Урок окружающего мира для 1 класса по теме "Снег и лёд"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира для 1 класса по теме "Снег и лёд"
УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr._1_klass.docx | 306.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе.
Тема: "Откуда берутся снег и лёд? Свойства снега и льда"
Цель учителя: Познакомить детей со свойствами снега и льда.
Задачи:
1.Формировать умение логически мыслить и анализировать.
2.Развивать навыки исследовательской работы, творческие способности детей, навыки работы с информационными технологиями.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сотрудничества при работе в парах.
Оборудование:
∙ ноутбук, проектор, интерактивная доска
∙ программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass
∙ система контроля и мониторинга качества знаний PROClass
∙ документ-камера;
∙ коробка, раскрашенная по-новогоднему, с заданиями от Снеговика;
∙ бумажные снежинки для каждого ученика;
∙ формы для льда, стаканы со снегом, стаканы со льдом ( по одному на партах);
∙ лист полоски белой и цветной бумаги, фишки, газета;
∙ молоток у учителя;
∙ карты самооценки работы ученика и оценки за работу в паре;
∙ выставка книг про снег и лёд;
∙ компьютерная презентация
∙ музыка песенки "Снежинки-пушинки";
∙ репродукции картин К.Юона «Русская зима», А. Пластова «Первый снег»
Планируемые личностные результаты:
- 1)проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- 2)участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;
- 3)развивать творческую деятельность эстетического характера;
- 4)формировать ценность здорового и безопасного образа жизни;
- 5)стремиться к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий;
- 6) развивать опыт практической деятельности в жизненных ситуациях.
Планируемые метапредметные результаты.
Регулятивные:
- 1)ставить и формулировать для себя новые задачи в сотрудничестве с учителем ;
- 2)применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- 3)наблюдать предметы и явления по предложенному плану;
- 4)выполнять опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями;
- 5)ставить и формулировать проблемы при проведении простейших опытов с объектами неживой природы;
- 6)оценивать достигнутые результаты.
Познавательные:
- 1)уметь анализировать свою работу и выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы;
- 2)строить логические утверждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- 3)проводить исследование свойства снега и льда;
- 4)уметь сравнивать по заданным критериям, обобщать, делать выводы при проведении опытов со снегом и льдом;
- 5)наблюдать формы снежинок, фигур изо льда и отображать их в рисунках.
Коммуникативные:
- 1)организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, предлагать помощь, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с товарищами;
- 2) работать индивидуально, в паре, в малой группе;
- 3)формулировать выводы из опытов, отвечать на итоговые вопросы;
- 4)формулировать собственное мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения, уметь договариваться, приходить к общему решению.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Вступительная беседа
Вот и пришла к нам зима-красавица. А какая она?
К нам всегда на урок по окружающему миру приходят помощники. Одним из помощников сегодня будет компьютерная презентация.
А вот главного помощника вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Слайд 1 (На экране появляются сначала загадка, потом Снеговик)
Cлайд 1 | Cлайд 2 | Cлайд 3 |
- Правильно, это Cнеговик - почтовик. Ребята, посмотрите, какую он нам прислал красивую коробку. Наверное, она волшебная.
(Учитель приоткрывает коробку) - Как много в ней всего. Я вижу конверты. Давайте посмотрим, что в его конверте №1.
(Учитель достаёт из конверта №1 карточки с загадками)
-Снеговик подготовил нам первое испытание - загадки. Отгадав их, вы узнаете тему урока.
1.Он пушистый, серебристый.
Но рукой его не тронь!
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. ( Снег)
2. Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло. ( Лёд)
Слайд 2 (На экране появляются слова СНЕГ и ЛЁД с картинками)
- Итак, что является темой нашего исследования?
- Снег и лёд
3. Сообщение темы и цели урока.
Догадайтесь, какая будет тема нашего урока
( Снег и лёд)
Слайд 3 (на экране появляются сначала тема, затем цель)
- Давайте прочитаем тему нашего урока.
(Дети читают хором) - Откуда берутся снег и лёд? Свойства снега и льда.
4. Работа над новым материалом.
А) Актуализация знаний.
- Загадки Снеговика вы легко отгадали. Что он нам ещё приготовил? (Учитель достаёт конверт №2 с вопросами).
- А теперь Снеговик просит вас ответить на вопросы о свойствах снега и льда. Ваши ответы будем записывать на доске.
(На доске записываются слова СНЕГ и ЛЁД) .
(Высказывания детей о свойствах СНЕГА и ЛЬДА учитель записывает на доске в 2 колонки.)
Вопрос 1. - Как вы думаете, откуда берутся снег и лёд?
(Высказывания детей)
Вопрос 2. - А для чего надо изучать снег и лёд?
(Высказывания детей.)
Вопрос 3. - Что вы знаете о снеге и льде. Какие они?
