Конспект урока для 4 класса "Иван Третий"+презентация
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Ражабова Марина Данировна (Шакирьянова)

Цель: сформировать у учащихся представление о личности князя Ивана III

Планируемы результаты:

предметные:       

           - формирование представления об освобождении Руси от монголо-татарского ига;

           -закрепление и углубления знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках;

личностные:          

           -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  -формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivan_tretiy_-_kopiya.doc86 КБ
Файл ivan_tretiy.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

«Иван Третий»

Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать у учащихся представление о личности князя Ивана III

Планируемы результаты:

  • предметные:      

           - формирование представления об освобождении Руси от монголо-татарского ига;

           -закрепление и углубления знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках;

  • личностные:          

           -развивать устную речь;

  -развивать умение формулировать свои мысли

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  -формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

Понятия: Золотая Орда, государь Всея Руси

Оборудование: учебник, презентация, видеофрагмент.


 

№ п/п

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учеников

УУД

1.

Орг. момент. 

Словесный: слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок!

Подравнялись, подтянулись,

Сели тихо, улыбнулись.

Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Проверять готовность к уроку.

Приветствовать учителя

Р: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап

Метод – словесный;

Приём – инструктаж, фронтальная беседа.

Метод – наглядный;

Приём – демонстрация

2 мин

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Как вы ее понимаете?

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

Высказывать свое понимание высказывания

Л:самоопределение

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализа-ция опорных знаний.

Метод – практический.

Приём – тестирование.

Метод – словесный;

Приём – рассказ.

5 мин

Ребята, Вам предстоит вспомнить события, факты, которые связаны с Куликовской битвой. Вы рассматривали эту тему на прошлом уроке. Сейчас мы  выполним тестовую работу. Каждый выполняет самостоятельно!

Тест:

1.Дмитрий Донской был:

А) внуком Ивана Калиты

Б) сыном Ивана Калиты

В) правнуком Ивана Калиты

2.Куликовская битва произошла на реке:

А) Дону

Б) Волге

В) Днепре

3.Князь Дмитрий Донской сражался с войсками:

А) Чингисхана

Б) Батыя

В) Мамая

4.Богатырь Пересвет был:

А) военным

Б) монахом

В) князем

5.Из предложенных выберите дату Куликовской битвы

А)1240

Б)1242

В)1380

Вывод: Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.

По окончании правления Дмитрия Донского Русь оставалась разрозненным государством, находящимся под гнетом Орды.

Анализировать речь учителя

Выполнять тестирование по предыдущей теме

Выполнять взаимоконт-роль

Анализировать вывод о правлении Дмитрия Донского

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

4.

Постановка учебной задачи и её решение

Метод – практический.

Приём – кроссворд.

Метод – словесный;

Приём – подводящий диалог.

Метод – словесный;

Приём – рассказ.

2 мин

Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить на уроке.

Кроссворд:

1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде. (Дмитрий.)

2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва? (Куликово.)

3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? (Мамай.)

4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон.)

Ключевое слово: Иван III

Как зовут князя? Как Вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Предположите, что мы будем делать на уроке по данной теме. Какие цели перед собой поставим?

Сегодня, отправляясь в заочное путешествие в древнюю Москву, мы узнаем, какие изменения произошли в нашей стране в эпоху Ивана III, прозванного в наших летописях Великим, а также побываем в некоторых башнях и соборах Кремля.

Анализировать рассказ

Решать кроссворд, подводящий к теме урока

Называть тему урока

Формулировать цели урока

Анализировать рассказ

П: строят речевое высказывание

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Л:самоопределение

5.

Решение частных задач

Метод – словесный;

Приём – рассказ.

 

Метод- наглядный

Прием- иллюстрация

Метод – словесный;

Приём – опрос

Метод – словесный;

Приём – рассказ.

 

Метод- наглядный

Прием- иллюстрация

Метод – словесный;

Приём –рассказ

Метод – словесный;

Приём – рассказ.

 

Метод- наглядный

Прием- иллюстрация

Метод – словесный;

Приём – опрос

Метод- словесный

Прием-инструктаж

Метод – практический

Прием – упражнение.

Метод – словесный;

Приём – опрос, фронтальная беседа

Метод – словесный;

Приём –опрос

Метод – словесный;

Приём – рассказ.

 

Метод- наглядный

Прием- иллюстрация

Метод- наглядный

Прием- демонстрация

Метод- практический

Прием- чтение текста с элементами анализа

20 мин

Князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Русь перешла к Ивану III, когда ему было всего 23 года. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался.

(На экране иллюстрация портрета Ивана III, трона Ивана III)

Иван III поставил себе цель: объединить и усилить Московское княжество, а Москву сделать одной из красивейших столиц Европы.

