Урок по окружающему миру 2 класс УМК Школа России А.А Плешаков . Тема: Формы земной поверхности
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок по окружающему миру 2 класс УМК Школа России А.А Плешаков .
Цели урока:
- познакомить с формами земной поверхности, учить различать и узнавать на иллюстрации равнину, холм, овраг, гору, горные хребты; познакомить с частями холма и горы;
- учить работать с учебником;
- учить работать в группе.
Планируемые результаты
Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника , дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру 2 класс УМК Школа России А.А Плешаков .
Тема: Формы земной поверхности
Цели урока:
- познакомить с формами земной поверхности, учить различать и узнавать на иллюстрации равнину, холм, овраг, гору, горные хребты; познакомить с частями холма и горы;
- учить работать с учебником;
- учить работать в группе.
Планируемые результаты
Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника , дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.
Оборудование:
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2/А. А. Плешаков. Электронное приложение к учебнику окружающего мира
- Презентация "Формы земной поверхности".
- Рисунки компаса, горы, холма.
- Физическая карта России
- Компас
- Глобус
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаю им удачи.
Выходите!
Кто готов?
II. Проверка домашнего задания.
Учитель выдает трем ученикам карточки для самостоятельной работы. Ученики готовят ответы, а затем отвечают. Презентация
.Карточка 1
Задание:
- Объясни, что такое горизонт?
- Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта. Слайд 2.
- ( Линия становится пунктирной)
- Допиши на рисунке-схеме названия сторон горизонта. Объясни, как стороны горизонта располагаются относительно друг друга. Слайд 2.(Появляются названия сторон горизонта.)
Карточка 2
- К карточке прилагается компас. Как называется прибор для определения сторон горизонта?
- Назови и покажи, из каких частей он состоит. Объясни и покажи, как им пользоваться. Слайд 3. (Рисунок компаса, предохранитель, магнитная стрелка, корпус).
Карточка 3
Расскажи, как можно определить стороны горизонта без компаса по местным признакам "Ориентирования на местности". Слайд 4. (Природные признаки ориентирования на местности.)
Учитель: -Ребята, путешественник прислал нам письмо с заданием.
( Дети выполняют задания учителя в тетрадях.)
Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка - это путь, который путешественник проходит за 1 час:
"Путешественник вышел из точки А и два часа шел на север, затем 2 часа - на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка D). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час - на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад... И вернулся домой.
По окончании работы дети, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями. Осуществляется взаимопроверка. Затем заслушиваются и оцениваются ответы детей, работавших с индивидуальными карточками.
III. Сообщение темы урока.
( ученик читает стихотворение)
Мой край - моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
Посмотрите на слайд 5, перед вами физическая карта России( на доске физическая карта). Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом? (Моря, озера, реки, горы, равнины.)
Так выглядят равнины и горы на карте. Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте.
Учитель: Ребята скажите над какой темой урока будем работать?Слайд 6. (Тема урока)
А теперь рассмотрите изображения на слайдах. Слайд 7. (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности - равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое. (Дети объясняют, почему они так названы.)
- Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.) Слайд 8. (Изображение равнины и определение.)
Равнина- ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.
Учитель показывает слайд с изображением "Холмистой и плоской равнины". Слайд 9. на слайде вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (Высотой).
Равнины бывают плоские и холмистые. Какая поверхность изображена на первой иллюстрации? (Холмистая.) На второй иллюстрации? (Плоская).
Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)
Откройте учебники .. Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте. (Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом).
Слайд 10. (Физическая карта, равнины, будут выделяться.) (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)
Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения). Возвышения на равнине - это холмы. Появляется слайд 11("Холм"). В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) - самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. На слайде появляется анимация - части холма.
Ученик читает стихотворение А. Шаталова "Холм".(Газенко София)
Я взобрался на холм, оглянулся вокруг -
В этот сумрачный час не узнал я равнины.
Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,
И над ним возвышались деревьев вершины.
