Конспект урока "Короли, президенты и граждане"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Смирнова Оксана Олеговна

Конспект урока "Короли, президенты и граждане", окружающий мир, 4 класс, УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_koroli_prezidenty_i_grazhdane_4_klass.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира  «Короли, президенты и граждане»

4 класс         Образовательная система «Школа 2100»

Учитель: Смирнова Оксана Олеговна

Учитель начальных классов ГБОУ лицей 179 г. Санкт-Петербурга

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Технология урока: проблемно- диалогическая технология, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационная технология

.

Цели и задачи урока:

Цели по линиям развития ребёнка.

Линия 1. Овладение картиной мира: научить объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: научить замечать и объяснять , какие поступки людей противоречат правам человека на участие в управлении своим государством, на свободу слова. Дать возможность ученикам предложить меры для исправления видимых нарушений.

Методическое обеспечение:

Учебник «Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс» (авторы А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова, С.В.Тырин), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество) 4 класс (авторы Н.В.Харитонова, Е.В.Сизова, Е.И.Стойка), мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здоровьесберегающий аспект

I. Постановка проблемы.

-Как  называется самое большое общество людей, живущих на Земле?

На доске: «Человечество – одно общество».

- Посмотрите на карту «Страны мира». (слайд 1) Все люди живут в одном государстве?

На доске:  «Все люди Земли живут в разных государствах».

-Какой у вас возникает вопрос?

-Сформулируйте основной вопрос урока (проблему).

Учащиеся отвечают на вопросы:

-Человечество.

-Нет, в разных.

- Почему человечество – одно общество, но все люди живут в разных государствах?

-Почему все государства не объединяются в одно? (слайд 2)

ИКТ способствует повышению мотивации учащихся.

II. Версии детей.

- Подумайте и выскажите свои предположения, почему государства не объединяются в одно?

Слайд 3

Дети обсуждают в группах, высказывают предположения:

- Огромным единым государством тяжело управлять;

- в каждом государстве свои традиции, обычаи, порядки;

-то, что нравится гражданам одного государства, может не понравиться гражданам другого государства.

На доске проводятся стрелки и записываются ключевые слова основных версий.

Работа в группах – комфортные условия.

III. Актуализация знаний и поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Монархия и республика.

- Какими же порядками и обычаями могут отличаться государства? Прочитайте как звучит тема нашего урока.

-Что обозначают эти понятия?

-Как называется глава государства в королевстве Великобритания?

-Как называется глава государства в России?

- Чем они отличаются?

-Найдите на с.81 учебника, как называются государства, в которых правит король. Как называются государства, в которых правит президент?

Так что же такое монархия?

- Что такое республика?

- Итак, часть человечества – граждане республик, а часть - подданные монархий.

На доске (под версию «в каждом государстве свои традиции, обычаи, порядки» прикрепляем карточки «монархия», «республика».

2. Демократия и диктатура.

- Вспомните, что такое демократия.

- Как народ при демократии управляем государством?

-Рассмотрите рисунки на с.84. Что вы видите?

- Можно ли сказать, что на всех рисунках изображены действительно демократические порядки?

- Как назвать государство, в котором приняты другие порядки, изображённые на рисунках 2,4,6?

-Найдите на с.84 учебника что же такое диктатура.

- Итак, часть человечества живёт в деморатических государствах, а часть в недемократических.

На доску вывешиваются таблички «демократия», «диктатура».

Физ. минутка

Слайды 11- 15. Демократия – встают, диктатура – остаются на месте.

«Короли, президенты и граждане».

Слайд 4.

-Короли и президенты – главы государств. Гражданин – человек, связанный с каким либо государством, считающий его своим, пользующийся его защитой.

- Король, королева.

- Президент.

- В их облачении на торжественных церемониях (на президентах обычные общегражданские костюмы, а короли и императоры носят на голове короны (кроме того имеют и иные отличительные признаки власти: мантию, скипетр и т.д.);

(слайды 5, 6, 7)

- в обращении к ним – обращение к королю «ваше величество» подчёркивает его особую роль среди всех жителей страны, которые именуются подданными; обращение к президентам «господин президент» ничем не отличается от обращения к любому гражданину страны «господин Иванов», «господин учитель», «господин директор» и т.д.

- в ритуалах при их появлении (при появлении и королей и президентов звучат государственные гимны, стоит почётный караул, так как и те, и другие – главы государств) и т.д.

- Монархия, республика. (слайд 8)

- Монархиями называют такие государства, в которых главой являются король, царь или император и власть передаётся по наследству.

- Республиками называют такие государства, где власть передаётся в результате народных выборов.

-Власть народа.

- Через выборы представителей власти, через всенародное голосование – референдум. (слайд 9)

- Выборы, голосование.

Ученики совещаются в парах.

Вывод: демократические порядки изображены на рисунках 1,2 и 5.

- Недемократическое или диктатура

Слайд 10

- Государство, в котором один человек захватывает всю власть в стране в свои руки.

Физ. минутка

IV. Выражение решения проблемы.

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

- Какой ответ вы можете дать на этот вопрос?

- Ответьте на1 вопрос (с.85 в учебнике)

(«Что означают слова «я – гражданин России», «он – гражданин Германии», «она – гражданка Украины».

- Выполните задание 1 на с.54 в тетради на печатной основе.

- Ответьте на вопрос задания 4 на.56 в тетради.

- Чем монархические государства отличаются от республик?

- Выберите в задании 4(м) с.56 одно выделенное слово, прочитайте определение. Если вы с ним не согласны, то исправьте.

- Почему все государства не объединяются в одно?

Слайд 11.

Обсуждение в группах.

 Вывод: Единое человечество состоит из граждан разных государств. В каждом государстве сложились свои формы и способы правления: монархия или республика, демократия или диктатура. Не все государства согласятся отказаться от своих порядков и принять чужие.

Учащиеся выполняют задание, совещаясь в парах.

- Монархия, республика.

Работа в парах.

Работа в группах – дети не испытывают стресс.

Смена видов деятельности.

V. Итог урока.

- Оцените свою работу на уроке.

-Кому что показалось трудным, непонятным?

- Что на уроке было самым интересным?

VI. Домашнее задание.

Учебник с.80-85, тема 15, тетрадь №2, 7 с.55-58, творческое задание: придумать в виде схемы, как изобразить демократию и диктатуру. Предложить товарищам догадаться, на какой схеме что изображено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 4 класс. Короли, президенты и граждане.

Конспект урока по окружающему миру. Программа "Школа 2100" 4 класс....

Презентация "Короли, президенты и граждане"

Презентация к уроку "Короли, президенты и граждане", окружающий мир, 4 класс, УМК "Школа 2100"...

Технологическая карта урока по Окружающему миру "Короли, президенты, граждане"

Технологическая карта урока по Окружающему миру "Короли, президенты, граждане", 4 класс...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Короли, президенты и граждане." 4 класс

Цель: создание условий для изучения форм правления государств и осмысления того, что единое человечество складывается из общностей граждан разных государств.Знать: понятия «монархия», &laq...

Конспект окружающего мира «Мы- граждане России» ( 4 класс УМК "Школа России")

Тема урока «Мы- граждане России» Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока:  сформировать у учащихся представление о России, научиться приводить примеры синонимов к слову &laqu...