Что такое вода?
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Методическая разработка урока-практикума о свойствах воды. Учащиеся научатся извлекать и обобщать информацию из статьи (текста), опытным путём через практические действия с предметами, искать информацию с помощью Интернета, работать в группах по инструкции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое вода? Свойства воды. | 845.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Вода – что это такое?
Методическая разработка урока по окружающему миру для учащихся начальной школы.
Урок-практикум
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Что такое вода?
Класс: 3-й класс
Цели урока:
Обобщить знания о воде, проверить опытным путём свойства воды, создать книгу о воде
Задачи урока:
- Уточнить, обобщить, закрепить знания о воде и свойствах воды,
- Учиться работать в группе, в парах
- Учиться работать по предложенной инструкции, обобщать, делать выводы
Коррекционная составляющая урока:
- Развитие сохранных анализаторов
- Развитие памяти, внимания, мышления
- Развитие мелкой моторики
- Развитие речи
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся будут знать свойства воды, будут уметь рассказывать о значении воды и рациональном и бережном её использовании,
Метапредметные: учащиеся научатся извлекать и обобщать информацию из текста, опытным путём через практические действия с предметами, искать информацию с помощью Интернета, научатся точно следовать предложенной инструкции.
Личностные: учащиеся будут развивать познавательную активность, оценивать результаты своей деятельности и деятельности других учащихся, научатся работать в группах, в парах, индивидуально в составе команды.
Оборудование и материалы:
клей, ножницы, фломастеры, карандаш простой, линейка, ластик, картинки с изображением воды;
вода, прозрачные стаканы, камень, цветные образцы, поднос, различные вещества, палочки для перемешивания, лист бумаги, ватный диск, пробирка с окрашенной водой, трубочка, стакан для горячей воды, стакан со льдом;
а также «книжка» из пустых файлов, склеенных гармошкой с помощью скотча, листы А4 голубого цвета для оформления страниц книги, «капли» из бумаги для предложений и пожеланий.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Я и туча, и туман,
и ручей, и океан,
и летаю, и бегу,
и прозрачной быть могу.
Что это? О чём мы будем беседовать?
Что такое вода?
Сегодня мы проведём опыты, запишем наши результаты каждый на свою страничку и создадим книгу о воде. Мы можем подарить эту книгу первоклассникам, нашей библиотеке или отправить на конкурс творческих работ.
Сейчас каждый выберет себе страничку и узнает задание. Работаем дружно, быстро, пока звучит музыка. По окончании работы каждый представит свою страничку.
III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний
Выполнение задания по предложенной инструкции.
IV. Физминутка
V. Тренировочные упражнения
Представление своей страницы всем учащимся, краткий отчёт о проделанной работе.
Обобщение. А что произойдёт, если воды не будет или она станет не пригодна для использования? Вывод: воду необходимо беречь!
VI. Закрепление.
Все свои предложения о том, как нужно беречь и охранять воду, можно записать на капельках и приклеить на страницы нашей книги. Получится ещё 2-3 страницы!
Просмотр мультфильма https://www.youtube.com/watch?v=9UzRgkOf4kA
VII. Рефлексия
Рассматривание книги, оценка своей и коллективной работы.
1
Вода и жизнь
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
________________________________
________________________________
2
Вода в природе
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
- ________________________________
3
Сколько воды на Земле?
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
4
Свойства воды
- Вода ____________________.
- Вода ____________________.
- Вода ____________________.
- Вода ____________________.
- Вода ____________________
и _______________________.
5
Свойства воды
Вода - ____________________.
№ | Вещество | Растворяется | Не растворяется |
6
Очищение воды
+ =
Вода чистая Вода __________________
+ =
Вода ______________ Фильтр Вода __________
7
Свойства воды
Вода при _____________________________
__________________________________________.
Вода при______________________________
__________________________________________.
8
10
11
1
Вам необходимо оформить обложку нашей книги.
Вам понадобится:
Клей, ножницы, фломастеры, карандаш простой, линейка, ластик, картинки с изображением воды, а также творческие идеи!
На обложке должно быть:
- название книги;
- авторы;
- тематическая иллюстрация (картинка по теме).
Помните, обложка – это «лицо» книги, работа должна быть выполнена аккуратно!
Успехов и удачи!
2
Вы оформляете вторую страницу нашей книги.
Вам необходимо ответить на вопрос: Какое значение вода имеет для жизни на Земле?
Для этого нужно:
1. Прочитать внимательно текст.
2. Найти в тексте два предложения, которые раскрывают основную мысль текста.
3. Записать предложения на свою страницу.
Текст
Вода и жизнь
Вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворёнными в ней различными веществами. В телах животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Ты можешь узнать, сколько её в твоём организме. Для этого нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.
Организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более двух литров воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище).
Для многих организмов вода – природный дом. Одни из них живут в солёной воде, а другие – в пресной.
Успехов и удачи!
3
Вы оформляете третью страницу нашей книги.
Для этого Вам необходимо вспомнить и записать на свою страницу где и в каком виде встречается вода в природе.
Успехов и удачи!
4
Вы оформляете четвёртую страницу нашей книги.
Для этого Вам необходимо найти ответ на вопрос: Сколько воды на Земле?
Ответ на этот вопрос можно найти на «рабочем столе» компьютера.
Для этого нужно:
- Включить компьютер.
- Найти на рабочем столе документ «Сколько воды на Земле?»
- Прочитать статью и найти ответ на вопрос.
- Записать ответ на свою страницу и сделать иллюстрацию.
Успехов и удачи!
5
Вы оформляете пятую страницу нашей книги.
Вам предлагается определить некоторые свойства воды.
Для этого необходимо провести 5 опытов, сделать выводы и записать их на свою страницу.
