Конспект урока на тему: «Лес и человек». 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока на тему: «Лес и человек» разработан для 4 класса по программе «Школа России». образовательной целью данного урока является сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему: «Лес и человек». 4 класс | 100.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему: «Лес и человек».
4 класс
Программа «Школа России»
Учитель: Потоцкая А.С.
МОУ СОШ №8
Цели урока:
- Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
- Развивать познавательную активность детей, развивать речь учащихся, наблюдательность, внимание, мышление, умение работать с картой.
- Воспитание уважения и любви к природе, культуры поведения.
Оборудование:
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| - Здравствуйте ребята. Посмотрите все ли у вас готово к уроку. Подровнялись. Настроились на уроке работать активно, внимательно. Садитесь. - Сегодня у нас не простой урок. Мы с вами отправляемся в путешествие. А вот куда мы отправимся, вы должны разгадать! Закройте глаза, послушайте музыку и представьте картину по услышанному (учитель включает музыку со звуками леса, в это время открывает доску). - Итак, какая картина возникла в голове при звуке музыки? Что вы представили? (спрашиваю 3-4 человек) Значит куда мы отправляемся в путешествие? - Совершенно верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправляемся путешествовать по лесу. Нас ждет много необычных тропинок, привалов и много интересного. А чтобы нам не заблудиться в лесу, к нам на помощь из леса пришел Лесовичек, который будет указывать путь и помогать справляться с трудными ситуациями. - Лес это огромное богатство нашей планеты. Он таит в себе множество загадок и вопросов. Послушайте внимательно стихотворение и скажите, на какие вопросы нам необходимо ответить на уроке: Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое - пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек. «Что» мышкой шныряет под листьями в норках, «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит «отчего» на зеленом листочке, «Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень… Вопрос за вопросом и так - целый день. Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром. ( во время чтения стихотворения учитель раскрывает вопросы на доске) - Ребята, на какие вопросы нам необходимо ответить на уроке? -Много испытаний нас ждет впереди? - Отправляемся путешествовать по лесу? | Закрывают глаза и по музыке представляют окружающую картину. Высказываются. Мы отправляемся путешествовать по лесу. Слушают стихотворение о лесе. Читают с доски: 1.Почему лес называют «легкие нашей планеты»? 2.Что заставляет людей вырубать леса? 3.Кто занимается незаконной охотой? 4.Отчего возникают пожары? 5.Куда занесены редкие животные и растения? 6.Зачем необходимо охранять и защищать лес? - Да! - Да! |
| - Итак, первая тропинка, на которую нас привел лесовичек называется «Вспоминай-ка!». Здесь наш гость предлагает вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке и выполнить несколько заданий. 1. Нужно соединить стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.(3мин)
Пихта Береза Тайга Кедровая сосна Липа Ольха Смешанный лес Сосна Лиственница Дуб Широколиственный лес Клен
(Правильный ответ: Тайга – пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница; Смешанный лес – пихта, береза, ольха, сосна, лиственница; Широколиственный лес – липа, дуб, клен.) 2.Лесовичек предлагает нам разгадать кроссворд. Вопросы к кроссворду: 1.Какое дерево является символом России? 2.Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. 3.Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисто ки на ушах. 4.Это животное умеет не только прыгать, но и летать. 5.Хвойный лес. 6.Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат ввер 7.Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный рабо ник, лесной носатый плотник. 8.Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными м одиночке. 9.Дерево с листьями в форме сердечка. 10.Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? 11.Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвошш длинные, сидят парами. | Ребята выполняют задание по индивидуальным карточкам. После отведенного времени – сверка с доской. |
