Урок по теме "Почва- среда обитания растений и животных".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
В 4 классе на уроке окружающего мира ребята знакомятся с составом почвы и её свойством. Проводят наблюдения и опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_4_kl.docx | 24.03 КБ |
test.docx | 14.83 КБ |
opyty.pptx | 1.5 МБ |
nablyudenie_dlya_1ryada.docx | 86.25 КБ |
nablyudenie_dlya_2_ryada.docx | 85.41 КБ |
nablyudenie_dlya_3_ryada.docx | 88.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 4 класс . Окружающий мир.
Рассмотрите рисунок на листочке и скажите представитель какой профессии работает с изображёнными предметами, какую работу выполняет, чем работа людей этой профессии полезна обществу?
Учёный - исследует, эксперементирует, делает открытия в науке.
Сегодня на уроке попробуем быть в роли- исследователей и поработаем так, что бы наша работа тоже оказалась нам полезной и в школе и в жизни.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А что бы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Начнём с наблюдения погоды.
Погода у нас сегодня замечательная, всё готово к уроку и поэтому с хорошим настроением начинаем работать.
И так, юные исследователи в нашей лаборатории мы сегодня не одни. Не только люди изучают и исследуют нашу планету, но и инопланетяне время от времени посещают её. Сегодня мы попробуем поработать вместе с ними.
Посмотрите и определите, что мы сегодня будем исследовать.
(просмотр ролика)
( Как её все называют…пауза,
-почва ( и что о ней узнал..пауза)
У- объект исследования у нас будет ?
Д-Почва
( вешаю на доску слово почва)Тема урока : Почва- среда обитания……
У- Как назывался раздел, который мы закончили изучать?
Д- Природные зоны.
У – обратите внимание, у нас есть выставка рисунков по природным зонам.
Характеризуя каждую природную зону мы говорили и о почве. На карте отметьте карточкой ,ту природную зону, где нет почвы.
Карточка№1-Арктика.
Карточкой №2 отметьте природную зону с самыми плодородными почвами.
Карточкой №2-Степи.
У--Что и кто обитает в почве?
Д -Растения и животные.
У-Кто догадался? Какая тема урока?
Д.-Почва- среда обитания растений и животных
Запишите тему урока:
Определите задачи урока.
Какие задачи у вас получились, прочитайте. Хорошо, а моя цель помочь вам в исследовании.
Задание1 Поиск. Откройте учебник стр .37.
У-Прочитайте про себя текст, найдите определение и запишите . Что такое почва?
Прочитайте.
Д -Почва-это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения и микроорганизмы.
У- А как он выглядит этот верхний слой ? давай те посмотрим.
Задание 2.Наблюдение.
Работаем в парах. Рассмотрите образец почвы на ваших столах. Что вы видите?
-какого цвета? ( почва тёмного цвета)
-Что ещё там заметили? ( остатки старых сухих листьев, остатки старой травы, маленькие палочки, остатки сухих насекомых) Запишите. Прочитайте что у вас получилось.
Давай посмотрим ,а как дела у нашего инопланетянина. Каких он добился результатов, изучая почву.
(просмотр ролика..а что необходимо для жизни растений..?)
Пауза…
У- Вспомните, что необходимо для жизни растений?
Д- Воздух, вода, перегной, минеральные соли.
У-Как проверить есть ли это всё в почве?
Д -провести опыты.
У- Проведём несколько опытов, что бы выяснить что входит в состав почвы.
Задание 3
Опыт 1 Продолжаем работать в парах.
У- Комочек сухой почвы положите в стакан с водой. Что наблюдаете?
Д-Из почвы выходят пузырьки.
Вывод: значит в почве есть воздух. Запишите.
Опыт 2. Возьмите салфетку ,положите на неё немного почвы и сильно сожмите .Стряхните почву .Что осталось на салфетке?
Д- Влажное пятно.
Вывод: В почве есть вода.
У-Моя помощница Люба Чибакова провела ещё несколько опытов. Послушаем, что у неё получилось.
Опыт 3.Я нагревала землю, через некоторое время появится дым и неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, образованный из остатков растений и животных. Делаю вывод: значит в почве содержится перегной. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 4 Прокалённую почву в которой весь перегной уже сгорел насыпала в стакан с водой и размешала, через некоторое время на дно стакана осел песок и поверх глина .Вывод это говорит о том, что в состав почвы входят песок и глина.
Учитель : Возмите в руки небольшое количество почвы намочите её разомните между пальцами. Проверим можно ли скатать её в шарик?
Согласны ли вы с такими высказываниями. Если почву нельзя скатать в шарик, то в ней много песка, если почва скатывается в шарик , то в ней много глины.
