Открытый урок в 4 классе по Окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Яруллина Валентина Ивановна

Урок в 4 классе по Окружающему миру

Тема: Страна, открывшая путь в космос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_b.docx35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Страна, открывшая путь в космос.

Цели:

сформировать представление учащихся о жизни страны в послевоенное время, познакомить с биографией первого космонавта,

учить анализировать, делать выводы, работать в парах,  индивидуально,

воспитывать любовь к героям страны, патриотизм и бережное отношение к Родине, природе.

Оборудование: учебник А. Плешаков “Окружающий мир”; презентация о первом космонавте, магнитофон, интерактивная доска

Ход урока.

Метод. приемы

Содержание урока

Стихотворение

                     Рефлексия

МУЗЫКА

КАРТОЧКИ

Блиц-опрос

Коллективная работа.

Загадки

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА:

Рассказ учителя

 О ЦИОЛКОВСКОМ

Сергей  Павлович Королев

Первый спутник

СОБАКИ И РАЗНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

2 искусственный спутник

Белка и Стрелка

ПЕСНЯ

Рассказ о Юрии Гагарине

Презентация о первом космонавте

Песня

Вопросы о ГАГАРИНЕ

Зарядка  проводит ученик

КОСМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

Игра «Угадай-ка»

КРОССВОРД

Разгадывание кроссворда

Подведение итогов

Домашнее задание

  1. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,

 Начинается урок.

 Нас сегодня ждёт дорога,

 И узнать нам надо много.

 Так возьмёмся скорей за работу,

 Чтобы времени зря не терять.

 О том, как потрудились дома,

 Поспешим  всем гостям рассказать

Посмотрели друг на друга-улыбнулись..

Глазки на меня...

  1. Проверка дом. задания.

-С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? (Великая война и Великая победа)

-ВКЛЮЧАЮ МЕЛОДИЮ...”ВСТАВАЙ СТРАНА ОГРОМНАЯ.”..

И    “ДЕНЬ ПОБЕДЫ”- послушайте и скажите мне,к каким моментам В.О.В. они относятся?

УЧИТЕЛЬ:

Давайте мы с вами проведем блиц-опрос,а двое наших учеников поработают по карточкам.Мне кажется ,что они нам много интересного раскажут.

Карточка 1:Какие героические страницы В.О.В. вам известны?

(Домнышев Иван)

Карточка 2: Какие российские города получили звание город-герой?

-Когда началась Вторая мировая война? (1 сентября 1939 года)

-Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1941 года)

-Сколько городов получили название “город-герой”? (7)

-Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)

-Когда советская армия перешла в наступление? (в 1942 году)

- Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков? (в 1944 г.)

-Когда начался штурм Берлина? (в апреле 1945 года)

-Кто им руководил? (Г. К. Жуков)

-Какой день стал Днём Победы? (9 мая)

3.Сообщение темы урока

Учитель: Отгадайте загадки  и догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке.

1.Крыльев нет у этой птицы,

 Но нельзя не подивиться:

 Лишь распустит птица хвост –

 И поднимется до звёзд.   (РАКЕТА)

– Правильно! Это ракета.

-Как вы думаете, куда можно долететь на ракете?

-Послушайте вторую загадку.

                   2.Он не летчик , не пилот,

                   Он ведет не  самолет,

                   А  огромную ракету.

                  Кто же это?  (КОСМОНАВТ)

-Так о чем же мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

А тема нашего урока “Страна, открывшая путь в космос”.

     УЧИТЕЛЬ: Вы когда-нибудь мечтали полететь в      космос? Почему?

Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах, попробуем выяснить значение освоения космоса в истории человечества.

Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.

И у нас с вами есть ракета.Вот на ней мы и совершим наше путешествие.(ПОКАЗ   РАКЕТЫ)

После того, как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться выше. Одним из первых о полетах в космос задумался русский ученый.

 Кто из вас знает этого ученого?

( Константин Эдуардович Циолковский.)

К.Э. Циолковский – это гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый.

А вы знаете интересную историю жизни Циолковского?

Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский .

Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны.

Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам.

  1. Изучение нового

А) Ведь именно наша страна первой проложила дорогу к звёздам.

А произошло это в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом.

 Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания.

В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство.

 Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.

-Советский  конструктор

ракетно-космической техники , академик.

Под его руководством была изготовлена многоступенчатая ракета. На таких ракетах стартовали космонавты, выводились на орбиту спутники...

4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра.

Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

-3 ноября 1957 года запущен второй искусственный спутник, 15 мая 1958 года – третий. Запуск спутников позволил начать изучение космического пространства.
Перед учеными стояла задача – вывести на орбиту живое существо. Дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых «космонавтов» набирали в подворотнях – всего отловили 32 собачки. Первый отряд собак – кандидатов на полёты в космос – набирали... в подворотнях.

Медики   считали, что дворняги не капризны, неприхотливы, их легко тренировать.
Вес собачек должен был быть 6 кг, а рост - не выше 35 см.
Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года.

Дворняги  Дезик и Цыган.

Дворняги Дезик и Цыган выдержали полет успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала с высоты 7 км. На этой отметке раскрывался парашют, и оба «космонавта» благополучно приземлились. Второй запуск закончился неудачей: парашют не раскрылся и Дезик и его напарница Лиса погибли. За весь период экспериментов – вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными, при этом погибло 10 собак. Кроме собак в космос летали морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте.

