Что такое вода?
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Методическая разработка урока-практикума о свойствах воды. Учащиеся научатся извлекать и обобщать информацию из статьи (текста), опытным путём через практические действия с предметами, искать информацию с помощью Интернета, работать в группах по инструкции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое вода? Свойства воды.845.91 КБ

Предварительный просмотр:

Вода – что это такое?

Методическая разработка урока по окружающему миру для учащихся начальной школы.

Урок-практикум

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Что такое вода?

Класс: 3-й класс

Цели урока:

 Обобщить знания о воде, проверить опытным путём свойства воды, создать книгу о воде

Задачи урока:

 - Уточнить, обобщить, закрепить знания о воде и свойствах воды,

 - Учиться работать в группе, в парах

 - Учиться работать по предложенной инструкции, обобщать, делать выводы

Коррекционная составляющая урока:

 - Развитие сохранных анализаторов

 - Развитие памяти, внимания, мышления

 - Развитие мелкой моторики

 - Развитие речи

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся будут знать свойства воды, будут уметь рассказывать о значении воды и рациональном и бережном её использовании,

Метапредметные: учащиеся научатся извлекать и обобщать информацию из текста, опытным путём через практические действия с предметами, искать информацию с помощью Интернета, научатся точно следовать предложенной инструкции.

Личностные: учащиеся будут развивать познавательную активность, оценивать результаты своей деятельности и деятельности других учащихся, научатся работать в группах, в парах, индивидуально в составе команды.

Оборудование и материалы:

 клей, ножницы, фломастеры, карандаш простой, линейка, ластик, картинки с изображением воды;

вода, прозрачные стаканы, камень, цветные образцы, поднос, различные вещества, палочки для перемешивания, лист бумаги, ватный диск, пробирка с окрашенной водой, трубочка, стакан для горячей воды, стакан со льдом;

а также «книжка» из пустых файлов, склеенных гармошкой с помощью скотча, листы А4 голубого цвета для оформления страниц книги, «капли» из бумаги для предложений и пожеланий.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Я и туча, и туман,

 и ручей, и океан,

 и летаю, и бегу,

и прозрачной быть могу.

Что это? О чём мы будем беседовать?

Что такое вода?

Сегодня мы проведём опыты, запишем наши результаты каждый на свою страничку и создадим книгу о воде. Мы можем подарить эту книгу первоклассникам, нашей библиотеке или отправить на конкурс творческих работ.

Сейчас каждый выберет себе страничку и узнает задание. Работаем дружно, быстро, пока звучит музыка. По окончании работы каждый представит свою страничку.

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

Выполнение задания по предложенной инструкции.

IV. Физминутка

V. Тренировочные упражнения

Представление своей страницы всем учащимся, краткий отчёт о проделанной работе.

Обобщение. А что произойдёт, если воды не будет или она станет не пригодна для использования? Вывод: воду необходимо беречь!

VI. Закрепление.

Все свои предложения о том, как нужно беречь и охранять воду, можно записать на капельках и приклеить на страницы нашей книги. Получится ещё 2-3 страницы!

Просмотр мультфильма https://www.youtube.com/watch?v=9UzRgkOf4kA

VII. Рефлексия

Рассматривание книги, оценка своей и коллективной работы.

1

Вода и жизнь

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________ 

________________________________                          

________________________________

2

Вода в природе

  • ________________________________
  • ________________________________
  • ________________________________
  • ________________________________
  • ________________________________
  • ________________________________
  • ________________________________
  • ________________________________
  • ________________________________
  • ________________________________
  • ________________________________
  • ________________________________

 

                                                           

3

Сколько воды на Земле?

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

4

Свойства воды

  1. Вода ____________________.

  1. Вода ____________________.

  1. Вода ____________________.

  1. Вода ____________________.

  1. Вода ____________________

и _______________________.

5

Свойства воды

Вода - ____________________.

