Урок-кейс. Тема: "Лес и его обитатели". (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок-кейс. Тема: Лес и его обитатели УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс. Индивид(уальный проект кейс-урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»)
Учебники: Хрестоматия «Окружающий мир». 3 класс: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова - М.: Академкнига /Учебник, 2011. 158 с.-Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.urok-_keys_les_i_ego_obitateli_glazkova_r._i.docx | 44.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Мордовский республиканский институт образования»
Индивидуальный проект кейс-урока
слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»
Выполнила:
Глазкова Раиса Ивановна-
учитель начальных классов
МОУ «Новотроицкая СОШ»
Саранск
2017
Тема: Лес и его обитатели
УМК «Перспективная начальная школа»
Класс 3
Задачи:
- повторить материал о растениях и животных леса;
- расширить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания;
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний, использовать словарь учебника
Личностные УУД:
- работать над развитием чувства патриотизма,
- работать на формирование рефлексивного отношения к учёбе;
Регулятивные УУД:
-ставить цели предстоящей работы;
-различать учебные задания разного типа;
-контролировать свои учебные действия.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в группе;
- осуществлять учебное сотрудничество;
Оборудование: Оборудование:
-кейсы с материалами и заданиями;
-жетоны для распределения по группам;
- Хрестоматия «Окружающий мир». 3 класс: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова - М.: Академкнига /Учебник, 2011. - 158 с.
-Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит запись «Голоса птиц».
2.Актуализация знаний.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
(С. Погореловский)
- В этом стихотворении спрятаны тема и задачи нашего путешествия. Куда мы сегодня отправимся?
(В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лес.)
- Да, это так. Природа создала для нас великолепную страну - лес. Лес встречает нас морем звуков и запахов, сотнями загадок и тайн. Нужно уметь ходить по лесу, чтобы не только замечать красоту вокруг, но и проникать в его тайны. Много видит и слышит в лесу тот, кто идёт не спеша, бесшумно.
Все растения и животные в лесу, а их много, благополучно уживаются, не мешая друг другу. Каким образом им это удается? Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока и цели.
Тема, которую будет изучать наша экспедиция, -
«Лес и его обитатели» (записать на доске и в тетрадях).
- А что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)
Подтвердите словами стихотворения.
- Почему автор говорит дважды: «Здравствуй, лес, дремучий лес...»? Что значит «дремучий»? («Дремучий» - это значит «темный, страшный, как в сказке». Но ведь не все леса темные. Например, в березовой роще светло и весело.)
- Хорошие высказывания. Дайте ответ на вопрос: Почему одни леса темные, а другие - светлые?
-Какие бывают леса?( Тайга, смешанный лес, лиственный лес)
- Ребята, в вашем представлении, что такое лес?
Лес – это обширная территория, покрытая кустарниками и деревьями. Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн км².
Знаем мы о лесе достаточно много, но рассказать должны главное. О чем начнем разговор? (.)
План записывается на доске.
3. Организация работы с кейсами.
Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно.
Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.
Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого | |
1-я группа |
|
|
| |
2-я группа | ||||
3-я группа | ||||
4-я группа |
КЕЙСЫ
Кейс № 1 - Карточка с вопросами:
1. Что такое лес?
2. Что такое тайга? Смешанный лес? Лиственный лес?
3. Что такое « растительные сообщества»?
4. Какие леса есть в Мордовии?
Источник №1. - В энциклопедии написано: «Лес - это часть суши (Земного шара) покрытая деревьями (древесными растениями). Леса занимают приблизительно 1\3 часть суши». В словаре Ожегова читаем: «Лес – большое количество деревьев, которые растут на больших площадях с сомкнутыми кронами». По Далю: «Лес - это пространства покрытые большими, растущими деревьями». Лес, это сложный, живой механизм, который сочетает в себе множество деталей различных по размерам, типам и принципам действия (деревья, кусты, травы, птицы, насекомые, животные). Лес – это растительное сообщество, где все взаимосвязано.
https://elhow.ru/ucheba/biologija/biologicheskie-terminy/chto-takoe-les
Источник №2 - Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья - это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна .
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%E9%E3%E0
Смешанный лес-лес, в котором растут как хвойные деревья, так и лиственные: березы, осины, ольхи (показ гербария, слайда). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%E5%F8%E0%ED%ED%FB%E9_%EB%E5%F1
Ли́ственный лес — лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнезелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.
