рабочая программа 2 класс "Окружающий мир" ПНШ
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Аверина Евгения Сергеевна

содержит ктп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Тематическое планирование рассчитано на естественно-научное направление содержания курса и предусматривает следующее распределение часов по содержательным блокам: «Человек и природа» 150 часов, «Человек и общество» 108 часов, резерв 12 часов. Содержание блока «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены.

Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

Цель изучения курса

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Предмет «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  • мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
  • ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
  • базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
  • любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
  • базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);

учебно-познавательный интерес к учебному предмету,
информационным источникам, способам постановки опытов,
наблюдений;
устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.

Программными предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин, являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
  • сформированность умений наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
  • сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, Интернет);
  • сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в Интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
  • способность использовать готовые модели (глобус, карту, план, план-карту, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
  • способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и применения необходимой информации в быту;
  • умение составлять список используемой литературы и Интернет-адресов;
  • способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
  • способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

2 класс (68 ч)

Человек и природа (40 ч)

     Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля — планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус - модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанрв, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.

Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.

Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек и общество (24 ч)

Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.

Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).

Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

Родной край - частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.

Наша Родина - Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения (4 ч)

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота — залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

Тема

(раздел)

Количество часов

Сроки изучения темы (раздела)

Планируемые результаты

Виды деятельности

учащихся

Возможные

направления

исследовательской

деятельности

учащихся

Формы контроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам

1

Классификация объектов, выделение отличительных признаков

Классификация  объектов на основе их существенных признаков;

Обобщение информации

Работа в парах; классификация объектов окружающего мира; распределение объектов в группы;

Работа в парах, самопроверка, фронтальный опрос

2.Уро-экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края»

1

Работа с информацией; классификация живой и неживой природы; наблюдения тел

Установление связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе

Умение планировать свою деятельность

Работа в группах

3-4. Уроки-экскурсии на школьный учебно-опытный участок.

2

Наблюдение, выводы из наблюдений, установление связей

Сбор природного материала; осуществление посильных осенних работ на участке

Фронтальный и индивидуальный опрос

5-6. Где и как найти ответы на вопросы. Книги – наши друзья.

2

Ориентирование в словарях и словарных статьях

Работа с различными источниками информации

Организация диалога с книгой

Работа с источниками информации

7-8. Земля. Модель Земли. Почему на Земле день сменяется ночью.

2

Нахождение на карте и глобусе определённых объектов

Работа с географическими картами

Оценивание своих действий

Знакомство с новым термином «модель»; выявление причины смены дня и ночи

Фронтальный опрос, тест, самостоятельная работа

9. Звёзды и созвездия.

1

Уточнение представлений о звёздах и созвездиях

Работа с картами

Организовывать диалог с книгой и с учителем

Формирование представления о звёздах

Индивидуальный опрос

10-11. Планеты. Движение Земли вокруг Солнца.

2

Уточнение представлений о планете Земля

Использование готовых моделей

Уточнение представлений о планетах, Солнце и Земле

Кроссворд, тест, фронтальный опрочителемс

12. Как связаны неживая и живая природа?

1

классификация живой и неживой природы; наблюдения тел

Установление связей

Классификация  объектов на основе их существенных признаков;

Обобщение информации

Аргументировано отстаивать свою точку зрения

Нахождение взаимосвязи между объектами

Фронтальный и индивидуальный опрос

13. Условия жизни на планете Земля.

1

Уточнение представлений о планете Земля

Использование различных источников информации

Работа с источниками информации; проведение сравнений; выбор правильного ответа

Фронтальный и индивидуальный опрос

14. Свойства воздуха (первое заседание клуба).

1

Выделение определённых свойств воздуха и их классификация;

Различать изученные объекты; проведение классификации по существенным признакам

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, организация диалога

Расширение представлений о значении воздуха в жизни человека; определение в ходе опытов свойств воздуха

Работа в парах, оформление опытов в тетради

15. Кому и для чего нужна вода? (второе заседание клуба)

1

Проведение опытов; выявление свойств объектов;

Работа с различными источниками информации; сравнение свойств объектов; экологичное поведение в природе

Расширение представлений о значении воды в жизни человека; определение в ходе опытов свойств воды; сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств; высказывание суждений по результатам сравнений

Фронтальный опрос

16. Вода и её свойства (третье заседание клуба).

