Прирождённые разрушители
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок окружающего мира в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_prirozhdyonnye_razrushiteli.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 3 классе.

(УМК «Школа 2100»)

Учитель: Милюкова Е.А.

Тема урока: Прирождённые разрушители.

Цель урока:

1.Познакомить ребят с особенностями грибов и их ролью в природе.

2.Повторить правила сбора грибов, различие съедобных от ядовитых грибов.

3. Воспитание любви к природе.

Оборудование:

иллюстрации грибов, таблицы, плесень на хлебе, дрожжи, лишайники, муляжи съедобных и ядовитых грибов, презентация к уроку, диск «Библиотека электронных наглядных пособий» Биология 6 – 9 класс, ЭУП «Природа, человек, общество»

Ход урока:

1. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала. 

  1. Блиц опрос

- Какими признаками обладают все живые организмы?

- По каким признакам различают растения и животных?

- Кто исполняет роль разрушителей в экосистемах?

 Давайте поможем героям книги разобраться в одном интересном вопросе.

2.Чтение диалога Миши и Лены.

Презентация. Слайд 1

      Грибы — любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Это всё, конечно, так, но это как раз не самое главное. Главное в том, что учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое — грибы?

Надо сказать, что учёные объединили все растения в одну большую группу — царство растений. Животных объединили в царство животных. А куда отнести грибы? К растениям? Но ведь грибы совсем не похожи на них. Главное — не зелёные. К животным? Но на животных они тем более непохожи!

 Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос.

2. Совместное открытие знаний.

Ребята обсуждают признаки сходства грибов с растениями и животными и находят правильный ответ в учебнике.  

   У грибов нет хлорофилла, помогающего зеленым растениям преобразовывать солнечную энергию в питательные вещества, поэтому они либо питаются мертвыми тканями, либо живут за счет других живых организмов.

Некоторые грибы можно увидеть только под микроскопом. Другие - заметны невооруженным глазом. Трюфель, который во многих странах мира считается изысканным   деликатесом,   тоже   гриб.

     Грибы отличаются широким многообразием форм - от ярких мухоморов до неброской плесени на хлебной корке.

1. Строение гриба.

Презентация. Слайд 2.

    Из каких частей состоит тело гриба? (Нити грибницы.) Как называется часть гриба, состоящая из шляпки и ножки? (Плодовое тело.) Какую роль оно играет? (В нем созревают споры.)

2. Презентация. Слайд 3, 4

Сколько грибов изображено на рисунке?

Выполните задание 1, записав ответ карандашом. Найдите в тексте правильный ответ.

3. Как размножаются грибы?

Долгое время не были известны споры грибов, с помощью которых они размножаются. И многие думали, что грибы появляются на свет от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже... по прихоти какой-нибудь нечистой силы.

4.ЦОР Биология 6 – 9 класс Плесневый гриб -  мукор..

Где мы можем столкнуться с грибами на кухне? (Плесень, дрожжи.) Как дрожжи помогают в выпечке хлеба? (Делают тесто рыхлым.)

5. Рассказ ученика о том, как на хлебе появилась плесень.

Опыт доказал, что споры грибов очень малы и всегда присутствуют в воздухе.

6. Опыт с дрожжами.

Учебник стр.46.  Рисунок. Как дрожжи помогают в выпечке хлеба? (Делают тесто рыхлым.) Чтение текста «Для любознательных».

 Презентация. Слайд 6. дрожжи под микроскопом.

7. ЦОР. Биология 6 – 9 класс Использование плесневых грибов для производства антибиотиков

8. ЦОР Биология 6 – 9 класс Многообразие грибов. Презентация. Слайд 7. 8.

Разные виды грибов. Их на свете очень много: 100 тысяч видов.

8. Презентация. Слайд 9.

Не надо забывать, что грибы разрушители или "мусорщики".

Есть у грибов еще одна, весьма неприятная роль - они являются возбудителями многих болезней растений (фитофтороз картофеля) и животных (эпидермофития стоп).

ЦОР Биология 6 – 9 класс Паразитические грибы.

Паразитические грибы. Учебник стр.45 Рисунки. (Спорынья, эмпуза, трутовик)

9. Часто грибы образуют содружества с другими организмами. С деревьями. Учебник стр.45. Ответ на 2 вопрос.

Индивидуальный ответ.

Зачем грибы лесу?

          Когда-то   в   степных   районах   стали создавать лесные

                 полосы, чтобы защитить посевы от суховеев. И обнаружилось, что деревья здесь очень плохо растут. Чего-то им не хватает. Заметили: нет грибов. Тогда из старых, богатых грибами лесов привезли землю с грибницей. Вскоре в молодых посадках тоже появились грибы. И что же? Лес словно ожил, деревья заметно прибавили в росте, силе, здоровье.

Деревья и грибы, оказывается, между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями. А дерево отдаёт грибу питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях.

Одни грибы дружат с разными деревьями, другие — с какими-то определёнными. Подберёзовик мы обычно находим под берёзой, подосиновик — под осиной, рыжик — под сосной и елью, маслёнок — под сосной, а белый гриб — под берёзой, елью, сосной и дубом. Кроме того, грибы могут вступать в содружество с кустарниками и даже травами.

Но не только поэтому грибы нужны лесу. Вот на большом подберёзовике обедает слизень. Ты недоволен, что он испортил гриб? Но у слизня на этот гриб есть все права. Он в лесу законный житель. Вот здесь на грибной шляпке оставила след своих коготков и зубов белка. А у этого молоденького боровичка бок отгрызла полёвка... Одним словом, многие животные едят грибы. Белка, как известно, даже запасает их на зиму, накалывая на веточки.