До Ивана III самой крупной территорией Руси, оставшейся независимой от власти Московского княжества, было Новгородское княжество. Жизнь в Новгороде была устроена таким образом, что все главные вопросы по управлению решало народное собрание, новгородское вече. На нем из бояр выбирали посадника (от слова посадить) наместника князя, которому новгородцы доверяли от их имени и в их интересах решать важные дела, выбирали князя, который заботился о безопасности Новгорода. Как правило, князей приглашали из других земель. Так, в 1236 году князем в Новгороде стал Александр, которого позже прозвали Невским.

Вспомните, за что Александр получил такое прозвище?(Он одержал победу над шведами на реке Неве в 1240 году).

Новгородцы гордились своим управлением, считали себя свободными и независимыми, а потому бережно охраняли свои порядки.

Поэтому добровольно присоединиться к Московскому княжеству они не захотели. Тогда Иван III собрался походом, и в 1471 году на реке Шелонь произошло сражение новгородцев с москвичами.

Слайд “Расширение земель”.

О том, как происходило сражение, нам расскажет ученик-ИМЯ.

(“Новгородцы смешались: народ был к бою непривычный: плотники, горшечники, гончары, кожевники; на конях отроду не сиживали, пороху не нюхивали. Поднялась давка, сумятица, теснили одни других; кони, взятые от сохи, не слушались, сбивали с себя всадников. Новгородцы побросали на землю оружие и доспехи и пустились в бег, врассыпную...”)

Окончательно Новгород был присоединен к Москве в 1478 году.(Слайд “Колокол”).

Из города был вывезен вечевой колокол — символ новгородской независимости - в Москву. По легенде, обиделся могучий новгородец-колокол: не хотелось ему покидать родной город, ударился оземь и разбился на множество маленьких колокольчиков.  Вместе с колоколом потерял Новгород и свою свободу

В конце правления Иван III присоединил Тверь и Рязань, Новгород и Псков, Черниговские и Смоленские земли.Образовалось крупнейшее в Европе государство, которое стало именоваться Россией.

Ребята, а как вы думаете, что мешало окончательному объединению русских земель?Под каким гнетом находилась Русь? (монголо-татарское иго).

Покончив с Новгородом, Иван III решил покончить и с татарами (да и орда была уже совсем не та, что прежде).

А сейчас давайте узнаем, как это произошло.

Самостоятельная работа.

Предлагаю самостоятельную работу. У каждого на столе текст для самостоятельного чтения. Внимательно прочитайте, а затем ответьте на мои вопросы.  (Слайд “Стояние на реке Угре”.)

Текст для самостоятельного чтения.

Иван III отказался платить дань Золотой Орде. Когда прибыли к нему за данью послы от хана Ахмата, он на глазах у всех растоптал ханскую грамоту — басму и сказал: «Ступайте и объясните хану, что случилось с его басмой. То же будет и с ним самим, если он не оставит нас в покое!».

Разгневанный Ахмат послал на Русь свои войска. Сошлись они с русскими в 1480 году на реке Угре. Несколько дней простояли войска друг против друга, но так и не рискнул хан начать сражение. Поглядел на русских ратников, повернулся и ушел восвояси.

И считается этот год концом зависимости Руси от Золотой Орды.

Вопросы:

1. Почему хан Ахмат предпринял поход на Русь?

2. Где произошла встреча русских и татарских сил?

3. Почему это событие получило название “стояние на Угре”?

4. Чем оно закончилось?

5. Какое значение это событие имело для Руси?

И вот теперь Иван III стал называться не только великим Московским князем, но и “государем всея Руси”.

А как вы думаете, без чего не может обойтись ни одно государство? (без государственной символики).

И, действительно, женившись на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Иван Васильевич стал пользоваться и его двуглавым орлом — гербом Византийской империи.

А что обозначает двуглавый орел? Что вы можете сказать о нашем гербе? (показать герб).

Итак, Московское княжество стало, благодаря Ивану III сильным независимым государством, собрав большую часть некогда разоренных земель и избавившись от монгольского ига. Иван III начинает преображать Кремль, чтобы еще больше поднять престиж русского государства.

Просмотр ролика «Московский кремль. История основания и строительства. Док.фильм» (0:10-1:48)

Давайте узнаем для чего Иван III решил преобразить Кремль. Прочитайте с. 76-78.

Анализировать рассказ

Анализировать

иллюстрации

Анализировать рассказ

Отвечать на вопросы

Анализировать рассказ

Анализировать

иллюстрации

Анализировать рассказ

одноклассника

Анализировать

иллюстрации

Анализировать рассказ

Отвечать на вопросы

Работать самостоятельно с текстом о сражении на Угре

Отвечать на вопросы

Производить самоанализ

Отвечать на вопросы

Анализировать иллюстрации

Отвечать на вопросы

Анализировать иллюстрации

Анализировать содержимое видеоролика

«Московский кремль. История основания и строитель-ства. Док.фильм»

П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осмысленно слушают.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осмысленно слушают.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осмысленно слушают.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

П: строят речевое высказывание

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Л:самоопределение

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

6.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся

Метод – словесный;

Приём – беседа.