1

17. Условия, необходимые для развития растений.

1

Обсуждение процессов развития растений и условий обуславливающих развитие

Работа с различными источниками информации; наблюдение

Организовывать диалог

Работа с источниками информации; дополнение представлений о растениях

Работа в парах

18. Корень, стебель, лист.

1

Выделение основных частей растений

Работа с информацией

Организовывать диалог ; самоконтроль

Выявление отличительных признаков растений; работа с источниками информации

Устный опрос, оформление таблиц

19. Питание растений.

1

Обсуждение особенностей питания растений

Обсуждение особенностей процесса питания растений

Устный опрос

20-21. Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения. Папоротники, мхи и водоросли.

2

Классификация растений; соблюдения правил экологического поведения в природе;

Различать изученные объекты; проведение классификации по существенным признакам

Организовывать диалог с книгой и с учителем; самоконтроль

Выделение существенных признаков растений; распределение объектов по группам; самостоятельное маркирование;

Индивидуальный опрос, тест

22. Красная книга России. Правила поведения в природе.

1

Определение взаимоотношений человека и природы родного края и влияние человека на природные объекты, занесённые в Красную книгу

Определение взаимоотношений человека экологического поведения в природе и природы;

Самоопределение в окружающем мире

Работа с источниками информации; знакомство с объектами, находящимися  под охраной

Фронтальный опрос

23-24. Для чего люди выращивают культурные растения? Какие части культурных растений используют люди? (четвёртое заседания клуба)

2

Классификация растений; соблюдения правил экологического поведения в природе; моделирование

Составление таблицы растений; Различать изученные объекты; проведение классификации по существенным признакам

Организовывать диалог с книгой и с учителем; самоконтроль; самоопределение в окружающем мире

Выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих; классификация объектов

Индивидуальный опрос, дидактическая игра

25. Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? (пятое заседание клуба)

1

Классификация растений; определение сроков посадки растений

Составление таблицы; работа с информацией

Обобщение и систематизация знаний  об огородных  растениях родного края; труд людей на огороде

Составление таблицы сроков посадки растений родного края

26. От чего зависит урожай зерновых? (шестое заседание клуба)

1

Значение зерновых культур в жизни человека

Определение взаимоотношений человека экологического поведения в природе и природы;

Определение важности зерновых культур для жизни человека

Сельскохозяйственные работы на полях родного края

Тест

27. Урок-экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами и оборудованием».

1

Организация диалога;

Групповая работа

28. Растения сада.

1

Классификация растений; соблюдения правил экологического поведения в природе

Различать изученные объекты;

Ведение диалога; аргументировано отстаивать свою точку зрения,

Нахождение и определение растений сада

Устный опрос

29. Комнатные растения.

1

Проведение наблюдений над комнатными растениями

Проведение наблюдений; постановка опытов; следование инструкция и правилам; делать выводы на основе полученных результатов

Организация диалога; взаимопомощь при проведении опытов

30. Сколько живут растения? (седьмое заседание клуба)

1

Работа с различными источниками информации

Составление таблиц; различение изученных объектов; сравнение объектов

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, организация диалога

Выделение признаков однолетних,…. и многолетних растений; определение возраста растений

Устный опрос

31. Размножение растений своими частями (восьмое заседание клуба).

1

Выращивание растений в группе; поиск информации; проведение опытов по размножению растений

проведение опытов по размножению растений; наблюдение за развитием растений; соблюдение условий для развития растений; экологичное поведение в природе

Работа с понятиями «черенок», «отросток», «семя», «плод»; представление о возможности вегетативного размножения растений

Индивидуальный опрос

32. Размножение растений с помощью черенков (практическое занятие).

1

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, организация диалога

Наблюдение за размножением и развитием  растений

Практическая работа

33. Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?

1

Дополнение представлений о грибах; обсуждение представлений о грибах

Обнаружение простейших связей в природе; обсуждение представлений о грибах

Организация диалога

Выделение свойств и признаков грибов

Устный опрос, тест

34. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы.

