Проект "Родословная моей семьи"
проект по окружающему миру (2, 3 класс) на тему

Наталья Валентиновна Драчкова

Проект социальной направленности "Родословная моей семьи"  в рамках предмета "Окружающий мир". Подробное описание работы над проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.

      Изучение младшими школьниками своей родословной можно организовать с помощью проектной деятельности. В процессе проектной деятельности у учащихся развиваются познавательные интересы, коммуникативные и творческие способности, формируются учебные знания и умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное; воспитывается готовность к сотрудничеству, желание помочь друг другу. Работа над проектом помогает учащимся почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправными участниками событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность.

     

     Описание проекта

     Проект социальной направленности «Родословная моей семьи» реализуется в рамках предмета «Окружающий мир».

     Тема проекта: «Родословная моей семьи».

     Вид проекта: информационно-исследовательский, детско-родительский (помощниками в исследованиях будут родители), краткосрочный,  с заданным заранее результатом.

       Цели  проекта:

     - содействовать объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе  общего интереса к истории семьи;

     - развивать семейные увлечения и интересы, способствовать укреплению духовных ценностей семьи, повышению её культурного уровня  (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни).

     - укреплять связи семьи со школой, классным коллективом.

        Содержание проекта: ознакомление с понятиями «Родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок». История возникновения имён и фамилий. Составление родословного древа с небольшим количеством родственников. Степени родства в семье. Профессии предков. Семейные традиции, праздники. Работа с устными и письменными источниками.

        Методические задачи проекта: развивать наблюдательность, находить в семейном архиве соответствующий материал, правильно задавать вопросы, беседовать (брать интервью), составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

     Время работы над проектом: сентябрь – январь  2012/2013 года. Занятия проводятся два раза в месяц. Остальное время дети вместе с родителями заняты поисковой работой и оформлением альбомов (портфолио) «Родословная моей семьи».

         Принципы реализации проекта:

   - принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка;

   - принцип культуросообразности;

   - природосообразность воспитания;

   - принцип   системности:   обеспечение   системы   взаимодействия   всех субъектов воспитания;

   - прикладная направленность.

         Средства реализации проблемы: общение (просвещение).

   Возможные темы для общения: «Из истории семьи»; «Ценности семейной жизни наших предков»; «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герб...»; и др.

   Возможные формы общения: «Путешествие в детство наших родителей» (бабушек, дедушек, дальних и близких родственников); «Путешествие в прошлое и настоящее своего народа»; «У фамильного Древа»;

   Семейная гостиная.

   Родительская школа: «Духовно-нравственные основы семьи», «Пишем историю своей семьи», «Родословная семьи», «Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям».

        Самостоятельная деятельность учащихся в данном проекте: дети вместе с родителями заняты поиском информационного и иллюстративного материала (подбор фотографий, поиск пословиц, стихов о семье, выполнение рисунков, аппликаций и т.д.); оформлением тематических альбомов: «Гордость нашей родни», «Трудовая слава моей семьи», «Наши династии» и др.

      Роль учителя: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, сопровождение их в процессе проектной деятельности, обучение взаимодействию друг с другом, с родителями, с учителем.

      Отношения, формулируемые в результате общения и деятельности: доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему поколению в семье, детям, другим людям; благодарность, долг; мудрость отношений мужчины и женщины, мужа и жены; благородство, достоинство.

     Прогнозируемый результат: формирование исследовательских, творческих форм мышления; развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умения публично выступать и представлять проект. Оформление тематических альбомов: «Гордость нашей родни», «Трудовая слава моей семьи», «Наши династии», «Великая отечественная война в истории моей семьи».

     Презентация работы «Что я узнал о своей семье».

