Урок окружающего мира "Среда обитания - что это такое?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Класс: 2
Предмет: Окружающий мир
Учебник, авторы: «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Среда обитания – что это такое?
Тип урока: открытие нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sreda_obitaniya-chto_eto_takoe.docx | 389.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира
Ренина Ольга Вячеславовна,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 1 пос. Эльбан
Класс: 2
Предмет: Окружающий мир
Учебник, авторы: «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Среда обитания – что это такое?
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: ученик научится объяснять значение терминов «среда обитания», «природное сообщество», «пищевая цепь», составлять простые пищевые цепи.
Задачи:
- формировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания животных и их приспособленности к жизни в этих средах;
- учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно — следственные связи;
- формировать познавательный интерес к предмету через использование игровых форм обучения и создание ситуации успеха;
Метапредметные УУД:
Познавательные: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, УМК «Начальная школа XXI века»; методическое обеспечение; дидактический материал; ТСО; раздаточный материал.
Сценарий урока
Этапы урока и РУУД | Содержание |
Мотивация (саморегуляция) | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Вячеславовна. Урок мы свой начнем о том, Что вся Земля — наш общий дом. Наш добрый дом - просторный дом Мы все с рождения в нем живём. - Кроме нашего общего дома – планеты Земля – у каждого из нас есть свой собственный дом. Для чего он нам нужен? (там тепло, безопасно, есть еда, можно спать, отдыхать и т.д., то есть нам там хорошо и комфортно) |
Актуализация знаний (Целеполагание) | - Вместе с нами на планете Земля живет огромное множество живых организмов, более 5 миллионов, все они обитают в разных местах, и в этом есть определенные закономерности. Давайте с ними разберемся. - Игра «Третий лишний». Я назову три живых организма, а вы догадайтесь, какой из них лишний и почему: ЗАЯЦ, ВОЛК, БЕГЕМОТ (конечно, это бегемот, он не живет в лесу с волком и зайцем) - Почему бегемот не живет в лесу? (он нуждается в воде, к жизни в лесу не приспособлен) - АКУЛА, ОСЬМИНОГ, ЕЖ (конечно еж, акула и осьминог – водные организмы, а еж – наземное животное, он не может жить в воде, он к ней не приспособлен). - Сделаем вывод: живые организмы не могут обитать где угодно, они обитают только в таких местах, к которым приспособлены. - О чем сегодня пойдет речь на уроке? |
Формулировка темы урока и планирование работы (планирование) | - Попробуем сформулировать тему (о животных, где они обитают) - Теперь откроем учебники и сверим наше предположение с мнением авторов (с.38-39) - Прочитайте тему урока («Среда обитания - что это такое?») (тема записывается на доске) - Рассмотрите глазками разворот учебника, не читая, ознакомительно, попробуйте предположить, о чем будем говорить на уроке. Может быть, увидите выделенные жирным шрифтом слова, или картинки необычные. (дети отвечают, что видят на развороте учебника) - Давайте составим план изучения новой темы. ПЛАН
(записывается на доске) |
Открытие нового знания. | - Где будем искать нужную информацию? (в учебнике) - На странице 38 рассмотрите рисунок. - Обитатели какой среды? - Какие условия жизни объединяют этих животных? - Чем различаются эти живые существа? (формой тела, цветом, размерами) - От чего это зависит? (Они могут обладать защитной окраской, иметь определённую форму тела, питаться определённой пищей) РАБОТА С ТЕКСТОМ - Поработаем с текстом на стр.38. Перечитайте его про себя и найдите четыре вопроса, которые авторы нам задают.
- Ответы на эти вопросы вы сможете найти в Дополнительных материалах к уроку, приготовьте их, положите перед собой. Прочитайте самостоятельно и постарайтесь найти ответы на перечисленные вопросы. - Кто может ответить? (отвечают по прочитанному тексту) (за верные ответы дети получают жетоны) - Давайте попробуем сделать вывод, что же такое среда обитания? -Проверим свои догадки, прочитаем текст на с.39, первый абзац. - Вернемся к нашему плану: первый пункт плана выполнили? (да) - Приступаем ко второму пункту. - Прочитаем следующий абзац. - В тексте нам встретилось новое словосочетание: природное сообщество. Что это такое? - Какие природные сообщества бывают? (лес, водоем, луг, поле, сад) - Как вы понимаете слово «сообщество?» Сравните со словом «сообща» - это как? (дружно, совместно) ИГРА «Кто где живет?» - На доске – домики, их всего пять. Домики – это природные сообщества. Давайте заселим этих животных в свои домики (пять учеников у доски). Выбираем по одному животному, встаем лицом к ребятам, рассказываем кого выбрали и где его дом. Какое природное сообщество больше всего ему подойдет. - Все остальные приготовили светофоры, будем сигналить.
Физминутка Мы шагаем друг за другом, Лесом и весенним лугом, Мы походим на носках, А потом на пятках. Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Покружились, полетели, На цветы тихонько сели.
- Как вы думаете, можно ли считать пищевую цепь условием жизни животных в природном сообществе? - Почему? - Обратите внимание на расположение стрелочек. |
Первичное закрепление | ИГРА «Кто кем питается» (К доске приглашаются три ученика, у ребят маски с изображением животных, по команде учителя они должны выстроиться в ряд по цепочке, в зависимости от того, кем питается его животное) - простой вариант из трех звеньев (морковь, заяц, лиса) (всем участникам жетоны) |
Самостоятельная работа Контроль Саморегуляция Предоценка Оценка Коррекция | - Теперь поработаем самостоятельно. У вас на партах есть карточки. Используя номера рисунков, составь две пищевые цепи. Первые три ученика получают сразу 1 уровень. - Тот, кто первый справился, пишет свой ответ на доске. - А теперь проверим. Если вы уверены, что все сделали правильно, поставьте себе ! - Если сомневаетесь, то ставим знак «?» - Если есть ошибки, исправьте их. - Кто без ошибок - !, кто с ошибками - ? - Совпадают ли ваши оценки? (сигнальные карточки) (исправление ошибок) |
Домашнее задание. | - Откройте дневники и запишите домашнее задание: составить 2 пищевые цепи. Цепи вы составите на листочке. Можете написать от руки либо напечатать. |
Подведение итога урока Эмоциональная рефлексия |
- Продолжите фразу: - Я узнал (а)… - Я научился(лась) … - Я запомнил (а)… - Если урок понравился, помашите мне двумя ладошками. - Спасибо за работу, вы все очень хорошо постарались. Урок окончен. |
Дополнительный материал
Личинки стрекозы развиваются в воде, так как дышат жабрами. Личинки стрекозы – хищники. Они питаются личинками водных насекомых, иногда нападают на головастиков и мальков рыб. В свою очередь, служат пищей для рыб.
Место обитания жуков-плавунцов - стоячая вода, заросшая водорослями. Плавунцы — хищники. Нападают на водяных насекомых: головастиков, тритонов и мальков. Сами же плавунцы служат пищей для лягушек.
Цапля питается животной пищей: рыбой, лягушками, разнообразными мелкими млекопитающими, головастиками, насекомыми, мелкими грызунами, пресмыкающимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме:"Среда обитания - что это такое?" УМК «Начальная школа XXI века»
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме:"Среда обитания - что это такое?" УМК «Начальная школа XXI века» подготовлена к технологической карте по данной теме...
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...
Технологическая карта урока Окружающего мира "Среда обитания-что это такое?" (2 класс, УМК "Начальная школа XXI века")
Цель урока: формирование знаний о понятии «среда обитания», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны и понятие «цепь питания».Задачи урокаДидактические:1. Знать понятие ...