1

Выявление отличительных признаков съедобных и ядовитых грибов

Классификация и выделение признаков природных объектов

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, организация диалога

Индивидуальный опрос, дидактическая игра

35. Разнообразие животных.

1

Классификация признаков животных разных групп

Различать изученные объекты; проведение классификации по существенным признакам

Организация диалога

Классификация животных

Фронтальный и индивидуальный опрос

36. Насекомые.

1

Повторение отличительных признаков насекомых

Выделение отличительных признаков

Фронтальный опрос

37. Рыбы.

1

Сравнение внешнего вида и характерные особенности рыб

самооценка

Тест

38. Земноводные.

1

Сравнение внешнего вида и характерные особенности земноводных

Различать изученные объекты; проведение классификации по существенным признакам

Организация диалога

Индивидуальный опрос

39. Пресмыкающиеся

1

Выделение отличительных признаков  пресмыкающихся

Устный опрос

40. Птицы.

1

Сравнение внешнего вида и характерные особенности рыб

самооценка

Самостоятельная работа

41. Звери.

1

Сравнение внешнего вида и характерные особенности рыб

Организация диалога

Работа в парах

42. Как животные защищаются.

1

Сравнения характерных для животных способов защиты

Работа с различными источниками информации

Организация диалога

Выделение приспособлений и способов для защиты

Фронтальный и  индивидуальный опрос

43. Домашние животные.

1

Выделение и классификация признаков. Отличающих домашних животных от диких

Группировка объектов по определённым признакам

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, организация диалога

Классификация и выделение существенных признаков домашних животных

Беседа по вопросам, работа в парах

44. Школьный живой уголок клуба «Мы и окружающий мир» (девятое заседание клуба).

1

Характеристика значения животных в природе и жизни человека

Классификация объектов; выделение существенных признаков

Животные живого уголка; мои домашние любимцы

Беседа по статье; подготовка сообщений

45. Урок – экскурсия на животноводческую ферму.

1

Проведение наблюдений за жизнью животных

Наблюдение  за природными объектами

Организация диалога

Наблюдение за жизнью животных

Беседа по вопросам

46. Значение диких животных.

1

Характеристика значения животных в природе и жизни человека

Классификация объектов; выделение существенных признаков

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, организация диалога

Определение значения животных в жизни человека

Работа в группах

47. Человек в ответе за тех, кого приручил.

1

Определение характера взаимоотношений человека и природы; нахождение примеров  влияния этих отношений на природные объекты

Экологичное поведение в природе

Правила поведения в природе, обращения с дикими и домашними животными

Викторина, фронтальный опрос

48-49. Урок-экскурсия в заповедник, заказник родного края.

2

Наблюдение за поведением животных

Беседа по вопросам, тест

50. Про тебя.

1

Работа с различными источниками информации; выделение необходимых условий для жизни и деятельности организма человека

Использование своих знаний о строении и функционировании организма для сохранения и укрепления здоровья; осознанное выполнение режима дня, оказание первой помощи при несложных несчастных случаях

Оценивание своих действий; предвосхищение своих результатов

Определение значения природы в жизни человека; отдельные виды труда, связанные с природой

Устный опрос, практическая работа

51. Что умеет человек?

1

Формирование выводов на основе наблюдений

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, организация диалога

Знакомство с различными профессиями человека

Все профессии нужны – все профессии важны

Устный опрос

52. Расти здоровым.

1

Понимание необходимости здорового образа жизни; нахождение необходимой информации; соблюдения чистоты и порядка на рабочем месте и дома

Определение характера взаимоотношений человека с природой, влияние на эти отношения

Оценивание личных результатов

Определение понятия «полезная пища»

Самостоятельная работа

53. Питание и здоровье.

1

Работа с дополнительными источниками информации

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, организация диалога

Групповая работа, работа в парах

54. От кого зависит твой режим дня? (десятое заседание клуба)

1

Использование своих знаний о строении и функционировании организма для сохранения и укрепления здоровья; осознанное выполнение режима дня, оказание первой помощи при несложных несчастных случаях

Определение условий хорошего состояния; проведение сравнений, выбор правильного ответа; знакомство с правилами личной гигиены

Фронтальный опрос

55. Чистота залог здоровья.

1

Оценивание своих действий; предвосхищение своих результатов

Практическая работа

56. Берегись простуды!

