Конспект урока по теме: " Охрана растений. "
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Тема: Охрана растений.
Цели урока:
Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.
Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой
поведения в природе; развитие умения устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности;
Показать важность охраны растений; воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_temeohrana_rasteniy.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Охрана растений.
Цели урока:
Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.
Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; развитие умения устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности;
Показать важность охраны растений; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
2.Введение в тему.
Послушайте экологическую сказку.
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.
Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был "добрым" мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал ...
Обсуждение сказки.
-Можно ли Вову назвать "добрым" мальчиком?
Почему лось заплакал?
Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.
Послушайте стихотворение о подснежниках.
Подснежник.
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки...
Это мы срываем без разбора Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
"Наслаждайтесь нашей красотою-
Только очень просим нас не рвать!" (И. Абдулаева)
Почему же нельзя рвать цветы?
Сообщение темы урока.
Вы уже очень много узнали о растениях и эти знания сейчас показали.
Тема сегодняшнего урока "Охрана растений".
Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?
Проверка домашнего задания по теме: "Размножение и развитие растений".
-Проведём краткий опрос по изученному материалу.
Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают? Как происходит опыление растений?
-Что образуется на месте цветов после опыления?
Назовите насекомых-опылителей.
Как распространяются плоды и семена растений?
Какие условия нужны для прорастания семян?
Как развивается растение из семени?
Во время опроса двое учеников работают по карточкам с индивидуальными заданиями:
Карточка 1.
Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена:
Клён ...
Одуванчик...
Сосна...
Репейник...
Ель...
(Ответ: Клён - ветром; одуванчик - ветром; сосна - ветром, птицами (дятел), зверьми (белка); репейник-животными, человеком).
Карточка 2.
Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:
Семя
Взрослое растение с плодами и семенами Проросток с развивающимся корешком Взрослое растение с цветками Проросток с развивающимся стеблем и листочками
(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающимся корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочками; 4. Взрослое растение с цветками; 5. Взрослое растение с плодами и семенами).
Проверка заданий по карточкам.
Викторина "Узнай растение".
Учитель читает описание растения. Отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клеточки на доске.
1) Гирлянды белых, маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Но не бери её в рот - она ядовита.(ландыш)
2) Укакого лиственного дерева, даже в самый жаркий день, кора остаётся прохладной?(берёза)
3) Вся поляна покрыта голубыми цветами.
Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит
ветерок - над поляной послышится серебряный перезвон, (колокольчик).
Значение растений для животных и человека. Беседа.
Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля. Какое значение имеют растения для животных?
(Растения дают животным кислород, служат пищей, лекарством, жилищем).
А какое значение имеют растения для человека?
( Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства, древесину, ткани -лён, хлопок.)
Знакомство с Красной книгой.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу, (показ книги)
Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас- стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)
Ребята нам приготовили сообщение о растениях из Красной книги.
Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет-сигнал опасности.
Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает.
Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит "переселение" на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их с
обитания труднодоступны или точно не установлены. Зелёные: На зелёных страницах - самых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Идея Красной книги - спасти животный и растительный мир.
7. Физкульминутка "Бабочка".
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Спал цветок и вдруг проснулся –
8.Лекарственные растения.
Учитель: Многие растения на нашей планете являются лекарственными. Это замечательное богатство природы. Собирать их нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Часть этих растений надо обязательно оставлять в природе для дальнейшего их размножения.
Рассмотрим выставку лекарственных растений.
Это женьшень, черемша, белая акация, горечавка жёлтая, арника горная, красавка, родиола розовая, жостер, щавель конский, алтей, володушка золотистая.
обнадёживающих - те Женьшень-одно из самых ценных растений, используемое в восточной медицине уже около 4 тысячь лет. Считается, что корень, имеющий форму фигурки человека, обладает наибольшей силой, продлевает жизнь. Это растение занесено в международную Красную книгу и подлежит охране. "Жень" на китайском языке означает человек, а "шень" - корень. Женьшень растёт очень медленно, срок его жизни 50 лет и больше.
В медицине используют корни растения, как тонизирующее средство, повышающее сопротивление организма к заболеваниям.
Многие лечебные растения используются при производстве косметики:
зубных паст, кремов, шампуней.