      Как результат работы, каждый учащийся:

             знает:

   - что такое семья и для чего она создается;

   - традиции и обычаи своей семьи;

   - как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;

   - роль каждого члена семьи в ее жизни;

   - где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

   - важные даты в жизни семьи;

   - семейный этикет;

   - свои права и свои семейные обязанности;

   - как и чем я могу помочь своим близким;

          умеет:

   - любить свою семью и всех своих родных и близких;

   - быть благодарным;

   - радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

   - понять и прощать, сочувствовать и помогать;

   - уважать мнение других членов семьи;

   - в согласии делать общие дела;

   - осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

   - добросовестно выполнять свои обязанности;

   - заботиться о старших и младших членах семьи;

   - помогать в организации семейных праздников;

   - отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;

   - делать приятное своим родным и близким;

           действует:

    - участвует в составлении родословной моей семьи;

   - добросовестно выполняет свои обязанности по дому;

   - посильно участвует в решении семейных проблем;

   - участвует в организации досуга семьи;

   - помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

   - учится у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

   - бережёт мир и покой моей семьи.

     Этапы проекта.

     I. Подготовительный этап: сентябрь – целеполагание, погружение в проект.

      Перед реализацией проекта была проведена беседа с учащимися, в ходе которой мы обсудили ряд вопросов: «Что такое проект и как он выполняется?», «Что такое этапы проекта?», «Что значит презентация проекта?», «Почему наш проект называется «Родословная моей семьи». В ходе беседы я подвела  учащихся к выводу: чтобы сохранить наследие и поделиться с будущими поколениями знаниями о своей семье, необходимо собрать материал и по возможности оформить  альбом. Учащиеся получили задание — рассказать родителям о создании тематических семейных альбомов, посоветоваться, какие фотографии можно взять из семейного фотоархива и поместить в создаваемый альбом.

      Провела беседы с родителями о необходимости ознакомления детей с историей своего рода; консультации об оказание посильной помощи детям в поисковой, практической работе, в подготовке мероприятий и т.д.  

     

      II.  Основной этап: октябрь - январь.

     Сбор материала.

     Учащиеся совместно с родителями отбирали фотоснимки, продумывали, придумывали подписи для каждой фотографии.  Беседовали с членами своей семьи. Заполняли предложенные анкеты. В библиотеке подбирали для альбома пословицы, стихи о семье.

      Обсуждение собранного материала.

      Обсуждаются разные идеи, подходы к оформлению тематических альбомов, отбирается наиболее важный и интересный материал, определяется логика его расположения в альбоме. Учитель даёт общие рекомендации по оформлению собранного материала.

     Самостоятельная работа.

     Каждый ученик оформляет свой альбом (портфолио).

     III. Заключительный этап: январь.

     Защита результатов.

     Презентация (подведение этапов проектной деятельности) проводиться в форме рассказа, показом слайдов, представлением тематических семенных альбомов.

Основные мероприятия по реализации проекта

Название мероприятия

Форма

Дата

1.

СЕМЬЯ – мир самых близких людей.

Родительское собрание

2.

Моя родословная. Вводное занятие.

Классный час

3.

Кто я? Где живу?

Беседа. Работа с анкетой

4.

Моё имя, что оно значит. Имена моих родных и друзей.

Исследовательская работа. Обсуждение

5.

Моя фамилия. Способы образования фамилий.

Беседа

  6.

Мой папа. Моё отчество.

Беседа. Работа с анкетой

7.

Папа, мама, я - спортивная семья.

Спортивный праздник

8.

Моя мама.

Беседа. Работа с анкетой

9.

Рисуем милой мамочки портрет.

Конкурс рисунков

10.

Моя бабушка. Мой дедушка.

Беседа.

11.

Чтим великий День победы

Классный час

12.

«Моя семья» - паспорт моей семьи.

Беседа. Работа с анкетой

13.

15 мая – «День семьи».

Защита проекта

Литература

     1. Без корня и полынь не растёт // Начальная школа. – 2004. -  № 7.-  С. 107-108.

     2. Варанкина Л.И. Моя родословная - Курганинск, 2001.

     3. Василевская B.C. Моя родословная. -  М., 1999.

     4. Волина В.В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь. -  М., 1996.

     5. Журнал «Классный руководитель». - 2005. -  № 3.

     6. Журнал «Читаем, учимся, играем».- 2006. -  № 3.

     7. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - С-Пб., 2007.

     8. Коротков Е.В. Твоя родословная. Кто ты? - Волгоград: Перемена, 1999.

     9. Начальная школа: Методическая газета. - 2008. - № 13.