1

Моделирование  опасностей, подстерегающих во время сезонных изменений

Понятие «микробы»; основные способы охраны здоровья

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

57. Твоя безопасность на улице (одиннадцатое заседание клуба).

1

Моделирование  опасностей, подстерегающих при нахождении на улице

Соблюдение правил безопасности и безопасности окружающих

Аргументировано отстаивать свою точку зрения, организация диалога

Определение правил  безопасного поведения дома и на улице; вызов помощи; разбор нестандартных ситуаций

Работа в группах

58. Твоя безопасность дома.

1

Моделирование  опасностей, подстерегающих при нахождении дома

Оценка личных результатов

Тест

59. Имя города, села, посёлка.

1

Работа с картой; различение прошлого и настоящего, соотношение дат; нахождение места изучаемых событий на ленте времени

Работа с различными источниками информации

Организация диалога

Расширение знаний о родном крае

Беседа по вопросам, фронтальный опрос

60. История Московского Кремля.

1

ознакомление с историческими событиями связанными с Кремлём

Беседа по вопросам, групповая работа

61. Экскурсия в город.

1

Нахождение на карте и глобусе определённых объектов

Работа с информацией

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила

Расширение знаний о населённом пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями; обсуждение правил поведения в общественных местах

Отчёт о посещении краеведческого музея

62. Урок – экскурсия по родному городу, селу, посёлку.

1

Работа с картой; различение прошлого и настоящего, соотношение дат; нахождение места изучаемых событий на ленте времени; изучение родословной

Работа с различными источниками информации

63-64. Общий дедушка. Моя родословная.

2

Оценивание характера взаимоотношений людей в различных социальных группах

Изучение родословной

Дидактическая игра, фронтальный опрос

65-66. День Победы. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны.

2

Ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны событиях

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила

Рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи

Устный опрос

67. День Конституции России.

1

Различение государственной символики

Работа с различными источниками информации

Работа с оглавлением учебника, хрестоматии и дополнительными источниками информации

Фронтальный опрос

68. Заключительный урок.

1

Работа с различными источниками информации

Оценивание личных результатов

Тест, задание «Проверь себя»

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

•  характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;

•        обнаруживать  и  приводить примеры  взаимосвязей  между живой и неживой природой (например, влияние Солнца - источника тепла и света - на смену времен года, растительный и животный мир);

•        объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

•        демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;

•        сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

•        группировать      (классифицировать)      объекты      природы    по    признакам:    насекомые—рыбы—птицы—земноводные—пресмыкающиеся-млекопитающие (животные);

•        сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;

•        называть  признаки,   отличающие     домашних  животных от диких;

  • характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
  • группировать   (классифицировать)   объекты   природы   по признакам:   культурные - дикорастущие  растения,   однолетние -двулетние—многолетние     растения;        цветковые—хвойные - папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
  • характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
  • ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
  • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
  • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
  • использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
  • понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
  • находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
  • соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
  • называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
  • различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
  • ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны  и личности  событиях и  фактах  (День  Победы; День Конституции России; День города, села, поселка)
  • описывать достопримечательности Московского Кремля;
  • использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
  • работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День КонституцииРоссии).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;

•        проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;

•        использовать    дополнительные    источники    информации (словарь учебника),   находить факты  в  Интернете  (Интернет- адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);

•        проявлять  уважение  и   готовность  выполнять  совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

•        оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
  • работать с оглавлением учебника: находить нужную инфор
    мацию о правилах безопасного поведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • соблюдать   правила   безопасного   поведения    на   улице и в быту;
  • выполнять правила безопасного поведения в природе.

Программу обеспечивают:

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. — М. :

Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.2 класс: Методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/ Учебник.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД, СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД

Сфера личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей учебников (героев), которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми.

Сюжетная основа учебников и диалоговый характер учебных текстов позволяет демонстрировать учащимся образцы рас суждения и разрешения проблем, создает предпосылки для таких общих интеллектуальных умений, как умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

В процессе диалога учащимся задаются вопросы типа: «В чем причина ошибки рассуждений «героя»?», «Сравните и оцените два подхода», и т. д.

