Урок окружающего мира 1 класс "Где живут белые медведи?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Осташко Ирина Ивановна

конспект урока окружающего мира 1 класс "Где живут белые медведи?" по программе Плешакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           

Урок по предмету

 «Окружающий мир»                                                                                        ?

Тип урока: урок - путешествие

Тема: Где живут белые медведи.

Методы обучения: ИКТ, проблемное обучение, беседа.

Оборудование: мультимедиапроектор, ПК, экран, карточки, глобус, картинки с Муравьишкой Вопросиком и Мудрой Черепахой, , флажок, для рефлексии –пиктограммы 3 цветов (красного, зелёного, желтого). Учебник:  Плешаков А.А. «Окружающий мир », 2 часть, Просвещение, М., 2011г.,  Плешаков А.А. «Рабочая тетрадь» - Просвещение, М., 2011г.                                                                                           Цель урока:                                                                                                                 Формирование представления учащихся о представителях  животного мира Северного и Южного полюсов, среде их обитания и образе жизни.


Этапы урока

Содержание урока

Слайды презентации

1.Органи-зационный

момент.

Приветствие. Проверка  готовности  учащихся   к  уроку.

2. Актуали-зация знаний.

1.Тест «Да»,нет» Повторение темы «Когда придет суббота»

Самопроверка.

2.На листах записана группа слов. Уберите  «лишнее» слово:

Осень, Зима, Весна, Март, Лето.

Объясните свой выбор.

Молодцы, ребята!

- Отгадайте загадку.

Ветки белой краской разукрашу.

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (зима)

Вспомните  приметы зимы.

3. Подведе-ние к цели урока.

Посмотрите, кто пришёл к нам на урок? (Муравьишка Вопросик)

А почему он пришёл?

- Ребята, Муравьишке Вопросику стало интересно, есть ли на Земле такие места, где даже летом так холодно, как бывает у нас поздней осенью или зимой.

-  А вы знаете такие места? Где они расположены?

4.Практичес

кая работа

( в парах)

Работая в парах, найдите на глобусе самые холодные районы Земли.

5. Открытие  нового  знания.

Муравьишка принёс вам сегодня на урок задания и волшебный глобус, который может перенести нас в любую точку Земли.

  • Среди снегов и льда не голодает.

   За рыбой в холодную воду ныряет.

       Густая белая шерсть спасает.

От морозов согревает. (белый медведь).

     - Сегодня мы вместе с Муравьишкой Вопросиком совершим путешествие к  местам, где живут белые медведи,  чтобы узнать: как им там живется.  

- Кто ещё к нам пришёл на урок? (Вместе с Муравьишкой, как всегда к нам пришла Мудрая Черепаха. )

Она будет наблюдать за вами. А в конце урока будет самый трудный вопрос от Мудрой Черепахи. Чтобы на него ответить, вы должны быть очень внимательны в течение  всего урока.

- Итак, мы отправляемся с вами туда, где живут белые медведи. А так как там очень холодно, то нам срочно нужно одеться по погоде. Для этого мы должны выбрать то, что нам пригодится в нашем путешествии.

- Проверяем, что же вы взяли с собой.

- Ребята, посмотрите на волшебном глобусе появился флажок, он укажет нам путь.

   Кругом снег, лёд, здесь очень холодно. На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.

- Ребята, посмотрите, кто нас встречает?

В океане тёмно – синем

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине я дрейфую не дрожа. 

- Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов – на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Он весит около 700кг, это как автомобиль «ОКА»,а длина его туловища достигает трёх метров, это ширина нашего класса.

Поэтому могучих белых медведей называют… (дети читают слайд) «белым хозяином Северного полюса».

- Такой зверь разгуливает на арктическом морозе в теплой красивой шкуре, которая скрывает толстый слой жира. Шуба и жир помогают медведю плавать как пробка. А шкура даже не намокает.

Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда. Медведь способен разбить слой льда своей большой головой.

Иногда медведь уплывает от берега на расстояние до 150 км от берега.

- Как вы думаете, чем питается белый медведь? Неужели медом?

Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.

Как называются животные, которые питаются мясом, рыбой?  

Посмотрите,  какие у него острые зубы! (хищники)

- Несмотря на то, что на Северном полюсе всегда снег и лёд, там  бывает лето.  Но оно довольно холодное и короткое, снег не успевает растаять. А зима очень холодная и суровая.

