Конспект урока на тему "У Черного моря"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Богачёва Екатерина Игоревна

Конспект урока "У Черного моря" 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_chyornogo_morya.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

У ЧЕРНОГО МОРЯ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с географическим положением субтропической зоны России, растительным
и животным миром, деятельностью людей; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой, с учебником, с моделями изучаемых объектов
и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: умеют наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать их

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; карта природных зон; атлас-определитель «От Земли до неба»

Основные
понятия

Природная зона субтропиков


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Приветствует учащихся:

Добрый день, дорогие друзья!

Скажите, пожалуйста, с какой большой темой мы работаем последние уроки?

У вас на партах у каждого лежит карта природных зон, но эта карта не простая, она волшебная, слова на этой карте потерялись, вы должны послушав мои загадки восстановить карту.

Определите о какой природной зоне идёт речь.

Приложение 1.

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге
с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку.

Выслушивают предположения о содержании урока

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация

опорных

знаний

Индивидуальная работа по карточкам. Фронтальный опрос.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по карте природных зон России. Какая часть карты нами еще не изучена? Вот в этот удивительный уголок природы мы и совершим путешествие.

Что же, друзья, в дорогу пора,

Ждут с нетерпеньем нас:

Чудный берег, море, пляж,

Но мы отправимся туда не отдыхать,

А новую природную зону России изучать.

На доске вы видите слова, скажите, как они могут быть связаны друг с другом?

КАВКАЗ

ПОБЕРЕЖЬЕ

ЧЕРНОЕ МОРЕ

Отвечают
на вопросы учителя.

Внимательно слушают.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:  осуществляют логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;  самостоя-

Устные ответы,

карточки

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Индивидуальная работа
по карточкам.

Фронтальный опрос

Найдите и покажите на карте природную зону, расположенную на побережье Черного моря и окружённую Кавказскими горами. Определите размеры этой природной зоны относительно других. К северу или к югу от нашего края расположена эта природная зона?

Выполняют
задания.

Отвечают
на вопросы.

Внимательно слушают

тельно выделяют
и формулируют познавательную цель;
 осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи

III. Изучение нового

Рассказ учителя о природной зоне

Рассказ сопровождается показом по карте изучаемой зоны.

– Обратимся к помощнице – карте. Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена

Внимательно слушают.

Фронтальная, индиви-

Устные ответы,

записи

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

материала

Черноморского побережья Кавказа.

Работа
по учебнику, атласу-определителю
(индивидуальные сообщения).

на побережье. С одной стороны – Кавказские горы,
а с другой – Черное море. В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Воздух здесь влажный.

Животный и растительный мир природы Черного моря очень разнообразен, давайте познакомимся с ним поближе.

При помощи таблицы на доске (Смарт) заполним таблицу в рабочих тетрадях и расселим животных моря и суши в зоны их обитания.

Отгадайте загадки.

Скажите ребята почему некоторые животные и растения в таблице выделены красным цветом?

Что вы знаете о Красной книге?

Приложение 2

Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут, образуя густые, непроходимые леса. Довольно часто условия на Черноморском побережье сравнивают с условиями в парнике или теплице. Почему?

Какие породы деревьев должны расти в таком климате: хвойные или лиственные? Почему?

На Черноморском побережье Кавказа мы можем увидеть широколиственные леса. Из вечнозеленых лиственных растений есть пальмы, магнолии, кипарисы. Известно, что здесь произрастает 4000 видов растений .Тогда как на всей Земле всего 20000.

Ориентируются по карте.

Отвечают
на вопросы.

Выполняют
записи в тетради.

дуальная.

Групповая, индивидуальная

учебной деятельности.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения,  достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.
 

в тетради

Продолжение табл.    Физкультминутка Приложение 3

1

2

3

4

5

6

7

Рассказ учителя.
Выставка
фотографий
и сувениров

Карточка-«помогай-ка»:

1. Чем является для человека Черноморское побережье?

2. Какие экологические проблемы возникли по вине человека?

3. Какие растения и животные стали редкими из-за небрежного отношения к природе?

Продолжает рассказывать о Черноморском побережье Кавказа и демонстрирует фотографии, сувениры 

Внимательно слушают.

Рассматривают экспонаты и фотографии

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям

IV. Практическая деятельность

Фронтальный опрос.

Работа в тетради.

Обсуждение.

Продолжаем путешествовать по Черноморскому побережью, приближаемся к Кавказским горам, пройдёмся у их подножия. Слева и справа нас окружают деревья, плоды которых представлены у меня на столе. Назовите что это за фрукты, как называются деревья на которых они растут?

(Лимон, мандарин, апельсин, Лимонное дерево, апельсиновое дерево, мандариновое дерево)

На парте у каждого из вас лежит листок от дерева. Возьмите его в руки, понюхайте, какой он на ощупь? Как вы думаете с какого растения этот листок?

Что вы можете рассказать об этом листочке?

Предлагает обсудить экологические проблемы этой зоны. Работа с экологическими знаками.

– Кто побывал на побережье? Какого цвета море? Почему же его называют черным?

– Во время штормов вода темнеет, но в году бывает примерно 17 штормовых дней, и причина названия

Отвечают
на вопросы.

Выполняют
задания
в тетради.

Высказывают свое мнение.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия; выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование;

Устные ответы,

выполненные

задания

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
по учебнику (с. 137). Обсуждение.

Задания из электронного приложения к учебнику

моря не в этом. Версий, легенд, гипотез о происхождении названия моря довольно много. Одна из турецких легенд гласит, что в море покоится богатырский меч, брошенный туда по просьбе умирающего волшебника Али, якобы родственника самого Магомета. Море кипит, волнуется, пытается выбросить из своих недр смертоносное оружие и от гнева становится черным.(ВИДЕО ШТОРМА)

Предлагает прочитать в учебнике правила поведения у моря и обсудить.

