Эколого-краеведческая интеллектуальная игра "Ямальскими тропами"
материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Потанина Валентина Алексеевна

              Эколого-краеведческую игру «Ямальскими тропами» можно провести в конце учебного года для 4-х классов. Это будет обобщающее мероприятие по предмету «Окружающий мир». Для игры класс делится на                  две команды. В качестве жюри приглашаются родители или старшеклассники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по окружающему миру для 4-х классов.

Эколого-краеведческая   игра «Ямальскими тропами».

Участвуют две команды по 10-11 человек.

Цель: знакомство с природными объектами родного края; формирование сознательного положительного отношения к природе, окружающей среде, использование теоретических знаний на практике, решение экологических проблем.

Задачи: проверить на практике теоретические знания по окружающему миру, создать условия для экологического воспитания младших школьников; воспитывать патриотические чувства: любви к Родине, родному краю.  

Ведущий:  Здравствуйте, участники игры, гости.  Сегодня командам-участникам предстоит испытать себя в жизненно-важных  вопросах экологического направления. Хотелось бы, чтобы в будущем вы сказали своё веское слово по улучшению экологического положения нашей страны. В пути вам пригодятся знание и смекалка, дружба и взаимовыручка, быстрота выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача. Представляем вам членов жюри. Наша тропа начинается с музейного уголка школы.

В состав жюри входят: двое родителей, учитель, старшеклассник. Важная роль принадлежит рефери. Это шестиклассники, которые раньше участвовали в такой игре.

У каждого из них имеется инструкция по тому этапу, который он судит. Когда команда приходит на очередной этап, то рефери зачитывает инструкцию по этапу, т.е. разъясняет задание. Результаты каждого этапа (набранные баллы) передаются главному жюри, подводятся итоги, победители награждаются.

1-й этап. Музейный уголок школы.

Рассказ группы «Историков» об историческом прошлом Ямала.

Суров мой Север лишь на первый взгляд!

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою!

2-й этап.   Ямал на  географической  карте.

 (проверяются знания ориентирования по карте).

а) Показать границы Ямало-Ненецкого автономного округа на карте.

б) В какой природной зоне находится Ямало-Ненецкий округ?  Каким цветом показан на карте?

в) Какими морями омывается Ямало-ненецкий автономный округ??

г)  Показать и назвать крупные реки ЯНАО.

д) Административный центр Ямало-Ненецкого округа.

е) Какие горы проходят на территории ЯНАО? (Показать)

Правильный ответ -2 балла, неправильный -0

Подведение итогов 1-го этапа. Набранные баллы заносятся в Маршрутный лист.

3-й этап. Конкурс  капитанов.

 Капитаны должны ответить на вопросы, то есть подтвердить или опровергнуть, говоря «да» или «нет».  Зачитывается только правильный ответ.                  Правильный ответ-2 балла, неправильный-0

  1. Северные границы нашего округа омываются водами Карского моря.
  2. Традиционное жилище коренных жителей ЯНАО вигвам.
  3. Посёлок Новый Уренгой получил статус города в июне 1980 года.
  4. Главное  животное  ненцев – собака.
  5. Название  полуострова  Ямал  переводится с ненецкого,  «центр Земли».
  6. Леонид  Лапцуй - ненецкий  композитор.
  7. Автор поэмы для детей «Едейко»  Леонид  Лапцуй.
  8. Газовая столица Ямала – Новый Уренгой.
  9. Губернатором ЯНАО является Д. Н. Кобылкин.
  10.  Женская национальная  одежда ненцев – ягушка.

Правильный ответ-2 балла, неправильный-0

  4 этап. Первая помощь пострадавшему.

- В походах, к сожалению, иногда случаются непредвиденные ситуации: травмы, простуда, и нужно своевременно уметь оказать первую помощь пострадавшему. Как вы это будете делать? (команды получают задания)

а) Ваш товарищ во время похода попал в неприятную ситуацию: упал, поранил ногу, в результате глубокая рана на ноге.  Как,  используя лекарственные растения и подручные средства помочь ему?

б) В походе по краеведческим местам  вы попали  под  дождь, и    простуда застала вас.  У некоторых ребят начался кашель. Как вашим товарищам помочь без медицинских препаратов?

Правильный ответ-2 балла, неправильный-0

5  этап. По заповедным тропам. (домашнее задание)

Участники должны рассказать о заповедниках, расположенных на территории  ЯНАО,  рассказать об одном из них.