| - Какое ключевое высказывание получили? - А как вы думаете почему? - Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса. Ведь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связанно между собой и выполняет огромную работу. С помощью леса наша планета «дышит». Растения леса великолепно справляются с этой работой. Они выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли. - Лесовичек привел нас к следующей тропинке, которая называется «Значение леса». Как вы думаете, какое задание на этой тропинке нам приготовлено? - Открываем учебники на стр. 106. Как называется первый раздел, предложенный в учебнике? - Самостоятельно, про себя прочитайте текст, возьмите в руки простой карандаш и по ходу чтения отметьте, для чего необходим лес, какое значение он имеет в жизни человека. (После прочтения совместно с учащимися составляется схема о значении леса) - Так чем же является лес для человека? (Открывается первая карточка – “Место отдыха) - А почему лес – аптека? (Открывается вторая карточка “источник лекарственных растений”) - В лесу человек находит себе пищу. (Открывается карточка “Источник чистой воды и пищи) - А как лес может обогреть человека? (Открывается карточка “Источник топлива”) - А что у нас изготавливают из дерева? ( Открывается карточка «Источник древесины») - Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? Чем для них является лес? (открывается карточка «Дом для растений животных, грибов») - А для кого еще лес является домом? - Посмотрите, сколько значений у леса, но это еще не все. На доске – схема. Значение леса Место для отдыха человека Источник лекарственных растений, ягод, грибов Источник чистой воды и пищи Источник древесины Источник топлива Дом для растений, грибов, животных Защитник воздуха, водоемов, почв - Какие роли выполняет лес? - Чем является лес для воздуха? -Мы уже можем ответить на первый вопрос, который поставили в начале урока? Так почему лес называют «легкие нашей планеты»? - Ребята, мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. (Лес – это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха). - Следующая тропинка, на которую привел нас лесовичек, называется «Экологические проблемы». Вспомните, что такое «экология»? -На этой тропинке мы поговорим об экологических проблемах и охране природы. - А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы? - Давайте узнаем, о каких экологических проблемах сообщается в учебнике. Откройте стр. 107. (один хорошо читающий ученик читает текс, остальные следят) - Скажите, так какие экологические проблемы существуют? - Можем мы ответить на вопросы, которые поставили в начале урока: Что заставляет людей вырубать леса? Кто занимается незаконной охотой? - Все ли это проблемы или есть еще? - Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: .Куда занесены редкие животные и растения? (иллюстрирование животных, растений и насекомых, занесенных в красную книгу + региональный компонент) -Часто из-за незнания природы или беспечности мы можем навредить лесу. Послушаете рассказ, найдите ошибки детей и объясните, к чему это может привести. Рассказ: За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и магнитофон! Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: « Микробы все равно их разрушают!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школьный живой уголок. Мы уже порядочно устали. Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно – успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг, поперек проползла змея. «Это гадюка!» - закричала Маша и ударила ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке 2 желтых пятнышка. « Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - Это уж!». «Все равно – гадина!» - ответил Петя. С охапкой луговых цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!!! - Какие ошибки совершили ребята? - Можно было ехать в лес без учителя? - Можно в лес брать магнитофон? А почему нельзя шуметь в лесу? - Правильно ли ребята собирали грибы? Почему нельзя вырывать гриб с корнем, сбивать палками? - Правильно ли ребята обращались с костром? Какую ошибку допустили? Давайте узнаем, как нужно правильно разводить костер. Откройте стр. 111. Прочитайте. Все ли правила соблюдали ребята? Можем мы ответить еще на один вопрос, который ставили в начале урока: Отчего возникают пожары? - Можно ли наносить лесу такую рану? - Правильно ли поступил Петя, выбросив мусор? - Почему нельзя трогать яйца птиц? - Правильно ли дети спрятались от дождя? Почему во время грозы нельзя прятаться под одиноко стоящее дерево? - Какие правила необходимо соблюдать при виде змеи? Соблюдали ли эти правила ученики? - Весело прошел день у ребят? Почему? - Итак, так какие же экологические проблемы существуют? ( составление схемы) незаконная охота Проблемы леса вырубка леса пожары загрязнение леса | - Мы получили ключевое высказывание «Береги лес!» Высказываются. - Выяснить значение леса. - Роль леса в природе и жизни людей. Работа с книгой. Самостоятельно читают и выделяют. Лес – это место отдыха человека. В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит. Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые растут в лесу. Они там растут, это их дом. Для птиц, животных, насекомых. Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Для воздуха лес – защитник. Высказываются. - Экология - это наука о нашем «доме», о Земле и о законах, по которым мы должны в нем жить. Слово «экология» образовалось от двух греческих слов: «экос» -дом, и «логос» - наука. Высказываются. Работа с учебником. -Вырубка леса, незаконная охота. - Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас лесорубы работают бензопилами. Раньше людям казалось – лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! - В красную книгу. Прочтение рассказа учителем. Высказываются. - Нет. - Магнитофон в лес брать нельзя. Шум нарушает тишину леса. - Нет, не правильно! Если вырывать гриб с корнем, то нарушится корневая система и на этом месте больше не вырастет гриб. Они могли сбить палками съедобные грибы. - Они оставили угли догорать, а нужно было потушить. Работа с учебником. - Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк могут вызвать пожар. Если и не возникает пожара, то всё равно от костра на земле останется некрасивое чёрное пятно — кострище. Оно не зарастает травой много лет. - Разводя костёр, люди часто выбирают совсем неподходящее место: рядом с деревьями или там, где низко нависают ветки, где много сухой травы. Уходя, многие забывают погасить костёр или делают это кое-как, и огонь вновь разгорается. Всё это приводит к пожару. - Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлён. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнётся пожар. - Если потрогать яйца птиц, то птица к ним уже не подойдет и яйца останутся брошенными и погибнут. - Нет, не правильно. Молния ударит в первую очередь в одиноко стоящее дерево, и ребята могли пострадать. - Нельзя кричать, трогать ее, шевелиться. Высказываются. Перечисляют экологические проблемы, учитель составляет схему. |
| -Итак, путешествуя по лесу с нашим Лесовичком, мы вышли на следующую тропинку, оторая называется «Выполняй-ка». Как вы думаете, что ждет нас на этой тропинке? -на партох у вас лежат конверты с заданием. В каждом конверте мозайка сэкологическими знаками. Вам необходимо собрать мозайку и прокоментировать свою работу. - О чем должны помнить люди, приходя в лес? - О чем говорят все эти знаки? - Давайте вместе составим плакат в защиту природы. Вот незадача!!! Когда я утром пришла в класс, форточка была открыта, подул сильный ветер и разбросал весь материал ( рисунки для плаката расклеены по классу). Поможете мне собрать их и сделать работу? - Посмотрите, какой красивый и правильный плакат у нас получился. | Высказываются. Собирают экологические знаки, приклеивают части на лист, комментируют работы. - Лес - наше богатство, «легкие нашей планеты». - Нужно беречь лес. Выполняют задание. |
| -Можем мы ответить на последний, главный вопрос, который мы ставили в начале урока: Зачем необходимо охранять и защищать лес? - Существуют лесные заповеди, которые должен знать и соблюдать каждый человек:
- Итак, что нового вы узнали на уроке? - что было наиболее интересным? Выставление оценок за урок. | Высказываются. Высказываются. |
| С. 106 – 113, Ответы на вопросы «Проверь себя». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.
Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...
Конспект урока по теме "Состав слова" 2 класс
Урок по русскому языку по теме "Состав слова" для 2 класса...
конспект урока по теме:"Имена существительные" 2 класс
конспект урока по теме: "Имена существительные" 2 класс...
Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс
УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс...
Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»
Конспект урока на тему: «Выражение характера человека через украшение (украшение щитов и зеркал сказочных героев)»...
Конспект урока на тему: «Лес и человек.Значение леса для жизнедеятельности человека».
конспект урока для 4 класса,по программе Школа России...
Конспект урока на тему : "Части тела человека"
Развернутый конспект урока по теме : " Части тела человека"...