Опора тела и движение
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Полякова Татьяна Геннадьевна

Представлена разработка конспекта урока по теме: "Опора тела и движение". 3 класс. Есть презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skelet_.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Опора тела и движение"

               

Цели и задачи:

  1. Продолжить знакомить детей со строением тела человека.
  2. Познакомить детей со значением скелета и мышц.
  3. Формировать у детей представление о здоровом образе жизни.
  4. Укреплять гигиенические навыки.
  5. Воспитывать внимательное отношение к своему телу.

                              Ход урока:

      I.Организационный момент.

      -Сегодня на уроке мы продолжим разговор о том, как сохранить здоровье.

     Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на хорошую и добрую волну.

     II.Проверка домашнего задания.

     Мы с вами говорили о том, что организм человека состоит из органов,

 которые работают согласованно и  слаженно.  

     Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке при изучении новой темы вы тоже работали все сообща, чтобы всё, о чем мы будем говорить, помогло сохранить и укрепить ваше здоровье.

        Начнём урок с повторения.

1. Как называется наука, изучающая строение тела человека? (Физиология)

2. Сколько органов чувств вы знаете? (5)

3. А сейчас мне бы хотелось, посмотреть насколько хорошо вы усвоили тему «Органы чувств»

Соедините следующие понятия – часть тела и орган чувств.

глаза                    орган осязания                      

уши                      орган вкуса                            

нос                       орган зрения                        

кожа                     орган обоняния                

язык                      орган слуха                    

4.  Игровая ситуация  “Консилиум врачей”.

 - К нам скорая помощь привезла больного. Вы – врачи первой медицинской помощи. Сегодня перед вами предстоит задача: вылечить больного с ушибом правого колена и небольшой ранкой на руке.

Посоветуйтесь и окажите первую помощь больному.

    ПРОВЕРКА:

а) рану промыть чистой водой, кожу вокруг ранки обработать йодом или зеленкой. Затем нужно перевязать чистым бинтом или приклеить бактерицидным пластырем.

 - Почему нужно обработать кожу йодом или зеленкой? (Убивают микробов, которые могут проникнуть в организм).

 - А можно рану обработать йодом или зеленкой? (Нет, получится ожог.) 

б) к ушибленному месту нужно приложить холод (лед, грелку с холодной водой, тряпку, смоченную холодной водой).

Микроитог. Оценки.

   III. Актуализация знаний.

- А сейчас вам нужно ответить на вопросы кроссворда. При правильных ответах мы получим слово, относящееся к теме нашего урока.

  1. Не часы, а тикают (сердце).
  2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (кровь).
  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит (желудок).
  4. Орган дыхания человека (лёгкие).
  5. Орган, который чистит нашу кровь. (печень).
  6. И говорит, и кушает (рот).

- Молодцы. А сейчас внимательно посмотрите на наш кроссворд и подумайте, какое же слово здесь спряталось

- Какое слово получилось в выделенной строчке? (скелет)

IY. Работа над новой темой.

        – Вчера, готовясь к уроку, я попыталась слепить из пластилина человечка, но он у меня все время падал и, в конце концов, он просто сплющился, изменил свою форму. Если вы будете лепить человека из глины или пластилина, смею вас заверить, вы получите тот же результат. Чтобы наш человечек не падал, нам нужна какая-то опора, например, проволочка. Если мы вставим проволочку внутрь тела, тогда пластилиновый человечек уже не будет валиться в сторону и не будет сплющиваться.

Вот такой проволочкой в нашем организме является скелет.

«СКЕЛЕТ» произошло от греческогослова «СКЕЛЕТОС»- высохший.

Скелет человека – совокупность костей. Служит опорой мягким тканям. Защищает внутренние органы.

– Какая же основная роль  скелета?

  Скелет         -         опора,  защита

 Тема нашего урока «Опора тела и движение»

 – А вы знаете, как люди узнали, что у человека есть скелет и он состоит из костей? (Ответы детей).

!!!  В скелете различают более 200 различных костей.

– Из каких основных костей состоит наш скелет? (Череп, грудной отдел (клетка), позвоночник, тазовые кости (тазовый пояс), кости рук, кости ног).

– Подумайте! Какое значение имеет череп? Грудной отдел? Кости рук? Кости ног?

Череп – защищает головной мозг.

Грудной отдел – защищает сердце и легкие.

Кости рук (плечевой пояс) – обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем.

Кости ног (тазовый пояс) – обеспечивает прочность и подвижность ног.

Как же кости соединяются друг с другом?

         Неподвижно – черепная коробка (шлем).

         Подвижно – место, где кости соединяются (сустав) спрятан в                                            жёсткую сумку. В суставных сумках есть особая жидкость. С её помощью сустав легче сгибается и разгибается.

     Головной мозг надежно укрыт в черепной коробке. А спинной мозг - заботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба.

Этот футляр состоит из 34 небольших костных коробочек, соединённых мягкими хрящиками.

