Урок-квест по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 1 классе
(форма урок-квест)
Автор работы:
Глазунова Светлана Геннадьевна
ГБОУ СОШ №619 Калининского района г. Санкт – Петербурга
Санкт – Петербург
2016
Содержание
- Введение.
1.1 Актуальность работы……………………………………………..3
- Основная часть
- Цель урока-квеста.……………………………………………..4
- Понятие урока-квеста………………………………………....4
- Технологическая карта урока………………………………….6
- Заключение ………………………..…………………………………12
- Список литературы…………………….…………………………….13
- Приложение (маршрутный лист, карта-схема)….…………………14
- Введение
- Актуальность работы
Современное образование делает уклон на то, чтобы учащиеся овладевали определенными компетенциями, что отражено в стандартах рабочих программ школ, а также в Федеральном законе об образовании РФ, в котором компетентностный подход является важным направлением обновления образования.
Также актуальным на сегодняшний день являются инновационные технологии в образовательном процессе, т.е. использование особых форм, методов, способов, приемов в учебно-воспитательном процессе. Одним из таких способов является урок-квест.
Это довольно новое понятие, используемое на занятиях. Данная форма уроков постепенно начинает включаться в занятия по различным дисциплинам. В нём должны быть все признаки урока как учебной формы работы, и одновременно игровой формы обучения. Игровая форма уроков часто приобретает наибольшую популярность на занятиях во многих образовательных учреждениях.
Сейчас во многих городах развивается направление реалити-квестов, это достаточно интересное и познавательное направление в сфере досуга, где человек применяет свои знания или обретает новые, и использует их для достижения результата. Я думаю, что урок-квест, в современном учебном процессе, поможет ученикам не только применять полученные знания, но и в игровой форме получать новые.
- Основная часть
- Цель урока-квеста
Целью исследования является возможность использования урока-квеста для формирования компетенций у учащихся на уроках окружающего мира в 1 классе.
- Понятие урока-квеста
Различные определения урока-квеста предлагают сами учителя, однозначного научного понятия как такового нет. Поэтому можно постараться исследовать определение квеста, определение урока и объединить данные понятия в урок-квест. Итак, квест — приключенческая игра, представляющая собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком, чаще используется понятие в компьютерных играх. Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А. Бударному). Рассмотрим определение компетенции. Компетенция – совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения. (А.В. Хуторской). Соответственно про урок-квест можно сказать следующее: урок-игра, которая представляет собой определенный сюжет или определенную последовательность действий с определенными правилами, с точно установленным временем, на протяжении которого педагог руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы учащихся с целью формирования определенных компетенций. Урок-квест как инновационное направление образования может использоваться как информационная и коммуникационная технология для научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творчества и решения логических задач, именно такие признаки, как исследование и решение логических задач несет в себе квест. Соответственно урок-квест может быть взаимосвязан с другими формами обучения и воспитания и давать лучшие результаты в учебном процессе. Также может быть направлен на формирование соответствующих образовательных компетенций у учащихся, которые предлагает В. Хуторской: развитие логического мышления, способность к умственному эксперименту, нахождение верного решения в том или ином задании, воспитание качеств личности.
Исходя из формулировки урока-квеста мною был разработан урок по окружающему миру для 1 класса по теме «Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам».
Цель урока:
Закрепить полученные знания по теме «Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам».
