Конспект урока на тему: «Лес и человек». 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Потоцкая Анастасия Сергеевна

Конспект урока на тему: «Лес и человек» разработан для 4 класса по программе «Школа России». образовательной целью данного урока является сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Лес и человек».

4 класс

Программа «Школа России»

Учитель: Потоцкая А.С.

МОУ СОШ №8

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.    
  2. Развивать познавательную активность детей, развивать речь учащихся, наблюдательность, внимание, мышление, умение работать с картой.  
  3. Воспитание  уважения и любви к природе, культуры поведения.

Оборудование:

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

- Здравствуйте ребята. Посмотрите все ли у вас готово к уроку. Подровнялись. Настроились на уроке работать активно, внимательно. Садитесь.

- Сегодня у нас не простой урок. Мы с вами отправляемся в путешествие. А вот куда мы отправимся, вы должны разгадать! Закройте глаза, послушайте музыку и представьте картину по услышанному (учитель включает музыку со звуками леса, в это время открывает доску).

- Итак, какая картина возникла в голове при звуке музыки? Что вы представили? (спрашиваю 3-4 человек) Значит куда мы отправляемся в путешествие?

- Совершенно верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправляемся путешествовать по лесу. Нас ждет много необычных тропинок, привалов и много интересного. А чтобы нам не заблудиться в лесу, к нам на помощь из леса пришел Лесовичек, который будет указывать путь и помогать справляться с трудными ситуациями.

- Лес это огромное богатство нашей планеты. Он таит в себе множество загадок и вопросов. Послушайте внимательно стихотворение и скажите, на какие вопросы нам необходимо ответить на уроке:

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норках,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листочке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом и так - целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

( во время чтения стихотворения учитель раскрывает вопросы на доске)

- Ребята, на какие вопросы нам необходимо ответить на уроке?

-Много испытаний нас ждет впереди?

- Отправляемся путешествовать по лесу?

Закрывают глаза и по музыке представляют окружающую картину.

Высказываются.

Мы отправляемся путешествовать по лесу.

Слушают стихотворение о лесе.

Читают с доски:

1.Почему лес называют «легкие нашей планеты»?

2.Что заставляет людей вырубать леса?

3.Кто занимается незаконной охотой?

4.Отчего возникают пожары?

5.Куда занесены редкие животные и растения?

6.Зачем необходимо охранять и защищать лес?

- Да!

- Да!

  1. Проверка знаний и умений.

- Итак, первая тропинка, на которую нас привел лесовичек называется «Вспоминай-ка!». Здесь наш гость предлагает вам вспомнить,              о чем мы говорили на прошлом уроке и выполнить несколько заданий.

1. Нужно соединить стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.(3мин)

 

Пихта                                      

Береза                                             Тайга

Кедровая сосна

Липа                      

Ольха                                               Смешанный лес

Сосна

Лиственница        

Дуб                                                 Широколиственный лес

Клен        

        

(Правильный ответ: Тайга – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница;

Смешанный лес – пихта, береза, ольха, сосна, лиственница;

Широколиственный лес – липа, дуб, клен.)

2.Лесовичек предлагает нам разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1.Какое дерево является символом России?

2.Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.

3.Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисто ки на ушах.

4.Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

5.Хвойный лес.

6.Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат ввер

7.Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный рабо ник, лесной носатый плотник.

8.Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными м одиночке.

9.Дерево с листьями в форме сердечка.

10.Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

11.Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвошш длинные, сидят парами.

Ребята выполняют задание по индивидуальным карточкам. После отведенного времени – сверка с доской.

  1. Изучение нового материала.

- Какое ключевое высказывание получили?

- А как вы думаете почему?

- Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса. Ведь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связанно между собой и выполняет огромную работу. С помощью леса наша планета «дышит». Растения леса великолепно справляются с этой работой. Они выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли.

- Лесовичек привел нас к следующей тропинке, которая называется «Значение леса». Как вы думаете, какое задание на этой тропинке нам приготовлено?

- Открываем учебники на стр. 106. Как называется первый раздел, предложенный в учебнике?

- Самостоятельно, про себя прочитайте текст, возьмите в руки простой карандаш и по ходу чтения отметьте, для чего необходим лес, какое значение он имеет в жизни человека.