Учащиеся рассматривают выставку косметических средств, созданных на основе лекарственных растений, а также сборы лекарственных растений, используемые при различных заболеваниях.
Атеперь рассмотрите космитические средства и найдите, какие лекарственные растения входят в состав этих средств.
Практическая работа.
1 гpyппa- выписать все растения, которые растут рядом: в классе, на клумбах, возле дома и т.д.
2 группа- придумать правила обращения по защите растений, экологические знаки
животные и растения, 10. Экологический светофор.
-Поиграем в игру "Экологический светофор", чтобы закрепить правила поведения по охране растений в различных ситуациях.
Правила игры: "Экологический светофор" похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы?
Учащиеся. Красный свет запрещает движение, жёлтый - предупреждает, а зелёный - разрешает.
Учитель. Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного движения. "Экологический светофор" поможет нам правильно поступать, чтобы не причинять вреда растениям. Он тоже имеет три цвета:
"красный свет - природе вред!"; "жёлтый-осторожно!"; "светзелёный-так красиво! - лес сказал тебе "Спасибо!". Я буду зачитывать текст карточки, а вы по команде "Внимание, раз!" должны "зажигать сигналы светофора", демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации.
1 ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом - ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда, наконец, Аня которых закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать.
Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.
ситуация. Валера встал поздно, кое-как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его
9.Групповая работа.
пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь - побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда и Валера пустился напрямик,
затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс - раздался звонок. "Не опоздал!" - радостно подумал Валера.
Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения.
ситуация. Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них высокая трава, цветы. "Как же быть?" - задумались они, - "можно ли здесь кататься?" Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.
ситуация. Каждую осень Галя и Маша собирали семена цветов: календулы, бархоток... Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали учителем на школьных клумбах. Каждый год девочки узнавали о цветах все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом. Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.
ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и цветы, и листья. Они взяли с собой большой полиэтиленовый пакет и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно- они ещё не решили. "Посмотрим по дороге - что понравится, то и будем срывать для гербария" - договорились между собой Катя и Света.
Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения.
ситуация. Света с родителями поехали в лес. Отец вел машину. Остались позади шумные городские улицы, проехали дачные участки. Далее вдоль дороги стеной вставали деревья. Проехав какое-то расстояние, отец спросил: "Где остановимся?" Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал таким образом - следы от машин оставались надолго.
Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в растения у себя во дворе и вместе лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям.
Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения.
-В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку. Натиск человечества столь усилился на зеленый мир, что многие растения исчезают с земного шара. ".
обобщение по теме,
Из-за чего дикорастущие растения становятся редкими?
Где растения находятся под особой охраной?
Можно ли собирать растения в природе?
Х2. Вывод.
Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?
(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)
Верно, ребята. Замечательный писатель К. Паустовский, всей душой любивший природу, сказал:
"Охранять природу - значит охранять Родину".
XVI. Домашнее задание.
Читать и пересказывать материал в учебнике на стр. 84-88; подготовить сообщение о любом растении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: "Охрана животных" А.А.Плешаков, 3класс
План – конспект урока «Охрана животных» Цель урока:создание условий для усвоения обучающимися знаний о Красной книге и животных, кот...
Конспект урока кубановедения. Тема: "Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении"
Данный конспект урока позволит учителю познакомить учащихся с видами ядовитых растений и грибов в лесах, дать представление детям о первой медицинской помощи при отравлениях....
Конспект урока на тему: "Охрана животных" 3 класс
ТЕМА: « ОХРАНА ЖИВОТНЫХ» («Школа России») 3 класс Цель урока: познакомить с животными, которые внесены в Красную книгу; рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.Планируемы...
Конспект урока по теме "Размножение растений" в 3 классе
Цели образовательные: расширить знания детей о жизни растений, познакомить учащихся со способами размножения и распространения растений,Цели развивающие: формировать УУД (универсальных учебных действи...
Конспект урока на тему «Органы растения и их значение для его жизни»
2 класс конспект урока по окружающему миру УМК Начальная школа 21 века....
Окружающий мир.Конспект урока по теме : " Царства растений"
Конспект урока составлен с использованием карточек и заданий платформы Учи.ру....
План-конспект урока на тему "Лекарственные растения"
План-конспект урока на тему "Лекарственные растения"...