А внизу, вдалеке, у подножья холма,
Где в овраге ручей извивался, играя,
Всем уже завладела и правила тьма.
Я спустился туда, осторожно ступая,
Свежий запах травы и вечерний туман,
Засыпающих птиц одинокие всхлипы -
Ночь для нас сотворили пьянящий дурман.
Я качнулся и сел под раскидистой липой.
- Какие части холма, автор упоминает в своем произведении? (Подножие.)
IV. Работа в тетради. В печатной тетради подпишите части холма. Проверьте у соседа по парте.
V. Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, "тянутся к солнышку")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (Машут руками)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (Топают ногами)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места)
VI. Продолжение изучения нового материала.
Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги.( на доске рисунок)
Учитель показывает слайд 12("Овраг").
На равнинах человек распахивает земли и высаживает культурные растения. Но иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги. Как они образуются?
Ученик рассказывает. (Чуйко Анастасия)
"Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.
Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".
Видеоклип 13. "О том, как появляются возвышения и понижения земной поверхности".
Отгадайте загадку.
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Как вы думаете, что это? (Гора.)
Верно, это гора.
Учитель показывает слайд 14"Гора".
Посмотрите на изображение на слайде, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышения.) Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.
На вершинах гор очень холодно и лежит снег.
Слайд 15. (Части горы) Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать. (Подошву или подножие, склон и вершину.)
Откройте физическую карту России в учебнике . Найдите на ней горы
. Каким цветом обозначают горы на карте. Слайд16. (Физическая карта) Какие горы вы нашли на карте?
( Уральские и Кавказские горы.)
Кто-нибудь из вас был в горах?
Послушайте рассказ о Кавказских горах. ( Рассказывает Шевлякова Елена) Лучше представить это вам помогут слайды 17. (Горы Кавказа)
Основная горная область Кавказа - Большой Кавказ - грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса (слайд 18) который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора. Слайд 19.
Растительность Кавказских гор - это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.
Северный Кавказ - один из главных курортных центров России. Анапа - самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем. (Слайд 20)
Другой крупнейший курорт - Кавказские Минеральные Воды на Ставрополье. (Слайд 21). Здесь два раза был Пушкин. Сюда был сослан Лермонтов. Здесь же, в Пятигорске, в 1841 году он был убит на дуэли. Много памятных мест связано в Пятигорске с этим русским поэтом. Послушайте стихи, в которых поэты описывают Кавказ.
Ученик читает отрывок из поэмы А. Пушкина "Кавказский пленник". (Евтушенко Матвей)
...В час ранней, утренней прохлады
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый
Белел на небе голубом...
Ученик читает стихотворение М. Лермонтова "Кавказу". (Молчанов Даниил)
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы.
Этими прекрасными лирическими строчками мы закончим знакомство с горами.
VII. Итог урока.
Игра « Путешественник» ( путешественник отправляется в поход. Помогите ему вспомнить формы поверхности земли.).
С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы и равнины)
Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые). Какая форма земной поверхности называется холмом? Какая форма земной поверхности называется оврагом?
Какие горы нашей страны вы можете назвать? Какие равнины вы знаете?
Рефлексия.
На доске гора Знаний:
Ребята ,если вам понравился урок прикрепляем своего путешественника на вершину горы, если урок вам не понравился- оставляем своего путешественника у подножия горы..
Домашнее задание:
- Вариант - разгадать кроссворд.
- Вариант - выполнить рисунок в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
«Окружающий мир» 2 класс УМК «Школа России» А.А.Плешаков Тема «Все профессии важны»
Урок спланирован в соответствии с требованиями ФГОС...
Урок по окружающему миру 2 класс УМК Школа России А.А Плешаков . Тема: Формы земной поверхности
Программа УМК Школа России. Автор «Окружающий мир! Плешаков А.АКоличество часов в неделю-1ч, в год 34 часа....
Конспект урока по окружающему миру "Деньги"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по окружающему миру...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Семейный бюджет", (Школа России, 3 класс)
Тема урока «Семейный бюджет»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего х...