Почва-среда обитания растений и животных.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Радионова Галина Фёдоровна

Урок знакомит с составом , образованием  и охраной почвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochva_-sreda_obitaniya_rasteniy_i_zhivotnyh.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА ЛАБИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

        

             

                        Урок окружающего мира 4 класс

Тема: «Почва – среда обитания растений и животных

                                                                                 Учитель:

                                                                                      Радионова Галина Фёдоровна

                                                     2011 год

               

                  Тема:  Почва – среда обитания растений и животных.

Цели: сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах; развивать умения выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, рабочая тетрадь, учебник «Окружающий мир», образцы почв.

Ход урока

I. Организационный момент.

     II. Повторение.      (Слайд 2)

      Тест  по теме «Природные зоны» и выбери правильный ответ.

1. Какое погодное условие НЕ характерно для условий

     Крайнего    Севера?

а) Зима длится почти полгода;

б) сильные морозы, снегопады, мете-ли;

в) постоянный снеговой покров;

г) температура воздуха постоянно вы-ше нуля градусов.

2. Почему в районах Крайнего Севера нет растительности?

а) земля не успевает освобождаться от снега и льда;

б) раститель-ность бездумно уничтожена людьми;

в) нет животных, питающихся расте-ниями;

г) люди не занимаются посадкой растений.

3. Найди животное, которое НЕ встретишь на Крайнем Севере.

а) гагара;

б) бурый медведь;

в) белый медведь;

г) морской котик.

4. Найди растение, которое НЕ встретишь на просторах тундры.

а) Морошка;

 б) ягель;

в) голубика;

г) ковыль.

5. Найди животное, которое НЕ встретишь на просторах тундры.

а) Белка;

 б) лемминг;

в) олень;

г) куропатка.

6. Выдели занятие, НЕ характерное для населения тундры.

а) рыболовство;

б) оленеводство;

в) земледелие;

г) охота.

7. Выдели растения, НЕ характерные для тайги.

а) ель;

 б) дуб;

 в) кедр;

 г) лиственница.

8. Определи, кто в тайге НЕ живет.

а) антилопа;

б) бобр;

в) бурый медведь;

г) соболь.

9. Какое растение НЕ растет в зоне смешанных лесов?

а) клен;

 б) ель;

 в) верблюжья колючка;

г) калина.

10. Какое животное НЕ встретишь в зоне смешанных лесов?

а) белка;

 б) верблюд;

в) лисица;

 г) заяц.

Ответ: 1г; 2а; 3б; 4г; 5б; 6в; 7б; 8а; 9в; 10б. (Слайд 3)

   III. Введение в тему.

        Есть на свете чудесная кладовая.  Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и щедры, и, когда они умело её обрабатывают : пашут, удобряют. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? (Почва.)

– Сформулируйте мне тему урока.(Мы сегодня будем говорить о почве.)

IV. Изучение нового материала.

 Учитель.  (Слайды 4-7)

     Первоначально наша Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были мало пригодны для растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того как растения обжили эти территории, на них поселились животные.

– Везде ли на Земле есть почвенный слой? (Этого слоя нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.)

– Как определить, есть ли на данном участке местности почва? (На почве растут растения.)

Образование почвы началось только с появлением живых существ на земле. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. Горные породы разрушаются под действием Солнца, воды и ветра. Бактерии также способны разрушать горные породы, а затем на этих местах поселяются лишайники и начинают свою кропотливую работу по созданию почвы.

– Назовите главное свойство почвы и главное отличие от горной породы. (Плодородие.)

– Как вы понимаете это слово «плодородие»?

– От  чего  зависит  плодородие  почвы?  Найдите  ответ  в  учебнике
(с. 30–31).

 Чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она – наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один см почвы образуется в природе за 250 – 300 лет!

-Назовите животных, которые обитают в почве?(работа в тетради).

            Ребята, а какие почвы на территории нашего Краснодарского      края?(Ответы учащихся)

V.  Сообщение о почве Кириленко Кирилл. (Слайд 8)

  В нашем крае почвы довольно разнообразны. Они издавна славятся своим плодородием и считаются лучшими среди почв других регионов Российской Федерации.На Азово-Кубанской равнине распространены черноземные почвы. В них содержится много гумуса, то есть плодородного вещества, которое образовалось из перегнивших растительных и животных останков. Он и дает цвет почве.

   В долинах и низовьях степных рек встречаются луговые почвы. Плавнево – луговые и болотные почвы приобрели большое значение, когда на Кубани стали широко возделывать рис. Во влажном виде эти почвы черные, а когда высыхают становятся ржаво – бурыми.

   В предгорьях, на северных склонах Главного Кавказского хребта, залегают выщелоченные черноземы, темно – серые лесные и подзолистые почвы.

   В горах, где растут леса, распространены бурые лесные почвы, содержащие значительное количество перегноя от ежегодно отмирающей листвы

   Для Черноморского побережья характерны горно-лесные и перегнойно - карбонатные почвы. Они образовались под лесной растительностью на мергелях и известняках. Эти почвы пригодны для виноградных плантаций и фруктовых садов.

    Хорошо растут виноградники на каштановых почвах на западе Таманского полуострова. На северо-востоке Тамани частично болотные почвы.

Сообщение «Охрана почв»  Глуховской Иван. (слайд 10)

 Почва – это богатство природы. Поэтому их удобряют, берегут: задерживают влагу на полях, борются с сорняками и эрозией – ветровой и водной. Ветровая эрозия проявляется в виде бурь, поднимающих пыль на различную высоту. Их называют пыльными бурями. Наиболее сильно от ветровой эрозии страдают земли Новокубанского, частично Кавказского и Усть – Лабинского районов, а также территории северных и северо – восточных районов края.   Лишнее количество удобрений вредно для растений и для всего живого в почве.

Многолетний опыт, данные науки убеждают, что лесные насаждения в комплексе с другими мероприятиями надежно защищают посевы от суховеев, черных бурь, обеспечивают лучшее накопление  воды в почве, способствуют повышению урожайности.

       VI              Физкультминутка

VII.Работа по учебнику.

      Практическая работа (опыт по учебнику, с. 30).

– Давайте проведем опыт и узнаем, что кроме перегноя входит в состав почвы.

Прочитайте вывод в учебнике (с. 30).

– На обширных пространствах Земли образуется огромное количество разнообразных почв.

– Как  вы  думаете,  от  чего  зависит  цвет  почвы?  (От количества перегноя.)

                            Вывод:   (Слайд 11)

VIII. Итог урока.

-Что нового узнали о почве?

-Главное свойство почвы?

IX. Рефлексия.  (Слайд 12)

- Я научился (лась) … .

- Я понял (а) … .

 - Я смогу …

X. Домашнее задание: учебник, с. 29–32. Подготовить рассказ о значении почвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растения и животные водоёмов.Охрана растений и животных водоёмов.

Конспект урока и электронная презентация Microsoft Power Point, дающие представление о водоёме - природном сообществе....

ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.

Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....

Растения и животные. Различия между растениями и животными. УМК "Школа 2100"

Цели:          учить детей различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных...

Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов". 3 класс.

Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов" по учебнику Н.Ф. Виноградовой. 3 класс....

Окружающий мир. 4 класс Тема «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».

Сценарий урока соответствует требованиям ФГОС.. Учитель применяет исследовательские и проектные методы обучения.  Учащиечя работают в группах, учатся анализировать свою деятельность....

Урок по теме "Почва- среда обитания растений и животных".

В 4 классе на уроке окружающего мира ребята знакомятся с составом почвы и её свойством. Проводят наблюдения и опыты....