Герои диалога могут и ошибаться в своих суждениях, что чрезвычайно важно для психологического комфорта учащихся со средними способностями и для детей с повышенной тревожностью.

Например, выступление Миши на заседании школьного клуба («Окружающий мир», 2 кл., ч. 1, с. 94):

«Я считаю, что крапиву надо отнести к культурным растениям. Во-первых, она растет на огороде. Во-вторых, ее листья употребляют в пищу. В-третьих, я за ней ухаживаю. Я ее весной поливаю». А ты согласен с Мишей?»

Или диалог читателя с героями очередного заседания школьного клуба, где обсуждается целесообразность соблюдения режима дня младшим школьником (2 кл., ч. 2, с. 67): «От кого зависит твой режим дня? Кому — тебе или взрослым — он нужен?

Миша сказал, что его режим дня не зависит от него. Так, мама настаивает на том, чтобы спать он ложился в 9 часов вечера.

Костя Погодин возразил. Каждый сам решает раньше или позже

9        часов вечера ложиться спать. Но он считает, что от того, во сколько ляжешь спать, зависит режим нового дня. А как считаешь ты?»

Следя за развитием сюжетной интриги, наблюдая за поведением героев (Маша и Миша Ивановы и их одноклассники — Костя, Рашид, Сеня и др.), школьники учатся соотносить свои поступки, результаты своей учебной и внеурочной деятельности с поступками и результатами деятельности своих сверстников. Герои интриги экспериментируют, делают доклады и презентации, оформляют дневники наблюдений, ведут заседания школьных клубов, отстаивают свою точку зрения, изучают природу и культуру своего края, обсуждают правила здорового образа жизни, и в то же время постоянно ведут диалог с учащимися, призывая их к аналогичным видам деятельности.

Приведем примеры заданий, основная цель которых — формирование предметных, личностных и универсальных (метапредметных) способов действий по основной содержательной линии «Человек и природа»

Задания, основная цель которых:

1. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

  1. Тема «Цветковые растения». Как ты различаешь деревья, кустарники и травянистые растения? (2 кл., ч. 1, с. 73)
  2. Тема «Какие части культурных растений используют люди?». Задание всем присутствующим на заседании клуба: составить таблицу овощных, зерновых и бобовых растений своего края (2 кл., ч. 1, с. 92).
  3. Тема «Ищем ответы на вопросы в учебнике». Изучи таблицу. Объясни, как ее составили (2 кл., ч. 1, с. 13).
  4. Тема «Свойства воды». Перепиши таблицу в тетрадь и занеси в нее результаты своих наблюдений (2 кл., ч. 1, с. 53).
  5. Тема «Сколько живут растения?». Так в чем же сходство и различие однолетних, двулетних и многолетних растений? (2 кл., ч. 1, с. 104).
  6. Тема «Разнообразие животных». Проверь по Оглавлению, сколько групп животных должно быть в схеме. Вернись на с. 5. Назови каждое из изображенных животных. Укажи группу, к которой оно относится (2 кл., ч. 2, с. 8).

Аналогичные задания:

  1. кл., ч.1: с. 60, 108...; ч. 2: с.5, 6, 8, 9, 14, ... 54...

2. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

  1. Тема «Учимся читать карту». Найди в нижней части физической карты России шкалу глубин и высот. Затем определи, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Теперь найди Северный Ледовитый океан и его самые глубинные места, окрашенные в темно-синий цвет. Определи их глубину.

Аналогичные задания: 1 кл.: с. 28, 29...

2кл.,ч. 1:с. 6, 11, 18, 58 и др.; ч. 2: с. 6, 9, 17, 18, 19, 25, 41...

3.        Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

  1. Тема «Органы чувств». Проведи опыты и дай ответы. По каким признакам и с помощью каких органов чувств ты узнал(а), эти предметы? (1 кл., с. 8—9).
  2. Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Обрати внимание на комнатное растение, которое стоит около окна. Его листья обращены к свету. Поверни это растение листьями от окна. Оставь его в таком положении на 3-4 дня. Как ты думаешь, что произойдет с листьями за эти дни? Через 3-4 дня вновь обрати внимание на положение листьев. Твое предположение подтвердилось? Объясни причину этого явления (2 кл., ч. 1, с. 71).
  1. Тема «Свойства воды». Используя инструкцию по проведению эксперимента, определи, какая вода течет у тебя дома: ПРОЗРАЧНАЯ, МУТНАЯ или СЛЕГКА МУТНАЯ

4.        Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации.