(После прочтения совместно с учащимися составляется схема о значении леса)

- Так чем же является лес для человека?

 (Открывается первая карточка – “Место отдыха)

- А почему лес – аптека?

 (Открывается вторая карточка “источник лекарственных растений”)

- В лесу человек находит себе пищу.

(Открывается карточка “Источник чистой воды и пищи)

- А как лес может обогреть человека?

 (Открывается карточка “Источник топлива”)

- А что у нас  изготавливают из дерева? ( Открывается карточка «Источник древесины»)

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Чем для них является лес? (открывается карточка «Дом для растений животных, грибов»)

- А для кого еще лес является домом?

- Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все.  

        На доске – схема.

Значение леса        Место для отдыха человека

                                   Источник лекарственных растений, ягод,                                                                                         грибов

                                        Источник чистой воды и пищи

                                        Источник древесины

                                        Источник топлива

                                        Дом для растений, грибов, животных

                                        Защитник воздуха, водоемов, почв

- Какие роли выполняет лес?

- Чем является лес для воздуха?

-Мы уже можем ответить на первый вопрос, который поставили в начале урока? Так почему лес называют «легкие нашей планеты»?

- Ребята, мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. (Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха).

- Следующая тропинка, на которую привел нас лесовичек, называется «Экологические проблемы». Вспомните, что такое «экология»?

-На этой тропинке мы поговорим об экологических проблемах и охране природы.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы?

- Давайте узнаем, о каких экологических проблемах сообщается в учебнике. Откройте стр. 107. (один хорошо читающий ученик читает текс, остальные следят)

- Скажите, так какие экологические проблемы существуют?

- Можем мы ответить на вопросы, которые поставили в начале урока: Что заставляет людей вырубать леса? Кто занимается незаконной охотой?

- Все ли это проблемы или есть еще?

- Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: .Куда занесены редкие животные и растения? (иллюстрирование животных, растений и насекомых, занесенных в красную книгу + региональный компонент)

-Часто из-за незнания природы или беспечности мы можем навредить лесу. Послушаете рассказ, найдите ошибки детей и объясните, к чему это может привести.

Рассказ:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница.  Но мы решили все же поехать в лес сами.  Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и магнитофон!

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: « Микробы все равно их разрушают!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школьный живой уголок. Мы уже порядочно устали. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно – успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг, поперек проползла змея. «Это гадюка!» - закричала Маша и ударила ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке 2 желтых пятнышка. « Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - Это уж!». «Все равно – гадина!» - ответил Петя.

С охапкой луговых цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!!!

- Какие ошибки совершили ребята?

- Можно было ехать в лес без учителя?

- Можно в лес брать магнитофон? А почему нельзя шуметь в лесу?

- Правильно ли ребята собирали грибы? Почему нельзя вырывать гриб с корнем, сбивать палками?

- Правильно ли ребята обращались с костром? Какую ошибку допустили? Давайте узнаем, как нужно правильно разводить костер. Откройте стр. 111. Прочитайте.  Все ли правила соблюдали ребята? Можем мы ответить еще на один вопрос, который ставили в начале урока: Отчего возникают пожары?

- Можно ли наносить лесу такую рану?

- Правильно ли поступил Петя, выбросив мусор?

- Почему нельзя трогать яйца птиц?

- Правильно ли дети спрятались от дождя? Почему во время грозы нельзя прятаться под одиноко стоящее дерево?

- Какие правила необходимо соблюдать при виде змеи? Соблюдали ли эти правила ученики?

- Весело прошел день у ребят? Почему?

- Итак, так какие же экологические проблемы существуют?

 ( составление схемы)

                                        незаконная охота

Проблемы леса        вырубка леса

                                        пожары

                                        загрязнение леса

- Мы получили ключевое высказывание «Береги лес!»

Высказываются.

- Выяснить значение леса.

- Роль леса в природе и жизни людей.

Работа с книгой.

Самостоятельно читают и выделяют.

Лес – это место отдыха человека.

В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.

Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые растут в лесу.

Они там растут, это их дом.

Для птиц, животных, насекомых.

Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ.

Для воздуха лес – защитник.

Высказываются.

- Экология - это наука о нашем «доме», о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить. Слово «экология» образовалось от двух греческих слов: «экос» -дом, и «логос» - наука.

Высказываются.

Работа с учебником.

-Вырубка леса, незаконная охота.

- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас лесорубы работают бензопилами. Раньше людям казалось – лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности!

- В красную книгу.

Прочтение рассказа учителем.

Высказываются.

- Нет.

- Магнитофон в лес брать нельзя. Шум нарушает тишину леса.

- Нет, не правильно! Если вырывать гриб с корнем, то нарушится корневая система и на этом месте больше не вырастет гриб. Они могли сбить палками съедобные грибы.

- Они оставили угли догорать, а нужно было потушить.

Работа с учебником.

- Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк могут вызвать пожар. Если и не возникает пожара, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет.

- Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы. Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару.

- Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар.

- Если потрогать яйца птиц, то птица к ним уже не подойдет и яйца останутся брошенными и погибнут.

-  Нет, не правильно. Молния ударит в первую очередь в одиноко стоящее дерево, и ребята могли пострадать.

- Нельзя кричать, трогать ее, шевелиться.

Высказываются.

Перечисляют экологические проблемы, учитель составляет схему.

  1. Закрепление.

-Итак, путешествуя по лесу с нашим Лесовичком, мы вышли на следующую тропинку, оторая называется «Выполняй-ка». Как вы думаете, что ждет нас на этой тропинке?

-на партох у вас лежат конверты с заданием. В каждом конверте мозайка сэкологическими знаками. Вам необходимо собрать мозайку и прокоментировать свою работу.

- О чем должны помнить люди, приходя в лес?

- О чем говорят все эти знаки?

- Давайте вместе составим плакат в защиту природы. Вот незадача!!! Когда я утром пришла в класс, форточка была открыта, подул сильный ветер и разбросал весь материал ( рисунки для плаката расклеены по классу). Поможете мне собрать их и сделать работу?

- Посмотрите, какой красивый и правильный плакат у нас получился.

Высказываются.

Собирают экологические знаки, приклеивают части на лист, комментируют работы.

- Лес - наше богатство, «легкие нашей планеты».

- Нужно беречь лес.

Выполняют задание.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

-Можем мы ответить на последний, главный вопрос, который мы ставили в начале урока: Зачем необходимо охранять и защищать лес?

- Существуют лесные заповеди, которые должен знать и соблюдать каждый человек:

  • Лес – отец, и все лесные растения и животные – его дети.
  • Любовь к лесу, любовь ко всем его детям помогает узнавать их тайны и сложные законы, по которым они живут.
  • Научитесь ходить по лесу тихо, бесшумно.
  • Не гоняйтесь с сачком за понравившейся бабочкой, не сажайте в коробок полюбившегося красивого жука. Может быть, это последний экземпляр в вашем лесу.
  • Если вы найдете птичье гнездо с яйцами, ни в коем случае не трогайте их руками: после этого птица бросит гнездо и вся кладка погибнет.
  • Не нужно приносить из леса домой зайчат, ежей и других животных. Вы не сможете создать им такие же условия, какие у них были в родном лесу. Помните: животное – не игрушка, которую, наигравшись, можно отложить в сторону.
  • Помните: зимой для птиц настает голодное, лютое время. Не ждите весны, когда вывешиваются скворечники. Устраивайте в лесу, в садах, возле дома или даже у окна птичьи кормушки.
  • Почаще вспоминайте библейскую заповедь: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. И еще – НЕ УБИЙ.

- Итак, что нового вы узнали на уроке?

- что было наиболее интересным?

Выставление оценок за урок.

Высказываются.

Высказываются.

  1. Домашнее задание.

С. 106 – 113, Ответы на вопросы «Проверь себя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Конспект урока по теме "Состав слова" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Состав слова" для 2 класса...

конспект урока по теме:"Имена существительные" 2 класс

конспект урока по теме: "Имена существительные" 2 класс...

Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс

УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс...

Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»

Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»...

Конспект урока на тему : "Части тела человека"

Развернутый конспект урока по теме : " Части тела человека"...