Конспект урока окружающего мира на тему: «ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
обобщения представлений о наиболее характерных признаках, по которым определяют наступление осени, ознакомления с понятиями оседлые птицы, перелётные птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, умений сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления; воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 194.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 75 г. СОЧИ
ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.П. МАЛЫШЕВА
Конспект урока
окружающего мира 1 класс на тему:
«ПТИЦЫ ОСЕНЬЮ»
Цели: создать условия для уточнения и обобщения представлений о наиболее характерных признаках, по которым определяют наступление осени, ознакомления с понятиями оседлые птицы, перелётные птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, умений сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся описывать характерные признаки, по которым человек узнает о наступлении осени, представителей животного мира; устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе, определять понятия оседлые птицы, перелётные птицы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – наблюдать явления наступившей осени, объяснять понятия оседлые птицы, перелётные птицы; логические – уточнять характерные признаки, по которым можно узнать о наступлении осени.
Коммуникативные: управление коммуникацией – аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют любовь к животным и чувство ответственности.
Оборудование: символы и изображения для игры «Знатоки»
(см. п. III, пп. 2), таблички с понятиями.
Сценарий урока
I. Повторение изученного материала.
Рассказы ребят о том, как животные края готовятся к зиме. Рассказ идёт от лица данного животного.
– Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с подготовкой животных к зиме.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа о птицах.
– Прочитайте запись на доске:
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
– Что здесь записано? (Это народная примета.) О чём она нам рассказывает? Что можно для себя отметить? (Есть птицы, которые с приходом холодов улетают в тёплые края.) Как называются птицы, которые каждый год с наступлением холодов улетают на юг? (Перелётные.)
На доске табличка: .
– Каких ещё птиц можно считать перелётными? (Это птицы, которые прилетают к нам из более холодных мест перезимовать.)
СПРАВКА. Снегирь. Первое время по прилёту птицы мало заметны, но, когда обнажаются деревья и ложится снег, их удивительно яркое – розовое с серым и чёрным – оперение бросается в глаза. Эти птицы очень любят ягоды рябины. На дереве они появляются молчаливой стайкой, степенно рассаживаются на ветвях и срывают ягоды. Правда, снегирей интересуют только семена. Кроме рябины, снегири любят полакомиться семенами клёна.
Свиристель. Сначала они летят небольшими стайками, а затем объединяются в более крупные. Нередко птицы появляются и на городских улицах, рассаживаются шумной стайкой на большом дереве, и в воздухе звенит их многоголосый хор. Но сколько прилетит свиристелей и как долго они у нас задержатся, зависит от урожая рябины, калины, шиповника, можжевельника. Если урожай ягод очень большой, то птицы проводят в средней полосе всю зиму. А вот если год неурожайный, то свиристели надолго не задерживаются и пролетают дальше – на юго-запад.
– Все ли птицы улетают от нас осенью? (Есть птицы, которые остаются с нами.)
– Кто знает, как называются такие птицы? (Оседлые.)
На доске табличка: .
– Как вы считаете, в чём причина осенних перелётов птиц?
Учащиеся высказывают свои предположения.
2. Работа с учебником.
– Откройте учебник на с. 36. Прочитайте статью.
Чтение статьи учебника.
– Как вы думаете, почему птицы улетают именно в таком порядке?
Если учащиеся будут испытывать какие-либо затруднения, то в помощь можно предложить текстовый и иллюстративный материал на с. 37.
– Итак, первыми улетают насекомоядные птицы, потому что им нечем себя прокормить – с наступлением первых заморозков исчезают насекомые, их основной корм. Последними улетают водоплавающие птицы, потому что водоёмы долго не замерзают и они могут ещё некоторое время доставать себе еду.
Мы с вами уже говорили, что у каждого из нас есть малая родина. А как вы думаете, где родина перелётных птиц? (Родина для птиц – то место, где они строят свои гнёзда и выводят птенцов.)
Физкультминутка
ВСТРЕЧА ПТИЦ
Руки подняли и покачали –
(Лёгкое покачивание руками, помахивание.)
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
(Садятся, руки за спину, потом на парту.)
Крылья сложили назад.
III. Закрепление изученного материала.
1. Беседа о бережном отношении к природе.
– Трудно приходится оседлым птицам в холода. Они нуждаются в нашей помощи. Как мы можем им помочь?
Высказывания-предложения детей.
Зимою птицы голодны,
Накормить мы их должны.
Зёрна и хлебные крошки
Поддержат их немножко.
Знают взрослые и дети,
Что за птиц они в ответе.
Просьба: жалейте птиц,
Они не оскорбятся жалостью.
Поймите птиц, пожалуйста.
Как жить зимой без червячка и мошки?!
Бросайте птицам крошки.
Помочь певцам, покуда вьюги не растаяли!
Ведь птицы гибнут стаями.
П. Елфимов
2. Игра «Знатоки».
– На доске символами обозначены две группы, на которые нужно распределить птиц: солнышко, прикрытое тучкой, будет обозначать перелётных птиц, а домик – оседлых. Ваша задача – распределить рисунки-изображения птиц по группам.
Можно эту работу провести фронтально, а можно распределить детей по группам и организовать соревнование.
3. Задание в рабочей тетради (с. 20).
– Раскрасьте квадратик около тех птиц, которые являются оседлыми.
IV. Итог урока.
– О чём мы с вами говорили сегодня на уроке? Какие открытия для себя сделали?
– Как вы считаете, что необходимо запомнить? О чём бы вы хотели рассказать сегодня дома? Какими знаниями поделиться?
Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 20; подготовить описание любой птицы так, чтобы её можно было узнать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/04/picture-28542-1662304306.jpg)
Урок- игра по окружающему миру по теме ,,Птицы,, 3 класс
Урок-игра на повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении, повадках, среде обитания; формирование понимания важности заботы о природе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/17/picture-44555-1639740067.jpg)
Файнворды к проведению предметной недели по окружающему миру на тему "Птицы"
Файнворд содержит спрятанные в тексте названия птиц...
Констект урока по окружающему миру по теме "Птицы"1 класс
Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония" 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-328538-1382939847.jpg)
Конспект занятия по разделу «Ознакомление с окружающим миром» на тему "Птицы"
Тема: Птицы.Обучающие цели: упражнять детей в узнавании и правильном назывании птиц (перелётных, зимующих – осёдлых), закреплять знания об отличительных признаках птиц (окраска оперения, характе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/04/picture-756340-1459779050.jpg)
Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Птицы" 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Птицы" 2 класс (конспект + презентация)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/20/picture-1197205-1697805405.jpg)
Конспект урока по технологии. Тема: Птица счастья. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья» (2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представление о птице счастья; освоение техники оригами.Планируемые результаты:Предметные:-знать: способы работы с бумагой: сгибание, складывание, пр...
Конспект для занятия в детском саду старшая группа (5-6 лет). Тема: "Птицы осенью. Кто остается зимовать"
Тема: «Птицы осенью. Кто остается зимовать?»Возраст: старшая группа (5-6 лет)Тип: комплексное занятие.Вид: занятие – путешествиеФорма: фронтальная ...