Послушаем сообщение об одном из главных отделов скелета – позвоночнике.

      Позвоночник слегка изогнут, как рессора в машине. Ведь он поддерживает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. И гибкий позвоночник, как упругая рессора, смягчает все толчки. Сколько бы ребёнок ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позвоночника.

Y. Физкультминутка. 

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим – вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба, на месте высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.

(Дети садятся за парты.)

– Как вы думаете, а достаточно ли для организма человека только скелета? (Ответы детей).

- Видели ли вы, как просыпается утром кошка?

– Объясните, за счет чего мы смогли выполнить  упражнения во время физминутки? Что мы разминали? (Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было бы мышц).

!!!  Всего в теле человека 656 скелетных мышц, которые прикрепляются к костям.

– Для чего нам нужны мышцы?

 - Мышцы обеспечивают  движение.

- Послушаем сообщение о том, как мышцы влияют на наш внешний вид.

                                              Мышцы.

    У людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки, ноги. Почему они такие сильные и ловкие? Что помогает им летать с вышки, крутить сальто, выполнять рискованные упражнения на узеньком бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной горы? ( Скелет). Но главные силачи – мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц и сухожилий, которые прикрепляют мышцы к костям, очень много. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся и поём. И всё это – работа мышц.  

Мышцы можно тренировать, регулярно занимаясь физическими упражнениями. Тогда они будут сильными и здоровыми.

Итак, опорно – двигательная система – это совокупность скелета и мышц.

- От скелета и мышц зависит ОСАНКА человека.

( Учитель приглашает к доске двух учеников)

Одному ученику учитель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всем классом, а затем повернуться спиной к ученикам. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ученика спина не искривлена.

          Ученики делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу: с портфелем или с ранцем.

Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

- Почему? ( Чтобы не было искривления позвоночника, скалиоза)

- От чего зависит осанка? ( От скелета и мышц)

По происхождению, осанка – слово русское, означает привычку правильно держать свое тело в покое и движении.

При правильной осанке хорошо работают внутренние органы, свободно движется кровь по телу.

   - Осанка имеет важнейшее значение для красоты тела и здоровья. Она вырабатывается с детства.    

- Посмотрите внимательно на следующий слайд. Здесь указаны правила, которые необходимо выполнять для того, чтобы иметь красивую осанку.

- Какие ты можешь дать советы? (Сидеть ровно, низко при письме не наклоняться. При ходьбе груз распределять равномерно, больше двигаться, заниматься спортом))

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет. Это интересно!

- Можно ли исправить осанку? ( Конечно. Специальными упражнениями, самотренировкой, постоянным самоконтролем).

YI. Практическая работа.  (Поурочные разработки стр. 178 - опыт)

1. Ходьба.

а) на месте;

б) на носках, руки вверх;

в) на пятках, руки за голову.

2. Упражнения с гимнастическими палками:

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на плечах, локти в стороны.

1 – 2 – приседания на носках, не сгибая спину.

3. Лодочка (раскачивание).

А теперь прочитайте 8 причин иметь правильную осанку.

VII. Закрепление.

Работа по группам. Ответы на вопросы.

1 группа: Что такое красивая осанка? Какие физические упражнения нужно выполнять, чтобы сохранить правильную осанку или исправить искривление позвоночника?

2 группа: Что такое сколиоз? Какие еще болезни позвоночника вы знаете?

3 группа: Что бы вы посоветовали, чтобы кости организма, позвоночник оставались здоровыми?

YIII. Подведение итогов урока.

Одному мудрецу задали вопрос: « Что для человека важнее – богатство или слава?»

Он ответил: « Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

- Прислушайтесь к словам мудреца и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках!

- Переходя от этих слов к итогу урока, давайте вспомним, чему мы сегодня учились.

- Что нового узнали?

- Чем поделитесь дома, в семье?

Оценки.

IX. Рефлексия

- Изобразите на смайликах своё настроение.

Х. Домашнее задание

Д/З. Уч. стр.134 - 137, вопр., ТПО – стр. 76 – 77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОМ в 3 классе. "Опора тела и движение. Осанка - стройная спина!"

Подробный конспект урока окружающего мира по программе "Школа России", проведенного в 3 классе. Сохранение правильной осанки у ребенка - это актуальная проблема для учителя, родителей и ,конечно...

Урок окружающего мира по теме:"Опора тела и движение".

На этом уроке ребята повторяют значение кожи для организма человеа, а затем узнают о значение скелета в опоре и движении тела человека....

ОПОРА ТЕЛА И ДВИЖЕНИЕ

Данная презентация знакомит с опорой человека и его движением....

Опора тела и движение.

Презентация для урока по окружающему миру в 3 классе потеме "Опора тела и движение".УМК "Школа России", А.Плешаков....

Урок "Опора тела и движение"

Конспект урока и презентация...

Опора тела и движение.

А. Плешаков "Школа  России"....