"Чтобы путь был счастливым"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
разработка урока по окружающему миру "Чтобы путь был счастливым" 3 класс .Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_3_klass.docx | 333.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по окружающему миру
«Чтобы путь был счастливым»
А.Г.Дзюба
ГОУ ЛНР Семейкинская СОШ-ДС №31
Аннотация
Урок разработан к учебнику Плешакова А. А. Окружающий мир.. 3 класс. 2 часть. Школа России. В разработке представлены различные методы и приемы работы с ученическим коллективом, имеются все необходимые дополнительные материалы и презентация.
Ключевые слова
Разработка урока, окружающий мир , 3 класс, чтобы путь был счастливым.
Тема урока: Чтобы путь был счастливым.
Цели:
- Усвоить учащимися знания про опасные ситуации на дороге. Отработать правила безопасного поведения на дороге.
- Развивать умение анализировать и выделять главное, моделировать простейшие связи между понятиями.
- Воспитывать внимание, дисциплинированность, чувство взаимопомощи во время ЧС.
Материалы и оборудование: учебник, рабочая тетрадь, наглядные материалы, раздаточные материалы, проектор для просмотра слайдов.
Формы работы: групповая, индивидуальная (работа по карточкам, у доски, заполнение таблицы, с учебником), фронтальная (беседа, обсуждение, сравнение, просмотр слайдов)
Планируемые результаты
Предметные: - знать правила безопасного поведения на улице и в транспорте;
- знать основные правила дорожного движения;
- принимать решение в потенциально опасных ситуациях.
Метапредметные: - понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять;
- оценивать достижения на уроке;
- работать в группе: обсуждать ситуации, принимать коллективное
решение на основании анализа материалов учебника.
Личностные: - проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;
- определять мотивы учебной деятельности.
Тип: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
- Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка отсутствующих, оговаривается оценивание.
- Мотивация. – Мы с вами живем в 21 веке, это век технического прогресса. Однако благодаря нему наша жизнь стала не только намного легче, но и опасней.
Мы рискуем своей жизнью, пользуясь электроприборами, играя с мобильным телефоном, направляясь в школу и домой.
За прошедшие семь месяцев (статистика ГИБДД 2016 год) в России произошло 89 832. В авариях погибло 10 180 человек и пострадало 114 485. Чаще всего аварии происходят по субботам (14 346 случаев) и пятницам (13 940). Самым напряженным промежутком времени, согласно статистике, стал с 18 до 21 часа. В этот период происходит больше всего ДТП. По вине водителей произошло 78 053 ДТП, из них легковых автомобилей (5781 случаев) и грузовиков (401 случай). Из-за столкновений транспортных средств за семь месяцев с начала года произошло 37 233 аварии, в которых погибло 4336 человек, ранен 57 291. Другим распространенным видом дорожно-транспортных происшествий стало опрокидывание автомобиля — 7665 случаев. Эти аварии унесли жизни 1217 человек, получили ранения 9835 человек.
За указанный период в аварии попал 10 281 ребенок в возрасте до 16 лет, погибших среди детей — 353, раненых — 11 008.[8]
Огромное число. Страшные факты!
– Как вы думаете, в чём причина дорожно-транспортных происшествий? (Незнание или несоблюдение правил дорожного движения)
Поэтому сегодня на уроке мыс вами изучаем тему «Чтобы путь был счастливым».
Нашими задачами будет:
- разобраться в правилах поведения на дороге;
- научиться правильному поведению во время ЧС на дороге;
- изучить поведение, если вы пассажиры, пешеходы, водители велосипеда.
- обсудить различные ситуации на железной дороге.
Ожидания.
- я вам рассказала наши задачи, а теперь хочу, чтобы вы написали ваши ожидания от урока и обсудили их между собой. У вас на столе лежат грибочки. Напишите на них свои ожидания и обсудите в своей группе, а в конце урока мы к ним вернемся. Времени одна минута.
3. Актуализация опорных знаний.
Ассоциации.
- А сейчас давайте немного освежим ваши знания со второго класса. Я буду показывать вам слова, а вы быстро говорить (одним, двумя словами) с чем они у вас ассоциируются:
Пешеходный переход
Светофор
Дорожный знак
Во втором классе и во время бесед по технике безопасности мы с вами много говорили о знаках дорожного движения. Давайте проверим, как вы усвоили эти знания.
Класс, заранее поделенный на 3 группы, получает пазлы (приложение1)[5] и, собрав их получает один из знаков дорожного движения, один из учеников поясняет его значение. После выполнения задания знаки вывешиваются на доску.
Основная часть.
- Восприятие и первичное осознание учащимися нового материала.