Б) Исследовательская работа.
Форма работы. Дети работают в парах.
-Посмотрим следующее письмо Снеговика (учитель достаёт конверт №3).
-Ребята, Снеговик остался доволен вашими знаниями. Но предлагает вам испытания потрудней:
"Возьмите на себя роль учёных и проведите опыты над снегом и льдом."
- Как думаете, каждый из вас справится с ролью учёного?
- Я тоже считаю, что вы справитесь.
- Мы будем выполнять опыты, а Снеговик будет наблюдать, всё ли правильно мы делаем, и помогать нам.
А Мудрая Черепаха, которая всегда присутствует на страницах нашего учебника, будет помогать заполнять таблицу, которую вы видите на экране.
Слайд 4. (на экране незаполненная таблица)
Cлайд 4 | Cлайд 5 | |
Свойство 1. Тает в тёплой воде.
- Что произойдёт со снегом и льдом, если они попадут в тёплую воду?
Гипотеза детей. Снег и лёд в тёплой воде тают
- Проверим нашу гипотезу с помощью опыта.
Опыт 1.
-Положите в стаканы с тёплой водой по кусочку снега и льда. Что происходит со снегом и льдом?
Высказывание детей.
(На экране в таблице в колонках СНЕГ и ЛЁД появляются слова: Тает. Образуется вода.)
- Почему же снег и лёд зимой на улице не тают?
- Зимой на улице холодно.
Свойство 2. Цвет.
Опыт 2.
- Рассмотрите снег, определите его цвет. Покажите полоску бумаги такого же цвета, как снег. Какая это бумага по цвету?
- Белая.
-Сделайте вывод, какого цвета снег? - Снег белого цвета.
(На экране в таблице в колонке СНЕГ появляется слово Белый )
- А можно ли сказать, что лёд белый? Высказывания детей.
- Сравните его с листами цветной бумаги. Похож ли лёд на какой-то цвет. Высказывания детей.
- Значит, лёд не имеет цвета, он бесцветный.
(На экране в таблице в колонке ЛЁД появляется слово Бесцветный)
Свойство 3. Прозрачность.
Опыт 3.
- Положите на бумагу тонкий слой снега. Видно ли через снег текст бумаги? - Нет.
- Положите рядом на газету лёд. А теперь? Видно ли текст? - Да.
- Как называются предметы, через которые всё видно? Что можете сказать о снеге? Что можете сказать о льде?
Высказывания детей.
(На экране в таблице в колонках СНЕГ ЛЁД появляются слова: Непрозрачный и Прозрачный)
Свойство 4. Плотность.
Опыт 4.
- Сожмите в одной руке снег, а в другой кусочек льда. Что произойдёт со снегом?
- Он сжимается
- Какой снег? - Неплотный, Рыхлый.
- А лёд? Он сжимается? - Нет.
- Какой он? - Он плотный.
(На экране в таблице в колонках СНЕГ ЛЁД появляются слова Рыхлый и Плотный)
Свойство 5. Хрупкость.
Посмотрите и подумайте, каким ещё свойством обладает лёд?
Опыт 5.
(Учитель разбивает лёд молотком, дети высказываются.)
(На экране в таблице в колонках СНЕГ ЛЁД появляются слова Нехрупкий и Хрупкий)
- Итак, мы с вами вместе выполнили все опыты, которые предложил Снеговик. Подведём итоги.
- Ребята, посмотрите на доске в таблице записаны свойствах льда и снега. Это ваши знания в начале урока.
Слайд 5. (На экране заполненная таблица)
- А теперь сравните с таблицей на экране. (На доске подчёркиваются одинаковые выводы.)
- Какие новые свойства вы открыли? - Дети высказываются.
- А теперь оценим, как вы поработали. (Дети получают карточки для самооценки и оценки товарища)
Карта самооценки ученика
Карта оценки для работы в паре
5.Физкультминутка.
Упражнения выполняются под музыку "Снежинки-пушинки"
6. Закрепление изученного материала.
- Мудрая Черепаха попросила Снеговика, чтобы вы поработали с учебником.
1) Отгадайте загадки и скажите, о каких свойствах снега и льда говорится в загадках.
1) Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно. ( Лёд. Свойство: прозрачность.)
2) Белые мухи на поле сели. (Снег. Свойство: снег белый.)
3) Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. ( Снежинка. Свойство: в тепле снег тает)
2.) Тест
(Тест проводится с помощью системы мониторинга качества знаний PROClass)
1.Какой лёд по цвету?
1) белый 2) бесцветный 3) синий 4) прозрачный
2. Какой снег по цвету?
1) белый 2) бесцветный 3) прозрачный 4) непрозрачный
3.Во что вода превращается при замерзании?
1) снег 2) лёд 3) в туман г) пар
4.Сколько лучей у снежинки?
1) пять 2) шесть 3) семь 4) восемь
5. Выбери свойство снега.