Почвы, где много песка, хорошо пропускают воду, но не задерживают её.
Почвы где много глины и мало перегноя будут плохо пропускать и воздух и воду.
А Люба продолжит свои наблюдения.
Опыт 5. Я отпустила почву в стакан с водой тщательно всё размешала и дала отстояться. Взяла несколько капелек воды и поместила на стекло .Стала нагревать его держа над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался тонкий белый налёт . Это минеральные соли. Вывод: Этот опыт показал что в почве содержаться минеральные соли,которые растворяются в воде.
Опыты которые мы провели показали ,что в состав почвы входят. Прочитайте.
Посмотрим, а как дела по изучению почвы у нашего друга)
Просмотр ролика.
(дождевые черви обогащают почву перегноем….пауза)
Рассказ инопланетянина сравним с информацией в учебнике.стр 38
Прочитаем.
Уточняем, углубляем наши знания.
У -как вы поняли ? как по-другому называется перегной?
Д- гумус
Просмотр ролика.
У- Как вы поняли эти слова Василия Васильевича Докучаева, что почва для людей дороже нефти и золота?
Ответы детей. Даже инопланетяне прилетели изучать почву,скажем им спасибо. Нам сегодня было интересно с ними работать. Как вы считаете,а всё ли мы знаем о почве?
Д-Нет, надо ещё много читать и изучать.
Инопланетяне улетели отдыхать после трудных исследований и мы с вами давайте отдохнём.
Физ-ка.(музыкальная)
У-На уроках окружающего мира мы говорим об охране растений и животных ,об охране воды и воздуха. Как вы думаете,надо ли сохранять поверхность земли?
Д-да..
У-давайте посмотрим фотографии.
Какие чувства вы испытали когда смотрели?
Д-Грусть ,тревога
У-Задание «Подумай» по рядам
1ряд
в учебнике стр.39.) выпишите основные причины истощения почвы .
2 ряд подумайте и запишите
способы охраны почвы.
3 ряд составьте пословицы.
Проверка:
Назовите основные причины истощения почвы.
1.от сильных ветров
2. от проливных дождей
3. неразумная деятельность человека
4.неправильная обработка почвы
5.внесение огромного количества удобрений
6.строительство зданий
7.уничтожение парков и скверов
8.выпас скота
9.вырубка деревьев.
Назовите способы охраны почвы.
1.Снимать слой почвы, перед тем как начинать строительство.
2.Вносить удобрения в почву и ядохимикаты умеренно.
3.Высаживать деревья
4.правильно вести распашку склонов.
5.не засорять мусором землю
Какие вы пословицы и поговорки о земле у вас получились.
Пословицы.
Земля – кормилица. Земля – матушка. Земля не уродит – никто не наградит. Земля семя хранит - человека кормит.
В каком значении здесь дано слово земля? Земля- верхний плодородный слой земли, в котором растут растения. Вот у меня есть энциклопедия. Которая так и называется Земля. Здесь земля рассматривается как и планета, и как почва.
Здесь есть интересные научные факты связанные с историей, географией.
Очень надеюсь, когда вы вырастите ,мои юные исследователи ,то постарайтесь сделать всё ,что бы наш родной край был чистым и красивым . И не было бы таких мест ,которые вызывают в душе боль и обиду.
Давайте посмотрим справились ли мы с задачами поставленными на урок.
Что мы сегодня узнали?
В роли кого мы сегодня работали? Поднимите руку для кого сегодня наша работа была полезной и интересной.
Знания которые получили сегодня на уроке, где нам пригодятся?
На проверочной работе по теме почва
И в жизни на своём огороде или даче.
Применяем наши знания в тесте.
Д.З.на выбор
1)Подготовить пересказ о составе почвы.
Выяснить какая почва у твоей семьи на огороде или дачном участке. Рассказать, как нужно ухаживать за растениями, которые на ней растут.
2) Или подготовить сообщение о животных, которые обитают в почве.
За хорошую работу на уроке, вам награда мультфильм.
Любе оценка-5 за опыты.
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме « Почва »
1. Тесты с одним верным ответом:
1 Верхний плодородный слой земли – это ..
А) почва
Б) песок
В) глина
г) горные породы
2 В состав почвы не входит…
А) глина
Б) перегной
В) камни
г) воздух
д) вода
3 Основное свойство почвы –
А)запах
Б) плодородие
В) темный цвет
4 Почва плодородней, если в ней много…
А) воды
Б) перегноя
В) песка
г) растений
5 В пустыне мало растительности, потому что…
А) не плодородная почва
Б) не сажают
В) не ухаживают
г) там очень жарко
6 Чтобы почва не истощалась, её нужно …
А) рыхлить, поливать
Б) поливать, удобрять
В) рыхлить, поливать, удобрять
2 Допишите фразу.
