Урок в 1 классе "Откуда берутся снег и лед?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира. Задачи урока- познакомить учащихся со свойствами снега и льда, с их образованием, через практическую работу. Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения; умение выделять существенное в учебном материале, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал. Воспитывать интерес к явлениям природы и формировать экологическую культуру учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в первом классе
Тема: « Откуда берутся снег и лёд?»
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Познакомить учащихся со свойствами снега и льда, с их образованием, через практическую работу.
Развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения; умение выделять существенное в учебном материале, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал.
Воспитывать интерес к явлениям природы и формировать экологическую культуру учащихся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.
Средства обучения: мультимедиапроектор, презентация « Откуда берутся снег и лёд?», отрывок DVD фильма « Природоведение для самых маленьких», снег и лёд в стаканчиках, цветная бумага (раздаточный материал), таблица « Свойства снега и льда»,
клей, цветные карандаши, .
Ход урока
I ЭТАП: Организационный
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
б) Слова учителя (к классу):
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II ЭТАП: Подготовка к основному этапу
Слайд 1- Послушайте загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? ( Зимой)
Стихотворение А.С. Пушкина.
В январе мы с вами были на экскурсии в школьном дворе. По её итогам вы подготовили вот такие замечательные рисунки , записали пословицы и поговорки о зиме.
- Давайте вспомним наши наблюдения на экскурсии в школьный дворик и назовем, какие изменения происходят в живой и неживой природе.
Слайд 2
- дни короткие, ночи длинные, солнце светит, но не согревает.
- на деревьях отсутствует листва, кроме хвойных деревьев;
- спрятались насекомые,
- некоторые животные заснули, а звери «одели» теплые шубки;
- стало мало птиц, и они стараются держаться ближе к человеческому жилью.
- звери «одели» теплые шубки;
- люди одеваются теплее и отапливают свои жилища.
Слайд 3
Слайд 4- А чем вы занимаетесь на улице в зимнее время? ( катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки и лепят снежные фигуры.) Вот снеговик принес вам загадки:
Слайд 5 Рыбам зиму жить тепло, Всю зиму смирно лежит,
Крыша- толстое стекло. ( Лёд). А весной убежит. ( Снег)
Слайд 6 - - Кто назовет тему нашего урока ?
Итак, сегодня мы узнаем, откуда берутся снег и лед. Но прежде чем ответить на этот вопрос, Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.
Слайд 7. Цель эксперимента гипотеза ( уточнить значение), проверим практическим путём.
У вас на партах стоят стаканчики со снегом и льдом. Первый вариант – снег, второй- лед.
Лежат листки с таблицей и листочки со словами, клей, по ходу проведения опытов мы с вами будем заполнять табличку.
III ЭТАП: Практическая работа. ( у учащихся таблица, слова-помощники, клей)
Цель эксперимента: изучить свойства снега и льда.
Гипотеза (уточнить лексическое значение слова) : снег и лёд-это не одно и тоже.
Слайд 8 Наблюдение 1. Какого цвета снег и лед? Снег белый, а как определить цвет льда, что нам может помочь?
Опыт: для определения цвета льда дети подставляют полоски из цветной бумаги (белая, голубая, зеленая.
Вывод: лед – бесцветный, а снег белый.
Слайд 9 Наблюдение 2. Какое вещество снег или лед обладают свойством прозрачности?
Как доказать?
Опыт : на цветную фигурку один ученик за партой кладет немного снега, а другой кусок льда.
Вывод: лед – прозрачный, а снег непрозрачный.
Слайд 10 Наблюдение 3. Проверьте снег и лед на прочность.
Опыт :возьмите карандаш и воткните её в снег. (Он рыхлый), а теперь воткните в лед. (Твердый )
Слайд 11 Наблюдение 4. (проводит учитель) Учитель разбивает молотком кусок льда. О каком свойстве льда можно сказать?
Вывод: лед хрупкий. (ОБЖ опасное свойство льда)
Слайд 12 Наблюдение 5. Что происходит со снегом и льдом в теплом месте (Тают)
Вот и изучили мы все свойства снега и льда. Давайте их повторим.
Слайд 13
Свойства снега и льда.
Свойства | Снег | Лёд |
Цвет | белый | бесцветный |
Прозрачность | непрозрачный | прозрачный |
Хрупкость | рыхлый | хрупкий и твердый |
Действие тепла | превращается в воду | превращается в воду |
Напомните, какая у нас цель эксперимента, гипотеза
Слайд 1 4 Цель эксперимента: изучить свойства снега и льда.
