Конспект урока по окружающему миру.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»
Конспект урока
по окружающему миру
«Тундра»
Подготовила и провела:
Крицкая Н. А.,
учитель начальных классов
2016 год
р.п. Сухобезводное
Содержание урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование (формируемые УУД) |
| - Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что мы вновь вместе. Улыбнитесь друг другу Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и беспокойство Вдохните в себя свежесть зимнего дня и тепло солнечных лучей. У нас впереди много интересной работы и я вам желаю успеха. | Настрой на учебную деятельность. | Личностные: мотивация к обучению. |
| - Сегодня мы вновь отправляемся в экспедицию. Проверим, как вы подготовились к ней. - Природу какой зоны мы исследовали на прошлом уроке? Проверим, что вы знаете об арктической зоне. Предлагаю выполнить тест. - Возьмите простые карандаши и проверьте правильность выполнения теста своего соседа по парте. Если возникнет необходимость – сделайте поправки. Оцените работу. Используйте привычные три цвета. Зелёный – нет ошибок. Жёлтый - 1-2 ошибки. Красный – 3 и более ошибок. | - Природную зону арктических пустынь. Выполнение теста «Арктика»:
А) на островах Тихого океана; Б) на островах Индийского океана; В) на островах Северного Ледовитого океана. 2. В Арктике для растений и животных сложились… А) Суровые условия Б) Комфортные условия. 3. В ледяной зоне растут… А) Кедры, берёзы, черёмуха. Б) Лишайники, мхи, полярные маки. В) Бузина, орешник, айва. 4. В Арктике обитают животные… А) Бобры, нутрии, хомяки. Б) Волки, белые медведи, рыси. В) Моржи, тюлени, белые медведи. 5. Скопления птиц в Арктике называются… А) Птичьи рынки. Б) Птичьи слободки. В) Птичьи базары. Проверка по слайд. | Познавательные: построение речевого высказывания, выделение необходимой информации. Выделение и осознание того, что уже усвоено. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения. |
3.Постановка учебной задачи. | - Ребята, поднимите руки, кто готов путешествовать дальше. - Молодцы! - Но прежде, давайте дадим клятву юного друга природы. - Новая природная зона приглашает вас И опять в экспедицию отправляется класс, А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать. Но сначала объединитесь в группы (ребята образуют группы по 6 человек). - На столах у каждой группы кроссворд. Если на все вопросы вы, ребята, ответите верно, то в выделенной графе прочитаете слово, обозначающее название природной зоны, куда мы совершим путешествие. - Группа первой выполнившая задание, показывает свою готовность. - Итак, какое слово у вас получилось? | Дети поднимают руки. (Обучающиеся встают и все вместе произносят слова) - Любить и охранять родную природу! Работа в группах. Разгадывание кроссворда.
- Тундра. | Личностные: мотивировать себя на деятельность, продуктивно действовать. Регулятивные: удерживать цель деятельности. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения. |
4.Усвоение новых знаний. | (На доске появляется слово «Тундра») - Назовите тему нашего урока. - Да. Сегодня в ходе экспедиции мы исследуем и изучим природу тундры, пользуясь планом изучения природных зон. 1. Географическое положение. 2. Природные условия. 3. Растительный мир Тундры. 4. Животный мир. 5. Тундра и человек. - Найдите зону Тундры на ваших картах. - Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? - По берегам каких морей тянется территория Тундры? Задания командам: - Где расположена Тундра? Как она расположена? - Определите, воды какого океана омывают её с севера? - По берегам каких морей тянется территория Тундры? - А теперь, оценив расположение тундры, подумайте, как одеться в экспедицию. - Обратимся к слайду. На нём вы видите разные виды одежды. Как вы считаете, какая одежда не подходит для нашего путешествия? (на слайде исчезает лишняя одежда, остаётся одежда из меха) - А вот, как одеваются коренные жители тундры. (на слайде) - С чем это связано? - А теперь давайте вернёмся к плану изучения нашей зоны. Что мы должны знать ещё о зоне Тундры? - Чтобы выполнить данную работу вы поработаете в группах. Первая группа познакомится с природными условиями, вторая изучит растительный мир Тундры, третья группа – узнает какие животные обитают в данной зоне, а четвёртая – познакомит нас с хозяйственной деятельностью человека. Помогать вам в работе будет учебник и карточки. - А сейчас каждая группа познакомит нас с проделанной работой. Оставшиеся группы должны внимательно слушать и запоминать информацию, так как им необходимо будет задать вопрос одной из групп. - Слово 1 группе. - Свой вопрос по данной теме задаёт 2 группа. - Молодцы! Хороший вопрос. - С растительным миром Тундры нас познакомят представители 2 группы. - Свой вопрос задаёт 3 группа. - Спасибо, ребята, садитесь. | Тема нашего урока «Тундра». - Тундра расположена по краю материка Евразия. - Эта зона находится южнее Арктики. - С севера зону Тундры омывает Северный Ледовитый океан. - Территория Тундры тянется по берегам Баренцева моря, Карского моря, моря Лаптевых, Восточно-Сибирского моря и Берингова моря. - В экспедицию мы оденем тёплую одежду. - Коренные жители тундры носят одежду из меха. - Тундра – очень холодная зона. - Мы должны узнать природные условия, растительный и животный мир и о занятиях населения. 