Вам понадобится:
Вода, прозрачные стаканы, камень, цветные образцы, поднос.
Опыт 1. Прозрачность.
1. Налить в стакан воду.
2. Положить в воду камень.
3. Посмотреть на свет и сделать вывод о прозрачности воды.
Опыт 2. Цвет.
Имеет ли вода цвет?
Цвет воды можно установить, сравнив её с цветными образцами.
Опыт 3. Запах.
Имеет ли вода запах?
Опыт 4. Вкус.
Имеет ли вода вкус?
Незнакомые вещества пробовать на вкус нельзя! Но в данном опыте чистую воду попробовать на вкус можно!
Опыт 5. Текучесть.
Попробуйте сначала перелить воду из одного стакана в другой, а потом налить немного воды на тарелку. Что происходит с водой? Какая она?
Согласны ли Вы с тем, что вода не имеет свою форму, а принимает форму сосуда?
Успехов и удачи!
6
Вы оформляете шестую страницу нашей книги.
Вам предлагается определить одно интересное свойство воды.
Для этого необходимо провести опыт, сделать выводы и записать их на свою страницу.
Вам понадобится:
Прозрачные стаканы, вода, различные вещества, палочки для перемешивания.
Описание опыта.
1. Налить в стакан воды.
2. Добавить в стакан с водой вещество № 1.
3. Перемешать.
4. Сделать вывод о растворимости данного вещества и занести данные в таблицу.
Повторить опыты для остальных веществ.
Успехов и удачи!
7
Вы оформляете седьмую страницу нашей книги.
Вам предлагается определить - можно ли очистить загрязнённую воду.
Для этого необходимо изготовить фильтр, провести опыт, сделать выводы и записать их на свою страницу.
Вам понадобится:
Лист бумаги, ватный диск, ножницы, клей, прозрачные стаканы, вода.
Изготовление фильтра для воды:
- свернуть из листа бумаги конус, закрепить край клеем;
- отрезать нижний конец конуса и вложить внутрь ватный диск. Фильтр готов.
Очищение воды.
1. Взять фильтр и вставить в пустой стакан.
2. Осторожно перелить половину загрязнённой воды через фильтр в пустой стакан.
3. Понаблюдать за процессом и сравнить фильтрованную и нефильтрованную воду.
Результаты исследования нужно записать на свою страницу в виде схемы.
Успехов и удачи!
8
Вы оформляете восьмую страницу нашей книги.
Вам предлагается определить некоторые свойства воды.
Для этого необходимо провести 2 опыта, сделать выводы и записать на свою страницу.
Вам понадобится:
Пробирка с окрашенной водой, трубочка, стакан для горячей воды, стакан со льдом.
Опыт 1.
- Налить в стакан горячую воду.
- Взять пробирку с трубочкой и опустить её в стакан с водой.
- Понаблюдать за уровнем воды в трубочке и сделать вывод: при нагревании вода расширяется или сжимается?
Опыт 2.
- Взять стакан со льдом.
- Пробирку с трубочкой опустить в стакан.
- Понаблюдать за уровнем воды в трубочке и сделать вывод: при охлаждении вода расширяется или сжимается?
Успехов и удачи!
Номера страниц (разрезать)
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
- Организационный момент - 5 минут
- Работа над темой + оформление страницы - 10 -15 минут
Книга: «Вода. Свойства воды»
1. Обложка - 1-2 чел.
2. Значение воды для жизни (работа с текстом) -1-2чел.
3. Вода в природе – 1-2 чел.
4 количество воды на земле (работа с компьютером – 1-2 чел.
Опыты
5. Вода прозрачная и не имеет цвета, вода не имеет вкуса, запаха, вода текучая, форма - 2 чел.
6. Вода – растворитель- 1-2 чел.
7. Очищение воды (фильтр из бумаги) – 1-2 чел.
8 Вода при нагревании расширяется / при охлаждении сжимается - 2 чел.
- Обобщение работы – представление страниц - 10 минут
- Физминутка – 2 минуты
- Беседа, ответы на вопросы: «Что будет, если вода исчезнет?» или «Что будет, если вода станет непригодной для жизни?» и вывод о необходимости беречь воду. - 5 минут
- Коллективная работа: учащиеся записывают от руки на предложенные листочки в форме капли воды свои советы и приклеивают свою «каплю» на последней странице книги. - 5 минут
- Просмотр мультфильма «Свойства воды» - 5 минут.
- Рефлексия - 3 минуты
Сколько воды на Земле?
Не зря Землю называют «голубой планетой» – воды здесь очень много. Одни лишь моря и океаны занимают 70% земной поверхности. Именно в них содержится 96,5% всей земной воды. Реки и озёра, наполненные пресной водой, занимают ещё 1% земной поверхности. Остальная жидкость находится в почве, в атмосфере, в растениях, и ,наконец, в живых существах. Если сложить весь этот объём, то получится число 1 386 000 000 кубических метров. Но мы привыкли считать в литрах – тогда получается 1 386 000 000 000 000 000 000 литров воды.
Что можно сказать об этом значении? Во- первых, оно не точное. Невозможно посчитать такое количество воды с точностью до литра. А во-вторых, это число постоянно, его значение не меняется. Происходит это благодаря круговороту воды в природе: жидкость, проходя полный цикл от выпадения в виде осадков до попадания на землю, вновь оказывается в атмосфере, откуда путь ей только один - вниз. Вода не может куда-либо деться с Земли: её сдерживает гравитация нашей планеты.
Это интересно!
Представьте, что наша планета была бы размером с баскетбольный мяч. Тогда бы всё количество воды можно было бы заключить в мячик для пинг-понга. И лишь крошечная её часть – всего лишь капелька, пригодна для питья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....