- Как вы понимаете, что такое опасная ситуация на дороге? – получить несколько вариантов ответа и подвести к правильному. Ввести определение ДТП. ДТП - это происшествие, которое случилось при участии, хотя б одного транспортного средства, которое прибывает в транспортном русле, результатом которого является травма, повреждение или гибель.
В ходе беседы рассмотреть вывешенные на доске причины и виды ДТП:
Причины.
- незнание ПДД;
- не выполнение ПДД;
- невнимательность водителя, пешехода;
- неисправность транспортного средства;
- погодные условия;
- дефекты дороги.
Виды.
- транспортное средство с транспортным средством;
- транспортное средство пешеход;
- транспортное средство и преграда.[4]
5. Осмысление учащимися знаний.
Знакомство со статьей в учебнике на странице 8-11. Работа в рабочей тетради задание 1.
- С помощью учебника заполни пропуски в формулировках правил.
Три главных правила пешехода
1. Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части.
2. Переходить улицу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте.
3. Переходить улицу только на зелёный свет светофора и никогда не переходить на красный.
На доке вывешиваются основные правила:
Если ты пешеход?
Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части. Так как мы живём в деревне, то у нас нет тротуаров, всегда стараться держаться подальше от проезжей части.
Переходить улицу только там, где положено, и никогда не переходить (не перебегать!) в неположенном месте.
Если есть светофор надо переходить улицу только на зелёный свет и никогда не ходить на красный. Стараться переходить улицу в группе людей, идти вместе гораздо безопаснее.
Если ты велосипедист?
Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили. Можно кататься во дворах, в парках, на стадионах
А если нужно будет пересечь дорогу, сойди с велосипеда и перевези его за руль по пешеходному переходу.
Правила дорожного движения запрещают ездить на велосипеде, не держась за руль
Не катайте никого на раме или багажнике своего велосипеда. Это тоже запрещено правилами дорожного движения.
Если ты пассажир?
Садись в автомобиль и выходи из него со стороны тротуара. И только после того, как автомобиль полностью остановится.
Не высовывай в окно руку, а тем более голову.
Если едешь на общественном транспорте, не прислоняйся к дверям. Ведь они открываются и закрываются автоматически
Если увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи, скажи об этом водителю.[7]
- Но что же делать если ДТП неминуемо? Как правильно вести себя, чтобы уберечь жизнь?
Задание 1
(Дети поделены на три группы по цветам светофора: красный, зеленый, желтый.)
- У меня на столе лежат листки с вашим заданием, а именно – с алгоритмом действия при: столкновении транспортных средств, пожаре в транспортном средстве, падении автомобиля в воду (приложение 2). Вам необходимо самим научиться правильному положению, а затем обучить этому другие группы. Выполнение задания учащимися.
- Разбить и выдавить стекло под силу взрослым. Ты можешь помочь тем, кому стало плохо, или травмированным. Воспользуйся аптечкой, находящейся у водителя.
В аптечке должны быть:
• дезинфицирующие средства для обработки ран: раствор йода, «зелёнка», перекись водорода;
• сердечные средства: нитроглицерин, валидол, настойка валерианы;
• средства для остановки кровотечения: резиновый жгут, стерильный бинт, марлевая салфетка, лейкопластырь;
• медицинские перчатки.
Физкультминутка. «Автобус». Проводит учитель.
Вот мы в автобусе сидим
и сидим, и сидим.
И из окошечка
Глядим, все глядим.
Глядим назад, глядим вперёд
вот так - вот,
вот так - вот.
Ну что ж автобус не везёт,
не везёт
Колёса закружились
вот так - вот, вот так – вот.
Вперёд мы покатились
Вот так – вот, вот так – вот.
А щётки по стеклу шуршат
Бжик - бжик, бжик - бжик
Все капельки смести хотят
–бжик, - бжик, бжик, - бжик.
И мы не просто так сидим,
Би – би – би,
И громко, громко все гудим
Би – би - би.
Пускай автобус наш трясёт
Вот так - вот, вот так - вот.
Мы едем, едем всё вперёд
Би – би - би.
[3]
- Скажите, а какие дороги вы пересекаете, когда идете в школу? Дети называют дороги соответствующие данной местности, учитель выделяет железнодорожное полотно. Далее просматривается и обсуждается презентация «Правила поведения на железнодорожном полотне» (приложение 3).
Задание 2.
Работа в рабочих тетрадях на странице 6-7.
- Сравните рисунки в каждой паре. Оцените поведение ребят. Если они поступают правильно, закрасьте кружок зелёным карандашом, если неправильно — красным. Каждая группа дает характеристику своему рисунку.
6. Закрепление.