1. В почве есть: песок, _........, перегной, ___......._, …………_,
2 Чем почва черней, тем она……..
3 Гумус – это ……..
4. Самая плодородная почва – это …………………
5. В стакан с водой положили кусочек почвы. Появились пузырьки. Значит, в почве есть ………………..
6. Когда растения умирают – они гниют, образуя……….., а это вещество снова превращается в ……………соли.
3. Какие природные явления разрушают почву?
А) листопад, Б) ветер,
в) отлёт птиц, г) потоки дождевых и талых вод,
д) пыльные бури.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Погода:------------------------------------------------------------------
Тема урока:------------------------------------------------------------
Задачи урока:
- Продолжить работу по углублению представлений о ………………….как о верхнем плодородном слое земли.
- В процессе опытов установить состав ……….
- Выявить основные способы защиты ………….. от разрушения.
Задание1. Поиск. Откройте учебник стр .37.
Прочитайте текст, найдите определение. Запишите, что такое почва?
Почва – это----------------------------------------------------------------------
Задание 2.Наблюдение.
Работаем в парах. Рассмотрите образец почвы на ваших столах. Что вы видите? Запишите.
Почва …………….. цвета. В ней можно заметить остатки -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 3. Опыты. Запиши состав почвы.
Почва
Задание 4. Подумай. Выпишите основные причины истощения почвы .----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Предварительный просмотр:
Погода :_____________________________
Тема урока:____________________________________
Задачи урока:
- Продолжить работу по углублению представлений о ____________как о верхнем плодородном слое земли.
- В процессе опытов установить состав__________
- Выявить основные способы защиты ____________от разрушения.
Задание1.Поиск . Откройте учебник стр .37.
Прочитайте текст, найдите определение. Запишите, что такое почва?
Почва –это _____________________________________
Задание 2.Наблюдение.
Работаем в парах. Рассмотрите образец почвы на ваших столах. Что вы видите? Запишите.
Почва ____________цвета. В ней можно заметить остатки ___________________________________________________________________
Задание 3. Опыты. Запиши состав почвы.
Почва
Задание 4.Подумай и запиши способы охраны почвы.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Предварительный просмотр:
Погода :_____________________________
Тема урока:____________________________________
Задачи урока:
- Продолжить работу по углублению представлений о ____________как о верхнем плодородном слое земли.
- В процессе опытов установить состав __________
- Выявить основные способы защиты ____________ от разрушения.
Задание1. Поиск . Откройте учебник стр .37.
Прочитайте текст, найдите определение. Запишите, что такое почва?
Почва – это _____________________________________
Задание 2. Наблюдение.
Работаем в парах. Рассмотрите образец почвы на ваших столах. Что вы видите? Запишите.
Почва ____________цвета. В ней можно заметить остатки ___________________________________________________________________
Задание 3. Опыты. Запиши состав почвы.
Почва
Задание 4.Подумай. Составьте и запишите пословицы.
1.Земля никто не наградит.
2.Земля человека кормит.
3.Земля не уродит кормилица.
4.Земля семя хранит матушка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва-среда обитания растений и животных.
Урок знакомит с составом , образованием и охраной почвы....
Урок окружающего мира по теме: "Растения и животные".
Урок окружающего мира для 1 класса по программе "Школа 2100".Цель: дать представление о роли растений в жизни животных....
Окружающий мир. 4 класс Тема «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».
Сценарий урока соответствует требованиям ФГОС.. Учитель применяет исследовательские и проектные методы обучения. Учащиечя работают в группах, учатся анализировать свою деятельность....
Урок окружающего мира по теме Растения и животные леса. 4 класс.
Урок окружающего мира по теме «Растения и животные леса» 4 класс.Тема: Растения и животные леса.Цель урока: углубить знания детей о растениях и жи...
Урок окружающего мира "Среда обитания - что это такое?"
Класс: 2Предмет: Окружающий мирУчебник, авторы: «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока: Среда обитания – что это такое?Тип урока: отк...
Технологическая карта урока Окружающего мира "Среда обитания-что это такое?" (2 класс, УМК "Начальная школа XXI века")
Цель урока: формирование знаний о понятии «среда обитания», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны и понятие «цепь питания».Задачи урокаДидактические:1. Знать понятие ...
Конспект урока. Дикие и домашние животные. Сравнение среды обитания.
Окружающий природный мирДикие и домашние животные. Сравнение среды обитания....