Источник №3 - Растительные сообщества —это закономерная, устойчивая совокупность различных видов растений на однородной территории, приспособленных к определенным условиям жизни, взаимно влияющих друг на друга и на окружающую среду. К крупным естественным растительным сообществам можно отнести леса, луга, болота.
http://studopedia.ru/10_246952_rastitelnie-soobshchestva.html
Источник № 4- Леса республики Мордовии представлены следующими основными типами: Сосновые боры представлены сосной обыкновенной Есть смешанные леса, где в древесном ярусе, наряду с сосной, произрастает дуб, липа, берёза, в подлеске растёт рябина, крушина, бересклет, лещина и другие.
Еловые леса в республике находятся в Темниковском, Теньгушевском районах. Широколиственные леса (дубняки) раньше занимали обширные территории в нашей республике, а сейчас сохранились в виде небольших массивов на плодородных почвах в центральной и восточной частях республики .
Берёзовые и осиновые леса (мелколистные) занимают в Мордовии половину территории лесов.
Кейс № 2 - Карточка с вопросами:
1.Какие ярусы образуют растения в лесу.
2. Какие ярусы образуют корни растений в лесу.
Источник №1 Растения в лесу расположены ярусами, которые можно сравнить с этажами. Верхний, первый ярус представлен основными деревьями первой степени значимости (ель, сосна, дуб). Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня). Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета. Четвертый ярус – это травянистый покров, а пятый – мхи и лишайники. Доступ света к растениям различных ярусов неодинаков. Кроны деревьев первого яруса лучше освещены. От верхних к нижним ярусам освещенность уменьшается, так как растения верхних ярусов задерживают долю солнечных лучей. Мхи и лишайники, занимающие пятый ярус, получают очень малое количество света. Это самые теневыносливые растения леса.
Разные леса имеют различное количество ярусов. К примеру, в темном еловом лесу различимы только два-три яруса. На первом ярусе расположены основные деревья (ели), на втором – небольшое число травянистых растений, а третий образован мхами. Другие древесные и кустарниковые растения не растут во втором ярусе елового леса, так как не выносят сильного затенения. Также не наблюдается в еловом лесу и травянистый покров.
Ярусное расположение характерно не только для надземных частей растений, но и для их подземных органов – корней. Высокие деревья имеют корни, глубоко проникающие в землю, тогда как корневая система деревьев второго яруса меньшей длины и образует условно второй ярус корней. Корни других растений леса еще более короткие и находятся в верхних пластах почвы. Таким образом, растения в лесу всасывают питательные вещества из разных слоев почвы.
http://beaplanet.ru/zhiznedeyatelnost_rasteniy/rastitelnye_soobshestva/yarusy_lesa.html
Источник №2- Наземные ярусы-этажи растительного сообщества – как бы имеют зеркальное отражение под землей. Глубже всех расположены корни самых высоких деревьев. Немного выше находятся корни кустарников, ещё ближе к поверхности почвы - корни травянистых растений
http://na-uroke.in.ua/image033-6.jpg
Источник №3 - Карточки с изображением растений
Источник №4 - загадки о деревьях, которые растут на первом «этаже» (в первом ярусе). Отгадать, а затем показать их на картинке.
*****
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Сосна.)
*****
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей,
Много-много желудей. (Дуб.)
*****
Стоит красавица:
Косы зеленые, платье белое,
Кора горючая,
Ветки плакучие, семя летучее. (Береза.)
*****
Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер - дождевик
У него зеленые листья
Покраснеют в тот же миг. (Клен.)
*****
Есть сережки,
Но не девчонка.
Есть шишки
Да не сосенка.
А живет в низинке
Около лощинки. (Ольха.)
*****
Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то - медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа.)
Источник №5 - загадки о деревьях, которые растут на втором «этаже» (во втором ярусе). Отгадать, а затем показать их на картинке.
*****
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость.
И лесам - украшение,
И дроздам угощение. (Рябинка.)
*****
Белые душистые цветы
«Дают» черные вязкие плоды». (Черемуха.)
Источник №6 - загадки о деревьях, которые растут на третьем «этаже» (в третьем ярусе). Отгадать, а затем показать их на картинке. Кроме кустарников на третьем «этаже» можно увидеть молодые деревца, родители которых растут на первом и втором «этажах».
*****
Кто те ягоды не знает,
От простуды помогают.
На кустах они висят,
И, как маков цвет, горят.
Только это не малина.