  • Что такое заповедник?
  • Какие заповедники расположены на территории ЯНАО?
  • Чем отличается заповедник от заказника?
  • Когда создана Красная книга ЯНАО?
  • Назовите несколько  животных,  занесённых в Красную книгу.

Максимальное количество баллов -10

6  этап. Ваше решение.

       Участники команд  должны установить причины и следствия в предложенных ситуациях, проанализировать и дать объяснение.

Ситуация 1: «Создание заповедников есть наш нравственный долг перед Родиной, наукой и человечеством», писал академик И. Бородин. Поясните, почему надо создавать заповедники?

Ситуация 2: «В черте города Новый Уренгой находится озеро Безымянное. На берегу озера построили гараж. В результате в озеро попали нефтепродукты. Какие процессы начнутся в озере? Чем они закончатся?»

Экологические задачи.

1.В лесу стеклянная бутылка вызвала пожар. Сколько деревьев погибнет от пожара через 2 часа, если за 10 мин сгорает до 9 деревьев.
Решение. 2 часа=120 мин. 120: 10 = 12 12 * 9=108 (деревьев)
Ответ: за 2 часа погибнет от пожара 108 деревьев.

 (Запомните! Стекло, оставленное в лесу, может стать причиной пожара. Почему?)

2. При правильном ведении лесного хозяйства после вырубки леса просеку полностью очищают от хвороста и остатков древесины. Срубленные стволы, временно на лето оставляемые в лесу, полагается очищать от коры. Какое значение для леса имеют эти правила? 

Ответ: выполнение описанных правил предотвращает возникновение очагов насекомых-вредителей, которые в дальнейшем могут переселиться на живые деревья.

Максимальное число баллов -10

7 этап. Спортивная тропа.

Команды проводят игры-соревнования коренных жителей – ненцев: «Прыжки через нарты», «Лучший бросок», «Летающий топорик», «Ловля оленей»

Максимальное число баллов -20.

                    Подведение итогов. Выставление баллов в общий Маршрутный лист.

                                                                        Приложение:

Названия этапов игры

Содержание заданий

Критерии оценки

Оценка и балл

Подпись

                  1 этап. Музейный  уголок  школы. История Ямала.

2 этап.

Ямал на карте.

Ориентирование по карте ЯНАО

Знания карты, умения ориентироваться.

3 этап.

Конкурс капитанов.

Капитаны от каждой команды по очереди отвечают на вопросы, говоря «да» - «нет»

Знания, сообразительность.

4 этап.  

Помоги себе сам.

 Командам предлагаются различные непредвиденные жизненные ситуации, где проверяется знания и использование  лекарственных растений ЯНАО

Знания, смекалка, сообразительность, фантазия, эрудиция.

5 этап.

По заповедным тропам.

Рассказы команд  о заповедниках и заказниках ЯНАО

Знания, кругозор, актуальность, эрудиция.

6 этап.

Ваше решение.

Установление причинно-следственных связей в различных ситуациях

Знания, кругозор, актуальность, эрудиция, логика

7этап. Спортивная тропа.

Ненецкие спортивные состязания: прыжки через нарты, набрасывание тыньзяна на хорей, бросание топориков.

Скорость, правильность, быстрота реакции, ловкость, вера в победу

Итого:

Литература:

  1. Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН,  2003 г.
  2.  Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,   2008 г.
  3. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
  4. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.
  5. Ямал – наш дом, один на всех.  «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.
  6. Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.
  7. Богун П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района.              Учебное пособие. Салехард 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГО – КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься, что будет...

Программа эколого - краеведческого кружка "Юные александровцы" 3 - 4 класс.

Программа кружка разработана для эколого - краеведческой работы в 3 - 4 классе начальной школы....

Дополнительная образовательная программа по эколого-краеведческому направлению "Гринпис"

Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков- эти проблемы в настоящее время приобрели глобальный характер. Но чт...

Развитие у младших школьников эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру в процессе изучения эколого-краеведческого материала

Данный материал был подготовлен к конкурсу "Учитель года".Включает в себя методику и конспекты уроков по теме....

Организация эколого-краеведческой работы в МБОУ СОШ №149 г.о. Самара

Данный материал является результатом обощения огромного опыта работы школы в экологическом направлении....

Экскурсия «Эколого – краеведческая тропа острова Чухонки»

  Экскурсия относится по содержанию к тематическим природоведческим и историческим учебным экскурсиям. Данная экскурсия  для учащихся 2 класса расчитана на 2 часа....