- Как вы думаете, где зимуют белые медведи?

Они зимуют в берлоге изо льда. В ноябре или декабре мамаша- медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1 – 2 месяца на свет появляются два – три малыша. Которые спят вместе с ней в тёплой  берлоге до наступления весны.

Детёныши белых медведей остаются с матерью ещё примерно два года после рождения. Всё это время она их кормит. И заботится о них. Количество белых медведей не уменьшается. В Арктике очень часто можно видеть белую семейку.

- Белые медведи любопытные и, не смотря на то, что это очень большой зверь, в общем-то, доброе существо. На человека он почти не нападает. Но медведица никогда не даст в обиду своих медвежат. Будет защищать их очень агрессивно.

 Вот такой он – хозяин белых северных пустынь.

- Давайте спросим у Муравьишки, доволен ли он нашим путешествием.

Ребята, мне кажется, что он немного устал, давайте немного отдохнём.

(слайд  «Где живут белые медведи»)

Слайд «Что нам понадобится в путешествии»

.

(слайд  «На Северном полюсе»)

(слайд  «Белый хозяин полюса»)

(слайд  «Этот зверь прекрасный пловец»)

(слайд  «Белый медведь – хищный зверь»)

(слайд  «Медведица и медвежата»)

6. Физкульт-

минутка.

7. Работа по учебнику

- Откройте учебники и посмотрите, кто ещё живёт на Северном полюсе.

- Отгадайте загадку и найдите это животное на странице учебника.

Зверь клыкастый,

Вместо ног - ласты.

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится. (Морж)

Моржи – наиболее крупные ластоногие и млекопитающие.

Длина тела моржей 3 – 4 м, а весят они 1,5т, (как автомобиль «Волга) т.е. в два раза тяжелее медведей. Самой характерной особенностью этих зверей являются мощные бивни. Их длина может быть 0,5м и даже больше. А весят эти клыки по 2 – 4 кг каждый. Ими они рыхлят поверхность дна, отыскивая себе корм.

- Отгадайте загадку и найдите это животное на стр. 8 учебника.

Шерсти я имею мало,

Но среди полярных льдов

Жир меня как одеяло,

Бережёт от холодов.  (тюлень)

- Большую часть времени тюлени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. На поверхности суши или льда они могут только ползать при помощи передних ластов, а задние при этом волочатся. Как и другие животные севера, они имеют толстый подкожный слой жира.

- Как вы думаете, зачем? (он защищает их от холода)

А в океане много рыбы. Отгадайте следующую загадку.

Я живу в морях обширных,

Похвалиться не боюсь:

Только я целебным жиром

 Больше всех с людьми делюсь. (треска)

(Кто не отгадал, ищет подсказку в учебнике).

- Длина трески обычно 40 – 80 см ( до 1,8м), весит до 40 кг.

На  Севере много птиц. Одна из них – поморник.

Он похож на чайку. Это хищная птица. Он ест птичьи яйца, рыб, птенцов и мелких птиц.

- Ребята, а куда пропал наш Муравьишка? Может он оставил нам какую-нибудь подсказку.

Посмотрите, флажок на нашем глобусе переместился вниз. Как вы думаете, где он оказался? ( На Южном полюсе)

- Давайте и мы следом за ним отправимся в Антарктиду.  

Ребята, посмотрите, перед нами Южный полюс – Антарктида.

- Подумайте, надо ли нам снять тёплую одежду? Почему?

Прочитайте в учебнике, о чём рассказала Мудрая Черепаха.  

Высота льда 2км, а местами даже больше 4км.

Здесь расположен Южный полюс земли. В Антарктиде всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза.

- Нас встречают коренные жители Южного полюса.

Скажи ты мне,

Какой чудак

И днём и ночью

Носит фрак. ( пингвин)

- Давайте поближе познакомимся с ними.

- Пингвины – морские птицы. Рост пингвинов около метра. Голова и спинка чёрные с синим и зелёным отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда пингвины выходят на берег на прогулку, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных чёрных фраках.

Они не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать.

Пингвины очень хорошо плавают и ныряют, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков.