Вкусы у животных не всегда совпадают с нашими. Они не обходят стороной и опасные для нас грибы, например мухомор. Не брезгуют им слизни, сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком, иногда сразу по нескольку штук. Мухоморы для лосей — лекарство, помогающее избавиться от глистов. Возможно, и другие животные ими лечатся.  Этот гриб помогает расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. А ещё украшает лес. Это ведь тоже очень важно.

Нужно помнить и о том, что многие грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары леса, без которых не обойтись.

10. Презентация Слайд 10

Как называется содружество гриба и дерева? (Микориза.) Почему подберезовик так называется?

Задание 2 с. 45

11. Большую радость нам доставляют шляпочные грибы.

Кто из вас хоть раз ходил в лес на грибную охоту?

Что нужно знать, чтобы слыть заправским грибником?

- Уметь различать грибы.

- Знать правила сбора грибов.

Учебник стр.46 - 47.  Рисунки. Чтение текста.

4. Первичное закрепление (обучение способам самостоятельного применения знаний).

12. Работа по группам. Учимся различать грибы. Знакомимся с правилами сбора грибов.

Задание для1 группы.

         Пользуясь атласом определителем «От земли до неба», разделите грибы на  съедобные и ядовитые. Назовите грибы.

Задание для 2 группы.

     Пользуясь  учебником с. 46 – 47,  разделите грибы на  пластинчатые и трубчатые. Назовите грибы.

Задание для 3 группы.

Вернувшись из леса, вы увидели, что в корзинке грибы поломались. Соедините части грибов. Назовите грибы.

Задание для 4 группы.

Соедините части предложений и прочтите правила сбора грибов.

Индивидуальное задание: Прочитай  текст «Собирая грибы» с. 125 из книги А.А.Плешакова и А.А Румянцева «Великан на поляне» и назови правила сбора грибов.

Индивидуальное задание: Собери грибы в корзинку. Отгадай загадки, положи в корзинку  только нужный гриб.

Гриб я не белый.  

Немного попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.

И под старою сосною,

Где склонился пень – старик,

Окружён своей семьёю

Найден первый ………

Ходят в тоненьких беретах,

Осень в лес приносят детям.

Очень дружные сестрички,

Золотистые……….

Мальчик с пальчик

В шапке красной…..

 

Индивидуальное задание: Рассказы учащихся о грибах: боровик, сыроежки, шампиньоны.

Презентация Слайд 11, 12, 13, 14

Индивидуальное задание ЭУП «Человек, природа, общество»

Тема: Природа.

Подтема: Что такое природа.

Раздел: Тесты.        

 Слайд: №  12

13. А теперь я приглашаю вас, ребята в удивительный.,  сказочный лес.      

     Вот с ветвей свисают косматые «бороды» и «парики». Серые, зелёные, и серо – зелёные. Тут прямо костюмерная сказочного лесного царя. Так и хочется что– нибудь примерить. «Бороды» и «парики» - лишайник уснея. А по ногами мягкие подушки –лишайник  кладония. На камнях другие лишайники – похожие на  накипь. А на подстилке из мха пристроились лишайники, напоминающие листья, упавшие с деревьев. Одни из этих листьев зелёные, другие серые, третьи бурые…

Презентация. Слайд 15.

  Вот куда мы с вами отправились – в гости к лишайникам.

Что такое лишай ник?

14. Учебник с. 45.

Рассказ о ягеле. (Индивидуальная работа)

Презентация Слайд 16, 17

Ввести на примере лишайника понятие "симбиоза" - взаимовыгодного сотрудничества.

Грибы – мусорщики.  В связи с этим сбор даже съедобных грибов вблизи от дорог, крупных заводов, в черте города - весьма опасное занятие. Мысль о том, что грибы - накопители вредных веществ, можно почти напрямую вывести из того, что они - разрушители, или "мусорщики". Поскольку большинство ядовитых отходов человеческой деятельности пока не может быть разрушено биосферой, они и накапливаются в организме последних.

15. Тест. Взаимопроверка.

Презентация Слайд 18

5. Итог урока.

Грибы играют огромную роль в природе, разрушая мертвое вещество организмов и превращая его в минеральные вещества, нужные растениям. Грибы - ценная пища. Собирая грибы, нужно помнить главное правило грибника: собирать только съедобные грибы.

Презентация Слайд 19, 20

Ребята делятся впечатлениями о выполнении заданий.

6. Домашнее задание:

 чтение текста с. 44 – 47.Задания № 4 – 8.

Презентация Слайд 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружаюжего мира по теме «Прирожденные разрушители».

Урок был проведен в 3 классе на семинаре зам.директоров по УВР....

Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Прирожденные разрушители" 3 класс.

Презентация и конспект урока по курсу окружающий мир, 3 класс. Презентация выполнена в формате Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся знакомятся с природнымиразрушителями – грибами, их отл...

Урок окружающего мира 3 класс с презентацией "Прирожденные разрушители"

Урок окружающего мира с презентацией 3 класс "Прирожденные разрушители" (грибы, царство грибов, виды грибов, правила сбора грибов)...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"

Окружающий мир3 класс Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» Цели урока:Обучающие1) Обеспечение активности учебного процесса2) Достижение максимального уровня ус...

урок по окружающему миру 3 класс тема "Прирождённые разрушители"

Предмет: «Окружающий мир»Авторы учебника: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.РаутианКласс: 3УМК «Школа 2100»Тема: Прирождённые разрушители.Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: Познакомить обучающи...

Разработка урока окружающего мира "Прирождённые разрушители" (3 класс)

Урок окружающего мира построен с использованием технологии критического мышления....