     10. Основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся начальных классов // Начальная школа. – 2007. -  № 2. - С.41.

     11. Первый шаг к познанию Родины - изучение своей семьи // Начальная школа. -  2007. - № 2. -  С.41-42.

     12. Поисковая (исследовательская) деятельность детей и родителей // Начальная школа. – 2007. -  № 2. -  С.43.

     13. Суперанская А.В. О русских именах. - С-Пб., 2007.

     14. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова. – М., 2005. – 506 с.

     15. Томарцева А. Тематическое планирование классных часов по программе «Моя родословная» // Завуч начальной школы. – 2007. - № 3. – С. 94.

     15. Что такое патриотизм? // Начальная школа. – 2007. -  № 2. - С.39-40.

     16. Шашкин В. История моего рода: практическое пособие.- Рязань: Приз, 2006. – 72 с.

     17. Энциклопедия «Я познаю мир». -  М., 2004.



Предварительный просмотр:

Отчёт о работе над проектом  

ФИО учащегося __________________________________________________________  

Класс_________  

Руководитель ____________________________________________________________    

1. Название проекта: ______________________________________________________  

2. Почему я начал работу над проектом?  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________  ________________________________________________________________________  

3. Для чего я работал над проектом?  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________  ________________________________________________________________________  

4. Какой продукт я хотел получить?  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

5. Как я работал над проектом:    

Дата

Что делал

Затрачено времени

Вопрос, затруднение

Консультация

6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?  __________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________  

7. Что нового я узнал, чему научился?  __________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________

 8. Мои впечатления от работы над проектом:  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

        

МОЙ ПАПА

Моего папу зовут_________________________________________________________

Он родился «____»______________19____года в______________________________

Папа пошёл в первый класс в 19____году.

Его первую учительницу звали_____________________________________________

Больше всего папа любил уроки____________________________________________

Потому что______________________________________________________________

Мой папа окончил школу в________году.

В армии он служил       ___________________________________________________

По профессии он__________________________, а работает_____________________

Папина работа заключается в том, чтобы_____________________________________

________________________________________________________________________

Мой папа много умеет делать своими руками: ________________________________

________________________________________________________________________

Мой папа любит читать: ___________________________________________________

________________________________________________________________________

Вместе с папой я люблю делать_____________________________________________

________________________________________________________________________

Я хочу научиться у папы___________________________________________________

________________________________________________________________________

Я помогаю папе __________________________________________________________

________________________________________________________________________

У моего папы есть братья и сёстры (если есть, расскажи о них) __________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Я горжусь своим папой, потому что он _______________________________________

________________________________________________________________________

Я хочу пожелать папе _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Что ещё ты хочешь рассказать о папе?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

МОЯ МАМА

Мою маму зовут__________________________________________________________

Она родился «____»______________19____года в______________________________

Мама пошла в первый класс в 19____году.

Её первую учительницу звали_______________________________________________

Больше всего мама любила уроки____________________________________________

Потому что______________________________________________________________

Моя мама окончила школу в________году.

По профессии она__________________________, а работает_____________________

Мамина работа заключается в том, чтобы_____________________________________

________________________________________________________________________

Моя мама любит: ________________________________________________________

________________________________________________________________________

Моя мама не любит _______________________________________________________

________________________________________________________________________

Моя мама любит читать ___________________________________________________

________________________________________________________________________

Мама любит готовить_____________________________________________________

________________________________________________________________________

Любимые цветы моей мамы________________________________________________

________________________________________________________________________

Я помогаю маме __________________________________________________________

________________________________________________________________________

Я хочу научиться у мамы __________________________________________________

________________________________________________________________________

Мне нравится заниматься вместе с мамой ____________________________________

________________________________________________________________________

У моей мамы есть братья и сёстры (если есть, расскажи о них) __________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Я горжусь своим мамой, потому что он ______________________________________

________________________________________________________________________

Я хочу пожелать маме _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Что ещё ты хочешь рассказать о маме?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КТО Я? ГДЕ ЖИВУ?

