Предметные Знать: понятия «монархия», «республика», «демократия», «диктатура». Понимать: понятия «монархия», «республика», «демократия», «диктатура». Применять: объяснять понятия «монархия», «республика», «демократия», «диктатура» Анализ: текста и заданий учебника и тетради Синтез: составление определений понятий «монархия», «республика», «демократия», «диктатура». Оценка: полученных знаний в жизни и для дальнейшего изучения окружающего мира | Метапредметные: Регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в работе на уроке и следовать им. Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Личностные развивать способность самооценивания на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Для учителя: Учебник «Окружающий мир» 4 кл., ч.2, А.А.Вахрушев, тетрадь на печ.осн. «Окружающий мир» 4 кл., ч.2, Н.В.Харитонова, презентация, раздаточный материал. | Для учащихся: Учебник «Окружающий мир» 4 кл., ч.2, А.А.Вахрушев, тетрадь на печ.осн. «Окружающий мир» 4 кл., ч.2, Н.В.Харитонова, презентация, рабочая тетрадь, канцелярия. |
Формулирование проблемы урока. - Как называется самое большое общество людей, живущих на Земле? - Откройте учебник на с. 82-83. Внимательно рассмотрите на карту «Страны мира». - Все люди живут в одном государстве? - Какой сделаем вывод? (слайд 1)
- Откройте учебник на с.80. Прочитайте про себя разговор Анюты и Илюши. - Какое мнение высказала Анюта?
- Согласился ли с ней Илюша? Какое мнение высказал он?
- В начале урока мы пришли к выводу, что «Человечество – одно общество», «Все люди Земли живут в разных государствах». Теперь мы прочитали разговор ребят. Какая проблема возникает? - Мы с вами определили проблему. Сравним наш вариант с мнением авторов на с. 118. Прочитай вариант авторов, Кристина. - Оправдались ли наши ожидания? Версии ребят по проблеме урока. - Мы определили проблему урока «Почему все государства не объединятся в одно?» - Как вы думаете, почему государства не объединяются в одно? - Ваши мнения очень интересные, а сейчас мы проверим, совпали ли ваши мнения с мнением политологов. Посмотрите на слайд, прочитайте мнения политологов (слайд 2). - Огромным единым государством тяжело управлять; - в каждом государстве свои традиции, обычаи, порядки; -то, что нравится гражданам одного государства, может не понравиться гражданам другого государства. - Оправдались ли наши ожидания? |
- Человечество.
- Нет, в разных. - «Человечество – одно общество». «Все люди Земли живут в разных государствах».
- Всему человечеству надо объединиться, тогда и войн не будет. - Не согласился. Большинство государств не захотят объединяться. - Почему все государства не объединятся в одно?
- Почему все государства не объединятся в одно, чтобы не было войн? - Да
- Высказывают свои предположения.
- В зависимости от предположений ребят. |
Монархия и республика. - Прочитайте как звучит тема нашего урока. (слайд 3). - Что обозначают эти понятия?
-Как называется глава государства в королевстве Великобритания? -Как называется глава государства в России? - Чем они отличаются?
- Действительно, существуют различия в облачении на церемониях: на президентах обычные костюмы, а короли и императоры носят на голове короны, кроме того имеют и иные отличительные признаки власти: мантию, скипетр и т.д. (слайды 4, 5, 6). -Также в обращении к ним – обращение к королю «ваше величество» подчёркивает его особую роль среди всех жителей страны, которые именуются подданными; обращение к президентам «господин президент» ничем не отличается от обращения к любому гражданину страны «господин Иванов», «господин учитель», «господин директор» и т.д.
- Посмотрите на доску: Какие слова вы видите? (слайд 7). - Кто-нибудь слышал эти слова? Что они обозначают? - Сейчас мы убедимся в правильности ваших версий. Прочитайте статью на с.81 учебника. - Так что же такое монархия? Кого так называют? Запишем в тетрадь.
- Что такое республика? Что называют республиками? Запишем в тетрадь.
- Оправдались ли ваши версии? - Посмотрите на иллюстрации. На каких иллюстрациях изображены главы республик, а на каких — главы монархий? Как вы это определили.