Игра «Найди пару». На доске написаны словосочетания в разброс учитель предлагает установить связи:
Пешеходный
Переезд
Зеленый свет
Знак
Аварийная
Столкновение
Помощь
Первая
Переход
Дорожный
Железнодорожный
Лобовое
Ситуация
Светофора
Выполнение задания 3 в рабочей тетради.
- Мудрая Черепаха приготовила для вас небольшой экзамен. Что запрещено, а что разрешено? Обведите «Да» или «Нет». Если сомневаетесь, посоветуйтесь с соседями по группе. Выполнение задания. Сверка ответов.
7. Подведение итогов.
Составить определение ДТП из предложенных учителем разрозненных словосочетаний (на доске).
Обратная связь. Детям предлагается продолжить фразу:
Дрога твой друг, если…
Какой вывод можно сделать с нашего урока?
(Чтобы путь был счастливым: необходимо соблюдать правила безопасности и дорожного движения, как пешеходам, так и водителям, так и пассажирам!)
Счастливого пути вам и помните – ваша безопасность в ваших руках.
- А сейчас вернемся к вашим ожиданиям. Учащиеся называют свои ожидания и если они оправдались, кладут грибок в корзинку.
Характеристика работы по группам и индивидуально. Оценивание.
Домашнее задание. Прочитать в учебнике страницы 8-13, ответить на вопросы. В рабочей тетради выполнить задания 4-6. Представить проект в виде рисунка-схемы «Счастливый путь от школы до дома».
- Что обязательно должно быть на вашей схеме?
- Продумайте свой путь так, чтобы он был безопасным. Покажите, кем вы будете при передвижении: пешеход или пассажир.
Завершение урока.
Использованная литература и источники:
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. 2 часть. М.: Просвещение, 2016. С. 8-13.
- Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. 2 часть. С. 6-9.
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/06/18/fizkultminutki-po-pdd
- http://mymom.ru/stati/vospitanie-detei/pravila-dorozhnogo-dvizhenija-dlja-detei.html
- http://gamejulia.ru/dorozhnie-znaki-dlya-detey.html
- https://doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-chtobi-put-bil-schastlivi.htm
- rof.ru/v-pomoshh-avtomobilistu/deystviya-pri-dtp/
- www.1gai.ru/autonews/517797-statistika-dtp-s-yanvarya-po-noyabr-2016-goda.html
- http://www.myshared.ru/slide/760190/
Приложение 1
Знаки на пазл.
Приложение 2
Карточки для групп
При столкновении транспортных средств
Быстро, без паники выйди из салона. Если дверь не открывается, воспользуйся аварийными выходами, обозначенными надписями: «Аварийный выход», «При аварии разбить стекло молотком» или «Вытянуть шнур, выдавить стекло».
Если в транспорте нет молотка, можно воспользоваться подручными средствами: чемоданчиками-« дипломатами », инструментами и т.п.
При пожаре в салоне
Действовать так же, как и при столкновении транспортных средств. Не забывать, что при горении синтетических материалов выделяются ядовитые, опасные для жизни вещества. Следует как можно быстрее выбраться из салона, стараясь не вдыхать ядовитый дым.
При падении транспортного средства в воду
Не следует немедленно открывать салон автомобиля, так как создаётся сильный встречный поток воды. Он помешает выбраться из салона, вода может быть очень холодной.
Нужно подождать частичного заполнения салона водой. После того, как будут открыты выходы, набрать воздуха в лёгкие, задержать дыхание, покинуть салон и выплыть на поверхность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМАМ: "ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ", "ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ"
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 3 класса (Программа А.А.Плешакова). Может быть использован для внеклассного мероприятия по ОБЖ....
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема урока: «Чтобы путь был счастливым».
Методическая разработка урока. Класс: 3.Тема: "Чтобы путь был счастливым".Цель: формировать представление школьников о безопасности дорожного движения.Тип урока: обобщающий.Продолжительность урок...
Фрагмент урока окружающего мира на тему "Чтобы путь был счастливым"
Фрагмент урока окружающего мира в 3 классе «А» по теме «Чтобы путь был счастливым» Учитель: Кошляк Жанна ИвановнаЦель урока:Учащиеся должны знать/понимать: – основные правила поведения в окружа...
Клубный час:"Чтобы путь был счастливым".
Конспет занятия в ГПД ....
Чтобы путь был счастливым
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Чтобы путь был счастливым» 2-ой в системе уроков по теме «Наша безопасность», реально отражающий учебный план и оптимально соответствующий програм...
"Чтобы путь был счастливым"
Тема урока: «Чтобы путь был счастливым». Ребята знакомятся с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах, с дорожными знаками....