1) прозрачный, 2 ) хрупкий 3) рыхлый 4) бесцветный
6. Выбери свойство льда.
- белый 2) рыхлый 3) прозрачный
7.Во что превращается лёд в тепле?
1) в снег 2) в туман 3) в воду г) в пар
8. Отгадайте загадку: «Во дворе переполох, с неба сыплется горох»
1) лёд 2) град 3) снежинки 4) снег
7. Беседа «Правила безопасности во время гололёда. Использование снега и льда»
1). Беседа о правилах безопасности во время гололёда
-Ребята, заглянем в нашу волшебную коробку. А этот конверт красного цвета.
-Прочитаем письмо. Снеговик предупреждает нас об опасности, которые нас подстерегают зимой.
- Где вы видели сосульки? - На крышах.
- Когда они появляются? -Когда тает снег.
- Что такое сосулька? -Это замёрзшая вода.
-Какие правила безопасности надо соблюдать, когда на крышах много сосулек?
(Высказывания детей)
- А какие ещё опасности зимой? - Дети высказываются
! Опасным является катание на льдинах. Когда? Когда тает лёд, льдина может треснуть.
- А вы любите кататься на горке? Все любят. -А какие правила надо соблюдать? -Дети высказываются.
-
2). Беседа о конкурсах ледовых фигур.
.(Но лёд нам ещё приносит красоту и радость. Жители городов устраивают конкурсы ледовых фигур. Это очень трудоёмкая ювелирная работа, так как фигуры делают на улице в мороз, нужно так отточить каждый элемент фигуры, чтобы придать форму и при этом не
расколоть лёд. Посмотрите, какие фигуры люди делают изо льда.
Показ фотографий ледовых фигур. Слайды 9-14
Cлайд 9 | Cлайд 10 | Cлайд 11 |
Cлайд 12 | Cлайд 13 | Cлайд 14 |
-Где ещё применяют снег и лёд?
- Снег и лёд используется в народной медицине. Если к больному месту приложить снег или лёд, то боль утихнет, а шишка спадёт.
Если из носа пошла кровь, то тоже можно к носу приложить снег или лёд.
- Пришло время снова заглянуть в волшебную коробку. Снеговик приготовил всем подарки - красивые снежинки.
(Учитель раздаёт снежинки всем ученикам класса.)
8.Физкультминутка.
(под музыку "Мы снежинки - мы пушинки")
-Какие красивые снежинки вам подарил Снеговик.
-Когда падает снег, любой человек испытывает чувство лёгкости, восхищения и радости. Давайте и мы порадуемся снежинкам.
- А теперь встаньте, закройте глаза, представим себя в зимнем лесу. Вдох, руки вверх. Вдыхаем запах свежего морозного воздуха.
- Падают снежинки, плавно опускаем руки вниз, делаем выдох. Откройте глаза. Тихо садитесь.
9.Творческая работа.
- А кто из вас, ребята, наблюдал за снежинками? Какие они? - Красивые, разной формы, непохожие друг на друга.
- Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая снежинка? -Шесть
- А теперь давайте посмотрим, какие бывают снежинки. (При демонстрации снежинок на интерактивной доске используется документ – камера)
- Каких только не рисуют снежинки: и 12-ти лучевые, и 8-ми лучевые, и 5-ти лучевые. Хотя, взглянув на падающие с неба фигурки,
каждый может убедиться, что лучей ровно 6. В природе в одном и том же снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А
всего люди насчитывали 246 различных форм снежинок. А как же образуются снежинки?
- Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки.
- Ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых снежинок.
- Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку?
Высказывания детей
- Для художника снежинка –это девушка. Она очень красивая и весёлая.
Нарисуйте свою снежинку. Покажите на листе бумаги своё настроение, когда снежинки летят в воздухе.
(Рисование на листках бумаги и в тетради)
- (Показ работ детей с использованием документ- камеры)
Какие хорошие работы у вас получились. Выскажите, какое настроение,
чувство вы показали в своём рисунке. -Дети высказываются.
-10. А теперь домашнее задание (одно из 2-х по желанию), которое вы сделайте вместе с родителями:
-1)сделать фото снежинки(сильно увеличить снег);
-2)найти загадки и пословицы о снеге и льде.
11. Подведение итогов урока и рефлексия
-Итак, наш урок - исследование подходит к концу.
-Каким было для вас занятие? Выберите слово (написано на доске): интересным, увлекательным, познавательным, трудным
- Спасибо всем за работу на уроке. Все сегодня хорошо поработали.
- Урок окончен (звучит музыка "Снежинки-пушинки").
Использованная литература.
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение,2013
2.Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» М.:ВАКО, 2012.
3.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учеб. лит., 2005.
4.Сухин И.Г. 800 загадок - 800 кроссвордов. М.: Новая школа, 1996
5. Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...