Занятие по внеурочной деятельности ТРИЗ. Блок «Изучение веществ с помощью ММЧ
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Володина Ольга Борисовна

Занятие по внеурочной деятельности на тему: "Путешествие Капитошки" будет интересным и увлекательным при изучении свойств воды, его агрегатного состояния с помощью ММЧ(метод маленьких человечков) ученикам  начальных классов. Во время занятия ребята могут превратиться в капельки воды и изобразить агрегатное состояние воды.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по внеурочной деятельности Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16 п. Тульского, Республики Адыгея Володина Ольга Борисовна

Слайд 2

В каплях всё вокруг блестит Луг алмазами покрыт.

Слайд 3

Меня ждали, меня звали, Показался –убежали!

Слайд 4

Над рекой и над долиной Повисла белая холстина

Слайд 5

ПАР Мы согрели самовар, А над чашкой вьётся …

Слайд 6

Не снег и не лёд, А деревья серебром уберёт.

Слайд 7

Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Слайд 8

ЖИДКОЕ ТВЁРДОЕ ГАЗООБРАЗНОЕ Вода рек, морей, океанов дождь роса Снег Лёд Град иней Пар Туман облако

Слайд 14

Закончи предложение: Я узнал… Мне понравилось… Эти знания мне пригодятся…



Предварительный просмотр:

Володина Ольга Борисовна

МБОУ СОШ № 16

Учитель начальных классов

Занятие по внеурочной деятельности (рабочая программа «ТРИЗ»)

Тема: «Путешествие Капитошки»  (Блок  «Изучение веществ с помощью ММЧ»)

Цель: Дать представление о воде как о веществе, находящемся в природе в трёх агрегатных состояниях (жидкость, пар, лёд),научить детей моделировать с помощью ММЧ агрегатное состояние воды.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: Расширить и уточнить представление детей о том, как образуется иней, град, роса, дождь, снег.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения;

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Личностные: внутренняя позиция школьника  на уровне положительного отношения к школе; эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Технологическая карта

Этап занятия

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат УУД

I. Организационный момент

Настрой на работу

-У нас сегодня гости, повернитесь, улыбнитесь и поздоровайтесь.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь

 и  пожелайте друг другу удачи.

Учащиеся садятся за парты, которые располагаются по кругу в классной комнате.

Л: выражать положительное отношение к процессу познания

II. Индукция с выходом на мотивацию.

1)Вступительное слово учителя.

2) Определение объекта исследования  или темы  занятия.

Слайд2.

В каплях всё вокруг блестит,

Луг алмазами покрыт.(роса)

Слайд 3

Меня ждали, меня звали.

Показался -убежали.(дождь)

Слайд 4

Над рекой и над долиной

Повисла белая холстина. (туман)

Слайд 5

Мы согрели самовар ,

А над чашкой вьётся …(пар)

Слайд 6

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберет. (иней)

Слайд7.

 Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

(снег)

- Я предлагаю провести занятие в форме – исследования

(урок творчества)

- Что необходимо для того, чтобы исследование  состоялось?

- Попробуйте определить объект нашего исследования?

- О чём будем говорить?

 

 

-Найти то, что будем изучать.

Дети отгадывают загадки и определяют тему занятия.

- О воде.

- О трёх состояниях воды: жидкое, твёрдое и газообразное.

К: аргументировать свою точку зрения

III. Работа по теме занятия

Изучение перехода воды из одного агрегатного состояния в другое с помощью ММЧ.

Тума́н — атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара (при температуре воздуха выше −10°  — капельки воды, при −10..−15° — смесь капелек воды и кристалликов льда, при температуре ниже −15° — кристаллики льда, сверкающие в солнечных лучах или в свете луны и фонарей).

Роса́ — мелкие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней прохлады.

И́ней — вид твёрдых атмосферных осадков. Представляет собой тонкий слой кристаллического водного льда различной мощности, нарастающего на поверхности земли и наземных предметах при отрицательной температуре почвы, малооблачном небе и слабом ветре. Кристаллы инея при слабых морозах имеют форму шестиугольных призм, при умеренных — пластинок, а при сильных — тупоконечных игл

-Капитошка  приглашает вас в увлекательное путешествие, для изучения состояния воды.

