ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Короли, президенты и граждане." 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Грозникова Ксения Владимировна

Цель: создание условий для изучения форм правления государств и осмысления того, что единое человечество складывается из общностей граждан разных государств.

Знать: понятия «монархия», «республика», «демократия», «диктатура».

Понимать: понятия «монархия», «республика», «демократия», «диктатура».

Применять: объяснять понятия «монархия», «республика», «демократия», «диктатура»

Анализ: текста и заданий учебника и тетради

Синтез: составление определений  понятий «монархия», «республика», «демократия», «диктатура».

Оценка: полученных знаний в жизни и для дальнейшего изучения окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Грозникова Ксения Владимировна

Предмет: окружающий мир

Класс:      4 «Г»                                          

Тема: Короли, президенты и граждане.

Тип урока: открытия нового знания

Цель: создание условий для изучения форм правления государств и осмысления того, что единое человечество складывается из общностей граждан разных государств.

Планируемые результаты

Предметные

Знать: понятия «монархия», «республика», «демократия», «диктатура».

Понимать: понятия «монархия», «республика», «демократия», «диктатура».

Применять: объяснять понятия «монархия», «республика», «демократия», «диктатура»

Анализ: текста и заданий учебника и тетради

Синтез: составление определений  понятий «монархия», «республика», «демократия», «диктатура».

Оценка: полученных знаний в жизни и для дальнейшего изучения окружающего мира

Метапредметные:

Регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в работе на уроке и следовать им.

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные

развивать способность самооценивания на основе критерия успешности учебной деятельности.

Межпредметные связи: физическая культура (физминутка)

Основные понятия: монархия, республика, демократия, диктатура.

Технологии: проблемного обучения

Ресурсы урока:

Для учителя: Учебник «Окружающий мир» 4 кл., ч.2, А.А.Вахрушев,  тетрадь на печ.осн. «Окружающий мир» 4 кл., ч.2, Н.В.Харитонова, презентация, раздаточный материал.

Для учащихся: Учебник «Окружающий мир» 4 кл., ч.2, А.А.Вахрушев,  тетрадь на печ.осн. «Окружающий мир» 4 кл., ч.2, Н.В.Харитонова, презентация, рабочая тетрадь, канцелярия.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.  Мотивация познавательной деятельности

- Здравствуйте!  Начнем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной и успешной работы. У каждого из вас есть возможность проверить и оценить свои знания. Проверьте готовность своего рабочего места: учебник, тетрадь рабочая и печатная, канцелярия.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация  необходимых знаний

Формулирование проблемы урока.

- Как  называется самое большое общество людей, живущих на Земле?

- Откройте учебник на с. 82-83. Внимательно рассмотрите на карту «Страны мира».

- Все люди живут в одном государстве?  

- Какой сделаем вывод? (слайд 1)

- Откройте учебник на с.80. Прочитайте про себя разговор Анюты и Илюши.

- Какое мнение высказала Анюта?

- Согласился ли с ней Илюша? Какое мнение высказал он?

- В начале урока мы пришли к выводу, что «Человечество – одно общество», «Все люди Земли живут в разных государствах». Теперь мы прочитали разговор ребят. Какая проблема возникает? 

- Мы с вами определили проблему. Сравним наш вариант с мнением авторов на с. 118. Прочитай вариант авторов, Кристина.

- Оправдались ли наши ожидания?

Версии ребят по проблеме урока.

- Мы определили проблему урока «Почему все государства не объединятся в одно?»

- Как вы думаете, почему государства не объединяются в одно?

- Ваши мнения очень интересные, а сейчас мы проверим, совпали ли ваши мнения с мнением политологов. Посмотрите на слайд, прочитайте мнения политологов (слайд 2).

- Огромным единым государством тяжело управлять;

- в каждом государстве свои традиции, обычаи, порядки;

-то, что нравится гражданам одного государства, может не понравиться гражданам другого государства.

- Оправдались ли наши ожидания?

- Человечество.

- Нет, в разных.

- «Человечество – одно общество». «Все люди Земли живут в разных государствах».

- Всему человечеству надо объединиться, тогда и войн  не будет.

- Не согласился. Большинство государств не захотят объединяться.

- Почему все государства не объединятся в одно?

- Почему все государства не объединятся в одно, чтобы

не было войн?

- Да

- Высказывают свои предположения.

- В зависимости от предположений ребят.

3. Организация познавательной деятельности

Монархия и республика.

- Прочитайте как звучит тема нашего урока. (слайд 3).

- Что обозначают эти понятия?

-Как называется глава государства в королевстве Великобритания?

-Как называется глава государства в России?

- Чем они отличаются?

- Действительно, существуют различия в облачении на церемониях: на президентах обычные  костюмы, а короли и императоры носят на голове короны, кроме того имеют и иные отличительные признаки власти: мантию, скипетр и т.д. (слайды 4, 5, 6).

-Также в обращении к ним – обращение к королю «ваше величество» подчёркивает его особую роль среди всех жителей страны, которые именуются подданными; обращение к президентам «господин президент» ничем не отличается от обращения к любому гражданину страны «господин Иванов», «господин учитель», «господин директор» и т.д.

- Посмотрите на доску: Какие слова вы видите? (слайд 7).

- Кто-нибудь слышал эти слова? Что они обозначают?

- Сейчас мы убедимся в правильности ваших версий. Прочитайте статью на с.81 учебника.

- Так что же такое монархия? Кого так называют? Запишем в тетрадь.

