Конспект - 'Общие сведения о питании. Витамины'
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Подгорная Анастасия Владимировна

Конспект - 'Общие сведения о питании. Витамины'

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_-_obshchie_svedeniya_o_pitanii._vitaminy.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Общие сведения о пище.

Цели:

1) познакомить учащихся с основными функциями питания, составом пищевых продуктов, с понятием «рациональное питание»;

 2) научиться правильно выбирать способ обработки продукта для повышения качества питания;

 3) воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование: таблица «Состав пищевых продуктов»

Словарь: белки, углеводы, жиры, витамины, рациональное питание, минеральные вещества, пища.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Повторение изученного материала

Учащиеся отвечают на вопросы по технике безопасности и правилах поведения на уроках «Технологии»

Учащиеся отвечают, дополняя ответы других участников.

  1. Сообщение темы урока

     Учитель. Известно, что ещё мыслители древности посвящали целые трактаты лечебным свойствам различных видов пищи и её разумному потреблению. В правильном питании они видели источник здоровья, силы, бодрости, красоты. Эти наблюдения не теряют своего значения и в наши дни. Почему же без пищи мы не можем прожить? Как же правильно питаться, чтобы быть здоровым на долгие годы? Ответы на эти вопросы вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала

Общие сведения о пище

1. Значение питания в жизни человека

Учитель. Человек рождается для жизни, но жизнь невозможна без питания. Веками люди упорно заняты добыванием пищи. Почему же питание так необходимо человеку? Наукой твёрдо установлены три функции питания.

     Первая функция заключается в том, чтобы снабдить организм энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива.

     Вторая функция питания заключается в снабжении организма «строительным материалом», то есть веществами, из которых впоследствии организм создаёт новые клетки взамен отмерших. Таким строительным материалом являются жиры, белки, углеводы, минеральные вещества.

    И, наконец, третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, которые требуются в малых количествах, но и без них человеку не прожить.

  1. Игровой момент

Название основных биологически активных веществ вам хорошо известно. Можете ли вы назвать его сразу? Нет? Тогда вспомним этот термин, сыграв в «Поле чудес».

                                     

в

и

т

а

м

и

н

ы

Условия игры:

Учащиеся называют по очереди букву и, если эта буква есть в слове, пытаются назвать отгадываемое слово - витамины.

  1. Состав пищевых продуктов

Учитель. Питание приносит человеку больше пользы, даёт необходимую энергию для работы и учёбы в том случае, если пища разнообразна, содержит необходимые питательные вещества - белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.

      Белки представляют основу элементов клеток. Несмотря на то, что белки составляют 1/5 часть человеческого тела, организм обладает лишь незначительными белковыми резервами. Единственным источником образования белков в организме являются белки пищи. Поэтому белки являются совершенно незаменимыми в ежедневном питании человека в любом возрасте. Белковое голодание довольно быстро приводит к тяжелому расстройству здоровья. Особенно чувствителен к недостатку белка детский организм. Белковая недостаточность приводит  к задержке, а затем к полному прекращению  роста, вялости, похуданию, малокровию и т.д. Сколько же белка необходимо ежедневно человеку? Это зависит от возраста, трудовой деятельности и др.Так, например, 5-7 летнему требуется 3,5 грамма белка на один килограмм веса ежедневно, а взрослому человеку примерно 1,1-1,3 грамма белка на килограмм веса тела.

      Жиры в организме выполняют роль не только энергетического резерва, но и входят в состав клеточных структур. Высокая калорийность жира позволяет организму существовать даже при полном голодании в течении нескольких недель.

      Принято считать, что в рационе здорового человека около 30% общей калорийности пищи должны составлять жиры. Это означает, что человек должен съедать 80-100 граммов жира в день. Кажется много, ведь мы не съедаем столько жира в чистом виде. Но тут важно знать, что жир входит в состав всех продуктов. Богаты жиром мясо и рыба, сыр и печенье и т. д.

      Углеводы. В течение дня человек потребляет углеводов гораздо больше, чем других пищевых веществ. Главная функция, которую выполняют углеводы, - снабжение организма энергией. Потребность в углеводах в очень большой степени зависит от энергетических трат организма. У работников физического труда и спортсменов она значительно выше, чем у людей умственного труда, и зависимости от этого потребность в углеводах может варьироваться от 300 до 900 граммов в сутки.

      Минеральные вещества - совершенно необходимые составные части пищи. Недостаточность их в питании может вызвать различные заболевания. К минеральным веществам относятся, например, поваренная соль, соли кальция, железо и др. Больше всего человек потребляет поваренной соли. Какова же потребность человека в соли? Всего 10-15 граммов поваренной соли требуется человеку ежедневно. 3-5 граммов содержится в натуральных продуктах, 3-5 граммов в хлебе, остальные 3-5 граммов используются при приготовлении пищи. Но избыточная соль вредна, так как загружает ненужной работой сердце и почки.

