Разработка урока "Жизнь лесных зверей зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Материал "Жизнь лесных зверей зимой" предназначен для учащихся 1-ого класса по программе "Перспективная начальная школа". Разработан в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_lesnyh_zverey_zimoy.docx | 136.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Андреапольская средняя общеобразовательная школа №3
«Жизнь лесных зверей зимой»
Выполнила:
Петрова Оксана Геннадьевна,
учитель начальных классов
Цели: обобщить и пополнить знания учащихся о зимовке лесных зверей; выявить признаки сходства млекопитающих.
Задачи урока:
- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- обогащать жизненный опыт детей с помощью наблюдения;
- дать представление о том, что диким зверям зимой нужна помощь.
Метапредметные: проводить несложные наблюдения, делать выводы.
Формирование УУД:
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (наблюдение объектов, сравнение, анализ результатов).
Регулятивные: работать по предложенному учителем плану, коррекция; оценка.
Коммуникативные: умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: обосновывать высказанное суждение, работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.
Перечень условий, необходимых для проведения урока: интерактивный комплекс, презентация по программе SMART Notebook, учебник, картинки животных и их следов на снегу.
- Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
Цель поставить и задачи.
Пожелаем нам удачи.
Ведь заданья нелегки.
Так как мы - ученики.
2. Актуализация знаний (Слайд 2)
Вместе с нашими героями Мишей и Машей давайте вспомним, что вам известно о зиме. Какие признаки зимы вы можете назвать? (выпал снег, водоёмы покрылись льдом, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее).
- Какие зимние месяцы вы знаете?
3. Постановка целей урока (Слайд 3)
– Отгадайте загадки:
Кто в лесу зимой холодной
Вечно бродит злой, голодный?
(Волк.)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.
(Медведь.)
- Где живут эти животные?
- О каком времени года говорится в этих загадках?
- О чем мы будет говорить на уроке?
- Откройте учебник, рассмотрите центральный рисунок.
- Как вы считаете, о чём мы должны узнать на уроке? (О том как зимуют звери зимой.)
- Как вы думаете, изменилась ли жизнь зверей?
- Какая главная причина изменения их жизни? (Стало очень холодно.)
4. Открытие нового знания
1) И г р а «Зоркий глаз». (Слайд 4)
На слайде 10 картинок с изображением млекопитающих (лиса, волк, заяц, еж, кошка, медведь, дикий кабан, лось, белка) и 2 картинки «лишние»: птица и насекомое (воробей, стрекоза). Учащиеся смотрят 3–4 секунды на картинки, затем учитель закрывает доску.
– Назовите животных, которых вы запомнили.
– Какие животные здесь «лишние»?
– Чем похожи лиса, волк, заяц, еж, кошка, медведь, кабан, лось, белка? (Тело покрыто шерстью, четыре ноги – пара передних и пара задних; есть зубы.)
– Этих животных называют млекопитающие, или звери.
2) Работа по теме урока
– Как звери готовятся к зиме?
– У каких млекопитающих меняется окраска и густота шерсти? (У зайца, лисы, белки.) (Слайд 5)
– Какие звери делают «зимние» запасы? (Белка, полевка.) (Слайд 6)
– Кто не делает запасов на зиму? (Ёж, медведь, летучие мыши, барсук, так как они проводят это время в глубоком сне. Эти звери наедаются хорошенько за осенние месяцы и становятся «жирными».) (Слайд 7 )
– Верно, жир – тот же запас пищи. Он лежит толстым слоем под кожей и, когда зверь спит, его организм питается запасами этого жира.
– Все ли животные спят зимой? (Нет.)
– Жизнь продолжается и под снежным покровом. Глубоко в земле, и своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.
– Какую же роль выполняет снег в жизни лесных зверей?
Чтение учителем рассказа В. Бианки «На дне снежного моря».
«Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает все глубже и глубже. Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет своими лапами твёрдую, как камень, мерзлую землю. А каково мышам, полёвкам, ласке, горностаю?
Но вот, наконец, повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Человеку снежное море по колено, а рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мыши, полёвки, землеройки – все зверюшки-норушки, что не спят зимой, – бегают по дну снежного моря. Как крошечный тюлень, без устали ныряет в нём хищная ласка. Выскочит на минутку, оглядится – не высунул ли где рябчик голову из снега? – и опять нырк на дно! Так невидимкой и подкрадывается к птицам под снегом.