Гипотеза : снег и лёд-это не одно и тоже .
Какой вывод ?
Вывод: Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же.
Хотя у них разные свойства,
снег и лед – это замерзшая вода.
Физкультминутка.
Солнце небо греет слабо ( руки вверх, вниз)
По ночам трещит мороз ( руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы ( руки на пояс, повороты туловища в стороны)
Побелел морковный нос (дотрагиваются до носа)
В речке стала вдруг вода (ходьба на месте)
Неподвижна и тверда (стоят на месте)
IV ЭТАП Беседа о том, откуда берутся снег и лед.
Слайд 1 5 -Снег и лёд имеют различные свойства, но что у них общего?
(Снег и лёд превращаются в воду под действием тепла).
-Верно. Снег и лёд при таянии превращаются в воду.
-А если вода замёрзнет, что она образует? (Лёд).
-Где в природе вы видели лёд?
(На реке, в луже, сосульки. гололёд, иней, узоры на окнах).
- А вы видели. Какие красивые узоры мороз рисует зимой на окнах? А вы знаете, откуда берутся эти узоры? Маленькие капельки воды на поверхности стекла замерзают, соединяются между собой и образуют причудливые узоры.
- А теперь совершим небольшое путешествие на Северный и Южный полюс.
Слайд 16 (Гелеверя Д.)Ледники ( рассказ ученика) – скопление льда на суше. (На вершинах гор, у Северного и Южного полюсов, в Арктике и Антарктике).
-Как же образуется ледник?
Если снег долго лежит, то он накапливается, слёживается, превращается в ледяные крупинки, нужно долгое время, чтобы образовался лёд. Ледник образуется в тех местах, где не наступает лето, где всегда холодно.
Слайд 16 ( Бегушева З.)Айсберг ( рассказ ученика) (в переводе с немецкого) - «ледяная гора». В океанах встречаются ледяные великаны в десятки и даже сотни километров. Нередко высота айсберга достигает 40-60 метров. Это настоящие плавучие острова льда. Только небольшая часть его находится над поверхностью воды, большая его часть – под водой. Она примерно в 7 раз больше надводной.
-Откуда же берутся эти громады льда? Они постепенно сползают с арктических материков или островов, где копятся вечные льды. Или рождаются на ледниках, спускающихся к океану с гор. Бывают черные айсберги это связано с деятельностью вулканов - лёд покрывается толстым слоем вулканической пыли, которая не смывается даже морской водой. ___________________________________________________________________________
-Если вы захотите, то сможете узнать ещё много интересного об айсбергах на страницах энциклопедий и других книг.
Потом обязательно поделитесь с нами этими знаниями.
-Можно ли в доме увидеть лёд?
-Как в домашних условиях воду превратить в лёд? ( Дома можно наполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру)
На протяжении нескольких лет в крупных городах нашей страны проходит фестиваль ледовых фигур.
___________________________________________________________________________
Слайд ( Корнеев Р.)17 Фестиваль ледовых фигур.
Так выглядит парк накануне фестиваля… Снежные кубы только что освободили от досок, в которые две недели назад утрамбовали снег. Пролежав всего две недели, снег становится плотным и твердым, как камень. Чтобы убрать ненужные куски, скульпторы работают электропилой или пилят снег куском толстого железного провода. Часто у зрителей возникают вопросы, откуда же везут лёд, и главное - как его везут. Многие считают, что лед привозят с севера самолетом. На самом же деле лед берут в пермских реках, а снег привозят из-за города. Склеиваются ледовые кубы не клеем . Самым надёжным клеем является вода. А еще для сглаживания швов и создания особой прозрачности скульпторы пользуются обыкновенным домашним утюгом или феном.
____________________________________________________________________________
- Так что же такое лёд? ( Это замёрзшая вода.)
-А когда образуется снег? (Зимой).
-А что такое снег? (Это снежинки, которые падают с неба).
-А как образуются снежинки? ( Ответы детей)
- Сейчас мы проверим, верны ли ваши рассуждения.
Слайд 18 .- Перед вами снимок Земли, сделанный из космоса. На нем видно, что Земля имеет форму шара. Более темные участки на снимке – вода , светлые – суша, самые светлые – облака.
_____________________________________________________________________________
Слайд 1 9 ( Баранов М., Зарипов М.) ( Рассказ 2 учеников)
- Облака состоят из очень маленьких кристалликов воды. Когда они соединяются в большие капельки и становятся слишком тяжелыми, облака опускаются ниже и начинает идти дождь.