Что за ягода? (Калина)
Зеленые кусточки, алые цветочки.
Кочки-коготочки стерегут цветочки
А плоды в красной рубашке,
Брюшко камешками набито. (Шиповник.)
Источник №7 - загадки о деревьях, которые растут на четвертом «этаже» (в четвертом ярусе). Отгадать, а затем показать их на картинке.
Старичок-лесовичек обращает внимание детей на то, что кроме кустарников на третьем «этаже» они могут видеть молодые деревца, родители которых растут на первом и втором «этажах».
Затем ученики знакомятся с четвертым ярусом. Старичок-лесовичек предлагает ребятам посмотреть под ноги и сказать, что там растет. Дети находят землянику, ландыш, пижму, чернику.
*****
На припеке у пеньков
Много-много стебельков,
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Радугами стебельки —
Собираем огоньки. (Земляника.)
*****
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной. (Ландыш.)
*****
В прореженном лесу и у дорог
Ты встретишь дикую рябинку.
Вместо красных ягод у нее
С июля по сентябрь
Желтые цветки собраны в корзинку. (Пижма.)
*****
Под листом на каждой ветке,
Сидят маленькие детки,
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот. (Черника.)
Старичок-лесовичек хвалит детей за хорошее знание травянистых растений, и напоминает, что нам осталось познакомиться с последним этажом леса. Пятый «этаж» состоит из мхов, лишайников и грибов.
*****
У него одна нога,
Да и та без башмака. (Гриб.)
*****
На лесных полянах, в рощах
Средь грибов расту и я.
По натуре, между прочим,
Ядовита, как змея. (Бледная поганка.)
*****
В шапке красной
Враг опасный.
Полюбуйся, погляди,
Да скорее отойди! (Мухомор.)
*****
Похож я на гриб боровик,
Но имя мое... (Моховик.)
Кейс №3 - Карточка с вопросами:
1. Какие животные и птицы обитают?
2.Взаимосвязь животных и растений, цепи питания.
Источник №1 - Карточки с изображением зверей и птиц
Источник №2 - -Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник, стр.47-48
Источник№3 - Зяблик размером с воробья, длина тела составляет около 14,5 см. Размах крыльев 24,5—28,5. Вес зяблика составляет 15—40 граммов. Окраска оперения у самца яркая (особенно весной): голова синевато-серая, спина коричневатая с зелёным, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые пятна; окраска самки более тусклая. В дикой природе зяблик живёт в среднем 2 года, в неволе продолжительность жизни составляет до 12 лет. Питается семенами и зелёными частями растений, летом также вредными насекомыми и другими беспозвоночными, которыми выкармливает и птенцов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D1%8F%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA
Кабан — всеядное парнокопытное нежвачное млекопитающее из рода кабанов (Sus). Отличается от домашней свиньи, которая несомненно произошла от кабана (и других близких видов), обладает более коротким и плотным телом, более толстыми и высокими ногами; кроме того, голова у кабана длиннее и тоньше, уши длиннее, острее и притом стоячие, острые. Постоянно растущие верхние и нижние клыки, торчащие изо рта вверх, у самца гораздо более развиты, чем у самки. Упругая щетина, кроме нижней части шеи и задней части живота, образует на спине что-то вроде гривы с гребнем, который топорщится при возбуждении животного. Зимой под щетиной растёт густая и мягкая подпушь. На массивной, толстой и короткой шее расположена большая клиновидная голова с длинными широкими ушами, маленькими глазами и мощным выдающимся вперёд рылом с пятачком, хорошо приспособленным для рытья. Взрослый кабан может прорыть своим рылом мёрзлый грунт на глубину 15-17 см. Длина тела до 175 см, высота в холке до 1 м. Вес взрослого кабана обычно не превышает 100 кг, хотя может достигать 150—200 кг Кабан способен развивать скорость до 40 км/ч[4]. Кабаны — хорошие пловцы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD
Жук-олень- это крупный, достигающий в длину до 9 см жук, принадлежащий к семейству рогачей. Среда обитания – это дубовые и широколиственные леса. В связи с вырубкой леса количество жуков-оленей сокращается их вид занесён в Красную книгу.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D0%BA-%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C
Кейс №4 -Карточка с вопросами:
1.Использование леса человеком, значение.
1. Экологические проблемы леса.
Источник №1(Презентация, слайды)
1.Из растений леса получают всевозможные лекарства.
2.Лес – это дрова, топливо.