1) Тема «Условия жизни на планете Земля». Ты прочитал в Словарике, что такое атмосфера? Влияет ли атмосфера на жизнь Земли? Дочитай текст. Выясни условия, необходимые для жизни на Земле (2 кл., ч. 1, с. 42).

  1. Тема «Что за зверь?». А каких еще животных пустыни ты знаешь? Если хочешь больше узнать о пустынях, найди дополнительный материал в Интернете (4 кл., ч. 1, с. 173).

Аналогичные задания:

  1. кл., ч. 1: с. 7, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 23, 29, 31, 40, 42, 95, 103,104, 106...; ч.2: с. 8, 9, 10, 14, 16, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 40, 51, 53, 59, 63, 82, 94, 96, 99, 104, 105, 106...

5. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.

  1. Тема «Дикие животные». Расскажи по рисункам, как птицы заботятся о своих питомцах?

2кл., ч. 1-е. 10, 11, 13, 15...; ч. 2: с. 7, 9, 11...

6. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

  1. Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Поверхность земли на карте обозначена условными знаками. Какие условные обозначения потребуются для составления карты вашего края (2 кл., ч. 1: с .9, 10, 14, 22, 23, 24, 27..., 122, 123...; ч. 2: с. 22, 23, 24, 126, 128, 132.)

7.        Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение).

  1. кл., ч. 1: с. 6-8, 41, 43, 63, 82, 83...; ч. 2: с. 8, 11, 14, 31...

8.        Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту).

  1. Тема «Свойства воды». Поверхность льда гладкая и скользкая. ГОЛОЛЕД - опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму. Прочитай советы врача Тамары Егоровны и обсуди их на заседании клуба (2 кл., ч. 1, с. 70).
  2. Тема «Безопасное поведение в лесу». Восьмое заседание клуба. Задание для всех присутствующих: составить для первоклассников правила безопасного поведения в лесу (клещи, встреча с животными) (2 кл., ч. 2, с. 74).
  3. Тема «Воздух». Классную комнату во время перемен проветривает дежурный, открывая форточки. А кто же «проветривает» атмосферу Земли? (2 кл., ч. 1, с. 101).
  4. Тема «Расти здоровым». От чего зависит здоровье человека? Рассмотри схему. Дополнить тебе ее поможет Оглавление (2 кл., ч. 2, с. 54).
  5. Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Евдокия Васильевна рассказала членам клуба «Мы и окружающий мир» интересный исторический случай. Однажды к известному естествоиспытателю Чарльзу Дарвину пришли за советом фермеры. Они хотели узнать, как повысить урожай семян клевера. Ученый посоветовал: «Разведите как можно больше кошек». Дарвин имел в виду, что цветки клевера опыляются шмелями, норки которых разоряют мыши. Но при чем тут кошки? (2 кл., ч. 2, с. 138).

Аналогичные задания:

2кл., ч. 1: с. 47, 56, 69, 70...

9. Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

  1. Тема «Про тебя». Рассмотри рисунок на с. 45. Назови части тела человека. Как и с помощью чего человек перемещается по суше и в воде? (2 кл., ч. 2, с. 44).
  2. Тема «Берегись простуды!». Рассмотри рисунок на с. 77. Расскажи по рисунку, какие правила гигиены надо соблюдать? (2 кл., ч. 2, с. 78).

Аналогичные задания: 2 кл., ч. 2: с. 44, 45, 47, 64, 65... 4 кл., ч. 2: с. 21, 23, 64, 65, 128, 129-137, 139, 141.

Приведем примеры заданий (учебники 1-4 классов) по основной содержательной линии «Человек и общество», основная цель которых — формирование как предметных, так и личностных, универсальных (метапредметных) способов действий. (По каждому пункту приводятся типичные примеры. Наличие подобных заданий обозначено нумерацией соответствующих страниц учебника по каждому классу).

Задания, основная цель которых научить школьника:

1. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и др.

