Урок-репортаж "Мир вокруг нас"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок по окружающему миру в 1 классе. Обобщение природоведческих знаний и представлений учащихся. Развитие внимания, мышления, наблюдательности, речи. Воспитание доброго, непотребительского отношения к окружающему миру, осознание себя как части природы и бережного отношения к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytye_uroki.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок-репортаж «Мир вокруг нас»
Цели урока: Обобщить природоведческие знания и представления учащихся; развивать
внимание, мышление, наблюдательность, речь; воспитывать доброе,
непотребительское отношение к окружающему миру, осознание себя как
части природы и бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: экологические знаки, схема-газета, фишки, Анти - музей, выставка работ
учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Посмотрите на доску. Что вы видите ? (газету) Как она называется? («Мир вокруг нас».) Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?( Писать заметки в газету; делать иллюстрации и т.д.).
-Это необычная газета – она живая. Каждый круг газеты – её страничка, а готовили её корреспонденты.
- Посмотрите в центр круга, кого вы там видите? (грустного человечка).
- А почему он грустный? (ответы детей).
III. Актуализация знаний.
-У вас оказались различные мнения. Давайте теперь послушаем репортажи наших корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может и поймём , почему же он грустный.
1 корреспондент: Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает).Но сначала вы должны догадаться, о чём пойдёт речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (воздух)
- Правильно, речь пойдёт о воздухе. Мы живём в воздушном океане. Который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан звать небом.
- Кто знает стихи о небе? (Дети читают стихи).
- Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы ,что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа. Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты. Микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей).
-Проветрили комнату, стёрли пыль влажной тряпкой – убрали микробы с голубого поля! ( Убирает аппликации микробов. Вывешивает экологический знак.)
- Ещё хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик.
( Экологический знак). В больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения. Что означает этот знак? (ответы детей)
- Голубое поле стало чистым – нам стало легче дышать.
2 корреспондент: Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поёт такие слова:
Непременно каждым утром
Я включаю телевизор,
И, конечно, репродуктор,
И ещё магнитофон.
-Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:
Эй, гражданка у окна,
Вы же в доме не одна
Почему же целый дом
Должен слушать этот гром?(Ответы детей)
-Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, т.к. современные машины – грузовики, самолёты издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот ещё некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно – резкий . сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей на этом поле? (Показывает поле со стрелками и спиралями). Звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт. Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей). Правильно, не включать громко музыку, не кричать.(Экологический знак). Так с белого поля мы убрали стрелки и оставили красивые волны.
3 корреспондент: Мы пришли на синюю страничку.
Ни умыться , ни напиться
Без воды,
Листику не распуститься
Без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
-Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А ещё где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода, и облака – это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Солёная. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:
Водичко, водичко,
Умой моё личико,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
-Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, её надо беречь. А как? (Ответы детей).
-Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми (экологический знак), во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нём пятна – это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки. Ручьи, озёра различный мусор, моют в них машины. А ещё много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы . ребята. Очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (Ответы людей).
-Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озёра мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберём все грязные пятна! (Убирает).
-Посмотрите, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!
4 корреспондент: А теперь зелёная страничка нашей газеты! Это страничка жизни. А почему она зелёная? (Ответы детей).
- Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зелёном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе друг.
-Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы людей).
-Посмотрите на это поле, на нём чёрные круги и квадраты, под каждым из них растения и животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей. Экологический знак.)
-Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе. А не губить их. Мы запомним это правило и можем убрать чёрные круги. Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как эти растения – природу. Но поле портят чёрные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что делать? Как убрать чёрные квадраты? (ответы детей).
-Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать гнёзд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило. Уберём чёрные квадраты. Лучше без них на зелёном поле!
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Введение материала с учётом закономерностей процесса познания, осмысление связей и отношений в объекте изучения.
-Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки или жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Как прекрасны творения природы, представленные на фотографиях и рисунках! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица Земли. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности –это призыв к разуму и совести каждого: не повторять роковых ошибок. Посмотрите, ребята, какое красивое зелёное поле! Конечно, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем.
V. Первичная проверка понимания.
-Наконец, чтобы наш человечек заулыбался, повторим правила поведения в природе. Я читаю вам экологический рассказ. Если вы заметили ошибку – откладывайте фишку.
-С весёлой музыкой мы шагаем по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которых мы не знали,- сбивали палкой.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили их обратно.
На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими протыкать весь муравейник.
Нам очень понравилась прогулка по лесу!
- А вам, ребята, понравилась прогулка? (Ответы детей).
-Как люди связаны с окружающей их природой изучает наука экология. Эта наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.
-Посмотрите на нашу выставку. Почему эти экспонаты выставлены в Анти – музее? (Ответы детей).
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу).
-Наш человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску).
- Как вы думаете, почему у него изменилось настроение? (Ответы детей).
- Ему хорошо в чистом поле. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.
-Понравился ли вам наш урок – репортаж?
-Что интересного вы узнали на уроке?
-Что нового открыли?
-К какому выводу пришли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс
Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...
Живой и невидимый мир вокруг нас. Творческая работа учащегося Васильева Владислава
Презентация проекта "Мое летнее открытие: микроорганизмы"...
Создание проблемных ситуаций на уроках "Мир вокруг нас"
Проблеммные ситуации, вопросы....
Внеклассное мероприятие «Вокруг смеха»
Внеклассное мероприятие разработано в виде конкурсной программы, посвященной 1 апреля – Дню смеха....
Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".
Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение интереса младших школьников к изучению природы, к экологии; расширение кругозора обучаю...
«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...
Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца
Программа ПНШ...