нефть в соседние государства (д) Наша страна закупила молочные продукты в Белоруссии (Р) Россия оказала гуманитарную помощь Украине (р) Благовещенский судостроительный завод продал рыболовное судно в Китай (д) Швейная фабрика закупила 200 тонн хлопка в Таджикистане (р) | |
Первичное закрепление | Давайте и мы с вами поучимся рассчитывать расходы и доходы государства. (Предлагаю решить экономические задачи.) Работа в группах 1 гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета? Если на здравоохранение выделить 10 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 40 условных единиц, а на охрану природы – 6 условных единиц. на образование- 10 Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы 2гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если на здравоохранение выделить 20 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 20 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц, а на охрану природы – 6 условных единиц, на образование- 10 Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы 3гр. Доход государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если на здравоохранение выделить 20 условных единиц, на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц, на науку и культуру - 10 условных единиц, на пенсии и пособия – 30 условных единиц, а на охрану природы – 10 условных единиц, на образование- 10 Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак Доходы…….Расходы | Обучающиеся работают в группах, решают экономические задачи, делают выводы |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) | «Верно - неверно» - С какими понятиями мы сегодня познакомились? - Государственный бюджет - это план доход и расходов государства (+) Доходы – это деньги, которые тратятся из бюджета (-) Налоплательщик – это человек, который платит деньги государству (+) Расход – это деньги, которые поступают в бюджет (-) | Обучающиеся заполняют таблицу, отмечают верные (+) и неверные (-) утверждения, проверяют выполнение задания по эталону и оценивают свою работу |
Включение нового знания в систему знаний и повторение | Выполнение задания из рабочей тетради | Стр. 45, № 3, № 4 |
Рефлексия | - Поднимите левую руку, если вам было на уроке все понятно и у вас не осталось вопросов - Поднимите правую руку, если вам было все понятно, но у вас остались вопросы. - Поднимите две руки, если вам ничего не понятно. Вам требуется помощь учителя, родителей или одноклассников | Обучающиеся поднимают руки |
Домашнее задание | СЛАЙД 10
| Записывают задание в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира "Семейный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс, А.А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у обучающихся базовых представлений о бюджете семьи.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Государственный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “государственный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определения...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Семейный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “семейный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определениями: &qu...
Технологическая карта урока окружающего мира "Государственный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о государственном бюджете.Задачи урокаДидактические:...
Технологическая карта урока окружающего мира "Семейный бюджет" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: формирование знаний о понятиях: семейный бюджет, стипендия, пенсия, структуре семейного бюджета.Задачи урокаДидактические: 1) выявить основные источники формирования семейного бюджета; 2) ...
Технологическая карта урока окружающего мира: "Государственный бюджет" (3 класс) УМК Школа России
Цель урока: Ознакомление учащихся с понятиями «государственный бюджет», «налоги», «доходы и расходы бюджета»..Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с понят...
Технологическая карта урока окружающего мира тема «Семейный бюджет»
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего хозяйства. Задачи урокаДидакти...