Вещество

Растворяется

Не растворяется

6

Очищение воды

             +                                                              =

                

Вода чистая                              Вода __________________

                +                                                     =    

Вода ______________      Фильтр         Вода __________

7

Свойства воды

Вода при  _____________________________

__________________________________________.

Вода при______________________________

__________________________________________.

8

C:\Users\Лена\Pictures\stock-illustration-16941343-water-drop.jpgC:\Users\Лена\Pictures\stock-illustration-16941343-water-drop.jpg

C:\Users\Лена\Pictures\stock-illustration-16941343-water-drop.jpgC:\Users\Лена\Pictures\stock-illustration-16941343-water-drop.jpg

10

        11

1

Вам необходимо оформить обложку нашей книги.

Вам понадобится:

Клей, ножницы, фломастеры, карандаш простой, линейка, ластик, картинки с изображением воды, а также творческие идеи!

На обложке должно быть:

  • название книги;
  • авторы;
  • тематическая иллюстрация (картинка по теме).

Помните, обложка – это «лицо» книги, работа должна быть выполнена аккуратно!

Успехов и удачи!

2

Вы оформляете вторую страницу нашей книги.

Вам необходимо ответить на вопрос: Какое значение вода имеет для жизни на Земле?

Для этого нужно:

1.  Прочитать внимательно текст.

2. Найти  в тексте два предложения, которые раскрывают основную мысль текста.

3. Записать предложения на свою страницу.

Текст

Вода и жизнь

Вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворёнными в ней различными веществами. В телах животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Ты можешь узнать, сколько её в твоём организме. Для этого нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.

Организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более двух литров воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище).

Для многих организмов вода – природный дом. Одни из них живут в солёной воде, а другие – в пресной.

Успехов и удачи!

3

Вы оформляете третью страницу нашей книги.

Для этого Вам необходимо вспомнить и записать на свою страницу где и в каком виде встречается вода в природе.

 

Успехов и удачи!

4

Вы оформляете четвёртую страницу нашей книги.

Для этого Вам необходимо найти ответ на вопрос: Сколько воды на Земле?

Ответ на этот  вопрос можно найти  на «рабочем столе» компьютера.

Для этого нужно:

  1. Включить компьютер.
  2. Найти на рабочем столе документ «Сколько воды на Земле?»
  3. Прочитать статью и найти ответ на вопрос.
  4. Записать ответ на свою страницу и сделать иллюстрацию.

Успехов и удачи!

5

Вы оформляете пятую страницу нашей книги.

Вам предлагается определить некоторые свойства воды.

Для этого необходимо провести 5 опытов,  сделать выводы и записать их на свою страницу.

Вам понадобится:

Вода, прозрачные стаканы, камень, цветные образцы, поднос.

Опыт 1. Прозрачность.

1.   Налить в стакан воду.

2.   Положить в воду камень.

3. Посмотреть на свет и сделать вывод о прозрачности воды.

Опыт 2. Цвет.

Имеет ли вода цвет?

Цвет воды  можно установить, сравнив её с цветными образцами.

Опыт 3. Запах.

Имеет ли вода запах?

Опыт 4. Вкус.

Имеет ли вода вкус?

 Незнакомые вещества пробовать на вкус нельзя!  Но в данном опыте чистую воду попробовать на вкус можно!

Опыт 5. Текучесть.

Попробуйте  сначала перелить воду из одного стакана в другой, а потом налить немного воды на тарелку. Что происходит с водой? Какая она?

Согласны ли Вы с тем, что вода не имеет свою форму, а принимает форму сосуда?

Успехов и удачи!

6

Вы оформляете шестую страницу нашей книги.

Вам предлагается определить одно интересное свойство воды.

Для этого необходимо провести опыт,  сделать выводы и записать их на свою страницу.

Вам понадобится:

Прозрачные стаканы, вода, различные вещества, палочки для перемешивания.

Описание опыта.

1.   Налить в стакан воды.

2.   Добавить в стакан с водой вещество № 1.

3.   Перемешать.

4. Сделать вывод о растворимости данного вещества и занести данные в таблицу.

Повторить опыты для остальных веществ.

Успехов и удачи!

7

Вы оформляете седьмую страницу нашей книги.

Вам предлагается определить - можно ли очистить загрязнённую воду.

Для этого необходимо изготовить фильтр, провести опыт,  сделать выводы и записать их  на свою страницу.

Вам понадобится:

Лист бумаги, ватный диск, ножницы, клей, прозрачные стаканы, вода.