1 группы – учебник с.134-135 2 группа – с.135 3 группа – с.135,136,137. 4 группа – с.138.139. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Расположена чуть южнее Арктики; Холодная бескрайняя равнина; Зима длится около 7-8 месяцев, t - -50 ; 2 месяца – полярная ночь; За короткое лето поверхность оттаивает на глубину от 50 см до 1 метра; Кругом болота, так как вода не впитывается в мёрзлую землю. (Представитель задаёт вопрос, учитель помогает верно сформулировать его). карликовые формы растений, т. к. сильные ветры; их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом, растения стелятся по земле, образуя подушки; корни расположены близко к поверхности; короткий период цветения и созревания плодов; яркая окраска цветов, привлекает насекомых; растения многолетние. короткие корни, т. к. многолетняя мерзлота (Представитель задаёт вопрос, учитель помогает верно сформулировать его). | Личностные: проявлять интерес, различать понятия, оценивать действия. Регулятивные: удерживать цель деятельности, планировать работу, оценивать уровень овладения материалом. Познавательные: выявлять особенности, анализировать, дополнять рассказ показом, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: воспринимать текст, находить информацию. строить высказывания, описывать проблему. Познавательные: основы изучающего и поискового чтения на основе групповой работы учащихся с текстом учебника. Коммуникативные: умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра в процессе постановки вопроса. |
5. Физкультминутка | Запись «Шум – вой ветра». Ветер дует нам лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише… Деревцо всё выше, выше. | Ребята имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» - приседают, а на слова «выше, выше» - выпрямляются. | |
Продолжение усвоение нового материала. | - А мы продолжаем нашу экспедицию. - Предположите, какие животные могут здесь жить? - А вот о том, подтвердилось ли ваше предположение, нам расскажут ребята 3 группы. - Следующий вопрос задаёт 4 группа. - Слово представителям 4 группы. Они познакомят нас с коренным населением зоны Тундры и с тем, какие экологические проблемы существуют в этом крае. - Вопрос по данной теме задаёт 1 группа. | - Которые хорошо переносят холод. Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю. Накопление слоя подкожного жира. Густой мех у зверей, тёплый пух – у птиц. Утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног. Зимняя спячка. Сезонные миграции и кочевники ( осенью покидают тундру). (Представитель задаёт вопрос, учитель помогает верно сформулировать его). Население Тундры небольшое. Главное занятие – оленеводство. Отходы промышленных предприятий загрязнили воздух, воду, почву; От буровых установок- ручьи мазута и солярки; Замусоривание( в тундре мусор нельзя закопать в землю, вечная мерзлота выталкивает его на поверхность; Разрушение растительного покрова тундры современными транспортными средствами ( след от вездехода не зарастает несколько лет). Из-за бесконтрольной охоты некоторые животные стали редкими; На численность обитателей тундры влияет фактор беспокойства животных. ( нефтепроводы, газопроводы). (Представитель задаёт вопрос, учитель помогает верно сформулировать его). | |
6.Закрепление изученного материала | - Подошла к концу наша экспедиция. Пришло время проверить полученные вами знания. Перед вами наборы карточек разного цвета. (красные – задания для сильных учащихся, зелёные – средней сложности, жёлтые – для слабоуспевающих) - Вы выбираете любую карточку и выполняете задание. | Обучающиеся работают по карточкам. | Личностные: выражать собственные мысли, справляться с поставленной задачей. Регулятивные: осуществлять контроль, удерживать цель деятельности. Познавательные: выявлять особенности, анализировать, воспроизводить информацию. |