3. Лес снабжает человека пищей – грибами, ягодами, орехами, мясом зверей и птиц.
4. Для зверей и птиц лес не только кормилец, но и дом родной.
5. Лес – это строительный материал, мебель.
6. Из дерева получают бумагу, на которой мы пишем.
7. Из древесины получают свыше 20000 различных изделий и продуктов.
8. Лес используют для защиты полей от засухи.
9. Там, где много леса, там полноводные реки.
10.Лес – это фабрика кислорода (1 га зеленых насаждений за 1 час может поглотить 2 кг углекислого газа, а за 1 год выделить около 10 тонн кислорода).
11. Лес – украшает нашу землю, поэтому это любимое место отдыха для взрослых и детей.
Источник №2 - Лес обеспечивает человечество кислородом. Лес защищает окружающую местность от сильных перепадов температур, ночных заморозков, что благоприятно сказывается на состоянии сельхозугодий. Он защищает почву от вымывания, сноса ветром, оползней и селей. Лес огромную роль играет и в круговороте воды. Он не только фильтрует ее и сохраняет в почве, но и помогает весной во время паводков наполнять водой ручьи и реки, препятствуя заболачиванию местности. Лес помогает поддерживать уровень грунтовых вод и предотвращает наводнения. Всасывание корнями влаги из почвы и интенсивное испарение ее листьями помогает избежать засухи.
Источник №3 - Во всех странах, в каждом уголке мира производится массовая вырубка лесов. С уничтожением деревьев погибают еще множество видов растений и животных.
Нарушается экологическое равновесие в природе.
Лес - это слаженная экосистема, основанная на взаимодействии многих представителей флоры и фауны
Браконьерство, неумеренная охота приводит к истреблению некоторых видов животных. Загрязнение лесов.
Разведение костров в лесу.
4. Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
5. Физминутка.
6.Презентация выступлений.
-Теперь, когда завершена работа над выступлениями, прошу одного представителя от каждой группы. Эти ребята выступают на конференции, а остальные попробуют представить себя в роли инопланетных гостей, которым не знакомо презентуемое вещество. И по окончанию каждого выступления вы можете задать вопросы землянам.
(Заслушиваются выступления представителей от каждой группы. Работа группы оценивается, результаты заносятся в таблицу. Подсчитываются баллы каждой группы.)
7. Итог урока.
- С каким природным сообществом познакомились на уроке?
- Что такое лес?
- Разнообразен ли животный мир леса?
- Почему надо беречь лес? Каковы правила поведения в лесу?
9. Рефлексия.
- Мы сегодня поговорили с вами о лесе. По вашему мнению, что необходимо для леса:? Конечно, солнышко. Давайте, сейчас мы с вами создадим солнышко своими руками. Перед вами изображение трёх лиц: весёлого, равнодушного и грустного. У каждого из вас на парте лежит лучик солнца. Прикрепите его к тому лицу, которое передаёт ваше настроение.
- Я вижу, что у вас преобладает радостное настроение, такое же, как и у меня (учитель прикрепляет свой лучик). Я надеюсь, что это настроение останется у вас на протяжении всего дня. Спасибо за работу!
10. Просмотр мультфильма «Будь здоров, зеленый лес! »
11.Домашнее задание. Работа в рабочей тетради на стр. 15, упр. 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка в 1 классе на тему "Строчная буква "е" по системе "Перспективная начальная школа"
Данная презентация поможет учащимся быстро овладеть написанием строчной буквы "е". Этому способствуют эффективные методы и приёмы, применяемые на уроке. На уроке учителю отводится руководящая роль, а ...
Сценарий урока русского языка в 1 классе с компьютерной поддержкой на тему "Строчная буква "е" по системе "Перспективная начальная школа".
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Интнресны методы и приёмы по обучению написания строчной буквы "е". Даётся подробное описание формируемым на уроке УУД: регулятивным, поз...
Конспект интегрированного урока по окружающему миру и технологии для 3 класса "Лес и его обитатели" УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект интегрированного урока по окружающему миру и технологии для 3 класса "Лес и его обитатели. Ярусы леса" учебно - методический комплект "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Поле и его обитатели" (УМК "перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человекомдля культурных растенийПланируемые результатыПредметные:знать растения и животных поля;умет...
Конспект урока окружающего мира "Лес и его обитатели"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о природном сообществе – лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного об...
Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа».
Конспект урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Пресные водоёмы и его обитатели". УМК «Перспективная начальная школа»....