Задачи урока:
Личностные
- Сформировать дружную атмосферу в коллективе
- Воспитать бережное отношение к природе
Метапредметные
- Формировать умение пользоваться картой-схемой
Предметные
- Знать названия растений
- Уметь определять растения
2.3.Технологическая карта урока
Автор(ы) | Глазунова Светлана Геннадьевна |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 1 |
УМК | Программа «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). |
Тема урока | Распознавание деревьев своей местности по листьям, плодам, кронам. |
Тип урока | Закрепление материала. Урок-квест. |
Цель урока | Закрепить полученные знания на практике в живой природе. |
Планируемые результаты | - обучающиеся должны знать части растений; уметь различать хвойные деревья от лиственных; уметь различать травы от кустарников; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения правил поведения в природе и участие в её охране |
Задачи: | - закрепить знания об разнообразии растительного мира; |
Методы: | Урок-квест |
Формы работы обучающихся | Работа в группах |
Организация деятельности обучающихся на уроке: | |
Необходимое учебное оборудование | Маршрутный лист, карта-схема, карандаш, два планшета, два контейнера для образцов, пакет для капсул. |
Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность обучаю-щихся | Формирование УУД | |||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |||
стадия вызова | ||||||
Организационный Создание благоприятного психологического настроя на работу | Проверка готовности групп. Создание положительного настроя обучающихся на урок. | Приготовление к уроку. Приветствие учителя | Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения Следование в поведении моральным и этическим требованиям | - | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | - |
Актуализация знаний Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний | - Мы изучали растения Дайте общую характеристику растениям. Какие виды растений вы знаете? Проверка рабочих тетрадей | Отвечают на заданные вопросы, показывают заполненную таблицу в рабочей тетраде. | Формирование научного мировоззрения на основе сравнения лиственных и хвойных деревьев | Развивать умения работать с текстом и иллюстрациями учебника и рабочей тетради | Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем | Анализ объектов с целью выделения признаков общих для разных групп растений |
Формулирование темы урока, постановка цели урока Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока | Класс делится на две команды. Командам выдаются маршрутные листы и карты | Выбирают капитана Обсуждают свой маршрут Распределяют обязанности в группе | Формирование дружественного отношения к товарищам | Обучающиеся ставят задачи для выполнения заданий | Обучающиеся сотрудничают с одноклассниками в процессе обсуждения постановки цели урока | Обучающиеся знают отличиялиственных деревьев от хвойных, трав от кустарников. Используя прошлый опыт |
Совершенствование знаний Установление правильности и осознанности изучения темы. | Предлагается выйти на улицу и следовать по указанным маршрутам. Выполнять предписания. | Читают текст маршрутного листа. Выполняют задания.Наносят на карту-схему нужные объекты | Формирование познавательной мотивации на основе интереса к игре . | Обеспечение обучающимися организации учебной деятельности при заполнении карты-схемы | Сотрудничество с товарищем по группе при оформлении карты-схемы и сборе материала | Учащиеся закрепляют полученные ранее знания |
Проверка знаний | Предлагается представителю от каждой группыозвучит полученные результаты и сдать заполненную карту -схему | Озвучивают свои результаты, коллективно обсуждают полученные результаты, делают общие выводы, записывают на карту-схему, отвечают на вопросы | Формируется познавательная самостоятельность при изучении объектов природы, личная ответственность за результат своей работы и товарищей по группе | Определяется последовательность действий, согласованность работы в группе при выполнении заданий, полученных от учителя | Обеспечивается учет позиции других обучающихся, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении заданных вопросов | Обучающиеся умеют определять, фиксировать и оформлять результаты |
Динамическая пауза Смена деятельности | Учитель предлагает поработать на тренажере. На слайде – «Найди знакомое растение». | Один ученик начинает, другие наблюдают на интерактивной доске. | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению растенийв игровой форме | - | Участие в коллективном обсуждении увиденного | Развиваются умения проводить наблюдения на слайдах |
Закрепление Установление правильности и осознанности изучения темы. | Учитель предлагает устно ответить на вопросы перед параграфом | Отвечают на вопросы. Обсуждают их коллективно и дополняют друг друга. | Формируются элементы экологической культуры Бережного отношения к растениям | - | Участие в коллективном обсуждении проблем | Обучающиеся имеют представление о, растениях растущих в черте города, рядом со школой |
Подведение итогов урока Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Учитель обобщает результаты, предлагает дать оценку работы каждой группы, отдельных учеников, целого класса | Коллективно обсуждают работу своих товарищей, свой вклад на уроке | Формирование уважительного отношения к одноклассникам, объективной оценки их работы на уроке-квесте | Внесение необходимых дополнений и корректив в действия в случае расхождений мнений | Участие в коллективном обсуждении между одноклассниками и учителем | - |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Предлагается определить деревья и кустарники около своего дома. | Записывают задания в тетради, задают вопросы по выполнению домашнего задания | Формируется интерес к предмету и положительная мотивация к самостоятельному изучению данной темы | Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний | Планирование учебного сотрудничества с учителем | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
Рефлексия. Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Предлагается ответить на вопросы: «Что нового мы узнали на этом уроке?» «Что мы уже знали по данной теме?» «Где и как в жизни нам пригодятся полученные знания?» | Обсуждают в парах, отвечают, дополняют ответы товарищей | Формируется экологическая культура на основе понимания практического значения в озеленение города | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что еще неизвестно | Обеспечение умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Развиваются умения выделять существенные признаки полученной информации |
- Заключение
После проведенных урока вместе с учениками были подведены итоги. Учащимся понравилась такая форма проведения урока, она наиболее привлекательна в учебно-воспитательном процессе. Все уроки в таком формате проходить не могут, но в качестве обобщающих или предваряющих новую тему могут использоваться на всех предметах помимо окружающего мира, с целью закрепления знаний, исследовательской работы неизвестного вопроса для лучшего усвоения нового материала в дальнейшем, что способствует формированию необходимых образовательных компетенций у учащихся.