- Что такое республика? Что называют республиками? Запишем в тетрадь. 

- Оправдались ли ваши версии?

- Посмотрите на иллюстрации. На каких иллюстрациях изображены главы республик, а на каких — главы монархий? Как вы это определили.

Демократия и диктатура.

- Откроем учебник на с.84. Прочитайте название статьи.

- Демократия и диктатура — это еще один признак, по которому можно разделить государства.  Сейчас мы поговорим о них. Прочитайте текст на с. 84-85.

- Вспомните, что такое демократия? Запишем в тетрадь.

- Как народ при демократии управляем государством? (слайд 8).

-Рассмотрите рисунки на с.84. Что вы видите?

- Можно ли сказать, что на всех рисунках изображены действительно демократические порядки?

- Как назвать государство, в котором приняты другие порядки, изображённые на рисунках 2, 4, 6?

-Что же такое диктатура?  (слайд 9). Запишем в тетрадь.

- Итак, часть человечества живёт в демократических государствах, а часть в недемократических.

Физминутка

- Я смотрю вы немного устали, давайте встанем и разомнемся. (включаю видео).

Работа с таблицей.

- Я вам сейчас раздал таблицу. Вам необходимо ее заполнить.

Кто глава?

Как выбирается глава ?

Монархия

Республика

Власть принадлежит

Свобода слова

Демократия

Диктатура

- Проверим, как вы заполнили таблицу.

Кто глава?

Как выбирается глава ?

Монархия

Король, королева, царь, император

По наследству

Республика

Президент

Голосование, выборы

Власть принадлежит

Свобода слова

Демократия

Народу

+

Диктатура

Только правителю

Вывод по проблеме

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (слайд 10).  

- Какой ответ вы можете дать на этот вопрос сейчас? Используйте информацию учебника и выражения со слайда.  

Работа с тетрадью на печатной основе.

- Теперь будем работать с рабочей тетрадью. Откройте ее на с.56 №4 под буквой Н. Запишите нужную форму правления.

- Почему в 1 монархия? Как вы поняли это?

- Теперь выполним вторую часть задания. Выберите правильные утверждения, пометив их знаком «+». Исправьте неверные высказывания на правильные.

- Проверим. (см. рабочую тетрадь)

 

- Короли, президенты и граждане.

- Короли и президенты – главы государств. Гражданин – человек, связанный с каким либо государством, считающий его своим, пользующийся его защитой.

- Королева, король.

- Президент.

- В облачении на торжественных церемониях, в обращении к ним

- Монархия, республика.

- Версии ребят.

- Монархиями называют такие государства, в которых главой являются король, царь или император и власть передаётся по наследству.

- Республиками называют такие государства, где власть передаётся в результате народных выборов.

- В зависимости от версий ребят.

- На 1 и 4 главы республик, на 2 и 3 главы монархий. Определили по названию.

- Демократия и диктатура.

- Власть народа.

-Через выборы представителей власти, через всенародное голосование – референдум

- Голосование, выборы.

- Нет, демократические порядки изображены на рисунках 1,3 и 5.

- Недемократическое или диктатура.

- Государство, в котором один человек захватывает всю власть в стране в свои руки

- Почему все государства не объединяются в одно?

- Единое человечество состоит из граждан разных государств. В каждом государстве сложились свои формы и способы правления: монархия или республика, демократия или диктатура. Не все государства согласятся отказаться от своих порядков и принять чужие.

- 1-Монархия, 2- Республика.

- Правит царь.

4. Подведение итогов

Итог урока.

- Какая проблема была у нас на уроке? 

- Какой вывод мы сделали? 

- Какие основные понятия урока?

- Дайте значения понятиям.

 Д/з

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Учебник — с.80-85, вопросы.

Р.т. — с 58, кроссворд.

Рефлексия.

- У вас на партах лежат светофоры. Вам надо раскрасить один огонек светофора. На слайде написаны значения огоньков.

Красный — мне было скучно, трудно, неинтересно на уроке.

Желтый — урок был интересным, но иногда я не понимал задания.

Зеленый — мне очень понравился урок, я все понял, было легко.

Пока ребята выполняют рефлексию, оцениваю работу на уроке, ставлю отметки в дневник

- Покажите ваши светофоры!

- Наш урок закончен, спасибо за работу!

 

- Почему все государства не объединяются в одно?

- Единое человечество состоит из граждан разных государств. В каждом государстве сложились свои формы и способы правления: монархия или республика, демократия или диктатура. Не все государства согласятся отказаться от своих порядков и принять чужие.

- Монархия, республика, демократия, диктатура.

Монархия — государство, где власть передается по наследству.

Республика — это государство, в котором главой является президент.

Демократия — способ управления государством, при котором власть принадлежит народу.

Диктатура — способ управления государством, при котором власть принадлежит только одному человеку.

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока математики во 2 классе по теме «Умножение и деление на 2. Учитель: Лобзова Т.И. 2 А класс

Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).Педагогические задачи: Создать условия для формирования умений выполнять умножение и деление на 2. Составить таблицы умножения числа 2...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 класс Автор УМК «Rainbow English» 4 класс. Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В.

Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития коммуникативных умений по теме «Мое любимое время года»Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития комму...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...

Технологическая карта урока во 2-в классе по предмету математические представления по теме «Составление и решение примеров по картинке».

Целью данного материала является продолжать учить обучающихся составлять и решать примеры по картинкам. Урок составлен для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями. Материал также подобран дл...