Урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира разработан для 1 класса по программе "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okr_miru_1_kl.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе
по теме «Что нам осень подарила»
Основная цель предмета «Окружающий мир» по программе «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова – помочь младшему школьнику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывать духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Различные формы проведения уроков окружающего мира не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают удовлетворение у учащихся от самого процесса учебной деятельности. Такие уроки предполагают разнообразие видов деятельности учащихся и снимают вопрос о перегрузке и переутомлении детей, отвечают требованиям здоровьесберегающих технологий.
На данном уроке был использован метод исследования, что способствовало формированию у детей навыка самостоятельности, воспитанию целеустремлённости, ответственности, развитию коммуникативных умений учащихся.
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: окружающий мир
Автор учебника, учебных пособий, тетрадей: А.А.Плешаков
Тема урока: Что нам осень подарила
Цели урока: создать условия для систематизации знания детей о культурных растениях и местах их произрастания; способствовать развитию речи, воображения, наблюдательности, творческих способностей; воспитывать уважение к труду на земле, умение работать в паре.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научиться определять понятия «культурные растения, плоды, овощи, фрукты», их значение для человека, классифицировать овощи и фрукты.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные: общеучебные– выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, местах их произрастания; выполнять классификацию овощей и фруктов, работать с текстом учебника.
Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: нравственно-этическая ориентация–ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс, тарелочки с кусочками овощей и фруктов для исследовательской работы, вырезанные из цветной бумаги солнышки и тучки
Ход урока
2.Организационный этап
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Сядем правильно сейчас,
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель показывает изображение солнышка и говорит: «У меня вот такое настроение, а у вас?» На столах у ребят вырезанные солнышки и тучки. Они выбирают соответствующий знак.
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит…
-Отгадайте загадку, кто будет нашим гостем на уроке.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. ( Осень)
(Слайд 1)
Девушка-осень гуляет,
Ножкой сбивает росу,
В сумку дары собирает,
Листья вплетает в косу.
-А теперь послушайте слова и попытайтесь определить, о чём будет идти речь на уроке.
Урожай, овощи, фрукты, корзина, закрома, запасы, осень, человек.
(Выслушиваются предположения ребят)
-Вы все правы. Мы сегодня постараемся определить, какие дары приносит нам осень. Тема нашего урока «Что нам осень подарила».
-Как вы думаете, чему мы должны научиться?
-Как мы должны работать, чтобы урок был хорошим, удачным?
-А где в жизни нам пригодятся эти знания?
3. Актуализация знаний.
а) Работа с приметами.
(Слайд 2)
-Какие приметы осени вы знаете?
б) Игра «Доскажи словечко».
(Слайд 3)
-Поиграем! Игра называется «Доскажи словечко».
(Слайд 4)
Листьям время… (опадать)
(Слайд 5)
Птицам время… (улетать)
(Слайд 6)
Грибникам… (блуждать в тумане)
(Слайд 7)
Ветру… (в трубах завывать)
(Слайд 8)
Солнцу… (стынуть)
(Слайд 9)
Тучам… (литься)
(Слайд 10)
А ребятам всем… (учиться)
в) Игра «Вопрос знатокам».
(Слайд 11)
-А теперь вопрос знатокам.
-Какую ещё примету спрятала осень? (Урожай)
(Слайд 12)
-Молодцы! Это урожай.
4. Первичное усвоение новых знаний
- Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
а) Составление схемы: Где люди собирают осенью урожай?
(Слайд 13)
Ребятам задаётся вопрос со слайда. Они отвечают и приходят к выводу, что урожай люди собирают в саду и на огороде. Высвечиваются надписи с этими словами.
-Чтобы узнать, что люди собирают в саду, на огороде, отгадаем загадки.
Ребята отгадывают загадки, а отгадки-картинки появляются на схеме.
- Я на дереве вишу, круглое, большое.
У меня румяный бок, откуси - и брызнет сок
Кислый или сладкий. Кто узнал, ребятки? (Яблоко)
- На кустах висят шары, посинели от жары. (Сливы)
- В саду есть плод, он сладок как мёд,
Румян, как калач, но не круглый как мяч.