Таким образом, урок-квест в образовательном процессе может использоваться как инновационная технология, направленная на формирование у учащихся определенных образовательных компетенций.
- Список литературы
1. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга – приложение 1)/ Под науч. ред. доктора пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Обобразовании в Российской Федерации"
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник. 2007.
5.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2007.
- Приложение
Команда № 1. Справа от главного входа под 3 ёлкой вы найдете первое задание.
1 задание. Отметьте на карте сколько елей растет на территории школы.
От центрального входа школы поверните направо. Найдите липу, а под ней задание.
2 задание. Отметьте количество лип на карте, которые растут на территории школы.
Дальше двигайтесь к входу в бассейн. Найдите там капсулу.
3 задание. Отметьте на карте и определите, какое растение растет около входа в бассейн.
Когда выполните, идите к баскетбольной площадке. Найди капсулу под кленами.
4 задание. Отметьте на карте: под каким деревом вы нашли капсулу и сколько таких деревьев здесь растет. Отметьте их на карте.
Двигайтесь дальше вокруг школы. Под ивой найдите следующую капсулу.
5 задание. Отметьте на карте сколько ив растет.
Двигайтесь дальше вокруг школы и по ходу движения отмечайте знакомые деревья и их количество. Остановитесь около калитки. Найдите капсулу.
6 задание. Отметьте количество деревьев и напишите их названия.
Двигайтесь к центральному входу.
Команда №2. Слева от главного входа под 3 ёлкой вы найдете первое задание.
1 задание. Отметьте на карте сколько елей растет на территории школы.
От центрального входа школы поверните налево. Найдите под дубом капсулу. В капсуле задание.
2 задание. Посчитай и отметь на карте количество дубов.
Двигайтесь к хозяйственным воротам школы и по ходу отмечайте знакомые тебе деревья и их количество. Найдите капсулу среди клёнов.
3 задание. Двигайтесь вдоль беговых дорожек по ходу отметьте, что это за деревья?
Под последним растением найди следующее задание в капсуле.
4 задание. Двигайтесь вдоль футбольного поля к детской площадке. Определите какие деревья там растут и сколько их. Найди следующее задание.
5 задание. Двигайся к центральному входу. Сколько и какие деревья растут около главного входа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру (1 класс) на тему: Окружающий мир - живая и неживая природа
Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Окружающий мир- живая и неживая природа...
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Адаптированная основная образовательная для детей с задержкой психического развития по прдмету "Окружающему миру" 4 класс.Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4 класс.
Курс способствует формированию знаний и представлений об окружающем мире, развитию речи на основе преобретённых знаний, а также развитию у обучающихся основных умственных операций и действий....
Игра-викторина по окружающему миру "Знатоки окружающего мира" 2 класс
Игра-викторина по окружающему миру для 2 класса "Знатоки окружающего мира" в рамках декады по окружающему миру с итоговой таблицей...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Урок – квест по литературному чтению в 4 классе по теме «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»
КВЕСТ – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше к намеченной цели. Цель: обобщение знаний по разделу &laqu...