На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достаёт леденящий ветер, смертельное дыхание зимы. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мышки-норушки строят себе зимние гнёзда прямо на земле под снегом,– вроде как выезжают зимой на дачу.
И вот так происшествие! У одной парочки куцехвостых полёвок из травы и шёрстки гнёздышко над землёй – на ветках засыпанного снегом куста. Из гнёздышка струится лёгкий пар.
А внутри этого тёплого гнёздышка под глубоким снегом голенькие слепые мышенята-полёвочки только что родились! А мороз-то, мороз – двадцать градусов!»
– Что нового вы узнали из рассказа В. Бианки?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы пришли в зимний лес – ходьба на месте.
Снежинки в небе кружатся – руки фонариком, кружатся вокруг себя.
На землю красиво ложатся – движение рук ( фонарики)
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал – прыжки на двух ногах.
Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет- руки на поясе, наклоны.
Вот мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас- приседаем.
В лесу тишина и покой, а мы пришли домой – садимся на свои места.
4. Первичное закрепление
1) Р а б о т а п о у ч е б н и к у
– Рассмотрите разворот учебника «Жизнь лесных зверей зимой». Садитесь на борт вертолета – и отправляемся в путь.
– Каких зверей вы видите с вертолета? (С вертолета можно увидеть лося и лису.)
– Каких зверей не видно с вертолета? (Не видно с вертолета белку, так как она в дупле; медведя в берлоге; зайца на фоне белого снега.)
– Расскажите, что вы знаете об этих животных.
2) Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.
– Каких животных вы видели в зимнем лесу?
– Как зимуют эти звери?
Проблемный вопрос:
– Какой зверь по снегу в лесу на лыжах бегает? (Заяц.)
Учитель читает рассказ «Какой зверь по снегу в лесу на лыжах бегает?».
Ответ: Это заяц, потому что у него задние ноги длиннее, чем передние, и он как будто на лыжах катится.
Работа в парах. Рассмотрите рисунок к рассказу. Определите, где следы передних, а где – задних лап русака. Отличаются ли следы задних лап от следов передних?
3) И г р а «Найди ошибку». (Слайд 9)
– Рассмотрите рисунок. Художник нарисовал зимний лес, но сделал несколько ошибок. Что неправильно на этом рисунке?
– Какие времена года встретились здесь с зимой?
4) Работа в группах «Кто зимой не спит?» Класс разделить на 4 группы. Каждая группа получает задание на карточке.(Слайд 10)
1. Небольшой зверек с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилает мхом… К зиме делает припасы, питается орехами, грибами, которые насушил летом и осенью. (Белка.)
2. Очень ловкий хищный зверек, «самый маленький хищник» – называют этого зверька. Неутомимый охотник за мышами и полевками. Зимой становится целиком белым. (Ласка.)
3. Сильный умный хищник, его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно охотятся небольшими стаями. Морда хищника выразительна, богата мимикой. Размером этот зверь с крупную овчарку. (Волк.)
4. Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, часто роет землю клыками и пятачком, чтобы добыть пищу. Кормится обычно днем, а ночью отдыхает. Детеныши этого животного очень симпатичные, полосатые. (Кабан.)
IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие животные спят зимой?
– Какие животные не спят зимой?
V. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
Зелёный кружок - работал очень хорошо, во всем разобрался.
Жёлтый кружок – работал хорошо, но не во всём разобрался.
Красный кружок – на уроке не работал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока "Жизнь лесных зверей зимой"
Урок: предметная область «Окружающий мир»Тема: Жизнь лесных зверей зимой.(1 класс)Методы: ...
урок окружающего мира "Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс
Цель урока: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы.Задачи урока: уточнить и дополнить знания учащихся о зимовке животных;познакомить с зимним...
Жизнь лесных зверей зимой
Урок по окружающему миру в 1 классе по теме: «Жизнь лесных зверей зимой» по УМК «Перспективная начальная школа»....
Жизнь лесных зверей зимой
Материал об особенностях жизни зверей зимой...
Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС УМК "ПНШ"
Презентация по окружающему миру на тему :"Жизнь лесных зверей зимой" 1 класс ФГОС УМК "ПНШ"...
Конспект урока окружающий мир в 1 классе "Жизнь лесных зверей зимой"
Технологическая карта урока окружающий мир в 1 классе по теме: "Жизнь лесных зверей зимой"УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация: " Жизнь лесных зверей зимой"
Презентация по окружающему миру для 1 класса с загадками, картинками-обманками....