Это памятник собаке Лайке, которая совершила полет в космос на втором искусственном спутнике 3 ноября 1957 года.

20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту которого находились собаки Белка и Стрелка. 

ПОСЛУШАЙТЕ ПЕСНЮ “ОН СКАЗАЛ ПОЕХАЛИ.”

-Как вы думаете кто сказал такие слова?

Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968)

   

    12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!»

    Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту.

      Детство крестьянского паренька Юрия Гагарина проходило в селе Клушино на Смоленщине. Он был подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолётики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Ужасы её Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке.

     После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. Теперь он носит имя Гагарина.

     Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И ещё он был заботливым и весёлым человеком. Редко злился, как вспоминала его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил.

      В 17 лет Юрий окончил ремесленное училище и стал работать литейщиком. Потом учился в техникуме и одновременно в лётной школе аэроклуба. Авиация увлекла его. Он стал военным лётчиком, а затем космонавтом. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полёту в космос. Работал упорно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но, когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало знаменитое гагаринское «поехали».

     Совершив на корабле «Восток» полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю. Космическая эра началась.

ПЕСНЯ  “Селиванов Свершилось”

   

 Люди восприняли это событие, как праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание героя Советского Союза. Международная авиационная федерация учредила Золотую медаль имени Ю. Гагарина, которая вручается лётчикам-космонавтам за особые заслуги в освоении космоса.

     Стремясь овладеть наукой, он поступил в Военно-воздушную академию и успешно окончил её в 1968 году, получив диплом с отличием.

     К несчастью, трагическая гибель во время полёта на тренировочном реактивном самолёте оборвала его короткую и яркую жизнь. Но след от неё остался навсегда – на Земле и в космосе.

ПОВТОРИМ:

  • Где прошло детство Ю. А. Гагарина? (в селе Клушино)
  • Каким человеком был первый космонавт? (смелым, решительным, находчивым).
  • Где учился и работал Ю. Гагарин? (ремесленное училище,техникуме, летной школе,работал литейщиком, летчиком, космонавтом)
  • Когда Гагарин совершил первый полёт в космос? (12 апреля 1961)
  • Сколько минут продолжался полёт?(108 мин)
  • Как Родина оценила подвиг космонавта? (присвоили звание героя Советского Союза)

Физкультминутка

Раз, два – стоит ракета,

 Три, четыре – самолёт.

 Раз, два – хлопок в ладоши,

 А потом на каждый счёт.

 Раз, два, три, четыре – руки выше, плечи шире.

 Раз, два, три, четыре – и на месте походили.

 А сейчас мы с вами, дети,

 Улетаем на ракете.

 На носки поднялись,

 А потом руки вниз.

 Раз, два, три, четыре –

 Вот летит ракета ввысь!

Мы в центре управления полётом. Ответьте на вопросы:

      -Когда отмечается День космонавтики? 

     (12 апреля )

    -Кто был первый    космонавт?   (ГАГАРИН)

    -Сколько минут продолжался полёт?

     (108 минут)

                           

ПРЕЗЕНТАЦИЯ....

  1.  Какая фамилия первого космонавта?ГАГАРИН
  2. Как звали первую собаку,побывавшую в космосе?ЛАЙКА
  3. Кто воплотил Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил в жизнь   КОРОЛЕВ
  4. Кто впервые вышел в открытый космос?   ЛЕОНОВ
  5. Как назывался Космический корабль, на котором поднялся в космос Гагарин? ВОСТОК
  6. Кто была первая женщина-космонавт? ТЕРЕШКОВА
  7. Что у нас получилось?  РАКЕТА
  8. ВОЗВРАЩАЕМСЯ НА ЗЕМЛЮ,

   

  1. Подведение итогов

С какой темой вы познакомились на уроке? (страна, открывшая путь в космос)

          Что нового для себя узнали на уроке. ”Теперь      я знаю , что …”

          -Что на уроке  у вас хорошо

получалось?

-Над чем еще надо поработать?

-Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка .

Комментарий учителя.)

Домашнее задание С. 23 – 26 прочитать, ответить на вопросы «Проверь себя»

 С. 26 выполнить задания

С. в рабочей тетради задания

Подготовиться к  обобщающему уроку по разделу «Страницы истории Отечества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с ИКТ по окружающему миру «Охрана животных»

Охрана животныхЦели урока: Познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в нее внесены; учить бережно относиться к животным; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люд...

Открытый урок с презентацией по окружающему миру в 1 классе по теме: "Почему нужно больше есть овощей и фруктов"

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по окружающему миру в 1 классе с применением компьютерных технологий....

конспект урока 1 класс по окружающему миру "Растения зимой"

Через исследовательскую деятельность познакомить учащихся с жизнью хвойных и лиственных деревьев зимой....

Открытый урок "Леса России" по окружающему миру

Открытый урок по теме : "Леса  России"....

Открытый урок и презентация по окружающему миру 3 класс "Экономика и экология" ФГОС Школа России

Открытый урок содержит:разработку урока по окружающему миру 3 класс  ФГОС по программе  Школа России на тему "Экономика и экология"презентацию к уроку....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ЭКОЛОГИИ В 1 КЛАССЕ

ЦЕЛЬ: Закрепить знания о влиянии человека на окружающую среду, закрепить понимание многосторонней ценности природы, сформировать первоначальные  представления об экологии и ее роли в жи...

Открытый урок "Строение животных" по окружающему миру в 3 классе

Открытый урок "Строение животных" по окружающему миру в 3 классе...