- Если температура воздуха меньше нуля градусов, маленькие кристаллики в облаках превращаются в снежинки. Снежные звёздочки соединяются в снежинки или хлопья снега.
- Даже невооруженным взглядом рассматривая снежинки, можно
заметить, что ни одна из них не повторяет другую.
То, что одна снежинка практически невесома, любой из нас прекрасно знает: достаточно подставить ладошку под падающий снежок.
- Но бывают и исключения - самые крупные снежинки выпали в Москве более 70 лет тому назад. Пойманные на ладонь, они закрывали её почти всю целиком и напоминали страусиные перья.
- То, что снег имеет не чисто-белый, а слегка голубоватый оттенок, известно давно.
- Более половины населения земного шара никогда не видело снега, разве только на фотографиях.
- А почему снег скрипит?
- Скрип снега – это всего лишь шум от раздавливаемых кристалликов. Скрипит снег лишь в мороз.
Слайд 20 - Хотя снежинки разные по рисунку, но одинаковые по форме. Сколько лучей имеет каждая из них?
- Не только форма, но и падение снежинок восхищает людей. А как падают снежинки?
(В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает всё вокруг ровным слоем. Стоит подуть ветру, как заметёт, закружит метель, оставляя высокие сугробы.)
V ЭТАП . Закрепление изученного материала. Кроссворд.
Снеговик подготовил нам загадки.
1. Меня все растили,
Из снега слепили.
Холодный, большой –
Кто я такой? (Снеговик.)
2. Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз.)
3. Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд.)
4. Кто, угадай – ка, седая хозяйка,
Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (Зима.)
Ключевое слово – вода.
- Почему?
Снег и лёд образуются при замерзании воды.
Фрагмент образовательной программы.
- А могут ли снег и лёд быть опасными? (лёд на поверхности водоемов, сосульки на крышах домов ).
Советы пешеходам при гололёде и гололедице от снеговика.
1. Слушая информацию о погоде, обращайте внимание на фразу: „На дорогах сильная гололедица“.
2. В такой день, по возможности, лучше вовсе не выходить из дому.
3. Передвигаться по льду надо умеючи: на полусогнутых ногах, наклонившись вперед, ноги ставить на всю ступню и слегка расслабить в коленях, идти не торопясь. Руки (или хотя бы одна правая рука) должны быть свободны.
4. Если чувствуете, что падаете, — постарайтесь сгруппироваться и валиться на правый бок, с упором на ладонь и предплечье.
5. Выходите на улицу обязательно в удобной устойчивой обуви.
VI ЭТАП . Итог урока
Графический диктант. (Учащиеся при ответе на вопрос используют синий и красный карандаши. Если не знают ответ на вопрос, пропускают клеточку)
- Снег при таянии превращается в воду. (ДА)
- Если вода замерзает, она превращается в лед. (ДА)
- Снег бесцветный. (НЕТ)
- Лед прозрачный. (ДА)
- У снежинок пять лучей. (НЕТ)
- Снег рыхлый. (ДА)
- Лед хрупкий. (ДА)
- Снег непрозрачный. (ДА)
- Все снежинки одинаковые. (НЕТ)
- Снег белый. (ДА)
У детей появляется на проверочных карточках следующий рисунок:
○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○
- Ребята, а на какие трудные, но интересные вопросы мы нашли ответы?
VII ЭТАП. Домашнее задание.
Я предлагаю вам на выбор несколько вариантов. Подумать, спросить у родителей, посмотреть энциклопеции и ответить на вопрос :А можно ли есть лед или снег? (Снег и лед могут быть съедобными только, если их сделал человек. Мороженое и фруктовый лед—это очень вкусно !)
Может быть, вы найдете и покажите покажут ещё опыты или фокусы со снегом, льдом,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"
Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...
Урок окр.мира "Откуда берутся снег и лед?"
Урок окружающего мира в 1 классе...
Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?"
Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?" в 1 - м классе. Главной целью данного урока является создание содержательных и организационных условий для самостоятельн...
урок окружающего мира Откуда берутся снег и лед 1 класс УМК Школа России
Конспект урока окружающего мира по теме Откуда берутся снег и лед предназначен для учителей начальных классов , работающих по УМК Школа России.На уроке используется групповая форма работы учащихся,эле...
Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова
Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....
Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова
Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....
УМК "Школа России". Окружающий мир. 1-й класс. Урок 27. ТЕМА: « ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД?»
УМК "Школа России". Урок разработан с требованиями ФГОС. Задействован электронный ресурс. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная и фронтальная работы....