Изготовление фильтра для воды:

  • свернуть из листа бумаги конус, закрепить край клеем;
  • отрезать нижний  конец конуса и вложить внутрь ватный диск. Фильтр готов.

Очищение воды.

1.   Взять фильтр и вставить в пустой стакан.

2. Осторожно перелить половину загрязнённой воды через фильтр в  пустой стакан.

3. Понаблюдать за процессом и сравнить фильтрованную и нефильтрованную воду.

Результаты исследования нужно записать на свою страницу в виде схемы.

Успехов и удачи!

8

Вы оформляете восьмую страницу нашей книги.

Вам предлагается определить некоторые свойства воды.

Для этого необходимо провести 2 опыта,  сделать выводы и записать на свою страницу.

Вам понадобится:

Пробирка с окрашенной водой, трубочка, стакан для горячей воды, стакан со льдом.

Опыт 1.

  1. Налить в стакан горячую воду.
  2. Взять пробирку с трубочкой и опустить её в стакан с водой.
  3. Понаблюдать за уровнем воды в трубочке и сделать вывод: при нагревании вода расширяется или сжимается?

Опыт 2.

  1. Взять стакан со льдом.
  2. Пробирку с трубочкой опустить в стакан.
  3. Понаблюдать за уровнем воды в трубочке и сделать вывод: при охлаждении  вода расширяется или сжимается?

Успехов и удачи!

Номера страниц (разрезать)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Организационный момент  - 5 минут
  2.  Работа над темой + оформление страницы  - 10 -15 минут

Книга: «Вода. Свойства воды»

1. Обложка  - 1-2 чел.

2. Значение воды для жизни (работа с текстом) -1-2чел.

3. Вода в природе – 1-2 чел.

4   количество воды на земле (работа с компьютером – 1-2 чел.

Опыты

5. Вода прозрачная и не имеет цвета, вода не имеет вкуса, запаха, вода текучая, форма  - 2 чел.

6. Вода – растворитель- 1-2 чел.

7. Очищение воды (фильтр из бумаги) – 1-2 чел.

8 Вода при нагревании расширяется / при охлаждении сжимается -  2 чел.

  1. Обобщение работы – представление страниц  - 10 минут
  2. Физминутка – 2 минуты
  3. Беседа, ответы на вопросы: «Что будет, если вода исчезнет?» или «Что будет, если вода станет непригодной для жизни?» и вывод о необходимости беречь воду. - 5 минут
  4. Коллективная работа: учащиеся записывают от руки на предложенные листочки в форме капли воды свои советы и приклеивают свою «каплю» на последней странице книги. - 5 минут
  5. Просмотр мультфильма «Свойства воды» -  5 минут.
  6. Рефлексия  - 3 минуты

Сколько воды на Земле?

Не зря Землю называют «голубой планетой» – воды здесь очень много. Одни лишь моря и океаны занимают 70% земной поверхности.  Именно в них содержится 96,5% всей земной воды. Реки и озёра, наполненные пресной водой, занимают ещё 1% земной поверхности. Остальная жидкость находится в почве, в атмосфере, в растениях, и ,наконец, в живых существах. Если сложить весь этот объём, то получится  число 1 386 000 000 кубических метров. Но мы привыкли считать в литрах – тогда получается 1 386 000 000 000 000 000 000 литров воды.

Что можно сказать об этом значении? Во- первых, оно не точное. Невозможно посчитать такое количество воды с точностью до литра. А во-вторых, это число постоянно, его значение не меняется. Происходит это благодаря круговороту воды в природе: жидкость, проходя полный цикл от выпадения в виде осадков до попадания на землю, вновь оказывается в атмосфере, откуда путь ей только один -  вниз. Вода не может куда-либо деться с Земли: её сдерживает гравитация нашей планеты.

Это интересно!

Представьте, что наша планета была бы размером с баскетбольный мяч. Тогда бы всё количество воды можно было бы заключить в мячик для пинг-понга. И лишь крошечная её часть – всего лишь капелька, пригодна для питья.

C:\Users\Лена\Pictures\drop-7445660.jpg

C:\Users\Лена\Pictures\вода2.jpegC:\Users\Лена\Pictures\вода3.jpgC:\Users\Лена\Pictures\вода.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....