-Вы согласны?  

-Подумайте, как лучше изучить воду, её превращения.

стихотворение о ВОДЕ

-Вы слыхали о воде? Говорят она везде.

- Мы разделились на три команды не случайно. Подумайте почему?

ТРИ СОСТОЯНИЯ ВОДЫ слад8

-Я каждой команде назову состояние воды. А вы подумайте как назвать команду.

Задание для команд:

-Объясните как образуется вода? Слайд 9

-Как образуется туман? Слайд 10

- Как образуется иней? Слайд 11

-Как образуется град? Слайд 12

-Чем отличается туман, иней, роса от дождя и снега? Слайд13

- Превратиться в меленькие капельки или в МЧ(маленькие человечки).

1капелька:

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

2капелька:

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

3капелька:

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

-Вода самое простое и привычное вещество на  планете. Но  в то же время таит в себе множество загадок. «От воды всё в мире живо, жизнь –это одушевлённая вода», -писал Леонардо да Винчи.  )

Вода самая загадочная жидкость на земле. И в то же время самая простая…

 - По 3-м состояниям воды.

Коллективно придумывают название и  высказывают свое мнение.

Высказывают свое мнение, приводят примеры.

К:  высказывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решения в совместной деятельности.

Л: формирование эстетического  отношения  к окружающему миру.

П: дать представление о том, как образуется роса, дождь, снег, иней. туман.

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

Физкультминутка

На примере ММЧ дети моделируют разные вещества и тела.

-Я называю вещество, а вы показываете его.

-ВОДА, КАМЕНЬ, ПАР, ЧАЙ, ГОРЯЧИЙ ЧАЙ, СТЕКЛО, МОЛОКО, ГРАНИТ, ГОРЯЧИЙ БУЛЬОН, ЖЕЛЕЗО, ДЕРЕВЯННАЯ ПАРТА, ДОСКА.

Повторяют

III. Работа по теме занятия.

  1. Практическая работа

Составление и показ модели по предложенному заданию.

  1. Социоконструкция

3)Социализация-процесс усвоения учеником социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

-Каждая команда получает задание. Ваша задача, подготовиться и показать

живую модель. Задача других команд отгадать, задавая умные вопросы. Чем меньше вопросов, тем лучше.

Игра «Да-Нетка»

(показ своих  загадок о воде )

-Вам понравилось путешествие с Капитошкой?

Что вам запомнилось, что открыли для себя нового о воде?

РЕФЛЕКСИЯ слайд14

Работа в группах

(3 группы)

Каждая группа по очереди предлагает свою модель.

Команды-соперники должны отгадать,

Групповая работа.

1 команда показывает водопад

2 команда-сосулька

3 команда-кипящий чайник

Ответы детей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения.

П: иметь представление о свойствах веществ, их молекулярный состав.

Л: проявлять навыки делового сотрудничества

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

IV.

Подведение итога. Рефлексия

Метод незаконченных предложений.

Награждение

- Закончи предложения:

Я узнал ….

Мне понравилось….

Эти знания мне пригодятся….

Оцените себя с помощью капельки воды или тучки

Ответы учащихся

Р: анализировать свою деятельность

Интернет-русурсы:

  1. http://www.trizminsk.org/e/2330201.htm
  2. http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-o-prirodnyh-javlenija-s-otvetami-dlja-mladshih-shkolnikov.html
  3. http://pandia.ru/text/78/355/236.php
  4. http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Туман

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Роса

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иней


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности в 1-ом классе ("Юный художник") Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности в 1-ом классе. Тема занятия:"Нетрадиционные способы рисования. Рисование гусеницы с помощью пальчиков". К уроку прилагается презентация "Бабочки мона...

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительной деятельности Тема: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.

Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительному искусству«Школа искусств. ИЗО-отделение» Класс: 2 классУчитель: Алакина Екатерина ВладимировнаЗанятие: изобразительное искусс...

конспект занятия по внеурочной деятельности (проектная деятельность)

Данный конспект разработан по программе Р.И.Сизовой , Р.Ф.Селимовой Учусь создавать проект в соответствии с ФГОС по теме: Изготовление визитки. 2 класс...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...