5 мин

В чем же заслуга “государя всея Руси”?

Завершилось объединение русских земель вокруг Москвы.Свержение монголо-татарского ига.Появился новый герб.Москва приобрела новый облик, стала православным центром.

Расширяются связи России с другими странами.

Итак, Москва становится центром православия. Все больше расширялись связи России с другими странами: приезжали купцы, ремесленники, разные мастеровые люди. Да и сами русские все больше интересовались миром. Московское княжество так возвысилось, что нас стали признавать во всей Европе.

 Слайд “С птичьего полета”.

Москва — это сердце России, а Кремль — сердце Москвы. Это памятник истории и культуры пленяет вечной красотой и вот уже 5 веков хранит память о далеком прошлом, и в этом заслуга Ивана III. Нам есть чем гордиться. Наша страна — великая держава, у нас есть любящий свою страну народ. И ваша задача: вырасти достойными гражданами своего государства.

Отвечать на вопросы, подводить итог работы на уроке.

Анализировать рассказ

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

П: осуществляют синтез

Р:осуществляют итоговый контроль

7.

Рефлексия

Метод – словесный;

Приём – инструктаж.

3 мин

Ребята, сейчас я первой парте дам в руки снежок. Человек, который держит его в руках, рассказывает нам, что ему понравилось и запомнилось на уроке. Правило: говорит только тот, кто держит снежок в руках, а все остальные внимательно слушают!

На этом наш урок окончен.

Запишите домашнее задание:

Р. т. с.26-28, № 1-5.

*Написать мини-сочинение, “Каким я представляю себе Ивана III”.

Задание под * является дополнительным для тех, кому это интересно.

Спасибо! До свидания!

Оценивать свою работу на уроке.

Записывать домашнее задание.

П: Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Р: Коррекция, контроль

Л:самоопределение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Слайд 2

Взаимопроверка: 1-А, 2- А, 3- В, 4- Б, 5- В.

Слайд 3

Критерии оценивания: 0 ошибок- «5» 1 ошибка- «4» 2 ошибки-«3» 3 ошибки и более- в следующий раз будь внимательнее и получше подготовь материал

Слайд 5

Д м и т р и й

Слайд 6

Д м и т р и й К у л и к о в о

Слайд 7

Д м и т р и й К у л и к о в о М а м а й

Слайд 8

Д м и т р и й К у л и к о в о М а м а й Д о н

Слайд 9

Д м и т р и й К у л и к о в о М а м а й Д о н III

Слайд 10

Тема урока: «Иван Третий»

Слайд 11

Иван III Трон Ивана III

Слайд 13

За время правления Ивана III территория Московского княжества увеличилась в пять раз.

Слайд 14

Стояние на реке Угре

Слайд 15

Вопросы: 1. Почему хан Ахмат предпринял поход на Русь? 2. Где произошла встреча русских и татарских сил? 3. Почему это событие получило название “стояние на Угре”? 4. Чем оно закончилось? 5. Какое значение это событие имело для Руси?

Слайд 16

Иван III и Софья Палеолог

Слайд 18

Кремль с высоты птичьего полета

Слайд 19

Р. т. с.26-28, № 1-5. * Написать мини-сочинение, “Каким я представляю себе Ивана III”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"

В данной папке находится конспект урока  и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

Конспект урока "Разнообразие растений" с презентацией

Конспект урока+презинтация по окружающему миру по теме "Разнообразие растений" 3 класс. Учебник А.А. Плешакова, УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира с презентацией по экспериментальному учебнику Л.М. Цветовой, 3 класс, на тему " Клетка"

Экспериментальный учебник по окружающему миру, автор Лариса Михайловна Цветова, изд-во "Мнемозина" МоскваПредлагаю конспект урока по данному учебнику с презентацией на тему  "Клетка", 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению (презентация) 3 класс "Иван-Царевич и Серый волк"

На данном уроке учащиеся закрепляют умение характеризовать литературные сказки, высказывать своё мнение о героях и их поступках. Красочная презентация поможет обобщить знания детей о сказках....

КОНСПЕКТ УРОКА РИТМИКИ В третьем классе коррекционной школы 8 вида с элементами ритмопластики, логоритмики  и психогимнастики.

Конспект урока по ритмики по ФГОС 2варианта, для 3-го класса, в специально-коррекционном школе-интернате VIII вида, с использолванием различных техник по здоровью сбережения: ритмопластика, игрор...

Конспект урока математики в третьем классе по теме: "Периметр прямоугольника"

Цель: формирование  представления  о  периметре  многоугольника, умение  его  вычислять.Задачи: совершенствовать  вычислительные  умения; формировать  мета...

Конспект урока математики в третьем классе на тему "Закрепление изученного"

Конспект открытого урока по математике на тему "Закрепление изученного" в 3 классе. Цель: создание условий для закрепления знаний таблицы умножения и деления, вычислительных умений и навыков...