В нырянии некоторые пингвины бьют рекорды: некоторые из них могут находиться под водой в течение одной или (реже) более двух минут и нырять на глубину до 20 метров – это высота 8 этажного дома.

Но Императорские пингвины способны задерживаться под водой на 18 минут и нырять на более чем полкилометра.

При выходе из воды пингвины могут в прыжке преодолеть высоту береговой линии до 1,80 м.

В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец пингвин берёт яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах – ластах два месяца, стоя на трескучем морозе  и сильном ветре, почти не двигаясь. Всё это время пингвин ничего не ест и живёт только за счёт жира, который он накопил летом. А мама – пингвиниха в это время плавает и ныряет в море и нагуливает жир.

Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием  занимается мама. Это длится недолго.

- Как только пингвинёнок  встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов.  А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.

- Но не только пингвины живут на Южном полюсе.

Посмотрите, навстречу нам летит огромная птица.

- А как её называют, вы узнаете, отгадав следующую загадку.

Он верен морю, как матрос,

Предвестник бури … ( альбатрос)

Альбатросы достигают до 1,5м в длину; размах их крыльев 4,25м.

Эти птицы встречаются не только на Южном полюсе, но и на Северном.

- В океане плавают морские леопарды.        

Посмотрите, какие у них зубы. Это хищники, которые нередко нападают на пингвинов.

- А так же  встречается очень интересная рыба с бесцветной кровью,  не слишком крупные (длина до 70 см), с голым, зачастую полупрозрачным телом, большой головой и огромной (по сравнению с общими размерами) зубастой пастью. Её называют ледяная рыба.

(слайд «Моржи»)

(слайд  «Тюлень»)

(слайд  «Треска»)

(слайд  «Поморник»).

(слайд  «Антарктида»)

(слайд  «Пингвины»)

(слайд «Пингвины хорошо плавают и ныряют»)

(слайд  «Пингвинёнок»)

слайд  «Пингвиний детский сад»)

(слайд  «Альбатрос»)

(слайд  «Мор-ской леопард»)

(слайд  «Ледяная рыба»)

8. Работа в группе.

Из предложенного списка выберите те особенности, которые помогают животным самых холодных районов Земли выживать в таких суровых условиях.

9..Игра

« Где я живу»

Вы очень хорошо потрудились на уроке,  и я предлагаю интересную игру. На карточках написаны названия животных Арктики и Антарктиды, а вам нужно встать у доски рядом с названием их места обитания

10. Итог урока

- Ответим на вопрос Муравьишки, который он задал нам в начале урока.

-Есть ли на Земле такие места, где даже летом так холодно, как бывает у нас поздней осенью или зимой?

- Где они  расположены?

- С какими коренными жителями Северного и Южного полюса  мы познакомились?

Давайте скажем спасибо Муравьишке за его вопрос и пригласим его к  нам на следующий урок.

- А теперь, внимание, как я уже говорила,  Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный и трудный вопрос, попробуйте на него ответить.

Охотятся ли белые медведи на пингвинов? Докажите.

11. Рефлексия

- Ребята, я надеюсь, что вам понравилось наше путешествие и вы захотите дома рассказать о нём родителям.

1.Попробуйте рассказать, что вы узнали на уроке, чему удивились, чему научились.

2.Оцените вою работу на уроке с помощью пиктограммы.

– интересно, всё запомнил

- интересно, надо немного подучить.

–затрудняюсь рассказать о том, что узнал на уроке.

Слайд «Я узнал, я удивился, я научился»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по окружающему миру "Где живут белые медведи?"

Разработка  содержит конспект урока по теме  "Где живут белые медведи?" и презентацию к нему....

Урок окружающего мира "Где живут белые медведи?"

Урок окружающего мира в 1 классе...

Урок окружающего мира "Где живут белые медведи?"

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагают использование сплава из различных педагогических техноло...

Методическая разработка урока окружающего мира "Где живут белые медведи"

Технологическая карта урокаТест проверки усвоения учебного материала...

Презентация к уроку окружающего мира "Где живут белые медведи?" 1 класс

Презентация по окружающему миру тема:" Где живут белые медведи?" 1 класс....

Технологическая карта урока окружающего мира "Где живут белые медведи?"

Технологическая карта урока окружающего мира "Где живут белые медведи?" 1 класс,Плешаков А.А.,УМК "Школа России"...