Он под самой ножкой вытянут немножко. ( Груша)
- Телятки гладки, привязаны к грядке.
Лежат рядками, зелены сами. (Огурцы)
5) Он круглый и красный, как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней … (Помидора)
6)Голова на ножке, одёжка на одёжке.
Резаная, мятая – накормлю салатом я.
А заквасите под гнёт – угощайтесь целый год.
Пироги пеките. Кто я, назовите? (Капуста)
7)Он и в дождик, он и в зной прячет клубни под землёй.
Клубни вытянешь на свет – вот и завтрак и обед. (Картофель)
8)Красный нос в землю врос, а зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен, нужен только красный нос. (Морковь)
9)Кто развёл тут беспорядки -
Овощ посинел на грядке!
А давай его возьмём, отнесём погреться в дом.
Вот ведь смеху! Что за дело!
Не замёрз ведь, а поспел он,
Этот гость из южных стран!
Он зовётся…(Баклажан)
б) Обобщение
(Слайд 14)
И в садах, и в огороде приготовила природа
Всевозможные плоды.
Физкультминутка
Есть у нас огород,
Там у нас морковь растёт.
Вот такой ширины, (руки в стороны)
Вот такой вышины! (руки вверх)
Ты, морковь, сюда спеши (машут руками)
И немного попляши! (пляшут)
А потом не зевай
И в корзину полезай! (показывают ладошками корзинку)
5. Первичная проверка понимания
(Слайд 15)
а) Игра «Весёлый агроном».
-Наш весёлый агроном, кажется, что-то напутал. Посмотрите, какие овощи он вырастил. Как у него это получилось?
Капудор (Капуста+помидор)
Яблосвёк (Яблоко+свёкла)
Бакларец (Баклажан+огурец)
-Найди лишний плод. (Яблосвёк)
-Почему он лишний?
-Рассмешил вас наш весёлый агроном?
б) Работа в печатной тетради «Окружающий мир». Выполнение заданий на с. 11 («найди ошибки», «объясни поговорку», «сравни плоды»
Физкультминутка
(Слайд 16)
Ёжик предлагает нам минутку отдыха.
Ветер сильно вдруг подул.
(руки вверх – наклоны)
Листья с дерева смахнул
(руки вперед – слева направо)
Закружились листья все
(кружатся)
Прилетели все к земле
(присели)
в) Работа с учебником. Чтение и работа с текстом «Кто как «одет» ( с.18-19)
Текст читает учитель.
(Слайд 17)
-Как автор рассказа описал овощи?
Огурцы-голыши.
Лук - в бумажных рубашках.
Капуста - 77 одёжек.
6. Первичное закрепление
а) Загадка-улыбка
(Слайд 18)
-Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
-Как же быть без хруста?
Если я - (капуста)
б) Работа в парах. «Я - исследователь» (Слайд 19)
Парам раздаются тарелочки с кусочками фруктов и овощей. По цвету, вкусу и запаху учащиеся определяют яблоко, грушу и морковь. Делают выводы, готовятся к выступлению.
(Слайды 20-21)
Результаты исследования. Выступления пар.
Выполняется проверка.
7. Рефлексия (подведение итогов урока)
-Вот кончается урок:
Все старались, не ленились
И чему-то научились….
-Что вы узнали для себя новое?
-Какие задания понравились больше всего?
-Что показалось трудным?
Учитель благодарит ребят за работу.
-Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то у меня настроение такое (показывает солнышко). А какое настроение у вас?
Самоанализ
урока Окружающий мир в 1-в классе.
Тема урока: Что нам осень подарила?
Цели урока:
Образовательные:
- создать условия для формирования у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту,
- с помощью опытов показать процесс загрязнения и очистки воды.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, лабораторные стаканы, фильтр, воронка, краски.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Как? Откуда? Куда?».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом явлении.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука"по УМК "Планета знаний"
Урок разработам в соответсвии с ФГОС...
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...