7.Рефлексия | - Наш урок подошёл к концу. - Чему мы сегодня учились? - А что для этого нам было нужно? - Выскажите мнение о своей работе на уроке, используя следующие слова: (на слайде) - Ребята, мне тоже очень понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы! Оценка работы обучающихся. - Оценку за работу на карточках вы узнаете в начале следующего урока. | - Находить нужную информацию в тексте учебника, задавать вопросы, оценивать ответы представителей групп, неверные ответы – корректировали. - Внимательно слушать одноклассников и учителя. - Обучающиеся высказывают своё мнение, используя слова: - я узнал… - научился… - я понял… - мне удалось… - осталось непонятным… - с заданиями справился… - меня заинтересовало… - мне понравилось… | Личностные: самооценка на основе критерия успешности. Познавательные: выявлять особенности своего состояния. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения. |
8.Домашнее задание | Изучить материал учебника стр. 134-139. Выполнить работу в тетради стр. 52-54. Работа на карточках (по желанию). | Записывают дом. задание. | Личностные: справляться с поставленной целью. Регулятивные: организовывать себя на деятельность. |
9.Итог урока | - Что понравилось сегодня на уроке? - Что вас заинтересовало особенно в нашем путешествии? - О чём бы хотелось узнать подробнее? - Спасибо за урок! | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. |
Предварительный просмотр:
Проект урока
Структура
Учебный предмет: окружающий мир
УМК «Планета знаний»
Тема урока: «Тундра»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
- познакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром;
- показать влияние деятельности человека на природу тундры;
- развивать познавательный интерес обучающихся, умение сравнивать;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе;
- воспитывать экологическую культуру;
- развивать культуру поведения и умение работать в парах.
Ожидаемые результаты:
Предметные: познакомиться с зоной Тундры.
Метапредметные:
- Познавательные: основы изучающего и поискового чтения.
- Коммуникативные: умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карта «Природные зоны России», карточки для индивидуальной работы и работы в парах, тетради, учебник «Окружающий мир» 4 класс часть 1.
Этапы урока и хронометраж:
№ п/п | Название этапа | Хронометраж |
Организационный | 1 мин | |
Проверка домашнего задания | 5 мин | |
Постановка учебной задачи | 4 мин | |
Усвоение новых знаний | 20 мин | |
Физкультминутка | 1 мин | |
Закрепление изученного материала | 6 мин | |
Рефлексия | 4 мин | |
Домашнее задание | 2 мин | |
Итог урока | 2 мин |
Источники информации:
- Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова «Окружающий мир», 4 класс. Часть 1, АСТ «Астрель» 2014 г.
- Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир». Издательство «Астрель». Москва. 2014 г.
- С. П. Казачкова, М. С. Умнова. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. Москва «Планета», 2013 г.
- И. И. Бондарева, О. Ю. Дедова, Н. Н. Деменева. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требования ФГОС. Москва.: Арктика, 2012 г.
- Н. Н. Деменева, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока. Н. Новгород, 2014 г.
Тест «Арктика»
1. Природная зона Арктических пустынь расположена:
а) на островах Тихого океана
б )на островах Северного Ледовитого океана
2. В Арктике для растений и животных сложились:
а) суровые условия
б) комфортные условия
3. В ледяной зоне растут:
а) кедры, берёзы, черёмуха
б) лишайники, мхи, полярные маки
4. В Арктике обитают:
а) волки, белые медведи, рыси
б) моржи, тюлени, белые медведи
5. Большое скопление птиц на скалах называют:
а) «птичьи рынки»
б) «птичьи базары»
Кроссворд
- Короткое название ледяной зоны.
- Птица с необычным красным клювом
- Название острова, на котором
расположен заповедник
- Арктика – царство снега и …
- Растения, живущие в толще воды
- Вид рыбы, обитающий в северных
Морях.
Карточка 1.
Опиши зиму в Тундре | Опиши лето | Почва |
Карточка 2.
Какие растения растут в Тундре? | Как растения приспособились к жизни? |
Карточка 3.
Какие животные обитают в Тундре? | Как животные приспособились к жизни? |
Карточка 4.
Занятия населения Тундры | Экологические проблемы | Охрана природы Тундры |
Карточки для дифференцированного задания при закреплении изученного материала:
|
|
|
А). травы; б) кустарники; в) лишайники. Ягель, морошка, камнеломка, карликовая берёза, куропаточья трава, голубика, пушица. А). Б). В). |
Чтобы выжить в условиях Тундры животным необходимо: |
|
Волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь, северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк, тундряная куропатка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...