Почва-среда обитания растений и животных.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок знакомит с составом , образованием и охраной почвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_-sreda_obitaniya_rasteniy_i_zhivotnyh.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА ЛАБИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Урок окружающего мира 4 класс
Тема: «Почва – среда обитания растений и животных.»
Учитель:
Радионова Галина Фёдоровна
2011 год
Тема: Почва – среда обитания растений и животных.
Цели: сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах; развивать умения выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, рабочая тетрадь, учебник «Окружающий мир», образцы почв.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение. (Слайд 2)
Тест по теме «Природные зоны» и выбери правильный ответ.
1. Какое погодное условие НЕ характерно для условий
Крайнего Севера?
а) Зима длится почти полгода;
б) сильные морозы, снегопады, мете-ли;
в) постоянный снеговой покров;
г) температура воздуха постоянно вы-ше нуля градусов.
2. Почему в районах Крайнего Севера нет растительности?
а) земля не успевает освобождаться от снега и льда;
б) раститель-ность бездумно уничтожена людьми;
в) нет животных, питающихся расте-ниями;
г) люди не занимаются посадкой растений.
3. Найди животное, которое НЕ встретишь на Крайнем Севере.
а) гагара;
б) бурый медведь;
в) белый медведь;
г) морской котик.
4. Найди растение, которое НЕ встретишь на просторах тундры.
а) Морошка;
б) ягель;
в) голубика;
г) ковыль.
5. Найди животное, которое НЕ встретишь на просторах тундры.
а) Белка;
б) лемминг;
в) олень;
г) куропатка.
6. Выдели занятие, НЕ характерное для населения тундры.
а) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие;
г) охота.
7. Выдели растения, НЕ характерные для тайги.
а) ель;
б) дуб;
в) кедр;
г) лиственница.
8. Определи, кто в тайге НЕ живет.
а) антилопа;
б) бобр;
в) бурый медведь;
г) соболь.
9. Какое растение НЕ растет в зоне смешанных лесов?
а) клен;
б) ель;
в) верблюжья колючка;
г) калина.
10. Какое животное НЕ встретишь в зоне смешанных лесов?
а) белка;
б) верблюд;
в) лисица;
г) заяц.
Ответ: 1г; 2а; 3б; 4г; 5б; 6в; 7б; 8а; 9в; 10б. (Слайд 3)
III. Введение в тему.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и щедры, и, когда они умело её обрабатывают : пашут, удобряют. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? (Почва.)
– Сформулируйте мне тему урока.(Мы сегодня будем говорить о почве.)
IV. Изучение нового материала.
Учитель. (Слайды 4-7)
Первоначально наша Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были мало пригодны для растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того как растения обжили эти территории, на них поселились животные.
– Везде ли на Земле есть почвенный слой? (Этого слоя нет в ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на вершинах высоких гор, на голых каменистых склонах.)
– Как определить, есть ли на данном участке местности почва? (На почве растут растения.)
Образование почвы началось только с появлением живых существ на земле. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. Горные породы разрушаются под действием Солнца, воды и ветра. Бактерии также способны разрушать горные породы, а затем на этих местах поселяются лишайники и начинают свою кропотливую работу по созданию почвы.
– Назовите главное свойство почвы и главное отличие от горной породы. (Плодородие.)
– Как вы понимаете это слово «плодородие»?
– От чего зависит плодородие почвы? Найдите ответ в учебнике
(с. 30–31).
Чем плодороднее почва, тем выше урожаи. Но и она – наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один см почвы образуется в природе за 250 – 300 лет!
-Назовите животных, которые обитают в почве?(работа в тетради).
Ребята, а какие почвы на территории нашего Краснодарского края?(Ответы учащихся)
V. Сообщение о почве Кириленко Кирилл. (Слайд 8)
В нашем крае почвы довольно разнообразны. Они издавна славятся своим плодородием и считаются лучшими среди почв других регионов Российской Федерации.На Азово-Кубанской равнине распространены черноземные почвы. В них содержится много гумуса, то есть плодородного вещества, которое образовалось из перегнивших растительных и животных останков. Он и дает цвет почве.
В долинах и низовьях степных рек встречаются луговые почвы. Плавнево – луговые и болотные почвы приобрели большое значение, когда на Кубани стали широко возделывать рис. Во влажном виде эти почвы черные, а когда высыхают становятся ржаво – бурыми.
В предгорьях, на северных склонах Главного Кавказского хребта, залегают выщелоченные черноземы, темно – серые лесные и подзолистые почвы.
В горах, где растут леса, распространены бурые лесные почвы, содержащие значительное количество перегноя от ежегодно отмирающей листвы
Для Черноморского побережья характерны горно-лесные и перегнойно - карбонатные почвы. Они образовались под лесной растительностью на мергелях и известняках. Эти почвы пригодны для виноградных плантаций и фруктовых садов.
Хорошо растут виноградники на каштановых почвах на западе Таманского полуострова. На северо-востоке Тамани частично болотные почвы.
Сообщение «Охрана почв» Глуховской Иван. (слайд 10)
Почва – это богатство природы. Поэтому их удобряют, берегут: задерживают влагу на полях, борются с сорняками и эрозией – ветровой и водной. Ветровая эрозия проявляется в виде бурь, поднимающих пыль на различную высоту. Их называют пыльными бурями. Наиболее сильно от ветровой эрозии страдают земли Новокубанского, частично Кавказского и Усть – Лабинского районов, а также территории северных и северо – восточных районов края. Лишнее количество удобрений вредно для растений и для всего живого в почве.
Многолетний опыт, данные науки убеждают, что лесные насаждения в комплексе с другими мероприятиями надежно защищают посевы от суховеев, черных бурь, обеспечивают лучшее накопление воды в почве, способствуют повышению урожайности.
VI Физкультминутка
VII.Работа по учебнику.
Практическая работа (опыт по учебнику, с. 30).
– Давайте проведем опыт и узнаем, что кроме перегноя входит в состав почвы.
Прочитайте вывод в учебнике (с. 30).
– На обширных пространствах Земли образуется огромное количество разнообразных почв.
– Как вы думаете, от чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя.)
Вывод: (Слайд 11)
VIII. Итог урока.
-Что нового узнали о почве?
-Главное свойство почвы?
IX. Рефлексия. (Слайд 12)
- Я научился (лась) … .
- Я понял (а) … .
- Я смогу …
X. Домашнее задание: учебник, с. 29–32. Подготовить рассказ о значении почвы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растения и животные водоёмов.Охрана растений и животных водоёмов.
Конспект урока и электронная презентация Microsoft Power Point, дающие представление о водоёме - природном сообществе....
ТЕСТ Разнообразие, размножение и развитие животных. Охрана растений и животных.
Тест с содержанием фотографий и рисунков вместо вариантов ответов....
Растения и животные. Различия между растениями и животными. УМК "Школа 2100"
Цели: учить детей различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных...
Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов". 3 класс.
Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов" по учебнику Н.Ф. Виноградовой. 3 класс....
Окружающий мир. 4 класс Тема «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».
Сценарий урока соответствует требованиям ФГОС.. Учитель применяет исследовательские и проектные методы обучения. Учащиечя работают в группах, учатся анализировать свою деятельность....
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Про кошек и собак"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Про кошек и собак"...
Урок по теме "Почва- среда обитания растений и животных".
В 4 классе на уроке окружающего мира ребята знакомятся с составом почвы и её свойством. Проводят наблюдения и опыты....