Занятие по внеурочной деятельности ТРИЗ. Блок «Изучение веществ с помощью ММЧ
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Занятие по внеурочной деятельности на тему: "Путешествие Капитошки" будет интересным и увлекательным при изучении свойств воды, его агрегатного состояния с помощью ММЧ(метод маленьких человечков) ученикам начальных классов. Во время занятия ребята могут превратиться в капельки воды и изобразить агрегатное состояние воды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В каплях всё вокруг блестит Луг алмазами покрыт.
Меня ждали, меня звали, Показался –убежали!
Над рекой и над долиной Повисла белая холстина
ПАР Мы согрели самовар, А над чашкой вьётся …
Не снег и не лёд, А деревья серебром уберёт.
Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
ЖИДКОЕ ТВЁРДОЕ ГАЗООБРАЗНОЕ Вода рек, морей, океанов дождь роса Снег Лёд Град иней Пар Туман облако
Закончи предложение: Я узнал… Мне понравилось… Эти знания мне пригодятся…
Предварительный просмотр:
Володина Ольга Борисовна
МБОУ СОШ № 16
Учитель начальных классов
Занятие по внеурочной деятельности (рабочая программа «ТРИЗ»)
Тема: «Путешествие Капитошки» (Блок «Изучение веществ с помощью ММЧ»)
Цель: Дать представление о воде как о веществе, находящемся в природе в трёх агрегатных состояниях (жидкость, пар, лёд),научить детей моделировать с помощью ММЧ агрегатное состояние воды.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: Расширить и уточнить представление детей о том, как образуется иней, град, роса, дождь, снег.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения;
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Технологическая карта
Этап занятия | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат УУД |
I. Организационный момент | Настрой на работу | -У нас сегодня гости, повернитесь, улыбнитесь и поздоровайтесь. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. | Учащиеся садятся за парты, которые располагаются по кругу в классной комнате. | Л: выражать положительное отношение к процессу познания |
II. Индукция с выходом на мотивацию. | 1)Вступительное слово учителя. 2) Определение объекта исследования или темы занятия. Слайд2. В каплях всё вокруг блестит, Луг алмазами покрыт.(роса) Слайд 3 Меня ждали, меня звали. Показался -убежали.(дождь) Слайд 4 Над рекой и над долиной Повисла белая холстина. (туман) Слайд 5 Мы согрели самовар , А над чашкой вьётся …(пар) Слайд 6 Не снег и не лёд, А серебром деревья уберет. (иней) Слайд7. Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (снег) | - Я предлагаю провести занятие в форме – исследования (урок творчества) - Что необходимо для того, чтобы исследование состоялось? - Попробуйте определить объект нашего исследования? - О чём будем говорить?
| -Найти то, что будем изучать. Дети отгадывают загадки и определяют тему занятия. - О воде. - О трёх состояниях воды: жидкое, твёрдое и газообразное. | К: аргументировать свою точку зрения |
III. Работа по теме занятия | Изучение перехода воды из одного агрегатного состояния в другое с помощью ММЧ. Тума́н — атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара (при температуре воздуха выше −10° — капельки воды, при −10..−15° — смесь капелек воды и кристалликов льда, при температуре ниже −15° — кристаллики льда, сверкающие в солнечных лучах или в свете луны и фонарей). Роса́ — мелкие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней прохлады. И́ней — вид твёрдых атмосферных осадков. Представляет собой тонкий слой кристаллического водного льда различной мощности, нарастающего на поверхности земли и наземных предметах при отрицательной температуре почвы, малооблачном небе и слабом ветре. Кристаллы инея при слабых морозах имеют форму шестиугольных призм, при умеренных — пластинок, а при сильных — тупоконечных игл | -Капитошка приглашает вас в увлекательное путешествие, для изучения состояния воды. -Вы согласны? -Подумайте, как лучше изучить воду, её превращения. стихотворение о ВОДЕ -Вы слыхали о воде? Говорят она везде. - Мы разделились на три команды не случайно. Подумайте почему? ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ слад8 -Я каждой команде назову состояние воды. А вы подумайте как назвать команду. Задание для команд: -Объясните как образуется вода? Слайд 9 -Как образуется туман? Слайд 10 - Как образуется иней? Слайд 11 -Как образуется град? Слайд 12 -Чем отличается туман, иней, роса от дождя и снега? Слайд13 | - Превратиться в меленькие капельки или в МЧ(маленькие человечки). 1капелька: В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает. 2капелька: Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей. 3капелька: На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда! -Вода самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время таит в себе множество загадок. «От воды всё в мире живо, жизнь –это одушевлённая вода», -писал Леонардо да Винчи. ) Вода самая загадочная жидкость на земле. И в то же время самая простая… - По 3-м состояниям воды. Коллективно придумывают название и высказывают свое мнение. Высказывают свое мнение, приводят примеры. | К: высказывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решения в совместной деятельности. Л: формирование эстетического отношения к окружающему миру. П: дать представление о том, как образуется роса, дождь, снег, иней. туман. Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Физкультминутка | На примере ММЧ дети моделируют разные вещества и тела. | -Я называю вещество, а вы показываете его. -ВОДА, КАМЕНЬ, ПАР, ЧАЙ, ГОРЯЧИЙ ЧАЙ, СТЕКЛО, МОЛОКО, ГРАНИТ, ГОРЯЧИЙ БУЛЬОН, ЖЕЛЕЗО, ДЕРЕВЯННАЯ ПАРТА, ДОСКА. | Повторяют | |
III. Работа по теме занятия. |
Составление и показ модели по предложенному заданию.
3)Социализация-процесс усвоения учеником социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. | -Каждая команда получает задание. Ваша задача, подготовиться и показать живую модель. Задача других команд отгадать, задавая умные вопросы. Чем меньше вопросов, тем лучше. Игра «Да-Нетка» (показ своих загадок о воде ) -Вам понравилось путешествие с Капитошкой? Что вам запомнилось, что открыли для себя нового о воде? РЕФЛЕКСИЯ слайд14 | Работа в группах (3 группы) Каждая группа по очереди предлагает свою модель. Команды-соперники должны отгадать, Групповая работа. 1 команда показывает водопад 2 команда-сосулька 3 команда-кипящий чайник Ответы детей. | К: формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения. П: иметь представление о свойствах веществ, их молекулярный состав. Л: проявлять навыки делового сотрудничества Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
IV. Подведение итога. Рефлексия | Метод незаконченных предложений. Награждение | - Закончи предложения: Я узнал …. Мне понравилось…. Эти знания мне пригодятся…. Оцените себя с помощью капельки воды или тучки | Ответы учащихся | Р: анализировать свою деятельность |
Интернет-русурсы:
- http://www.trizminsk.org/e/2330201.htm
- http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-o-prirodnyh-javlenija-s-otvetami-dlja-mladshih-shkolnikov.html
- http://pandia.ru/text/78/355/236.php
- http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Туман
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Роса
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иней
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков
Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...
Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»
Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...
Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности
В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания и развития патриотизма с младшего школьного возраста....
Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительной деятельности Тема: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.
Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительному искусству«Школа искусств. ИЗО-отделение» Класс: 2 классУчитель: Алакина Екатерина ВладимировнаЗанятие: изобразительное искусс...
конспект занятия по внеурочной деятельности (проектная деятельность)
Данный конспект разработан по программе Р.И.Сизовой , Р.Ф.Селимовой Учусь создавать проект в соответствии с ФГОС по теме: Изготовление визитки. 2 класс...
Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».
Место занятия в рамках раздела программыЭто занятие - повторения и закрепления знаний в 1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и проц...