Меня зовут_______________________________________________________________

Я родил_____ «____»______________20____года в_____________________________

Я родил____  под знаком зодиака ___________________________________________

Сейчас я живу в __________________________________________________________

Моя любимая игрушка_____________________________________________________

Моя любимая книга_______________________________________________________

Мой любимый мультфильм ________________________________________________

Мой любимый сказочный герой ____________________________________________

Мой любимый праздник___________________________________________________

потому что ______________________________________________________________

Я люблю заниматься ______________________________________________________

________________________________________________________________________

Моя мечта ______________________________________________________________

________________________________________________________________________

Я хочу быть похож_____      _______________________________________________

________________________________________________________________________

Что ещё ты хочешь рассказать о  себе?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПАСПОРТ СЕМЬИ

Семья______________________________________________________

Состоит из_______человек

№ п/п

Ф.И.О. члена семьи

Дата рождения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Девиз нашей семьи: ______________________________________________________

Символ (эмблема, герб) нашей семьи________________________________________

Наша семья талантлива ___________________________________________________

________________________________________________________________________

В жизни нашей семьи  случаются смешные случаи ____________________________

________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Мы любим проводить время вместе_________________________________________

________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Традиции нашей семьи____________________________________________________

________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Наши автографы: _____________________________/___________________________

                               _____________________________/___________________________

                               _____________________________/___________________________

                               _____________________________/___________________________

                               _____________________________/___________________________

                               _____________________________/___________________________

Великая Отечественная война в истории моей семьи

   1 .Ф.И.О., дата рождения родственника (участника Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г. или труженика тыла)

________________________________________________________________________

   2. Сколько ему (ей) было лет, когда началась война? Где он (она) в это время проживал (а)?

________________________________________________________________________

   3.  Если был призван на военную службу, то когда (год, месяц)? В какие войска? Какой боевой путь прошёл (места, где воевал; история ранения, если был ранен; запомнившиеся события фронтовой жизни; награды и их краткая история: в каком звании воевал; когда и где закончил боевой путь).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     4.  Если во время войны трудился в тылу или был ребёнком, какие воспоминания остались о начале войны? Как приходилось работать, где и кем? Какие были условия жизни? Была ли территория, на которой проживал родственник, оккупирована врагом или нет? Была ли она освобождена нашими войсками и когда? Что особенно запомнилось с того времени?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     5. Как сложилась жизнь после войны?

______________________________________________________________________________________________________________________________

     6. Как в вашей семье чтут память участников тех трудных событий (семейные фотоальбомы, уход за памятниками, сочинения детей о родственнике и т.д.)?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     Сведения записал (-а)___________________________________________

     Со слов_______________________________________________   Дата:__________

МОЯ БАБУШКА

по маминой линии

Мою бабушку зовут_______________________________________________________

Она родился «____»______________19____года в______________________________

Сейчас бабушка живёт ____________________________________________________

Моя бабушка работает (или работала) _______________________________________

Больше всего бабушка любит заниматься_____________________________________

________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Бабушка умеет делать лучше всех___________________________________________

________________________________________________________________________

Бабушка меня научила делать_______________________________________________

________________________________________________________________________

Я забочусь о бабушке _____________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Я хочу пожелать бабушке _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Что ещё ты хочешь рассказать о бабушке?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....

Урок "Родословие моей семьи", по предмету "Православная культура"

Этот урок позволяет дать учащимся представление о семье в её христианском понимании, у детей просыпается интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, воспитывается чувство г...

Обобщающее занятие кружка "Краеведение" по теме "История моей семьи в истории моего города".

Работаю над разработкой программы и учебно-методического комплекса по краеведению. Хочу поделиться конспектом одного занятия.Это занятие было итоговым в ходе работы над проектом "Судьба моей семь...

Презентация "Великая Отечественная война в судьбе моей семьй:детство моего дела"

Презентация к проектной работе "Великая отечественная война в судьбе моей семьи: детство моего деда" выполнена ученицей 4 класса. В презентации отражены воспоминая о тяжёлых годах жизни и ст...

Проектно-исследовательская работа«Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович»

laquo;Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович »"Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Вас...

Классный час «Зачем человеку нужна семья. История моей семьи»

Цель мероприятия:воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью;развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, праздникам;сплочение классного коллек...