Читают текст, высказывают свое мнение.

структурирование знания; осознанно
и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. 

Личностные: осуществляют смыслообразование

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

– Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?

Предлагает решить кроссворд и прочитать ключевое слово.

Читают вывод в учебнике (с. 141).

Индивидуальная, фронтальная,

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке; проводят рефлексию способов

Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Заключительная беседа. Выставление оценок

Кроссворд:

1. Дерево-долгожитель с листьями в форме продолговатого эллипса, плоды – несъедобные орехи. (Бук.)

2. Фруктовое дерево, дающее сочный мясистый плод

с пушистой кожицей. (Персик.)

3. Род морского рака. (Краб.)

4. Морское млекопитающее отряда китов. (Дельфин.)

5. Вечнозеленое дерево с крупными овальными листьями. Летом появляются огромные белые цветки величиной с чайную чашку. Привезено из Северной Америки. (Магнолия.)

6. Южное дерево с мясистыми сладкими плодами, содержащими мелкие зернышки. (Инжир.)

Ключевое слово: БЕРЕГИ.

Мы должны бережно относиться к удивительному миру субтропиков

Отвечают
на вопросы учителя

коллективная

и условий действия; осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности. 

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; понимают причины успеха/ неуспеха
в учебной деятельности; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; проявляют познавательный интерес к изучению предмета

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 132–140. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2, 3

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач

Ресурсный материал

Рассказ учителя

Сочи – главный город побережья. Достопримечательность города Сочи – дендрарий. Дендрарий (в переводе с греческого – «дерево») – открытый участок территории, где в открытом грунте культивируются древесные растения.

Берег Черного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Основным полезным ископаемым считаются лечебные минеральные воды.

К сожалению, Черноморское побережье Кавказа не обходится без экологических проблем. Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его. Часть поверхности моря покрыта нефтяной пленкой. Отдыхающие уничтожают многие растения и насекомых (для коллекций).

Сотни и тысячи купающихся пугают обитателей моря и заставляют их бежать в места более тихие. Из-за небрежного отношения к природе стали редкими жужелица кавказская. Иглица колхидная, тис ягодный занесены в Красную книгу. Под особую защиту взяты самшитовые рощи, дельфин черноморская афалина. Для сохранения уникальной природы Черноморского побережья Кавказа создан Сочинский национальный парк.

Каждый, кто приезжает сюда для отдыха, кто живет на Черноморском побережье Кавказа, обязан беречь природу этого замечательного места. А в память о поездке можно привезти сувениры, открытки, фотографии.

Приложение 1.

1.Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота. (Зона арктических пустынь).

2.Здесь чётко выражены четыре сезона : холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (зона степей)

3.Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев покров воскообразный. (зона пустынь)

4.Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры- все это препятствует росту больших деревьев. (тундра)

Приложение 2

Потеряла пол - хвоста!

 Только это - не беда!

 У неё же снова

Отрастает новый!

 С кем же так бывает?

 Кто отгадку знает?

( Ящерица) 

Безобидны, словно дети.

 Мы за них, друзья, в ответе.

Вглубь ныряют, вверх взлетают...
Добрым нравом обладают.

 Тело гладкое имеют,

"Разговаривать" умеют.

 Их язык понять стремимся.

Дружбой с ними мы гордимся.

 Подставляют в море спины

Людям тонущим …

Дельфин

В море зонтики плывут,

Куда волны их несут,

Обжигают как огонь,

Береги свою ладонь  Медуза

Хвостик короткий,

Четыре копытца,

Большие ушки,

Двигается быстро!

Косуля

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.

Бабочка

Кто из птиц с ведром воды,

 Может выйти из воды?

Ну, а если постараться,

Может и с двумя подняться.

Кто же эти великаны?

Ну, конечно…

Пеликаны

Распустила крылья птица,
И горит, и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес …

Павлин

В лесных районах обитает,

И на зимовку улетает,

И шея птицы той всегда,

Напоминает цифру два!

 Лебедь

Род морского рака. Краб.

Приложение 3

ФИЗМИНУТКА.

Аудиозапись шума волн.

Посмотрите вокруг, как здесь красиво! Представьте что вы сидите на тёплом морском песочке, поиграйте им.

А сейчас расслабьтесь, закройте глаза. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Вдох — выдох, вдох – выдох, вдох — выдох.

Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных.

Волна беседует со мной и говорит расслабься, успокойся, отдохни.

Почувствуй чистый воздух моря... Тепло и свет ласкают тело.

Расслабься и послушай тишину. Вдох — выдох, вдох — выдох. Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь глаза откройте, проснитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: « У Черного моря (субтропическая зона Черноморского побережья Кавказа)», проведенного в 4 классе.

Конспект урока по окружающему миру на тему: "У Черного моря (субтропическая зона Черноморского побережья Кавказа)", проведенного в 4 классе.УМК "Школа России"Автор: Елфимова Ольга  Владимиро...

Конспект урока по окружающему миру "У Черного моря" 4 класс Школа России

Предлагаю конспект по окружающему миру 4 класс Школа России...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "У Черного моря"

Цели:    сформировать у учащихся представление о субтропической зоне     Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны...

Конспект урока окружающего мира "У Черного моря" 4 класс

Коспект урока по предмету окружающий мир по теме "К Черного моря"  поможет учителю в подготовке к уроку. Данное занятие предназначено для учащихся 4 класса по программе "Школа Росс...

Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс

Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "У Черного моря"

Конспект урока с использованием кейс- технологий...

Конспект урока "Реки,озера и моря России" 4 класс

Цель урока: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.Задачи:Сформировать представление о  многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.Ра...