      Из 3,5 кг минеральных солей, содержащихся в организме взрослого человека, более килограмма приходится на долю кальция. Примерно 98 процентов кальция содержится в костях и зубах. Вот почему организму растущего ребёнка совершенно необходимы дополнительные количества кальция. Его потребность составляет 1-1,2 грамма в день. Лучшим источником кальция является молоко. Практически 0,5 литра молока или 100 граммов сыра удовлетворяют суточную потребность в кальции.

    Витамины - незаменимые вещества пищи, действующие на организм в минимальных количествах. В настоящее время известно несколько десятков витаминов: А, В, Д, С, Р, Е, К и др.

    Длительное отсутствие витаминов в пище приводит к характерным заболеваниям, получившим названия авитаминозов. При этом человек быстро утомляется, у него падает сопротивляемость организма против простудных  и инфекционных заболеваний.

   

4. Работа с учебником

А. Проверка усвоения темы. А теперь открыть учебники изучить таблицу №4 (учебник, с.57), повторяя название и полезность питательных веществ и знакомясь с содержанием этих веществ в разных продуктах питания.

Закрепление. Каждой группе выдана карточка-задание с названиями питательных веществ.

1 карточка: Углеводы. Белки.

2 карточка: Жиры. Витамины.

3 карточка: Минеральные вещества. Вода.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

Время обдумывания 7 минут.

  1. Рациональное питание

Учитель. Вся жизнь человека связана с питанием. Для поддержания здоровья человеку требуется пища строго определённого качества. Состав пищи зависит от многих условий: характера труда, времени года, возраста, пола и т.д.

    Рациональное питание состоит из трёх принципов: умеренность, разнообразие, режим приёма пищи.

Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией. При длительном избытке энергетической ценности  пищи часть жиров и углеводов начинает откладываться в виде резервного жира, что приводит к увеличению массы тела и в последующем к ожирению.

Второй принцип рационального питания- разнообразие. Население нашей планеты использует для питания тысячи пищевых продуктов и ещё больше кулинарных блюд. И всё многообразие складывается из различных комбинаций пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды. Важно также помнить о витаминах, занимающих особое место в питании. Отсюда возникает непобходимость максимально использовать в повседневном питании натуральные продукты- носители витаминов (овощи, фрукты, рыба и т.д.)

Третий принцип- режим приема пищи. В основу режима питания должны быть положены четыре основных принципа:

А. постоянство приёма пищи по часам суток.

Б. дробность питания в течение суток.

В. Максимальное соблюдение сбалансированности пищевых веществ при каждом приёме пищи.

Г. Правильное распределение количества пищи по её приёмам в течение дня.

  1. Проверка усвоения темы

А. Каждой группе задание: три принципа рационального питания: умеренность, разнообразие, режим приёма пищи. Описать кратко каждый из них. Даётся 5 минут. С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Б. Каждой группе раздаются листы А3. Заполнить треугольник «Потребность человека в продуктах питания». Каждая группа защищает свой рисунок.

  1. Итог урока

1. Заключительное слово учителя.

Учитель. Сегодня мы на уроке рассмотрели основные принципы рационального питания, ознакомились с составом пищевых продуктов. Эти знания, я думаю, помогли вам понять, что любое, а тем более систематическое, отклонение от принципов рационального питания наносит существенный вред здоровью.

    Питание-это основа жизни. Рациональное питание- залог здоровья, бодрости, длительной жизни, гарантии от появления недугов. Помните об этом всегда.

2. Подсчёт баллов. Выставление оценок.

3. Домашнее задание. К следующему уроку к теме: «Приготовление холодных блюд. Блюда из свежих овощей» принести форму: фартук, косынка.

1 карточка: Углеводы. Белки.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

2 карточка: Жиры. Витамины.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

3 карточка: Минеральные вещества. Вода.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

1 карточка: Углеводы. Белки.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

2 карточка: Жиры. Витамины.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

3 карточка: Минеральные вещества. Вода.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

1 карточка: Углеводы. Белки.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

Задание №1: описать один из принципов рационального питания: умеренность.

С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Задание №2: описать один из принципов рационального питания: разнообразие

С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Задание №3: описать один из принципов рационального питания: режим приёма пищи.

С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Задание №1: описать один из принципов рационального питания: умеренность.

С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Задание №2: описать один из принципов рационального питания: разнообразие

С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Карточки-задания на тему:

Питательные вещества

Карточка-задания на тему:

Три принципа рационального питания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета: общие сведения о семье

Материал для получения общих сведений о семье перед первым классом...

Урок русского языка по теме "Общие сведения о глаголах"

Презентация к уроку русского языка по теме "Общие сведения о глаголах"....

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, тема: Общие сведения об имени прилагательном.

Цели:Образовательная: активизировать знания об имени прилагательном как части речи; показать, какую роль в языке выполняют имена прилагательные;Развивающая: развивать умения отличать имена прилагатель...

конспект урока русского языка в 4 классе "Общие сведения о личных местоимениях"

конспект урока русского языка в 4 классе "Общие сведения о личных местоимениях"...

Интересные сведения о питании для классного уголка

Интересные сведения о питании для классного уголка....