Демократия и диктатура. - Откроем учебник на с.84. Прочитайте название статьи. - Демократия и диктатура — это еще один признак, по которому можно разделить государства. Сейчас мы поговорим о них. Прочитайте текст на с. 84-85. - Вспомните, что такое демократия? Запишем в тетрадь. - Как народ при демократии управляем государством? (слайд 8).
-Рассмотрите рисунки на с.84. Что вы видите? - Можно ли сказать, что на всех рисунках изображены действительно демократические порядки? - Как назвать государство, в котором приняты другие порядки, изображённые на рисунках 2, 4, 6? -Что же такое диктатура? (слайд 9). Запишем в тетрадь.
- Итак, часть человечества живёт в демократических государствах, а часть в недемократических. Физминутка - Я смотрю вы немного устали, давайте встанем и разомнемся. (включаю видео). Работа с таблицей. - Я вам сейчас раздал таблицу. Вам необходимо ее заполнить.
| Кто глава? | Как выбирается глава ? | Монархия |
|
| Республика |
|
|
|
| Власть принадлежит | Свобода слова | Демократия |
|
| Диктатура |
|
|
- Проверим, как вы заполнили таблицу.
| Кто глава? | Как выбирается глава ? | Монархия | Король, королева, царь, император | По наследству | Республика | Президент | Голосование, выборы |
|
| Власть принадлежит | Свобода слова | Демократия | Народу | + | Диктатура | Только правителю | – |
Вывод по проблеме - Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (слайд 10). - Какой ответ вы можете дать на этот вопрос сейчас? Используйте информацию учебника и выражения со слайда.
Работа с тетрадью на печатной основе. - Теперь будем работать с рабочей тетрадью. Откройте ее на с.56 №4 под буквой Н. Запишите нужную форму правления. - Почему в 1 монархия? Как вы поняли это? - Теперь выполним вторую часть задания. Выберите правильные утверждения, пометив их знаком «+». Исправьте неверные высказывания на правильные. - Проверим. (см. рабочую тетрадь)
| - Короли, президенты и граждане. - Короли и президенты – главы государств. Гражданин – человек, связанный с каким либо государством, считающий его своим, пользующийся его защитой. - Королева, король. - Президент. - В облачении на торжественных церемониях, в обращении к ним
- Монархия, республика. - Версии ребят.
- Монархиями называют такие государства, в которых главой являются король, царь или император и власть передаётся по наследству.
- Республиками называют такие государства, где власть передаётся в результате народных выборов. - В зависимости от версий ребят. - На 1 и 4 главы республик, на 2 и 3 главы монархий. Определили по названию.
- Демократия и диктатура.
- Власть народа. -Через выборы представителей власти, через всенародное голосование – референдум - Голосование, выборы. - Нет, демократические порядки изображены на рисунках 1,3 и 5. - Недемократическое или диктатура.
- Государство, в котором один человек захватывает всю власть в стране в свои руки
- Почему все государства не объединяются в одно?
- Единое человечество состоит из граждан разных государств. В каждом государстве сложились свои формы и способы правления: монархия или республика, демократия или диктатура. Не все государства согласятся отказаться от своих порядков и принять чужие.
- 1-Монархия, 2- Республика. - Правит царь.
|
Итог урока. - Какая проблема была у нас на уроке? - Какой вывод мы сделали?
- Какие основные понятия урока? - Дайте значения понятиям.
Д/з - Откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник — с.80-85, вопросы. Р.т. — с 58, кроссворд.
Рефлексия. - У вас на партах лежат светофоры. Вам надо раскрасить один огонек светофора. На слайде написаны значения огоньков. Красный — мне было скучно, трудно, неинтересно на уроке. Желтый — урок был интересным, но иногда я не понимал задания. Зеленый — мне очень понравился урок, я все понял, было легко. Пока ребята выполняют рефлексию, оцениваю работу на уроке, ставлю отметки в дневник - Покажите ваши светофоры! - Наш урок закончен, спасибо за работу! | - Почему все государства не объединяются в одно? - Единое человечество состоит из граждан разных государств. В каждом государстве сложились свои формы и способы правления: монархия или республика, демократия или диктатура. Не все государства согласятся отказаться от своих порядков и принять чужие. - Монархия, республика, демократия, диктатура. Монархия — государство, где власть передается по наследству. Республика — это государство, в котором главой является президент. Демократия — способ управления государством, при котором власть принадлежит народу. Диктатура — способ управления государством, при котором власть принадлежит только одному человеку.
|