  1. Тема «Имя города, села, поселка». Ты посылаешь письмо в школьный клуб «Мы и окружающий мир». Что ты указываешь после имени отправителя и имени получателя? (2 кл., ч. 2, с. 93).
  2. Тема «Рождение города». Найди и покажи соседу по парте на физической карте России Финский залив Балтийского моря. А он определит с помощью условных обозначений поверхность местности, на которой расположен город Санкт-Петербург (3 кл., ч. 2, с. 128).

Аналогичные задания:

2кл., ч. 2: с. 93, 94...

2. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов «Золотого кольца», своего края.

  1. Тема «День Конституции России». Рассмотри на с. 116 Государственный герб России. Назови его цвета. Какие фигуры на нем изображены? (2 кл., ч. 2, с. 115).

Аналогичные задания:

2        кл., ч. 2: форзац «Золотое кольцо России» с иллюстрациями гербов каждого из городов; форзац «План карта г. Санкт-Петурбурга (XVIII в.)»; с. 112, 114, 116, 117, 120...

  1. .

3. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени.

  1. Тема «Имя города, села, поселка». На рисунке ты видишь, как строилось село Мирное. Почему ему дали такое имя? Чем необычно старое написание названия? На письмах, которые получали сельчане от родных и друзей, было написано: «В село М1рное» (2 кл., ч. 2, с. 95).
  2. Тема «История Московского Кремля». Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы? (2 кл., ч. 2, с. 98)
  3. Тема «Общий дедушка». Кого из родственников называют прадедушкой? Кто был прадедом Ивана III, построившего более 500 лет тому назад Московский Кремль из красного кирпича? (2 кл., ч. 2, с. 109).

4.        Используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из
школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.

Страницы, содержащие адреса дополнительного материала в Интернете:

2 кл., ч. 1, с. 121, темы: «Планеты и звезды», «Природа Земли»;

  1. кл., ч. 2, с. 122, тема: «Животный мир Земли»;

5.        Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).

  1. Задания по форзацу учебника 2 класса, ч. 1: «Правила поведения в классном коллективе».
  2. Задания по форзацу учебника 2 класса, ч. 2: «Взаимопомощь в семье».
  3. Рассмотри рисунок. Как дедушку Ваню могут поздравить живущие далеко родственники? (2 кл., ч. 2, с. 107).
  4. Тема «Экскурсия в город». Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. В каком городе она расположена. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны для всей страны (2 кл., ч. 2, с. 105).

6.        Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

  1. Тема «Экскурсия в город». Какие правила надо соблюдать во время экскурсии в город? (2 кл., ч. 1, с. 104).
  2. Тема «Твоя безопасность на улице» (двенадцатое заседание клуба). Задание всем присутствующим: составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях (2 кл., ч. 2, с. 80).
  3. Тема «Твоя безопасность дома». В квартире многоэтажного дома тебя ждут родители. Ты подходишь к подъезду. Можно ли сказать, что все опасности уже позади? (2 кл., ч. 2, с. 87).

Аналогичные задания:

2кл., ч. 2: с. 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 92... 4 кл., ч. 2: с. 19, 23, 33-35, 42, 47, 61, 64-66...

8. Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).

1)        Тема «Дорогой друг!». Разработка и установка предупредительных знаков с целью охраны окружающей среды (1 кл.с. 62-63).

  1. Тема «День Конституции России». Ты уже учишься во 2 классе и знаешь права и обязанности школьника. Как ты понимаешь свое право на отдых? Можно ли не делать уроки, если не хочется? (2 кл., ч. 2, с. 114).
  2. Тема «День Конституции России». О каких правах, записанных в Конституции, ты можешь рассказать? (2 кл., ч. 2, с. 115).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализуя принцип деятельностного подхода, учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:

  • демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
  • выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
  • системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

- специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;

 - иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).

Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1—4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:

  • на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
  • участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);
  • социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др);

Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки наличных учебных достижений (как учеником, так и учителем). Это прежде всего:

  • задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
  • задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;

Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива.

Новая форма организации учебного занятия - заседание школьного клуба - позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры - к чтению, от экспериментирования - к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала - к исследованию. Например:

2        кл  ч 1-е. 45-53, 87-105; ч. 2: с. 66-69, 80-85, 103-106;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...